РП по учебному предмету Русский язык 6-9

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Бисертская средняя школа№1»
Россия, 623050, Свердловская область, пгт Бисерть, ул. Октябрьская, 10
тел./факс 8(34398) 6-21-87 e-mail:bisert-schkola@yandex.ru, сайт: https://bisert1.uralschool.ru/

Утверждаю
Директор МКОУ «Бисертская средняя школа№1»
_______________________ А.А.Боев

Принята на заседании
педагогического совета

Приказ от ___1.09.2023________ №_____89__
Протокол №__9_ от __30.08.2023_______

Рабочая программа общего образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
вариант 1
«Русский язык»
(6-9 класс)

п. Бисерть, 2023г.
Пояснительная записка

Русский язык в общеобразовательной организации, реализующей
адаптированные
основные
общеобразовательные
программы
для
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
изучается на протяжении всех лет обучения.
Программа 6 - 9 класса составлена на основе Программы специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.
Воронковой, М.: Владос, 2011г
Предлагаемая программа ориентирована на учебники:
Н.Г. Галунчиковой, Э.В. Якубовской «Русский язык» 6 класса; 7 класса; 8
класса; 9 класса. М.: Просвещение, 2016г.;
Характеристика учебного предмета с учетом особенностей
его освоения обучающимися
Программа по русскому языку в 6 - 9 классах определяет содержание
предмета и последовательность его прохождения по годам, учитывает
особенности познавательной деятельности детей с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями). Она направлена на разностороннее
развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию,
обеспечивают гражданское, нравственное, эстетическое воспитание.
Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня
общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для
социальной адаптации.
ЦЕЛЬ:
дать учащимся знания, умения и навыки по русскому языку, необходимые
им для дальнейшей жизни и профессионального обучения.
ЗАДАЧИ:
 образовательная
формирование достаточно прочных навыков грамотного письма на основе
изучения элементарного курса грамматики, а также практически значимых
орфографических и пункционных навыков;
 коррекционно-развивающая
максимальное общее развитие учащихся, коррекция недостатков их
познавательной деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальных
возможностей каждого ученика на различных этапах обучения;
 воспитательная
воспитание у учащихся интереса к родному языку, формирование
нравственных качеств, целенаправленности, трудолюбия, самостоятельности,
аккуратности, навыков контроля и самоконтроля.

Место предмета в учебном плане

Программа рассчитана на 136 часов в год, 5 часов в неделю (5 класс) и 136
часа в год, 4 часа в неделю (6-9 классы), в том числе количество часов для
проведения контрольных работ.
N
Класс
Наименование курса
Количество Количество
п/п
часов в
часов в год
неделю
1
6 класс
Русский язык
4 часа
136 часов
2
7 класс
Русский язык
4 часа
136 часов
3
8 класс
Русский язык
4 часа
136 часов
4
9 класс
Русский язык
4 часа
136 часов
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
На уроках русского языка будут формироваться следующие личностные
результаты:
 развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
 владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия;
 способность к осмыслению социального окружения, своего места в
нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
 принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование
и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
 развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях;
 формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
 развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
 формирование готовности к самостоятельной жизни.
Личностные результаты оцениваются в общей системе экспертной
оценки, используемой в образовательной организации.
Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и
умения, специфичные для учебного предмета «Русский язык», характеризуют
опыт по получению нового знания, достижения обучающихся в усвоении
знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности и
должны отражать:
1) формирование интереса к изучению русского языка;
2) коммуникативно-речевые умения, необходимые для обеспечения
коммуникации в различных ситуациях общения;
3) овладение основами грамотного письма;
4) использование знаний в области русского языка и сформированных
грамматико-орфографических умений для решения практических задач.
Готовность применения предметных результатов определят два уровня:
минимальный и достаточный. Минимальный уровень является обязательным

для
большинства
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Минимальный уровень
Достаточный уровень
6 класс
- умение работать с языковыми
умение
производить
единицами
(буква,
слово, фонетический разбор слов;
предложение);
- умение разбирать слова по
- представление о значимости составу с использованием опорных
языка и речи в жизни людей;
схем;
знание
отличительных
выделение
имен
признаков основных частей слова;
существительных
и
имен
- умение различать части речи прилагательных как частей речи;
по вопросу и значению;
построение
простых
- умение производить разбор распространённых предложений с
слова с опорой на представленный однородными членами;
образец;
- образование слов с новым
- подбор групп родственных значением
с
использованием
слов; - разбор слов по составу;
приставок и суффиксов;
построение
простых
- умение выделять главные и
распространённых предложений;
второстепенные члены предложения;
- проверка написания в корне
- письмо под диктовку текстов
безударных гласных звонких и с соблюдением изученных знаков
глухих согласных;
препинания;
- использование на письме
пользование
школьным
орфографических правил после орфографическим словарём.
предварительного разбора текста на
основе готового алгоритма.
7 класс
- написание под диктовку
- написание под диктовку
текста с изученными орфограммами текста с изученными орфограммами
предварительным анализом;
(75—80 слов);
- исправление текста;
- написание изложения по
- подбор однокоренных слов с данному плану с предварительной
помощью учителя;
отработкой лексического материала
- различение частей речи с (до 70 слов);
опорой на таблицу или с помощью
- подбор однокоренных слов,
учителя, правильное употребление используя данные приставки и
их в предложении;
суффиксы;
- решение орфографических
- образование одной части речи
задач, с опорой па таблицу или с от
другой
и
правильное
помощью учителя.
употребление их в речи;
определение
изученных
грамматических признаков частей
речи с опорой на таблицу;

