Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Бисертская средняя школа№1»
Россия, 623050, Свердловская область, пгт Бисерть, ул. Октябрьская, 10
тел./факс 8(34398) 6-21-87 e-mail:bisert-schkola@yandex.ru, сайт: https://bisert1.uralschool.ru/
Утверждаю
Директор МКОУ «Бисертская средняя школа№1»
_______________________ А.А.Боев
Принята на заседании
педагогического совета
Приказ от ___1.09.2023________ №_____89__
Протокол №__9_ от __30.08.2023_______
Рабочая программа общего образования
обучающихся с расстройствами
аутистического спектра
МАТЕМАТИКА
1 дополнительный – 4 классы
Вариант 8.3
п. Бисерть, 2023г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Математика» разработана в
соответствии с:
Федеральным Законом РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
Федеральным
государственным
образовательным
стандартом
начального общего образования обучающихся о ограниченными
возможностями здоровья (Приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598)
Федеральным
государственным
образовательным
стандартом
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599)
Адаптированной
основной
общеобразовательной
программой
образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра МКОУ
«Бисертская средняя школа №1»;
учебным планом МКОУ «Бисертская средняя школа №1»;
Федеральным перечнем учебников, утвержденных, рекомендованных
(допущенных) к использованию, согласно Приказу № 1677 от 29.12. 2016г.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Математика, являясь одним из важных общеобразовательных
предметов, готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к
жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.
Обучение математике должно носить практическую направленность и
быть тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовить
учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками,
учить использованию математических знаний в нестандартных ситуациях.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предмет «Математика», относится к обязательной части учебного плана.
На изучение предмета «Математика» в 1 (дополнительном) классе
первого года обучения отводится 3 часа в неделю, курс рассчитан на 99 часов
(33 учебные недели).
На изучение предмета «Математика» в 1 (дополнительном) классе
второго года обучения отводится 3 часа в неделю, курс рассчитан на 99 часов
(33 учебные недели).
На изучение предмета «Математика» в 1 классе отводится 3 часа в
неделю, курс рассчитан на 99 часов (33 учебные недели).
На изучение предмета «Математика» во 2 классе отводится 4 часа в
неделю, курс рассчитан на 136 часов (34 учебные недели).
На изучение предмета «Математика» в 3 классе отводится 4 часа в
неделю, курс рассчитан на 136 часов (34 учебные недели).
На изучение предмета «Математика» в 4 классе отводится 4 часа в
неделю, курс рассчитан на 136 часов (34 учебные недели).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит
личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение
комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для
достижения основной цели современного образования ― введения
обучающихся с РАС в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты - включают овладение обучающимися
социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения
практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и
развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. Оценка
личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения
ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в
конечном итоге, составляют основу этих результатов:
- принятие учителя и учеников класса, первоначальные навыки
взаимодействия с ними;
- положительное отношение к школе;
- развитие мотивации к обучению;
- развитие элементарных представлений об окружающем мире;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной
жизни (представления об устройстве школьной жизни; умение включаться в
разнообразные повседневные школьные дела);
- владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами
социального взаимодействия;
- развитие положительных свойств и качеств личности.
Предметные результаты
1 класс (дополнительный) первого года обучения
Минимальный уровень:
- различать предметы по заданному признаку: цвет, форма, величина;
- ориентироваться в семе собственного тела;
- сравнивать два предмета по величине;
- выделять большее и меньшее количество на предметном материале;
- добавлять и убирать заданное количество предметов по показу учителя;
- решать простые арифметические задачи на основе предметно-практических
действий.
Достаточный уровень:
- различать предметы по нескольким признакам: цвет, форма, величина;
- ориентироваться в схеме собственного тела;
- сравнивать два и более предметов по величине;
- сравнивать два и более предметов по массе;
- сравнивать жидкости и сыпучие вещества по объему;
- различать положение предметов в пространстве относительно себя и
относительно друг друга;
- знать части суток;
- считать в пределах 5:
- сравнивать числа в пределах 5 на предметном материале;
- решать примеры на сложение и вычитание в пределах 5 на предметном
материале;
- составлять и решать простые арифметические задачи на основе предметнопрактических действий.
