Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Бисертская средняя школа№1» Россия, 623050, Свердловская область, пгт Бисерть, ул. Октябрьская, 10 тел./факс 8(34398) 6-21-87 e-mail:bisert-schkola@yandex.ru, сайт: https://bisert1.uralschool.ru/ Утверждаю Директор МКОУ «Бисертская средняя школа№1» _______________________ А.А.Боев Принята на заседании педагогического совета Приказ от ___1.09.2023________ №_____89__ Протокол №__9_ от __30.08.2023_______ Рабочая программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 «Русский язык» (6-9 класс) п. Бисерть, 2023г. Пояснительная записка Русский язык в общеобразовательной организации, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) изучается на протяжении всех лет обучения. Программа 6 - 9 класса составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой, М.: Владос, 2011г Предлагаемая программа ориентирована на учебники: Н.Г. Галунчиковой, Э.В. Якубовской «Русский язык» 6 класса; 7 класса; 8 класса; 9 класса. М.: Просвещение, 2016г.; Характеристика учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимися Программа по русскому языку в 6 - 9 классах определяет содержание предмета и последовательность его прохождения по годам, учитывает особенности познавательной деятельности детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Она направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации. ЦЕЛЬ: дать учащимся знания, умения и навыки по русскому языку, необходимые им для дальнейшей жизни и профессионального обучения. ЗАДАЧИ: образовательная формирование достаточно прочных навыков грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики, а также практически значимых орфографических и пункционных навыков; коррекционно-развивающая максимальное общее развитие учащихся, коррекция недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика на различных этапах обучения; воспитательная воспитание у учащихся интереса к родному языку, формирование нравственных качеств, целенаправленности, трудолюбия, самостоятельности, аккуратности, навыков контроля и самоконтроля. Место предмета в учебном плане Программа рассчитана на 136 часов в год, 5 часов в неделю (5 класс) и 136 часа в год, 4 часа в неделю (6-9 классы), в том числе количество часов для проведения контрольных работ. N Класс Наименование курса Количество Количество п/п часов в часов в год неделю 1 6 класс Русский язык 4 часа 136 часов 2 7 класс Русский язык 4 часа 136 часов 3 8 класс Русский язык 4 часа 136 часов 4 9 класс Русский язык 4 часа 136 часов Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета На уроках русского языка будут формироваться следующие личностные результаты: развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; формирование готовности к самостоятельной жизни. Личностные результаты оцениваются в общей системе экспертной оценки, используемой в образовательной организации. Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для учебного предмета «Русский язык», характеризуют опыт по получению нового знания, достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности и должны отражать: 1) формирование интереса к изучению русского языка; 2) коммуникативно-речевые умения, необходимые для обеспечения коммуникации в различных ситуациях общения; 3) овладение основами грамотного письма; 4) использование знаний в области русского языка и сформированных грамматико-орфографических умений для решения практических задач. Готовность применения предметных результатов определят два уровня: минимальный и достаточный. Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Минимальный уровень Достаточный уровень 6 класс - умение работать с языковыми умение производить единицами (буква, слово, фонетический разбор слов; предложение); - умение разбирать слова по - представление о значимости составу с использованием опорных языка и речи в жизни людей; схем; знание отличительных выделение имен признаков основных частей слова; существительных и имен - умение различать части речи прилагательных как частей речи; по вопросу и значению; построение простых - умение производить разбор распространённых предложений с слова с опорой на представленный однородными членами; образец; - образование слов с новым - подбор групп родственных значением с использованием слов; - разбор слов по составу; приставок и суффиксов; построение простых - умение выделять главные и распространённых предложений; второстепенные члены предложения; - проверка написания в корне - письмо под диктовку текстов безударных гласных звонких и с соблюдением изученных знаков глухих согласных; препинания; - использование на письме пользование школьным орфографических правил после орфографическим словарём. предварительного разбора текста на основе готового алгоритма. 