Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Бисертская средняя школа№1» Россия, 623050, Свердловская область, пгт Бисерть, ул. Октябрьская, 10 тел./факс 8(34398) 6-21-87 e-mail:bisert-schkola@yandex.ru, сайт: https://bisert1.uralschool.ru/ Утверждаю Директор МКОУ «Бисертская средняя школа№1» _______________________ А.А.Боев Принята на заседании педагогического совета Приказ от ___1.09.2023________ №_____89__ Протокол №__9_ от __30.08.2023_______ Рабочая программа общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра МАТЕМАТИКА 1 дополнительный – 4 классы Вариант 8.3 п. Бисерть, 2023г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного предмета «Математика» разработана в соответствии с: Федеральным Законом РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся о ограниченными возможностями здоровья (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598) Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599) Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра МКОУ «Бисертская средняя школа №1»; учебным планом МКОУ «Бисертская средняя школа №1»; Федеральным перечнем учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию, согласно Приказу № 1677 от 29.12. 2016г. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов, готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками. Обучение математике должно носить практическую направленность и быть тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовить учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учить использованию математических знаний в нестандартных ситуациях. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Предмет «Математика», относится к обязательной части учебного плана. На изучение предмета «Математика» в 1 (дополнительном) классе первого года обучения отводится 3 часа в неделю, курс рассчитан на 99 часов (33 учебные недели). На изучение предмета «Математика» в 1 (дополнительном) классе второго года обучения отводится 3 часа в неделю, курс рассчитан на 99 часов (33 учебные недели). На изучение предмета «Математика» в 1 классе отводится 3 часа в неделю, курс рассчитан на 99 часов (33 учебные недели). На изучение предмета «Математика» во 2 классе отводится 4 часа в неделю, курс рассчитан на 136 часов (34 учебные недели). На изучение предмета «Математика» в 3 классе отводится 4 часа в неделю, курс рассчитан на 136 часов (34 учебные недели). На изучение предмета «Математика» в 4 классе отводится 4 часа в неделю, курс рассчитан на 136 часов (34 учебные недели). ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с РАС в культуру, овладение ими социокультурным опытом. Личностные результаты - включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов: - принятие учителя и учеников класса, первоначальные навыки взаимодействия с ними; - положительное отношение к школе; - развитие мотивации к обучению; - развитие элементарных представлений об окружающем мире; - овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (представления об устройстве школьной жизни; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела); - владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия; - развитие положительных свойств и качеств личности. Предметные результаты 1 класс (дополнительный) первого года обучения Минимальный уровень: - различать предметы по заданному признаку: цвет, форма, величина; - ориентироваться в семе собственного тела; - сравнивать два предмета по величине; - выделять большее и меньшее количество на предметном материале; - добавлять и убирать заданное количество предметов по показу учителя; - решать простые арифметические задачи на основе предметно-практических действий. Достаточный уровень: - различать предметы по нескольким признакам: цвет, форма, величина; - ориентироваться в схеме собственного тела; - сравнивать два и более предметов по величине; - сравнивать два и более предметов по массе; - сравнивать жидкости и сыпучие вещества по объему; - различать положение предметов в пространстве относительно себя и относительно друг друга; - знать части суток; - считать в пределах 5: - сравнивать числа в пределах 5 на предметном материале; - решать примеры на сложение и вычитание в пределах 5 на предметном материале; - составлять и решать простые арифметические задачи на основе предметнопрактических действий. 