1 класс (дополнительный) второго года обучения
Минимальный уровень:
- образовывать, читать и записывать числа от 6 до 20;
- считать в прямом и обратном порядке в пределах 20;
- сравнивать числа в пределах 20 на конкретном материале;
- пользоваться таблицей сложения и вычитания в пределах 10;
- решать примеры на сложение и вычитание в одно действия без перехода
через десяток;
- решать простые текстовые задачи на нахождение суммы и остатка (по
готовому краткому условию или с помощью педагога);
- решать простые текстовые задачи на увеличение и уменьшение числа на
несколько единиц (по готовому краткому условию или с помощью педагога);
- читать и записывать числа, выраженные одной единицей измерения;
- отображать точку на листе бумаги, классной доске;
- строить прямую линию с помощью линейки, чертить кривую линию.
Достаточный уровень:
- образовывать, читать и записывать числа от 6 до 20;
- считать в прямом и обратном порядке по единице по 2, по 3, по 5;
- сравнивать числа в пределах 20;
- пользоваться таблицей сложения и вычитания в пределах 10;
- решать примеры на сложение и вычитание в одно и два действия без
перехода через десяток;
- знать разрядный состав чисел второго десятка, раскладывать числа на
десятки единицы;
- решать простые текстовые задачи на нахождение суммы и остатка;
- решать простые текстовые задачи на увеличение и уменьшение числа на
несколько единиц;
- заменять несколько монет по 1 р. одной монетой достоинством 2 р., 5 р., 10
р. и другими возможными способами;
- читать и записывать числа, выраженные одной единицей измерения;
- записывать и решать примеры с именованными числами;
- отображать точку на листе бумаги, классной доске;
- строить прямую линию с помощью линейки, чертить кривую линию;
- проводить прямую линию через одну и две точки.
1 класс
Минимальный уровень:
- образовывать, читать и записывать числа от 6 до 20;
- считать в прямом и обратном порядке в пределах 20;
- сравнивать числа в пределах 20 на конкретном материале;
- пользоваться таблицей сложения и вычитания в пределах 10;
- решать примеры на сложение и вычитание в одно действия без перехода
через десяток;
- решать простые текстовые задачи на нахождение суммы и остатка (по
готовому краткому условию или с помощью педагога);
- решать простые текстовые задачи на увеличение и уменьшение числа на
несколько единиц (по готовому краткому условию или с помощью педагога);
- читать и записывать числа, выраженные одной единицей измерения;
- отображать точку на листе бумаги, классной доске;
- строить прямую линию с помощью линейки, чертить кривую линию.
Достаточный уровень:
- образовывать, читать и записывать числа от 6 до 20;
- считать в прямом и обратном порядке по единице по 2, по 3, по 5;
- сравнивать числа в пределах 20;
- пользоваться таблицей сложения и вычитания в пределах 10;
- решать примеры на сложение и вычитание в одно и два действия без
перехода через десяток;
- знать разрядный состав чисел второго десятка, раскладывать числа на
десятки единицы;
- решать простые текстовые задачи на нахождение суммы и остатка;
- решать простые текстовые задачи на увеличение и уменьшение числа на
несколько единиц;
- заменять несколько монет по 1 р. одной монетой достоинством 2 р., 5 р., 10
р. и другими возможными способами;
- читать и записывать числа, выраженные одной единицей измерения;
- записывать и решать примеры с именованными числами;
- отображать точку на листе бумаги, классной доске;
- строить прямую линию с помощью линейки, чертить кривую линию;
- проводить прямую линию через одну и две точки.
2 класс
Минимальный уровень:
- образовывать, читать и записывать числа от 1 до 20;
- считать в прямом и обратном порядке в пределах 20;
- сравнивать числа в пределах 10 на конкретном материале;
- пользоваться таблицей сложения и вычитания в пределах 10;
- решать примеры на сложение и вычитание в одно действие без перехода
через десяток;
- решать простые текстовые задачи на увеличение и уменьшение числа.