7 класс - написание под диктовку - написание под диктовку текста с изученными орфограммами текста с изученными орфограммами предварительным анализом; (75—80 слов); - исправление текста; - написание изложения по - подбор однокоренных слов с данному плану с предварительной помощью учителя; отработкой лексического материала - различение частей речи с (до 70 слов); опорой на таблицу или с помощью - подбор однокоренных слов, учителя, правильное употребление используя данные приставки и их в предложении; суффиксы; - решение орфографических - образование одной части речи задач, с опорой па таблицу или с от другой и правильное помощью учителя. употребление их в речи; определение изученных грамматических признаков частей речи с опорой на таблицу; - нахождение орфограммы и решение орфографических задач (самостоятельно или с помощью учителя); пользование школьным орфографическим словарем. 8 класс - представление о значимости языка - умение строить и различать и речи в жизни людей; простые и сложные предложения; - умение работать с языковыми - умение писать под диктовку единицами (буква, слово, текст с соблюдением с соблюдением предложение); изученных знаков препинания; - знание отличительных признаков умение проводить основных частей слова; фонематический разбор слов; - умение производить разбор слова с - умение оформлять деловые опорой на представленный образец, бумаги; схему, вопросы учителя; - оформление деловых бумаг с опорой на образец; использование на письме орфографических правил после предварительного разбора текста на основе готового алгоритма; - умение писать небольшое по объему изложение повествовательного, описательного характера, после предварительной отработки всех компонентов текста (50-55 слов); - умение составлять и писать небольшие по объему (до 50 слов) сочинения на основе наблюдений, практической деятельности, опорным словам и предложенному плану после предварительной отработки содержания и языкового оформления. 9 класс - представление о значимости языка - умение строить и различать и речи в жизни людей; простые и сложные предложения; - умение работать с языковыми - умение писать под диктовку единицами (буква, слово, текст с соблюдением с соблюдением предложение); изученных знаков препинания; - знание отличительных признаков умение проводить основных частей слова; фонематический разбор слов; - умение производить разбор слова с - умение оформлять деловые опорой на представленный образец, бумаги; схему, вопросы учителя; - умение писать небольшие по - оформление деловых бумаг с объему изложения и сочинения опорой на образец; творческого характера; - умение различать части речи по вопросу и значению; использование на письме орфографических правил после предварительного разбора текста на основе готового алгоритма; - умение писать небольшое по объему изложение повествовательного, описательного характера, после предварительной отработки всех компонентов текста (50-55 слов); - умение составлять и писать небольшие по объему (до 50 слов) сочинения на основе наблюдений, практической деятельности, опорным словам и предложенному плану после предварительной отработки содержания и языкового оформления. Содержание учебного предмета «Русский язык» 6 класс Программа по русскому языку включает разделы: «Повторение», «Звуки и буквы», «Слово. Состав слова», «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Предложение». Повторение. Главные и второстепенные члены предложения. Предложения нераспространенные и распространенные. Однородные члены предложения. Перечисление без союзов и с однородным союзом «и». Знаки препинания при однородных членах. Звуки и буквы. Звуки и буквы. Алфавит. Звуки гласные и согласные. Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Слова с мягким знаком. Слово. Состав слова. Однокоренные слова. Корень, приставка, суффикс и окончание. Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слов. Непроверяемые гласные и согласные в корне слов. Правописание приставок. Приставка и предлог. Разделительный ъ. Имя существительное. Значение имени существительного и его основные грамматические признаки: род, число, падеж. Правописание падежных окончаний имен существительных единственного числа. Склонение имен существительных во множественном числе. Правописание падежных окончаний. Правописание родительного падежа существительных женского и среднего рода с основой на шипящий. Знакомство с именами существительными, употребляемыми только в единственном или только во множественном числе. Имя прилагательное. Имя прилагательное как часть речи. Согласование с именем существительным по родам, числам и падежам. Предложение. Смысловая и интонационная законченность предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения. Повторение. 7 класс Программа по русскому языку включает разделы: «Повторение», «Состав слова», «Части речи», «Предложение», «Повторение». Повторение. Простое и сложное предложения. Состав слова. Корень, приставка, суффикс, окончание. Непроверяемые гласные и согласные в корне слов. Сложные слова. Части речи. Имя существительное. Основные грамматические категории имени существительного – род, число, падеж, склонение. Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном и множественном числе. Имя прилагательное. Значение имени прилагательного в речи. Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе и падеже. Правописание родовых и падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе. Местоимение. Понятие о местоимении. Значение местоимений в речи. Личные местоимения единственного и множественного числа. 1, 2, 3-е лицо местоимений. Склонение и правописание личных местоимений единственного и множественного числа. Раздельное написание предлогов с местоимениями. Глагол. Понятие о глаголе. Изменение глагола по временам (настоящее, прошедшее, будущее) и числам. Неопределенная частица не с глаголами. Изменение глаголов по лицам. Правописание окончаний глаголов 2-го лица шь, -шься. Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам. Глаголы на –ся (-сь). Предложение. Простое и сложное предложение. Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложении. Простое предложение с однородными членами. Главные и второстепенные члены предложений в качестве однородных распространенные члены предложений в качестве однородных. Распространенные однородные члены предложений. Бессоюзное перечисление однородных членов, с одиночным союзом и, союзами а, но, повторяющимся союзом и. Знаки препинания при однородных членах. Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов. Обращение. Знаки препинания при обращении. Повторение. 8 класс Программа по русскому языку включает разделы: «Повторение», «Состав слова», «Части речи», «Предложение», «Повторение». Повторение. Простое предложение. Простое предложение с однородными членами. Обращение. Сложное предложение с союзами и, а, но, со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что. Состав слова. Корень и однокоренные слова. Окончание. Приставка. Суффикс. Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Разбор слов по составу. Сложные слова: образование сложных слов с соединительными гласными и без соединительных гласных. Сложносокращенные слова. Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слова. Единообразное написание ударных и безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов. Непроверяемые гласные и согласные в корне слов. Правописание приставок. Единообразное написание ряда приставок. Приставка и предлог. Разделительный ъ. Части речи. Имя существительное, глагол, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, наречие, предлог. Различение частей речи по вопросам и значению. Предлог: общее понятие, значение в речи. Раздельное написание предлогов со словами. Имя существительное: общее значение. Имена существительные собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные. Род имен существительных. Написание мягкого знака (ь) после шипящих в конце слов у существительных женского рода. Число имен существительных. Имена существительные, употребляемые только в единственном или множественном числе. Понятие о 1, 2, 3-м склонениях имен существительных. Склонение имен существительных в единственном и множественном числе. Падеж. Изменение существительных по падежам. Правописание падежных окончаний имён существительных единственного и множественного числа. Несклоняемые имена существительные. Имя прилагательное: понятие, значение в речи. Определение рода, числа и падежа имени прилагательного по роду, числу и падежу имени существительного. Согласование имени прилагательного с существительным в роде, числе и падеже. Спряжение имен прилагательных. Правописание родовых и падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе. Глагол как часть речи. Изменение глагола по временам (настоящее, прошедшее, будущее). Изменение глагола по лицам и числам. Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам. Неопределенная форма гла- гола. Спряжение глаголов. Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения. Правописание глаголов повелительной формы единственного и множественного числа. Правописание частицы НЕ с глаголами. Местоимение. Понятие о местоимении. Значение местоимений в речи. Личные местоимения единственного и множественного числа. Лицо и число местоимений. Склонение местоимений. Правописание личных местоимений. Имя числительное. Понятие об имени числительном. Числительные количественные и порядковые. Правописание числительных. Наречие. Понятие о наречии. Наречия, обозначающие время, место, способ действия. Правописание наречий. Предложение. Простые и сложные предложения. Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения. Знаки препинания в конце предложений. Главные и второстепенные члены предложения. Предложения распространенные и нераспространенные. Установление последовательности предложений в тексте. Связь предложений в тексте с помощью различных языковых средств (личных местоимений, наречий, повтора существительного, синонимической замены и др.). Однородные члены предложения. Союзы в простом и сложном предложении, знаки препинания перед союзами. Обращение, знаки препинания при обращении. Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи. Сложное предложение. Сложные предложения без союзов и с сочинительными союзами И. А, НО. Сравнение простых предложений с однородными членами и сложных предложений. Сложные предложения с союзами ЧТО, ЧТОБЫ, ПОТОМУ ЧТО, КОГДА, КОТОРЫЙ. Повторение. 9 класс Программа по русскому языку включает разделы: «Повторение», «Состав слова», «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Местоимение», «Глагол», «Наречие», «Имя числительное», «Предложение», «Повторение». Повторение. Простое предложение. Простое предложение с однородными членами. Обращение. Сложное предложение с союзами и, а, но, со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что. Состав слова. Разбор слов по составу. Единообразное написание ударных и безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов. Сложные слова. Сложносокращённые слова. Части речи. Имя существительное. Роль существительного в речи. Основные грамматические категории имени существительного. Правописание падежных окончаний имён существительных. Несклоняемые имена существительные. Имя прилагательное. Роль прилагательного в речи. Согласование имени прилагательного с именем существительным. Правописание падежных окончаний имён прилагательных. Личные местоимения. Роль личных местоимений в речи. Правописание личных местоимений. Глагол. Роль глагола в речи. Неопределённая форма глагола. Спряжение глаголов. Правописание личных окончаний глаголов I и II спряжения, глаголы с –ться и –тся. Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам. Повелительная форма глагола. Правописание глаголов повелительной формы единственного и множественного числа. Частица не с глаголами. Наречие. Понятие о наречии. Наречия, обозначающие время, место, способ действия. Правописание наречий с о и а на конце. Имя числительное. Понятие об имени числительном. Числительные количественные и порядковые. Правописание числительных от 5 до 20; 30; от 50 до 80 и от 500 до 900, 200, 300, 400, 90. Предложение. Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения, предложения распространённые и нераспространённые, с однородными членами, обращение. Сложное предложение. Предложения с союзами и, а, но и без союзов, предложения со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что. Составление простых и сложных предложений. Постановка знаков препинания в предложениях. Прямая речь (после слов автора). Повторение. Форма промежуточной аттестации по предмету предполагает написание контрольного диктанта. Тематическое планирование 6 класс Тема раздела Кол-во часов Повторение Звуки и буквы Слово. Состав слова Имя существительное Имя прилагательное Предложение 6 6 18 23 65 13 Повторение 5 Итого: 136 7 класс Тема Кол-во часов 1 Повторение. 12 2 Состав слова. Текст. 20 3 4 5 Части речи. Предложение Текст. Повторение. 70 22 12 136 Итого: 8 класс № Название раздела Кол-во ч 1 Повторение в начале года 7 2 3 Состав слова Части речи: имя существительное, имя прилагательное, местоимение, глагол 27 67 12 9 10 36 4. Предложение 26 5. Повторение в конце года 9 Итого: 136 9 класс № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10 Тема Повторение Состав слова Имя существительное Имя прилагательное Личные местоимения Глагол Наречие Имя числительное Повторение Предложение Итого: Кол-во часов 12 15 12 8 10 24 8 11 7 20 136 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Аксенов А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе.М.: Владос, 2000 г. 2. Бройде М. Русский язык в упражнениях и играх.- М.: Айрис Пресс, 2001. 3. Вельшанская А.Д. Содержание и методы работы учителя дефектолога в общеобразовательной школе.- М.: Школьная пресса, 2008. 4. Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Русский язык 5 - 9 класс - М.: Просвещение, 2016 . 5. Иншакова О.Б. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция.- М.Воронеж: Редакционно-издательский совет, 2001. 6. Колесинская Я. Играем по-умному.Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2008. 7. Коррекционно-развивающее обучение. «Русский язык».- М.: Дрофа, 2000. 8. Малюшкина А.Б. Интегрированные уроки гуманитарного цикла.- М.: творческий центр, 2004. 9. Назарова Н.М. Специальная педагогика.- М.: Издательский центр «Академия», 2010. 10. Савинова С.В. Нестандартные уроки русского языка.- Волгоград: Учитель, 2000. 11. Сальникова Т.П. Методика преподавания грамматики, правописания, развития речи.- М.: Творческий центр, 2000. 12. Угроватова Т. Подсказки на каждый день.- М.: ВЛАДОС, 2005. 13. Уроки русского языка с применением информационных технологий.- М.: Глобус, 2012. 14. Шукейло В.А. Сочетание традиционных и нетрадиционных форм обучения русскому языку.- СПб.: СмиоПресс, 2000.