- нахождение орфограммы и
решение орфографических задач
(самостоятельно или с помощью
учителя);
пользование
школьным
орфографическим словарем.
8 класс
- представление о значимости языка
- умение строить и различать
и речи в жизни людей;
простые и сложные предложения;
- умение работать с языковыми
- умение писать под диктовку
единицами
(буква,
слово, текст с соблюдением с соблюдением
предложение);
изученных знаков препинания;
- знание отличительных признаков
умение
проводить
основных частей слова;
фонематический разбор слов;
- умение производить разбор слова с
- умение оформлять деловые
опорой на представленный образец, бумаги;
схему, вопросы учителя;
- оформление деловых бумаг с
опорой на образец;
использование
на
письме
орфографических правил после
предварительного разбора текста на
основе готового алгоритма;
- умение писать небольшое по
объему
изложение
повествовательного, описательного
характера, после предварительной
отработки всех компонентов текста
(50-55 слов);
- умение составлять и писать
небольшие по объему (до 50 слов)
сочинения на основе наблюдений,
практической
деятельности,
опорным словам и предложенному
плану
после
предварительной
отработки содержания и языкового
оформления.
9 класс
- представление о значимости языка
- умение строить и различать
и речи в жизни людей;
простые и сложные предложения;
- умение работать с языковыми
- умение писать под диктовку
единицами
(буква,
слово, текст с соблюдением с соблюдением
предложение);
изученных знаков препинания;
- знание отличительных признаков
умение
проводить
основных частей слова;
фонематический разбор слов;

- умение производить разбор слова с
- умение оформлять деловые
опорой на представленный образец, бумаги;
схему, вопросы учителя;
- умение писать небольшие по
- оформление деловых бумаг с объему изложения и сочинения
опорой на образец;
творческого характера;
- умение различать части речи по
вопросу и значению;
использование
на
письме
орфографических правил после
предварительного разбора текста на
основе готового алгоритма;
- умение писать небольшое по
объему
изложение
повествовательного, описательного
характера, после предварительной
отработки всех компонентов текста
(50-55 слов);
- умение составлять и писать
небольшие по объему (до 50 слов)
сочинения на основе наблюдений,
практической
деятельности,
опорным словам и предложенному
плану
после
предварительной
отработки содержания и языкового
оформления.
Содержание учебного предмета «Русский язык»
6 класс
Программа по русскому языку включает разделы: «Повторение», «Звуки
и буквы», «Слово. Состав слова», «Имя существительное», «Имя
прилагательное», «Предложение».
Повторение. Главные и второстепенные члены предложения.
Предложения нераспространенные и распространенные. Однородные члены
предложения. Перечисление без союзов и с однородным союзом «и». Знаки
препинания при однородных членах.
Звуки и буквы. Звуки и буквы. Алфавит. Звуки гласные и согласные.
Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Слова с
мягким знаком.
Слово. Состав слова. Однокоренные слова. Корень, приставка, суффикс
и окончание. Образование слов с помощью приставок и суффиксов.
Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных
в корне слов. Непроверяемые гласные и согласные в корне слов. Правописание
приставок. Приставка и предлог. Разделительный ъ.