Достаточный уровень:
- образовывать, читать и записывать числа от 1 до 20;
- считать в прямом и обратном порядке в пределах 20;
- сравнивать числа в пределах 10 на конкретном материале;
- пользоваться таблицей сложения и вычитания в пределах 10;
- решать примеры на сложение и вычитание в одно действие без перехода
через десяток;
- решать простые текстовые задачи на нахождение суммы (по готовому
краткому условию или с помощью педагога);
- решать простые текстовые задачи на увеличение и уменьшение числа на
несколько единиц (по готовому краткому условию или с помощью педагога);
- читать и записывать числа, выраженные одной единицей измерения;
- отображать точку на листе бумаги, классной доске;
- строить прямую линию с помощью линейки, чертить кривую линию.
3 класс
Минимальный уровень:
- числовой ряд 1—100 в прямом и обратном порядке;
- смысл арифметических действий умножения и деления (на равные части и
по содержанию), различие двух видов деления на уровне практических
действий, способа чтения и записи каждого вида деления;
- таблицы умножения и деления чисел в пределах 20, переместительное
свойство произведения, связь таблиц умножения и деления;
- порядок действий в примерах в 2—3 арифметических действия;
- единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы, времени,
соотношения изученных мер;
- порядок месяцев в году, номера месяцев от начала года.
Достаточный уровень:
- считать, присчитывая, отсчитывая по единице и равными числовыми
группами по 2, 5, 4, в пределах 100;
- откладывать на счетах любые числа в пределах 100;
- складывать и вычитать числа в пределах 100 без перехода через разряд
приемами устных вычислений;
- использовать знание таблиц умножения для решения соответствующих
примеров на деление;
- различать числа, полученные при счете и измерении;
- записывать числа, полученные при измерении двумя мерами, с полным
набором знаков в мелких мерах: 5 м 62 см, 3 м 03 см, пользоваться
различными табелями-календарями, отрывными календарями;
- определять время по часам (время прошедшее, будущее);
- находить точку пересечения линий;
- чертить окружности разных радиусов, различать окружность и круг.
4 класс
Минимальный уровень:
- знать числовой ряд 1—100 в прямом порядке и откладывать, используя
счетный материал, любые числа в пределах 100;
- знать названия компонентов сложения, вычитания, умножения, деления;
- понимать смысл арифметических действий сложения и вычитания,
умножения и деления (на равные части).
- знать таблицу умножения однозначных чисел до 5;
- понимать связь таблиц умножения и деления, пользоваться таблицами умножения на печатной основе, как для нахождения произведения, так и
частного;
- знать порядок действий в примерах в два арифметических действия;
- знать и применять переместительное свойство сложения и умножения;
- выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания чисел в
пределах 100;
- знать единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы, времени и их
соотношения;
- различать числа, полученные при счете и измерении, записывать числа,
полученные при измерении двумя мерами;
- пользоваться календарем для установления порядка месяцев в году,
количества суток в месяцах;
- определять время по часам хотя бы одним способом;
- решать, составлять, иллюстрировать изученные простые арифметические
задачи;
- решать составные арифметические задачи в два действия (с помощью
учителя);
- различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии, вычислять
длину ломаной;
- узнавать, называть, моделировать взаимное положение двух прямых,
кривых линий, фигур, находить точки пересечения без вычерчивания;
- знать названия элементов четырехугольников, чертить прямоугольник
(квадрат) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге (с
помощью учителя).
- различать окружность и круг, чертить окружности разных радиусов;
- чертить окружности разных радиусов, различать окружность и круг.
