Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа технической направленности
«КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА»
Возраст обучающихся: 9-12 лет
Срок реализации: 5 месяцев
Авторсоставитель:
Дрокина В. П.
педагог дополнительного образования
пгт. Бисерть
Оглавление
1. Основные характеристики
3
1.1. Пояснительная записка
3
1.2. Цель и задачи программы
5
1.3. Планируемые результаты
5
1.4. Содержание программы
7
1.4.1. Учебный план
7
1.4.2. Содержание учебного (тематического) плана
8
2. Организационно-педагогические условия
11
2.1. Календарный учебный график
11
2.2. Условия реализации программы
11
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
11
3. Список литературы
13
2
1 ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная
общеобразовательная
программа
«Компьютерная
графика» составлена в соответствии с требованиями государственного
общеобразовательного стандарта начального общего образования, концепция
которой направлена на воспитание культуры личности, формирование
интереса к искусству. Данная программа разработана на основе программы по
информатике и ИКТ для четырехлетней начальной школы Горячева А. В.
«Общеобразовательная система «Школа 2100» и авторской программы
«Изобразительное искусство» О.А. Куревиной, Е.Д. Ковалевской.
Программа разработана с учётом особенностей первой ступени общего
образования, а также возрастных и психологических особенностей младшего
школьника. Программа поможет учащимся освоить азы компьютерной
грамотности и навыки рисования на компьютере.
Актуальность
Формирование интереса к овладению ИКТ знаний и умений является
важным средством повышения качества обучения школьников. Это особенно
важно в начальной школе, когда ещё формируются, а иногда и только
определяются постоянные интересы к тому или иному предмету. Процесс
создания компьютерного рисунка значительно отличается от традиционного
понятия "рисование". С помощью графического редактора на экране
компьютера
можно
создавать
сложные
многоцветные
композиции,
редактировать их, меняя и улучшая, вводить в рисунок различные шрифтовые
элементы, получать на основе созданных композиций готовую печатную
продукцию.
За
счет
автоматизации
выполнения
операций
создания
элементарных форм — эллипсов, прямоугольников, треугольников, а также
операций заполнения созданных форм цветом и других средств создания и
редактирования рисунка становится возможным создание достаточно
сложных изобразительных композиций детьми.
3
Программа «Компьютерная графика» реализуется с целью дальнейшего
совершенствования образовательного процесса, развития индивидуальных
способностей каждого школьника, формирования коммуникативных качеств.
Формы реализации программы общекультурного направления: практические
занятия
с
элементами
игр
и
игровых
элементов,
практическая,
самостоятельная работа, ситуационные игры, проектная деятельность.
Особенности организации занятия
Обучение по данной программе осуществляется в компьютерном классе.
Занятия происходят два раза в неделю. Обучение построено в соответствии с
принципами валеологии «Не навреди». На каждом занятии обязательно
проводится физкультминутка, за компьютером обучающиеся работают 15-20
минут. Сразу после работы за компьютером следует минутка релаксации обучающиеся выполняют упражнения для глаз и кистей рук.
Возраст обучающихся: 9-12 лет.
Сроки реализации программы: 5 месяцев.
Количество часов в год (5 месяцев): 84 часа.
Наполняемость группы: 10-15 человек.
Форма обучения: групповая.
Программа предусматривает как индивидуальную работу обучающихся,
так и командную, что способствует развитию у них навыков общения и
эффективного взаимодействия внутри коллектива.
1.2 Цель и задачи программы
Целью программы: формирование у детей младшего школьного
возраста комплекса начальных теоретических знаний, умений и навыков в
области компьютерной графики через художественно-эстетическое развитие
личности ребёнка, раскрытие его творческого потенциала.
Задачи:
• создание представления о компьютерной графике, ее возможностях;
4
• развитие творческих способностей учащихся и интереса к изучению
компьютерной графики;
• освоение простых приемов рисования в программах «Paint», «Microsoft
Word» и «ArtRage»;
• развитие
у
учащихся
творческого
потенциала,
инициативы,
самостоятельности.
1.3 Планируемый результат
Личностные результаты:
•
определять и высказывать под руководством педагога самые
простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве
(этические нормы);
•
в предложенных педагогом и придуманных самостоятельно
ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые
правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы
и педагога, как поступить;
•
адекватная реакция в проявлениях эмоционально-оценочного
отношения к миру (интересы, склонности, предпочтения);
•
выражение собственного мнения, позиции; овладение культурой
общения и поведения.
Метапредметные результаты:
•
определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью
учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться
работать по предложенному учителем плану.