1 класс (дополнительный) второго года обучения Минимальный уровень: - образовывать, читать и записывать числа от 6 до 20; - считать в прямом и обратном порядке в пределах 20; - сравнивать числа в пределах 20 на конкретном материале; - пользоваться таблицей сложения и вычитания в пределах 10; - решать примеры на сложение и вычитание в одно действия без перехода через десяток; - решать простые текстовые задачи на нахождение суммы и остатка (по готовому краткому условию или с помощью педагога); - решать простые текстовые задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц (по готовому краткому условию или с помощью педагога); - читать и записывать числа, выраженные одной единицей измерения; - отображать точку на листе бумаги, классной доске; - строить прямую линию с помощью линейки, чертить кривую линию. Достаточный уровень: - образовывать, читать и записывать числа от 6 до 20; - считать в прямом и обратном порядке по единице по 2, по 3, по 5; - сравнивать числа в пределах 20; - пользоваться таблицей сложения и вычитания в пределах 10; - решать примеры на сложение и вычитание в одно и два действия без перехода через десяток; - знать разрядный состав чисел второго десятка, раскладывать числа на десятки единицы; - решать простые текстовые задачи на нахождение суммы и остатка; - решать простые текстовые задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц; - заменять несколько монет по 1 р. одной монетой достоинством 2 р., 5 р., 10 р. и другими возможными способами; - читать и записывать числа, выраженные одной единицей измерения; - записывать и решать примеры с именованными числами; - отображать точку на листе бумаги, классной доске; - строить прямую линию с помощью линейки, чертить кривую линию; - проводить прямую линию через одну и две точки. 1 класс Минимальный уровень: - образовывать, читать и записывать числа от 6 до 20; - считать в прямом и обратном порядке в пределах 20; - сравнивать числа в пределах 20 на конкретном материале; - пользоваться таблицей сложения и вычитания в пределах 10; - решать примеры на сложение и вычитание в одно действия без перехода через десяток; - решать простые текстовые задачи на нахождение суммы и остатка (по готовому краткому условию или с помощью педагога); - решать простые текстовые задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц (по готовому краткому условию или с помощью педагога); - читать и записывать числа, выраженные одной единицей измерения; - отображать точку на листе бумаги, классной доске; - строить прямую линию с помощью линейки, чертить кривую линию. Достаточный уровень: - образовывать, читать и записывать числа от 6 до 20; - считать в прямом и обратном порядке по единице по 2, по 3, по 5; - сравнивать числа в пределах 20; - пользоваться таблицей сложения и вычитания в пределах 10; - решать примеры на сложение и вычитание в одно и два действия без перехода через десяток; - знать разрядный состав чисел второго десятка, раскладывать числа на десятки единицы; - решать простые текстовые задачи на нахождение суммы и остатка; - решать простые текстовые задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц; - заменять несколько монет по 1 р. одной монетой достоинством 2 р., 5 р., 10 р. и другими возможными способами; - читать и записывать числа, выраженные одной единицей измерения; - записывать и решать примеры с именованными числами; - отображать точку на листе бумаги, классной доске; - строить прямую линию с помощью линейки, чертить кривую линию; - проводить прямую линию через одну и две точки. 2 класс Минимальный уровень: - образовывать, читать и записывать числа от 1 до 20; - считать в прямом и обратном порядке в пределах 20; - сравнивать числа в пределах 10 на конкретном материале; - пользоваться таблицей сложения и вычитания в пределах 10; - решать примеры на сложение и вычитание в одно действие без перехода через десяток; - решать простые текстовые задачи на увеличение и уменьшение числа. Достаточный уровень: - образовывать, читать и записывать числа от 1 до 20; - считать в прямом и обратном порядке в пределах 20; - сравнивать числа в пределах 10 на конкретном материале; - пользоваться таблицей сложения и вычитания в пределах 10; - решать примеры на сложение и вычитание в одно действие без перехода через десяток; - решать простые текстовые задачи на нахождение суммы (по готовому краткому условию или с помощью педагога); - решать простые текстовые задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц (по готовому краткому условию или с помощью педагога); - читать и записывать числа, выраженные одной единицей измерения; - отображать точку на листе бумаги, классной доске; - строить прямую линию с помощью линейки, чертить кривую линию. 