Достаточный уровень:
- знать числовой ряд 1—100 в прямом и обратном порядке, считать,
присчитывая, отсчитывая по единице и равными числовыми группами по 2,
5, 4, в пределах 100; откладывать, используя счетный материал, любые числа
в пределах 100;
- знать названия компонентов сложения, вычитания, умножения, деления;
- понимать смысл арифметических действий сложения и вычитания,
умножения и деления (на равные части и по содержанию), различать два вида
деления на уровне практических действий, знать способы чтения и записи
каждого вида деления;
- знать таблицы умножения всех однозначных чисел и числа 10, правило
умножения чисел 1 и 0, на 1 и 0, деления 0 и деления на 1, на 10;
- понимать связь таблиц умножения и деления, пользоваться таблицами
умножения на печатной основе, как для нахождения произведения, так и
частного;
- знать порядок действий в примерах в 2-3 арифметических действия;
- знать и применять переместительное свойство сложения и умножения;
- выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания чисел в
пределах 100;
- знать единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы, времени и их
соотношения;
- различать числа, полученные при счете и измерении, записывать числа,
полученные при измерении двумя мерами, с полным набором знаков в
мелких мерах: 5 м 62 см, 3 м 03 см;
- знать порядок месяцев в году, номера месяцев от начала года, уметь
пользоваться календарем для установления порядка месяцев в году,
количества суток в месяцах;
- определять время по часам тремя способами с точностью до 1 мин;
- решать, составлять, иллюстрировать все изученные простые
арифметические задачи;
- кратко записывать, моделировать содержание, решать составные
арифметические задачи в два действия;
- различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии, вычислять
длину ломаной;
- узнавать, называть, чертить, моделировать взаимное положение двух
прямых, кривых линий, многоугольников, окружностей, находить точки
пересечения;
- знать названия элементов четырехугольников, чертить прямоугольник
(квадрат) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге;
- чертить окружности разных радиусов, различать окружность и круг.
Содержание учебного предмета
1 (дополнительный) класс первого года обучения
Выявление уровня элементарных математических представлений
детей.
Действия с группами предметов
Признаки предметов: цвет, форма, размер; соотношение «одинаковые»
— «разные» на основе практических упражнений в сравнении предметов.
Разные способы сравнения: понятия — много, мало, несколько, столько
же, одинаково, поровну, больше, меньше, один, пара.
Способы уравнивания групп предметов: сопровождение действий
словами — прибавил (убавил), стало поровну (больше, меньше).
Размер предметов
Размер предметов: большой — маленький, одинаковые по размеру;
высокий — низкий, одинаковые по высоте; длинный — короткий,
одинаковые по длине; толстый — тонкий, одинаковые по толщине; способы
сравнения (приложение, наложение); сравнение предметов, отличающихся
одним или несколькими параметрами; составление групп из предметов с
заданными свойствами.
Геометрические фигуры
Круг, треугольник, квадрат.
Количество и счет
Счет предметов до 10 в различном направлении и пространственном
расположении. Понимание того, что последнее числительное относится ко
всей группе предметов, а не к последнему из них.
Независимость количества предметов в группе от цвета, формы,
расстояния между предметами и направления счета.
Счет предметов на слух, по осязанию, счет движений.
Счет в прямом и обратном порядке, от одного заданного числа до
другого.
Присчитывание и отсчитывание предметов по одному с называнием
итога: «Сколько всего?», «Сколько осталось?».
Соотнесение числа и количества.
Знакомство с цифрами 1—5. Цифра 0. Соотнесение цифры, числа и
количества.
Состав чисел 2—5 из отдельных единиц и из двух меньших чисел на
основе практических действий с предметами.
Порядковый счет до 5, умение правильно ответить на вопрос: «Который
по счету?»
Пространственные и временные понятия
Положение предметов в пространстве: справа — слева, спереди —
сзади, сверху — снизу, внутри — снаружи, далеко — близко; около, рядом,
посередине, между, за, перед; умение ориентироваться в альбоме, на листе
бумаги.
Понятия: сегодня, завтра, вчера, раньше, позже; части суток, их
последовательность.
Графические умения. Проведение на клетчатой бумаге горизонтальных,
вертикальных, наклонных линий; обводка заданного количества клеток,
рисование геометрических фигур и несложных по форме предметов;
штриховка и раскрашивание их цветными карандашами; обводка по шаблону
и трафарету, рисование по клеткам тетради.
Дети должны знать:
состав чисел 2—5.