•
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать
свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и
определять степень успешности, своей работы и работы других в соответствии
с этими критериями;
5
•
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую; извлекать
информацию, представленную в разных формах (текст; инфографика,
иллюстрация,
таблица,
схема);
перерабатывать
и
преобразовывать
информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения;
•
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера,
исполнителя); высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и
слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;
•
договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности; умение задавать вопросы.
Предметные результаты
•
описывать признаки предметов и узнавать предметы по их
признакам; выделять существенные признаки предметов; сравнивать между
собой
предметы,
явления;
обобщать,
делать
несложные
выводы;
классифицировать явления, предметы;
•
выполнять основные операции при рисовании с помощью одной из
компьютерных программ; сохранять созданный рисунок и вносить в него
изменения; давать определения тем или иным понятиям;
•
выявлять закономерности и проводить аналогии; уметь проводить
анализ при решении логических задач и задач на внимание.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
•
интерфейс простых графических программ;
•
основные инструменты и их возможности;
•
названия фигур.
Уметь:
•
использовать основные инструменты компьютерной программы;
6
•
создавать рисунок из простых объектов (линий, прямоугольников,
окружностей, треугольников и т.д.);
•
выполнять
основные
операции
над
объектами
(удаление,
перемещение, масштабирование, вращение);
•
работать с контурами объектов;
•
работать с цветовой палитрой и создавать заливки;
•
сохранять созданный рисунок и вносить в него изменения.
1.4 Содержание программы
1.4.1 Учебный план
№
п/п
1
Название раздела (модуля)
Введение в программу.
Количество академических
часов
Формы
промежуточной
(итоговой)
аттестации
Всего
Теория
Практика
2
1
1
Беседа
Инструктаж по безопасности.
2
Графический редактор Paint
42
10
32
Самостоятельная
работа «Домашний
участок»
3
Графика в Microsoft Word
12
2
10
Самостоятельная
работа «Открытка
для мамы»
4
Графический редактор Paint
3D
24
4
20
Самостоятельная
работа
«Подводный мир»
5
Итоговая аттестация
4
-
4
Зачет, выставка
работ «Любимый
праздник»
Итого за 5 месяцев: 84 часа
7
1.4.2 Содержание учебного (тематического) плана
1. Вводное занятие. История компьютерной графики
Теория: обзор основных разделов программы, цели и задачи обучения.
Виды компьютерной графики. Характеристики и применение растровой и
векторной графики. Знакомство с работами.
Беседа-инструктаж по технике безопасности, правилам поведения в
кабинете информатики и ИКТ.
Практика: игры на знакомство, просмотр творческих работ, просмотр
видео-интервью дизайнеров.
2. Графический редактор Paint
2.1 Интерфейс и главные элементы программы
Теория: возможности редактора, создание, изменение и сохранение
документа. Обзор инструментов и интерфейса программы.
Практика: тест «Основные инструменты Paint» по пройденному
материалу, первый запуск, создание рисунка «Фигуры», подведение итогов.
2.2 Рисунок с помощью фигур «Эллипс» и «Прямоугольник»
Теория: обзор фигур «Эллипс» и «Прямоугольник».
Практика: применение новых знаний, создание рисунков «Гусеница»,
«Грузовик» и «Домик» с помощью фигур «Эллипс» и «Прямоугольник».
2.3 Рисунок с помощью фигур «Линия» и «Кривая»
Теория: обзор фигур «Линия» и «Кривая».
Практика: применение новых знаний, создание рисунков «Ваза»,
«Рыбка» и «Ёлочка» с помощью фигур «Линия» и «Кривая».
2.4 Повторяющиеся элементы
Теория: дублирование, операции «Отразить» и «Повернуть».
Практика: применение новых знаний, создание рисунков «Божья
коровка», «Парус» и «Конфета» с помощью копий и операций «Отразить» и
«Повернуть».
8
2.5 Создание рисунков из элементов мозаики
Теория:
прием
«скопировать–вставить»,
операция
«Поворот»,
«Отражение».
Практика: применение новых знаний, создание рисунка «Цыплята» из
конкретных фигур с помощью операций «Отразить» и «Повернуть».
2.6 Объёмное изображение
Теория: основы перспективы, ребра, грани. Объем фигур.
Практика: применение новых знаний, создание объемных фигур с
учетом перспективы. Конструирование из этих фигур более сложных
рисунков.
2.7 Симметрия
Теория: что такое симметрия, типы симметрии, симметрия в
архитектуре.