3 класс Минимальный уровень: - числовой ряд 1—100 в прямом и обратном порядке; - смысл арифметических действий умножения и деления (на равные части и по содержанию), различие двух видов деления на уровне практических действий, способа чтения и записи каждого вида деления; - таблицы умножения и деления чисел в пределах 20, переместительное свойство произведения, связь таблиц умножения и деления; - порядок действий в примерах в 2—3 арифметических действия; - единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы, времени, соотношения изученных мер; - порядок месяцев в году, номера месяцев от начала года. Достаточный уровень: - считать, присчитывая, отсчитывая по единице и равными числовыми группами по 2, 5, 4, в пределах 100; - откладывать на счетах любые числа в пределах 100; - складывать и вычитать числа в пределах 100 без перехода через разряд приемами устных вычислений; - использовать знание таблиц умножения для решения соответствующих примеров на деление; - различать числа, полученные при счете и измерении; - записывать числа, полученные при измерении двумя мерами, с полным набором знаков в мелких мерах: 5 м 62 см, 3 м 03 см, пользоваться различными табелями-календарями, отрывными календарями; - определять время по часам (время прошедшее, будущее); - находить точку пересечения линий; - чертить окружности разных радиусов, различать окружность и круг. 4 класс Минимальный уровень: - знать числовой ряд 1—100 в прямом порядке и откладывать, используя счетный материал, любые числа в пределах 100; - знать названия компонентов сложения, вычитания, умножения, деления; - понимать смысл арифметических действий сложения и вычитания, умножения и деления (на равные части). - знать таблицу умножения однозначных чисел до 5; - понимать связь таблиц умножения и деления, пользоваться таблицами умножения на печатной основе, как для нахождения произведения, так и частного; - знать порядок действий в примерах в два арифметических действия; - знать и применять переместительное свойство сложения и умножения; - выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания чисел в пределах 100; - знать единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы, времени и их соотношения; - различать числа, полученные при счете и измерении, записывать числа, полученные при измерении двумя мерами; - пользоваться календарем для установления порядка месяцев в году, количества суток в месяцах; - определять время по часам хотя бы одним способом; - решать, составлять, иллюстрировать изученные простые арифметические задачи; - решать составные арифметические задачи в два действия (с помощью учителя); - различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии, вычислять длину ломаной; - узнавать, называть, моделировать взаимное положение двух прямых, кривых линий, фигур, находить точки пересечения без вычерчивания; - знать названия элементов четырехугольников, чертить прямоугольник (квадрат) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге (с помощью учителя). - различать окружность и круг, чертить окружности разных радиусов; - чертить окружности разных радиусов, различать окружность и круг. Достаточный уровень: - знать числовой ряд 1—100 в прямом и обратном порядке, считать, присчитывая, отсчитывая по единице и равными числовыми группами по 2, 5, 4, в пределах 100; откладывать, используя счетный материал, любые числа в пределах 100; - знать названия компонентов сложения, вычитания, умножения, деления; - понимать смысл арифметических действий сложения и вычитания, умножения и деления (на равные части и по содержанию), различать два вида деления на уровне практических действий, знать способы чтения и записи каждого вида деления; - знать таблицы умножения всех однозначных чисел и числа 10, правило умножения чисел 1 и 0, на 1 и 0, деления 0 и деления на 1, на 10; - понимать связь таблиц умножения и деления, пользоваться таблицами умножения на печатной основе, как для нахождения произведения, так и частного; - знать порядок действий в примерах в 2-3 арифметических действия; - знать и применять переместительное свойство сложения и умножения; - выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания чисел в пределах 100; - знать единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы, времени и их соотношения; - различать числа, полученные при счете и измерении, записывать числа, полученные при измерении двумя мерами, с полным набором знаков в мелких мерах: 5 м 62 см, 3 м 03 см; - знать порядок месяцев в году, номера месяцев от начала года, уметь пользоваться календарем для