Дети должны уметь:
сравнивать предметы по размеру, цвету, форме;
считать различные предметы в пределах 10, уметь ответить на
вопросы: «Сколько?», «Который по счету?»;
уметь отсчитать заданное количество предметов и уметь
обозначить количество соответствующим числительным;
сравнивать две группы предметов на основе практических
упражнений и выяснять, где предметов больше, меньше, одинаково;
практически иллюстрировать состав чисел 2—5 из отдельных
единиц и из двух меньших чисел;
ориентироваться на странице альбома и листе бумаги (различать
верх, низ, левую, правую часть, середину и т.п.);
понимать смысл слов: между, за, перед, раньше, позже.
1 (дополнительный) класс второго года обучения
Повторение.
Выявление знаний детей по математике.
Умение
считать
по
одному,
соотносить
числительное
с
соответствующим
количеством
предметов,
обозначать количество
соответствующим числом. Выявление знания цифр, соотнесения числа и
цифры, цифры и количества обозначаемых ею предметов.
Наблюдения за детьми: их работоспособность, усидчивость, умение
приготовиться к занятию, внимательно слушать педагога, отвечать на
вопросы.
Формирование у детей приемов предметно-практической деятельности,
а также графических навыков.
Действия с группами предметов. Геометрические фигуры
Признаки предметов: цвет, форма, размер. Соотношение «одинаковые»
— «разные» на основе практических упражнений в сравнении предметов.
Составление групп предметов, одинаковых по какому-либо одному признаку,
различных по другим признакам.
Сравнение
групп
предметов
методом
взаимно-однозначного
соотнесения (приложение, наложение), употребление предлогов: на, над, под.
Понятия: столько же, равно, одинаково, больше, меньше, один, пара.
Способы уравнивания групп предметов путем увеличения количества
предметов в меньшей группе или уменьшения их количества в большей
группе. Сопровождение практических действий словами: прибавил, стало
больше, убавил, стало меньше.
Простейшие геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник,
треугольник, овал.
Размер предметов
Понятия: большой — маленький, больше — меньше, одинаковые по
размеру, самый маленький (большой); высокий — низкий, выше — ниже,
одинаковые по высоте, самый низкий (высокий); длинный — короткий,
длиннее — короче, одинаковые по длине, самый короткий (длинный);
толстый — тонкий, толще — тоньше, одинаковые по толщине, самый тонкий
(толстый); глубокий — мелкий, глубже — мельче, одинаковые по глубине,
самый мелкий (глубокий) — на основе сравнения двух (нескольких)
предметов, отличающихся одним или несколькими параметрами.
Способы сравнения: приложение, наложение. Понимание сходства и
различия предметов по их размерам. Умение правильно использовать
термины для обозначения размера предметов при их сравнении. Составление
групп предметов с заданными свойствами.
Измерение длины, ширины, высоты и толщины окружающих предметов
с помощью условной мерки, определение объема жидких и сыпучих тел с
помощью условной мерки.
Количество и счет
Счет предметов в различном направлении и пространственном
расположении. Понимание того, что последнее числительное относится ко
всей группе предметов, а не к последнему из них. Независимость количества
предметов от их цвета, формы, размера, расстояния между ними,
направления счета, от расположения в пространстве.
Счет предметов на слух, по осязанию, счет движений. Присчитывание и
отсчитывание предметов по одному с называнием итога: «Сколько всего?»,
«Сколько осталось?»
Соотнесение числа с количеством предметов. Цифры. Соотнесение
цифры, числа и количества.
Порядковый
счет
предметов
до
10.
Воспроизведение
последовательности чисел в прямом и обратном порядке, начиная с любого
числа. Называние пропущенного числа, соседних чисел.
Закрепление состава чисел в пределах 5 на основе практических
действий с предметами.
Пространственные и временные понятия
Положение предметов в пространстве: далекий — близкий, дальше —
ближе; вверху — внизу, выше — ниже; правый — левый, справа — слева;
спереди — сзади; внутри — снаружи.