Имя существительное. Значение имени существительного и его
основные грамматические признаки: род, число, падеж. Правописание
падежных окончаний имен существительных единственного числа. Склонение
имен существительных во множественном числе. Правописание падежных
окончаний. Правописание родительного падежа существительных женского и
среднего рода с основой на шипящий. Знакомство с именами
существительными, употребляемыми только в единственном или только во
множественном числе.
Имя прилагательное. Имя прилагательное как часть речи.
Согласование с именем существительным по родам, числам и падежам.
Предложение.
Смысловая
и
интонационная
законченность
предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Однородные
члены предложения.
Повторение.
7 класс
Программа по русскому языку включает разделы: «Повторение»,
«Состав слова», «Части речи», «Предложение», «Повторение».
Повторение. Простое и сложное предложения.
Состав слова. Корень, приставка, суффикс, окончание. Непроверяемые
гласные и согласные в корне слов. Сложные слова.
Части речи. Имя существительное. Основные грамматические
категории имени существительного – род, число, падеж, склонение.
Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном и
множественном числе.
Имя прилагательное. Значение имени прилагательного в речи.
Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде,
числе и падеже. Правописание родовых и падежных окончаний имен
прилагательных в единственном и множественном числе.
Местоимение. Понятие о местоимении. Значение местоимений в речи.
Личные местоимения единственного и множественного числа. 1, 2, 3-е лицо
местоимений. Склонение и правописание личных местоимений единственного
и множественного числа. Раздельное написание предлогов с местоимениями.
Глагол. Понятие о глаголе. Изменение глагола по временам (настоящее,
прошедшее, будущее) и числам. Неопределенная частица не с глаголами.
Изменение глаголов по лицам. Правописание окончаний глаголов 2-го лица шь, -шься. Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.
Глаголы на –ся (-сь).
Предложение. Простое и сложное предложение. Подлежащее и
сказуемое в простом и сложном предложении. Простое предложение с
однородными членами. Главные и второстепенные члены предложений в
качестве однородных распространенные члены предложений в качестве
однородных. Распространенные однородные члены предложений. Бессоюзное
перечисление однородных членов, с одиночным союзом и, союзами а, но,
повторяющимся союзом и. Знаки препинания при однородных членах.

Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов. Обращение. Знаки
препинания при обращении.
Повторение.
8 класс
Программа по русскому языку включает разделы: «Повторение»,
«Состав слова», «Части речи», «Предложение», «Повторение».
Повторение. Простое предложение. Простое предложение с
однородными членами. Обращение. Сложное предложение с союзами и, а, но,
со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что.
Состав слова. Корень и однокоренные слова. Окончание. Приставка.
Суффикс. Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Разбор слов
по составу. Сложные слова: образование сложных слов с соединительными
гласными и без соединительных гласных. Сложносокращенные слова.
Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих
согласных в корне слова. Единообразное написание ударных и безударных
гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов. Непроверяемые гласные
и согласные в корне слов.
Правописание приставок. Единообразное написание ряда приставок.
Приставка и предлог. Разделительный ъ.
Части речи. Имя существительное, глагол, имя прилагательное, имя
числительное, местоимение, наречие, предлог. Различение частей речи по
вопросам и значению.
Предлог: общее понятие, значение в речи. Раздельное написание
предлогов со словами.
Имя существительное: общее значение. Имена существительные
собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные. Род имен
существительных. Написание мягкого знака (ь) после шипящих в конце слов
у существительных женского рода. Число имен существительных. Имена
существительные, употребляемые только в единственном или множественном
числе. Понятие о 1, 2, 3-м склонениях имен существительных. Склонение имен
существительных в единственном и множественном числе. Падеж. Изменение
существительных по падежам. Правописание падежных окончаний имён
существительных единственного и множественного числа. Несклоняемые
имена существительные.
Имя прилагательное: понятие, значение в речи. Определение рода, числа
и падежа имени прилагательного по роду, числу и падежу имени
существительного. Согласование имени прилагательного с существительным
в роде, числе и падеже. Спряжение имен прилагательных.
Правописание родовых и падежных окончаний имен прилагательных в
единственном и множественном числе.
Глагол как часть речи. Изменение глагола по временам (настоящее, прошедшее, будущее). Изменение глагола по лицам и числам. Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам. Неопределенная форма гла-

гола. Спряжение глаголов. Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения. Правописание глаголов повелительной формы единственного и множественного числа. Правописание частицы НЕ с глаголами.
Местоимение. Понятие о местоимении. Значение местоимений в речи.
Личные местоимения единственного и множественного числа. Лицо и число
местоимений. Склонение местоимений. Правописание личных местоимений.
Имя числительное. Понятие об имени числительном. Числительные
количественные и порядковые. Правописание числительных.
Наречие. Понятие о наречии. Наречия, обозначающие время, место,
способ действия. Правописание наречий.
Предложение. Простые и сложные предложения. Повествовательные,
вопросительные и восклицательные предложения. Знаки препинания в конце
предложений. Главные и второстепенные члены предложения. Предложения
распространенные и нераспространенные. Установление последовательности
предложений в тексте. Связь предложений в тексте с помощью различных
языковых средств (личных местоимений, наречий, повтора существительного,
синонимической замены и др.). Однородные члены предложения. Союзы в
простом и сложном предложении, знаки препинания перед союзами.
Обращение, знаки препинания при обращении. Прямая речь. Знаки
препинания при прямой речи.
Сложное предложение. Сложные предложения без союзов и с
сочинительными союзами И. А, НО. Сравнение простых предложений с
однородными членами и сложных предложений. Сложные предложения с
союзами ЧТО, ЧТОБЫ, ПОТОМУ ЧТО, КОГДА, КОТОРЫЙ.
Повторение.
9 класс
Программа по русскому языку включает разделы: «Повторение»,
«Состав слова», «Имя существительное», «Имя прилагательное»,
«Местоимение», «Глагол», «Наречие», «Имя числительное», «Предложение»,
«Повторение».
Повторение. Простое предложение. Простое предложение с
однородными членами. Обращение. Сложное предложение с союзами и, а, но,
со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что.
Состав слова. Разбор слов по составу. Единообразное написание
ударных и безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов.
Сложные слова. Сложносокращённые слова.
Части речи. Имя существительное. Роль существительного в речи.
Основные грамматические категории имени существительного. Правописание
падежных окончаний имён существительных. Несклоняемые имена
существительные.
Имя прилагательное. Роль прилагательного в речи. Согласование имени
прилагательного с именем существительным. Правописание падежных
окончаний имён прилагательных.