установления порядка месяцев в году, количества суток в месяцах; - определять время по часам тремя способами с точностью до 1 мин; - решать, составлять, иллюстрировать все изученные простые арифметические задачи; - кратко записывать, моделировать содержание, решать составные арифметические задачи в два действия; - различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии, вычислять длину ломаной; - узнавать, называть, чертить, моделировать взаимное положение двух прямых, кривых линий, многоугольников, окружностей, находить точки пересечения; - знать названия элементов четырехугольников, чертить прямоугольник (квадрат) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге; - чертить окружности разных радиусов, различать окружность и круг. Содержание учебного предмета 1 (дополнительный) класс первого года обучения Выявление уровня элементарных математических представлений детей. Действия с группами предметов Признаки предметов: цвет, форма, размер; соотношение «одинаковые» — «разные» на основе практических упражнений в сравнении предметов. Разные способы сравнения: понятия — много, мало, несколько, столько же, одинаково, поровну, больше, меньше, один, пара. Способы уравнивания групп предметов: сопровождение действий словами — прибавил (убавил), стало поровну (больше, меньше). Размер предметов Размер предметов: большой — маленький, одинаковые по размеру; высокий — низкий, одинаковые по высоте; длинный — короткий, одинаковые по длине; толстый — тонкий, одинаковые по толщине; способы сравнения (приложение, наложение); сравнение предметов, отличающихся одним или несколькими параметрами; составление групп из предметов с заданными свойствами. Геометрические фигуры Круг, треугольник, квадрат. Количество и счет Счет предметов до 10 в различном направлении и пространственном расположении. Понимание того, что последнее числительное относится ко всей группе предметов, а не к последнему из них. Независимость количества предметов в группе от цвета, формы, расстояния между предметами и направления счета. Счет предметов на слух, по осязанию, счет движений. Счет в прямом и обратном порядке, от одного заданного числа до другого. Присчитывание и отсчитывание предметов по одному с называнием итога: «Сколько всего?», «Сколько осталось?». Соотнесение числа и количества. Знакомство с цифрами 1—5. Цифра 0. Соотнесение цифры, числа и количества. Состав чисел 2—5 из отдельных единиц и из двух меньших чисел на основе практических действий с предметами. Порядковый счет до 5, умение правильно ответить на вопрос: «Который по счету?» Пространственные и временные понятия Положение предметов в пространстве: справа — слева, спереди — сзади, сверху — снизу, внутри — снаружи, далеко — близко; около, рядом, посередине, между, за, перед; умение ориентироваться в альбоме, на листе бумаги. Понятия: сегодня, завтра, вчера, раньше, позже; части суток, их последовательность. Графические умения. Проведение на клетчатой бумаге горизонтальных, вертикальных, наклонных линий; обводка заданного количества клеток, рисование геометрических фигур и несложных по форме предметов; штриховка и раскрашивание их цветными карандашами; обводка по шаблону и трафарету, рисование по клеткам тетради. Дети должны знать: состав чисел 2—5. Дети должны уметь: сравнивать предметы по размеру, цвету, форме; считать различные предметы в пределах 10, уметь ответить на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?»; уметь отсчитать заданное количество предметов и уметь обозначить количество соответствующим числительным; сравнивать две группы предметов на основе практических упражнений и выяснять, где предметов больше, меньше, одинаково; практически иллюстрировать состав чисел 2—5 из отдельных единиц и из двух меньших чисел; ориентироваться на странице альбома и листе бумаги (различать верх, низ, левую, правую часть, середину и т.п.); понимать смысл слов: между, за, перед, раньше, позже. 