Понятия: около, рядом, посередине, между, за, перед. Умение
ориентироваться в тетради, альбоме.
Временные понятия: сегодня, вчера, завтра. Части суток: утро, день,
вечер, ночь, их последовательность. Неделя, дни недели, их
последовательность. Знакомство с названием текущего месяца.
Десяток
Название и обозначение чисел от 1 до 10. Воспроизведение
последовательности чисел в прямом и обратном порядке, начиная с любого
числа. Называние соседних чисел, предыдущего и последующего числа;
понимание выражений: до, после, между, перед, за.
Соотнесение цифры, числа и количества. Сравнение чисел (равные,
больше, меньше на несколько единиц). Число 0 и его обозначение.
Счет предметов по порядку. Название и последовательность первых
десяти порядковых числительных. Определение порядкового места предмета.
Нахождение предмета по занимаемому порядковому месту.
Состав чисел в пределах 10 из отдельных единиц и из двух меньших
чисел. Умение иллюстрировать различные случаи состава чисел на
наглядных пособиях, рисунках.
Сложение и вычитание в пределах 10
Практические действия с предметами, раскрывающие сущность
сложения и вычитания, как подготовка к арифметическим действиям.
Прибавление к однозначному числу чисел 0, 1, 2, 3, 4, 5. Вычитание
чисел 0, 1, 2, 3, 4, 5 (в пределах 10).
Знакомство с арифметической задачей. Составление задач на основе
наблюдений и действий с предметами. Запись решения задачи в виде
примера. Задачи на нахождение суммы и остатка.
Дети должны знать:
состав чисел в пределах 10.
Дети должны уметь:
читать и записывать числа до 10;
уметь присчитывать и отсчитывать по единице в пределах 10;
решать простые арифметические задачи на нахождение суммы и
остатка с помощью сложения и вычитания;
распознавать геометрические фигуры: круг, треугольник,
квадрат, прямоугольник, овал;
пользоваться знаками и обозначениями: +, —, =, см., 0, 1, 2, 3, 4,
5, 6, 7, 8, 9.
1 класс
Повторение пройденного материала за 1-2 класс.
Названия, обозначения чисел от 1 до 9. Счет по 1 и равными группами
по 2, 3 (счет предметов и отвлеченный счет). Количественные, порядковые
числительные. Число и цифра 0. Соответствие количества, числительного,
цифры. Место каждого числа в числовом ряду (0-9). Сравнение чисел.
Установление от ношения больше, меньше, равно.
Число 10. Число и цифра. Десять единиц – 1 десяток.
Состав чисел первого десятка из двух слагаемых. Приемы сложения и
вычитания. Таблицы состава чисел в предложениях 10, ее использование при
выполнении действия вычитания. Название компонентов и результатов
сложения и вычитания (в речи учителя). Переместительное свойство
сложения (практическое использование).
Числовой ряд 1 – 10, сравнение чисел (больше, меньше, равно, лишнее,
недостающие единицы, десяток). Счет от заданного числа до заданного,
присчитывание, отсчитывание по 1, 2, 3. Сложение десятка и единиц,
соответствующие случаи вычитания.
Единицы (меры) стоимости – копейка, рубль. Размен и замена.
Простые арифметические задачи на нахождение суммы и остатка.
Точка. Прямая и кривая линии. Вычерчивание прямой линии с помощью
линейки в различном положении по отношению к краю листа бумаги.
Прямая, отрезок. Длина отрезка.
Единицы (меры) длины – сантиметр. Обозначение. Измерение отрезка,
вычерчивание отрезка заданной длины. Единицы времени – сутки. Неделя –
семь суток, порядок дней недели.
Овал.
Вычерчивание прямоугольника, квадрата, треугольника по заданным
вершинам.
2 класс
Счет в пределах 20.
Присчитывание, отсчитывание по 1, 2, 3, 4, 5, 6 в пределах 20 в прямой и
обратной последовательности. Сравнение чисел. Знаки отношений больше,
меньше, равно. Состав чисел из десятков и единиц, сложение и вычитание5
чисел без перехода через десяток.