Практика: применение новых знаний, создание симметричного рисунка
«Бабочка» с помощью дублирования и операции «Отразить».
2.8 Самостоятельная работа «Домашний участок»
Практика: самостоятельная работа «Домашний участок».
3 Графика в Microsoft Word
3.1 Интерфейс и главные элементы программы
Теория: возможности редактора, создание, изменение и сохранение
документа. Обзор инструментов и интерфейса программы.
Практика:
тест
«Основные
инструменты
Microsoft
Word»
по
пройденному материалу, первый запуск, подведение итогов.
3.2 Заливка, градиент фигур
Теория: формат фигур, заливка и контур фигуры, градиент, текстуры.
Практика: заливка и текстурирование фигур по заданию.
3.3 Рисунок с помощью фигур
Практика: создание рисунка «Лисичка» из фигур по заданию.
3.4 Самостоятельная работа «Открытка для мамы»
Практика: самостоятельная работа «Открытка для мамы».
9
4 Графический редактор Paint 3D
4.1 Интерфейс и главные элементы программы
Теория: возможности редактора, создание, изменение и сохранение
документа. Обзор инструментов и интерфейса программы.
Практика: тест «Основные инструменты Paint 3D» по пройденному
материалу, первый запуск, практические занятия, подведение итогов.
4.2 Основные операции над 3D-моделями
Теория: обзор операций над моделями: дублирование, удаление и
перемещение.
Практика:
выполнение
операций
над
моделями
«Удалить»,
«Копировать». Масштабирование и вращение элементов.
4.3 Рисунок из простых геометрических фигур
Теория: обзор фигур «Сфера», «Куб», «Цилиндр», «Конус» и
«Пирамида».
Практика: применение новых знаний, создание рисунка «Фигуры».
4.4 Раскрашивание 3D-моделей и работа с текстурой
Теория: выбор цвета, кисти, заливка и раскраска моделей. Текстуры,
стикеры и маски.
Практика: раскрашивание 3D-модели человека, используя кисти,
заливку и текстуру.
4.5 Работа с 3D-библиотекой
Теория: что такое 3D-библиотека и как в ней искать модели.
Практика: создание рисунка «Полянка» из готовых моделей библиотеки.
4.6 Самостоятельная работа «Подводный мир»
Практика: самостоятельная работа «Подводный мир».
5 Итоговая работа «Любимый праздник»
Теория: зачет, проверка знаний, тест «Интерфейс и основные
инструменты Paint, Paint 3D и Microsoft Office Word».
Практика: итоговая работа «Любимый праздник».
10
2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1 Календарный учебный график
№ п/п
1
2
3
4
5
6
Основные характеристики образовательного
процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Начало занятий
Окончание учебного года
21
42
4
84
3 февраля
27 июня
2.2 Условия реализации программы
1. Материально-техническое обеспечение: наличие кабинета для
теоретических практических занятий. Кабинет должен быть оборудован
столами, стульями в соответствии с государственными стандартами,
мультимедийное оборудование, экран, компьютеры, флеш-накопитель.
2. Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования,
реализующий данную программу, должен иметь средне профессиональное
или высшее образование (в том числе по направлению, соответствующему
направлению
данной
программы),
и
отвечать
квалификационным
требованиям и профессиональным стандартам.
3. Информационное обеспечение: аудио-, видео-, фото-материалы,
презентации, интернет-источники, необходимое программное обеспечение.
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы
контроля:
11
1. Стартовый,
позволяющий
определить
исходные
знания
обучающихся (собеседование);
2. Текущий, в форме наблюдения:
•
прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного
действия до начала его реального выполнения;
•
пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и
последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
•
рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу,
«план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
•
контроль по результату, который проводится после осуществления
учебного действия методом сравнения фактических результатов или
выполненных операций с образцом.
3. Итоговый контроль в формах:
•
практические работы;
•
творческие работы обучающихся.
12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Житкова О.А., Кудрявцева Е.К. Графический редактор Paint.
Редактор презентаций PowerPoint. (Тематический контроль по информатике.)/
Житкова О.А., Кудрявцева Е.К. - М. Интеллект-Центр, 2010
2. Кощеева Т.И. "Изучение темы "Моделирование и формализация" в
курсе информатики 8-го класса"
3. Струкова Е.С. Развитие пространственного воображения учащихся
при изучении темы "Моделирование в среде графического Редактора Paint".
http://festival.1september.ru/articles/310868/
4. Информатика. 7-9 класс. Базовый курс. Практикум-задачник по
моделированию/ Под ред. Н.В. Макаровой. - Спб.: Питер, 2009.
13