1 (дополнительный) класс второго года обучения Повторение. Выявление знаний детей по математике. Умение считать по одному, соотносить числительное с соответствующим количеством предметов, обозначать количество соответствующим числом. Выявление знания цифр, соотнесения числа и цифры, цифры и количества обозначаемых ею предметов. Наблюдения за детьми: их работоспособность, усидчивость, умение приготовиться к занятию, внимательно слушать педагога, отвечать на вопросы. Формирование у детей приемов предметно-практической деятельности, а также графических навыков. Действия с группами предметов. Геометрические фигуры Признаки предметов: цвет, форма, размер. Соотношение «одинаковые» — «разные» на основе практических упражнений в сравнении предметов. Составление групп предметов, одинаковых по какому-либо одному признаку, различных по другим признакам. Сравнение групп предметов методом взаимно-однозначного соотнесения (приложение, наложение), употребление предлогов: на, над, под. Понятия: столько же, равно, одинаково, больше, меньше, один, пара. Способы уравнивания групп предметов путем увеличения количества предметов в меньшей группе или уменьшения их количества в большей группе. Сопровождение практических действий словами: прибавил, стало больше, убавил, стало меньше. Простейшие геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал. Размер предметов Понятия: большой — маленький, больше — меньше, одинаковые по размеру, самый маленький (большой); высокий — низкий, выше — ниже, одинаковые по высоте, самый низкий (высокий); длинный — короткий, длиннее — короче, одинаковые по длине, самый короткий (длинный); толстый — тонкий, толще — тоньше, одинаковые по толщине, самый тонкий (толстый); глубокий — мелкий, глубже — мельче, одинаковые по глубине, самый мелкий (глубокий) — на основе сравнения двух (нескольких) предметов, отличающихся одним или несколькими параметрами. Способы сравнения: приложение, наложение. Понимание сходства и различия предметов по их размерам. Умение правильно использовать термины для обозначения размера предметов при их сравнении. Составление групп предметов с заданными свойствами. Измерение длины, ширины, высоты и толщины окружающих предметов с помощью условной мерки, определение объема жидких и сыпучих тел с помощью условной мерки. Количество и счет Счет предметов в различном направлении и пространственном расположении. Понимание того, что последнее числительное относится ко всей группе предметов, а не к последнему из них. Независимость количества предметов от их цвета, формы, размера, расстояния между ними, направления счета, от расположения в пространстве. Счет предметов на слух, по осязанию, счет движений. Присчитывание и отсчитывание предметов по одному с называнием итога: «Сколько всего?», «Сколько осталось?» Соотнесение числа с количеством предметов. Цифры. Соотнесение цифры, числа и количества. Порядковый счет предметов до 10. Воспроизведение последовательности чисел в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа. Называние пропущенного числа, соседних чисел. Закрепление состава чисел в пределах 5 на основе практических действий с предметами. Пространственные и временные понятия Положение предметов в пространстве: далекий — близкий, дальше — ближе; вверху — внизу, выше — ниже; правый — левый, справа — слева; спереди — сзади; внутри — снаружи. Понятия: около, рядом, посередине, между, за, перед. Умение ориентироваться в тетради, альбоме. Временные понятия: сегодня, вчера, завтра. Части суток: утро, день, вечер, ночь, их последовательность. Неделя, дни недели, их последовательность. Знакомство с названием текущего месяца. Десяток Название и обозначение чисел от 1 до 10. Воспроизведение последовательности чисел в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа. Называние соседних чисел, предыдущего и последующего числа; понимание выражений: до, после, между, перед, за. Соотнесение цифры, числа и количества. Сравнение чисел (равные, больше, меньше на несколько единиц). Число 0 и его обозначение. Счет предметов по порядку. Название и последовательность первых десяти порядковых числительных. Определение порядкового места предмета. Нахождение предмета по занимаемому порядковому месту. Состав чисел в пределах 10 из отдельных единиц и из двух меньших чисел. Умение иллюстрировать различные случаи состава чисел на наглядных пособиях, рисунках. Сложение и вычитание в пределах 10 Практические действия с предметами, раскрывающие сущность сложения и вычитания, как подготовка к арифметическим действиям. Прибавление к однозначному числу чисел 0, 1, 2, 3, 4, 5. Вычитание чисел 0, 1, 2, 3, 4, 5 (в пределах 10). Знакомство с арифметической задачей. Составление задач на основе наблюдений и действий с предметами. Запись решения задачи в виде примера. Задачи на нахождение суммы и остатка. Дети должны знать: состав чисел в пределах 10. Дети должны уметь: читать и записывать числа до 10; уметь присчитывать и отсчитывать по единице в пределах 10; решать простые арифметические задачи на нахождение суммы и остатка с помощью сложения и вычитания; распознавать геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал; пользоваться знаками и обозначениями: +, —, =, см., 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. 