Сложение однозначных чисел с переходом через десяток путем разложения
второго слагаемого на два числа.
Вычитание однозначных чисел из двузначных с переходом через десяток
путем разложения вычитаемого на два числа.
Число 0 как компонент сложения.
Понятия «столько же», «больше (меньше) на несколько единиц».
Простые арифметические задачи на увеличение (уменьшение) чисел на
несколько единиц. Составные арифметические задачи в два действия.
Четырехугольники: прямоугольник, квадрат. Треугольник.
Часы, циферблат, стрелки. Измерение времени в часах, направление
движения стрелок.
3 класс
Нумерация чисел в пределах 100.
Получение ряда круглых десятков, сложение и вычитание круглых
десятков. Получение полных двузначных чисел из десятков и единиц.
Разложение полных двузначных чисел на десятки и единицы. Числовой ряд
1—100, присчитывание, отсчитывание по 1, по 2, равными группами по 5, по
4. Сравнение в числовом ряду рядом стоящих чисел, сравнение чисел по
количеству разрядов, по количеству десятков и единиц. Понятие разряда.
Разрядная таблица. Увеличение и уменьшение чисел на несколько десятков,
единиц. Числа четные и нечетные.
Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд
(60 + 7; 60 + 17; 61 + 7; 61 + 27; 61 + 9; 61 + 29; 92 + 8; 61 + 39 и
соответствующие случаи вычитания). Нуль в качестве компонента сложения
и вычитания. Умножение как сложение нескольких одинаковых слагаемых,
замена его арифметическим действием умножения. Знак умножения (×).
Запись и чтение действия умножения. Название компонентов и результата
умножения в речи учителя. Таблица умножения числа 2.
Деление на равные части. Деление предметных совокупностей на 2, 3, 4,
5 равных частей (поровну), запись деления предметных совокупностей на
равные части арифметическим действием деления. Знак деления (:). Чтение
действия деления. Таблица деления на 2. Название компонентов и результата
деления в речи учителя.
Таблица умножения чисел 3, 4, 5, 6 и деления на 3, 4, 5, 6 равных частей
в пределах 20. Взаимосвязь таблиц умножения и деления.
Соотношение: 1 р. = 100 к.
Скобки. Действия I и II ступени.
Единица (мера) длины - метр. Обозначение: 1 м. Соотношения: 1 м =
10 дм, 1 м = 100 см.
Числа, получаемые при счете и при измерении одной, двумя мерами
(рубли с копейками, метры с сантиметрами).
Единицы (меры) времени - минута, месяц, год. Обозначение: 1 мин, 1
мес., 1 год. Соотношения: 1 ч = 60 мин, 1 сут. = 24 ч, 1 мес. = 30 или 31 сут.,
1 год = 12 мес. Порядок месяцев. Календарь. Определение времени по часам
с точностью до 5 мин (10 ч 25 мин и без 15 мин 11 ч).
Простые арифметические задачи на нахождение произведения, частного
(деление
на
равные
части
и
по
содержанию).
Вычисление стоимости на основе зависимости между ценой, количеством и
стоимостью.
Составные арифметические задачи в два действия: сложения,
вычитания, умножения, деления.
Построение отрезка такой же длины, больше (меньше) данного.
Пересечение линий.
Точка пересечения. Окружность, круг. Циркуль. Центр, радиус.
Построение окружности с помощью циркуля.
Четырехугольник. Прямоугольник и квадрат. Многоугольник.
Вершины, углы, стороны.
4 класс
Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд
(все случаи).
Сложение двузначного числа с однозначным и вычитание однозначного
числа из двузначного с переходом через
разряд.
Письменное сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через
разряд.
Присчитывание и отсчитывание по 3, 6, 9, 4, 8, 7.
Таблица умножения чисел 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Таблица деления на 3, 4, 5, 6,
7, 8, 9 равных частей. Взаимосвязь
умножения и деления.
Умножение 1, 0, 10 и на 1, 0, 10. Деление 0, деление на 1, на 10.
Названия компонентов и результатов умножения и
деления в речи обучающихся.