Личные местоимения. Роль личных местоимений в речи. Правописание
личных местоимений.
Глагол. Роль глагола в речи. Неопределённая форма глагола. Спряжение
глаголов. Правописание личных окончаний глаголов I и II спряжения, глаголы
с –ться и –тся. Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.
Повелительная форма глагола. Правописание глаголов повелительной формы
единственного и множественного числа. Частица не с глаголами.
Наречие. Понятие о наречии. Наречия, обозначающие время, место,
способ действия. Правописание наречий с о и а на конце.
Имя числительное. Понятие об имени числительном. Числительные
количественные и порядковые. Правописание числительных от 5 до 20; 30; от
50 до 80 и от 500 до 900, 200, 300, 400, 90.
Предложение. Простое предложение. Главные и второстепенные члены
предложения, предложения распространённые и нераспространённые, с
однородными членами, обращение. Сложное предложение. Предложения с
союзами и, а, но и без союзов, предложения со словами который, когда, где,
что, чтобы, потому что. Составление простых и сложных предложений.
Постановка знаков препинания в предложениях. Прямая речь (после слов
автора).
Повторение.
Форма промежуточной аттестации по предмету предполагает написание
контрольного диктанта.
Тематическое планирование
6 класс
Тема раздела

Кол-во
часов

Повторение
Звуки и буквы
Слово. Состав слова
Имя существительное
Имя прилагательное
Предложение

6
6
18
23
65
13

Повторение

5
Итого:

136

7 класс
Тема

Кол-во
часов

1

Повторение.

12

2

Состав слова. Текст.

20

3
4
5

Части речи.
Предложение Текст.
Повторение.

70
22
12
136

Итого:
8 класс
№

Название раздела

Кол-во ч

1

Повторение в начале года

7

2
3

Состав слова
Части речи:
имя существительное,
имя прилагательное,
местоимение,
глагол

27
67
12
9
10
36

4. Предложение

26

5. Повторение в конце года

9
Итого:

136

9 класс
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10

Тема
Повторение
Состав слова
Имя существительное
Имя прилагательное
Личные местоимения
Глагол
Наречие
Имя числительное
Повторение
Предложение
Итого:

Кол-во
часов
12
15
12
8
10
24
8
11
7
20
136

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аксенов А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе.М.: Владос, 2000 г.
2. Бройде М. Русский язык в упражнениях и играх.- М.: Айрис Пресс, 2001.
3. Вельшанская А.Д. Содержание и методы работы учителя дефектолога в
общеобразовательной школе.- М.: Школьная пресса, 2008.
4. Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Русский язык 5 - 9 класс - М.:
Просвещение, 2016 .
5. Иншакова О.Б. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция.- М.Воронеж: Редакционно-издательский совет, 2001.
6. Колесинская
Я.
Играем
по-умному.Новосибирск:
Сибирское
университетское издательство, 2008.
7. Коррекционно-развивающее обучение. «Русский язык».- М.: Дрофа, 2000.
8. Малюшкина А.Б. Интегрированные уроки гуманитарного цикла.- М.:
творческий центр, 2004.
9. Назарова Н.М. Специальная педагогика.- М.: Издательский центр
«Академия», 2010.
10. Савинова С.В. Нестандартные уроки русского языка.- Волгоград: Учитель,
2000.
11. Сальникова Т.П. Методика преподавания грамматики, правописания,
развития речи.- М.: Творческий центр, 2000.
12. Угроватова Т. Подсказки на каждый день.- М.: ВЛАДОС, 2005.
13. Уроки русского языка с применением информационных технологий.- М.:
Глобус, 2012.
14. Шукейло В.А. Сочетание традиционных и нетрадиционных форм обучения
русскому языку.- СПб.: СмиоПресс, 2000.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».