1 класс Повторение пройденного материала за 1-2 класс. Названия, обозначения чисел от 1 до 9. Счет по 1 и равными группами по 2, 3 (счет предметов и отвлеченный счет). Количественные, порядковые числительные. Число и цифра 0. Соответствие количества, числительного, цифры. Место каждого числа в числовом ряду (0-9). Сравнение чисел. Установление от ношения больше, меньше, равно. Число 10. Число и цифра. Десять единиц – 1 десяток. Состав чисел первого десятка из двух слагаемых. Приемы сложения и вычитания. Таблицы состава чисел в предложениях 10, ее использование при выполнении действия вычитания. Название компонентов и результатов сложения и вычитания (в речи учителя). Переместительное свойство сложения (практическое использование). Числовой ряд 1 – 10, сравнение чисел (больше, меньше, равно, лишнее, недостающие единицы, десяток). Счет от заданного числа до заданного, присчитывание, отсчитывание по 1, 2, 3. Сложение десятка и единиц, соответствующие случаи вычитания. Единицы (меры) стоимости – копейка, рубль. Размен и замена. Простые арифметические задачи на нахождение суммы и остатка. Точка. Прямая и кривая линии. Вычерчивание прямой линии с помощью линейки в различном положении по отношению к краю листа бумаги. Прямая, отрезок. Длина отрезка. Единицы (меры) длины – сантиметр. Обозначение. Измерение отрезка, вычерчивание отрезка заданной длины. Единицы времени – сутки. Неделя – семь суток, порядок дней недели. Овал. Вычерчивание прямоугольника, квадрата, треугольника по заданным вершинам. 2 класс Счет в пределах 20. Присчитывание, отсчитывание по 1, 2, 3, 4, 5, 6 в пределах 20 в прямой и обратной последовательности. Сравнение чисел. Знаки отношений больше, меньше, равно. Состав чисел из десятков и единиц, сложение и вычитание5 чисел без перехода через десяток. Сложение однозначных чисел с переходом через десяток путем разложения второго слагаемого на два числа. Вычитание однозначных чисел из двузначных с переходом через десяток путем разложения вычитаемого на два числа. Число 0 как компонент сложения. Понятия «столько же», «больше (меньше) на несколько единиц». Простые арифметические задачи на увеличение (уменьшение) чисел на несколько единиц. Составные арифметические задачи в два действия. Четырехугольники: прямоугольник, квадрат. Треугольник. Часы, циферблат, стрелки. Измерение времени в часах, направление движения стрелок. 3 класс Нумерация чисел в пределах 100. Получение ряда круглых десятков, сложение и вычитание круглых десятков. Получение полных двузначных чисел из десятков и единиц. Разложение полных двузначных чисел на десятки и единицы. Числовой ряд 1—100, присчитывание, отсчитывание по 1, по 2, равными группами по 5, по 4. Сравнение в числовом ряду рядом стоящих чисел, сравнение чисел по количеству разрядов, по количеству десятков и единиц. Понятие разряда. Разрядная таблица. Увеличение и уменьшение чисел на несколько десятков, единиц. Числа четные и нечетные. Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд (60 + 7; 60 + 17; 61 + 7; 61 + 27; 61 + 9; 61 + 29; 92 + 8; 61 + 39 и соответствующие случаи вычитания). Нуль в качестве компонента сложения и вычитания. Умножение как сложение нескольких одинаковых слагаемых, замена его арифметическим действием умножения. Знак умножения (×). Запись и чтение действия умножения. Название компонентов и результата умножения в речи учителя. Таблица умножения числа 2. Деление на равные части. Деление предметных совокупностей на 2, 3, 4, 5 равных частей (поровну), запись деления предметных совокупностей на равные части арифметическим действием деления. Знак деления (:). Чтение действия деления. Таблица деления на 2. Название компонентов и результата деления в речи учителя. Таблица умножения чисел 3, 4, 5, 6 и деления на 3, 4, 5, 6 равных частей в пределах 20. Взаимосвязь таблиц умножения и деления. Соотношение: 1 р. = 100 к. Скобки. Действия I и II ступени. Единица (мера) длины - метр. Обозначение: 1 м. Соотношения: 1 м = 10 дм, 1 м = 100 см. Числа, получаемые при счете и при измерении одной, двумя мерами (рубли с копейками, метры с сантиметрами). Единицы (меры) времени - минута, месяц, год. Обозначение: 1 мин, 1 мес., 1 год. Соотношения: 1 ч = 60 мин, 1 сут. = 24 ч, 1 мес. = 30 или 31 сут., 1 год = 12 мес. Порядок месяцев. Календарь. Определение времени по часам с точностью до 5 мин (10 ч 25 мин и без 15 мин 11 ч). Простые арифметические задачи на нахождение произведения, частного (деление на равные части и по содержанию). Вычисление стоимости на основе зависимости между ценой, количеством и стоимостью. Составные арифметические задачи в два действия: сложения, вычитания, умножения, деления. Построение отрезка такой же длины, больше (меньше) данного. Пересечение линий. Точка пересечения. Окружность, круг. Циркуль. Центр, радиус. Построение окружности с помощью циркуля. Четырехугольник. Прямоугольник и квадрат. Многоугольник. Вершины, углы, стороны. 