Единица (мера) массы - центнер. Обозначение: 1 ц. Соотношение: 1 ц =
100 кг.
Единица (мера) длины - миллиметр. Обозначение: 1 мм.
Соотношение: 1 см =10 мм. Единица (мера) времени - секунда.
Обозначение: 1 с. Соотношение: 1 мин = 60 с. Секундная стрелка.
Секундомер. Определение времени по часам с точностью до 1 мин (5 ч
18 мин, без 13 мин 6 ч, 18 мин 9-го). Двойное обозначение времени.
Простая арифметическая задача на увеличение (уменьшение) числа в
несколько раз.
Зависимость между стоимостью, ценой, количеством (все случаи).
Составные задачи, решаемые двумя арифметическими действиями.
Замкнутые и незамкнутые кривые: окружность, дуга.
Ломаные линии - замкнутая, незамкнутая. Граница многоугольника замкнутая ломаная линия. Измерение отрезков ломаной и вычисление ее
длины. Построение отрезка, равного длине ломаной. Построение ломаной по
данной длине ее отрезков. Взаимное положение на плоскости
геометрических фигур (пересечение, точки пересечения). Прямоугольник и
квадрат. Квадрат как частный случай прямоугольника.
Построение прямоугольника (квадрата) с помощью чертежного
треугольника. Название сторон прямоугольника: основания (верхнее,
нижнее), боковые стороны (правая, левая), противоположные, смежные
стороны.
Тематическое планирование
1 класс (дополнительный) первого года обучения
№
Раздел
п/п
1 Пропедевтика
2 Действия с группами предметов. Геометрические
фигуры
3 Размер предметов
4 Десяток
4 Пространственные и временные понятия
5 Способы сравнения: приложение, наложение.
Всего
Кол-во
часов
9ч
15 ч
20 ч
15 ч
20 ч
20 ч
99
1 класс (дополнительный) второго года обучения
№
Раздел
п/п
1 Действия с группами предметов. Геометрические
фигуры
2 Размер предметов
3 Способы сравнения: приложение, наложение.
4 Количество и счет
5 Пространственные и временные понятия
6 Десяток
7 Сложение и вычитание в пределах 10
Всего
Кол-во
часов
9ч
10 ч
15 ч
25 ч
10 ч
10 ч
20 ч
99
Тематическое планирование
1 класс
Второй десяток
№
п/п
1
2
3
4
5
6
Наименование разделов и тем
Цвет и форма
Пространственная ориентировка
Первый десяток
Геометрические фигуры
Второй десяток
Итоговое повторение
Всего
Кол-во
часов
15
15
20
20
20
9
99
2 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
Наименование разделов и тем
Нумерация
Единицы измерения и их соотношения
Арифметические действия
Арифметические задачи
Геометрические формы
Всего
Кол-во
часов
9
20
25
25
20
136
3 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
Наименование разделов и тем
Нумерация
Повторение
Геометрический материал
Единицы измерения и их соотношения
Арифметические задачи
Арифметические действия
Всего
Кол-во
часов
9
9
15
25
39
39
136
4 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
Наименование разделов и тем
Повторение
Умножение и деление
Числа 1-100
Сложение и вычитание в пределах 100
Повторение за год
Всего
Кол-во
часов
9
47
32
42
6
136
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Учебник "Математика" 1 класс (в 2-х частях), Т.В.Алышева, Москва
"Просвещение", 2017;
Учебник "Математика" 2 класс (в 2-х частях), Т.В.Алышева, Москва
"Просвещение", 2018;
Учебник "Математика" 3 класс (в 2-х частях), Т.В.Алышева, Москва
"Просвещение", 2018;
Учебник "Математика" 4 класс (в 2-х частях), Т.В.Алышева, И.М.
Яковлева, Москва "Просвещение", 2018;
1. Демонстрационный материал по математике
2. Измерительная линейка, угольник
3. Набор «Геометрические тела»
4. Счётный материал
5. Счёты
6. Таблица Пифагора
7. Циркуль
8. Часы настенные
9. Электронные образовательные ресурсы