4 класс Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд (все случаи). Сложение двузначного числа с однозначным и вычитание однозначного числа из двузначного с переходом через разряд. Письменное сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд. Присчитывание и отсчитывание по 3, 6, 9, 4, 8, 7. Таблица умножения чисел 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Таблица деления на 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 равных частей. Взаимосвязь умножения и деления. Умножение 1, 0, 10 и на 1, 0, 10. Деление 0, деление на 1, на 10. Названия компонентов и результатов умножения и деления в речи обучающихся. Единица (мера) массы - центнер. Обозначение: 1 ц. Соотношение: 1 ц = 100 кг. Единица (мера) длины - миллиметр. Обозначение: 1 мм. Соотношение: 1 см =10 мм. Единица (мера) времени - секунда. Обозначение: 1 с. Соотношение: 1 мин = 60 с. Секундная стрелка. Секундомер. Определение времени по часам с точностью до 1 мин (5 ч 18 мин, без 13 мин 6 ч, 18 мин 9-го). Двойное обозначение времени. Простая арифметическая задача на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз. Зависимость между стоимостью, ценой, количеством (все случаи). Составные задачи, решаемые двумя арифметическими действиями. Замкнутые и незамкнутые кривые: окружность, дуга. Ломаные линии - замкнутая, незамкнутая. Граница многоугольника замкнутая ломаная линия. Измерение отрезков ломаной и вычисление ее длины. Построение отрезка, равного длине ломаной. Построение ломаной по данной длине ее отрезков. Взаимное положение на плоскости геометрических фигур (пересечение, точки пересечения). Прямоугольник и квадрат. Квадрат как частный случай прямоугольника. Построение прямоугольника (квадрата) с помощью чертежного треугольника. Название сторон прямоугольника: основания (верхнее, нижнее), боковые стороны (правая, левая), противоположные, смежные стороны. Тематическое планирование 1 класс (дополнительный) первого года обучения № Раздел п/п 1 Пропедевтика 2 Действия с группами предметов. Геометрические фигуры 3 Размер предметов 4 Десяток 4 Пространственные и временные понятия 5 Способы сравнения: приложение, наложение. Всего Кол-во часов 9ч 15 ч 20 ч 15 ч 20 ч 20 ч 99 1 класс (дополнительный) второго года обучения № Раздел п/п 1 Действия с группами предметов. Геометрические фигуры 2 Размер предметов 3 Способы сравнения: приложение, наложение. 4 Количество и счет 5 Пространственные и временные понятия 6 Десяток 7 Сложение и вычитание в пределах 10 Всего Кол-во часов 9ч 10 ч 15 ч 25 ч 10 ч 10 ч 20 ч 99 Тематическое планирование 1 класс Второй десяток № п/п 1 2 3 4 5 6 Наименование разделов и тем Цвет и форма Пространственная ориентировка Первый десяток Геометрические фигуры Второй десяток Итоговое повторение Всего Кол-во часов 15 15 20 20 20 9 99 2 класс № п/п 1 2 3 4 5 Наименование разделов и тем Нумерация Единицы измерения и их соотношения Арифметические действия Арифметические задачи Геометрические формы Всего Кол-во часов 9 20 25 25 20 136 3 класс № п/п 1 2 3 4 5 6 Наименование разделов и тем Нумерация Повторение Геометрический материал Единицы измерения и их соотношения Арифметические задачи Арифметические действия Всего Кол-во часов 9 9 15 25 39 39 136 4 класс № п/п 1 2 3 4 5 Наименование разделов и тем Повторение Умножение и деление Числа 1-100 Сложение и вычитание в пределах 100 Повторение за год Всего Кол-во часов 9 47 32 42 6 136 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Учебник "Математика" 1 класс (в 2-х частях), Т.В.Алышева, Москва "Просвещение", 2017; Учебник "Математика" 2 класс (в 2-х частях), Т.В.Алышева, Москва "Просвещение", 2018; Учебник "Математика" 3 класс (в 2-х частях), Т.В.Алышева, Москва "Просвещение", 2018; Учебник "Математика" 4 класс (в 2-х частях), Т.В.Алышева, И.М. Яковлева, Москва "Просвещение", 2018; 1. Демонстрационный материал по математике 2. Измерительная линейка, угольник 3. Набор «Геометрические тела» 4. Счётный материал 5. Счёты 6. Таблица Пифагора 7. Циркуль 8. Часы настенные 9. Электронные образовательные ресурсы