РП по учебному предмету Биология 6-9

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Бисертская средняя школа№1»
Россия, 623050, Свердловская область, пгт Бисерть, ул. Октябрьская, 10
тел./факс 8(34398) 6-21-87 e-mail:bisert-schkola@yandex.ru, сайт: https://bisert1.uralschool.ru/

Утверждаю
Директор МКОУ «Бисертская средняя школа№1»
_______________________ А.А.Боев

Принята на заседании
педагогического совета

Приказ от ___1.09.2023________ №_____89__
Протокол №__9_ от __30.08.2023_______

Рабочая программа общего образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
вариант 1
«Биология»
(6-9 класс)

п. Бисерть, 2023г.

Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии разработана на основе авторской
программы под редакцией В.В. Воронковой («Биология» 6-9 классы),
допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации
(издательство «Владос» 2011г.); учебного плана МКОУ «Бисертская средняя
школа №1».
Цель школьного курса биологии – дать элементарные, но научные и
систематические сведения об окружающем мире, о неживой природе,
растениях, животных, строении человека.
Основными задачами преподавания биологии являются:
1. сообщение учащимся знаний об основных элементах неживой
природы (воле, воздухе, полезных ископаемых, почве) и живой природы (о
строении и жизни растений и животных, а также об организме человека и его
здоровье);
2. формирование правильного понимания таких природных явлений,
как дождь, снег, ветер, туман, осень, зима, весна, лето в жизни растений и
животных;
3.

проведение

через

весь

курс

экологического

воспитания

(рассмотрения окружающей природы как комплекса условий, необходимых
для жизни всех растений, грибов, животных и людей), бережного отношения
к природе;
4. первоначальное ознакомление с приемами выращивания некоторых
растений (комнатных и на школьном участке) и ухода за ними; с некоторыми
животными, которых можно содержать дома и в школьном уголке природы;
5. привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению
здоровья человека.

2

Характеристика учебного предмета с учетом особенностей его
освоения обучающимися
Биология как учебный предмет включает разделы: «Неживая природа»
(6 класс), «Растения, грибы, бактерии» (7 класс), «Животные» (8 класс) и
«Человек» (9 класс).
В 6 классе программа призвана дать учащимся основные знания о
неживой природе; продолжает формировать представление о мире, который
окружает человека.
Изучение курса 7 класса «Растения, грибы, бактерии» учитель может
начать со знакомства с зелеными растениями, являющимися основными
ботаническими знаниями, которые доступны для чувственного восприятия
учащихся и на которых начинают формирование физиологических понятий,
свойственных всем живым организмам. Затем можно изучать бактерии и
закончить курс 7 класса знакомством с грибами. Такая последовательность
объясняется особенностями усвоения, сохранения и применения знаний
учащимися коррекционной школы.
Школьников невозможно познакомить со всеми группами растений и с
теми признаками, по которым они объединяются в таксономические группы
(типы, классы, отряды и др.). Поэтому в данной программе предлагается
изучение наиболее распространенных и большей частью уже известных
учащимся однодольных и двудольных растений, лишь таких признаков их
сходства и различия, которые можно наглядно показать по цветным
таблицам.
В 8 классе учащиеся знакомятся с многообразием животного мира и
образом жизни некоторых животных; получают сведения о внешнем и
внутреннем строении их организма и приспособленности животных к
условиям их жизни.
В программе 9 класса предусматривается сообщение элементарных
сведения о строении и жизнедеятельности основных органов и в целом всего
организма человека. Учащиеся знакомятся с ним и с теми условиями,
3

которые благоприятствуют или вредят нормальной его жизнедеятельности. В
связи с изучением организма человека учащимся сообщаются (сведения о
том, как важно правильно питаться, соблюдать требования гигиены, как
уберечь себя от заразных болезней; какой вред здоровью наносят курение,
употребление спиртных напитков и наркотиков, а также токсикомания).
При

изучении

программного

материала

обращается

внимание

учащихся на значение физической культуры и спорта для здоровья
закаливания организма и для нормальной его жизнедеятельности.
Для

проведения

занятий

по

биологии

необходимо

иметь

соответствующее оборудование и наглядные пособия. Кроме измерительных
приборов и различной химической посуды, которые требуются для
демонстрации опытов, нужно иметь образцы полезных ископаемых,
различных почв, влажные препараты, скелеты животных и человека, а также
в достаточном количестве раздаточный материал. Все учебные занятия
следует проводить в специально оборудованном кабинете биологии.
Место учебного предмета в учебном плане
N
п/п

Класс

Наименование курса

1

6 класс

2

7 класс

3
4

8 класс
9 класс

Биология. Неживая
природа
Биология. Растения.
Бактерии. Грибы.
Биология. Животные
Биология. Человек

4

Количество
часов в
неделю
2 часа

Количество
часов в год

2 часа

68 часов

2 часа
2 часа

68 часов
68 часов

68 часов

Планируемые результаты освоения программы
Базовый уровень

Минимально – необходимый
уровень
6 класс
Обучающиеся должны знать:
Обучающиеся должны знать:
отличительные
признаки
- некоторые свойства твердых,
твердых тел, жидкостей и газов;
жидких и газообразных тел на
характерные
признаки примере металлов, воды, воздуха;
полезных ископаемых, песчаной и
расширение при нагревании и
глинистой почвы;
сжатие при охлаждении, способность
- некоторые свойства твердых, к проведению тепла; текучесть воды
жидких и газообразных тел на и движение воздуха.
примере воды, воздуха, металлов;
Обучающиесядолжны уметь:
- расширение при нагревании и
проводить
несложную
сжатие при охлаждении, способность обработку почвы на пришкольном
к проведению тепла;
участке.
- текучесть воды и движение
воздуха.
Обучающиесядолжны уметь:
- обращаться с простым
лабораторным оборудованием;
- определять температуру воды
и воздуха;
проводить несложную
обработку почвы на пришкольном
участке
7 класс
Обучающиеся должны знать:
Обучающиеся должны знать:
- названия некоторых бактерий,
- некоторые биологические
грибов, а также растений из их особенности, а также приемы
основных групп: мхов, папоротников, возделывания
наиболее
голосеменных и цветковых;
распространенных
строение
и
общие сельскохозяйственных
растений,
биологические
особенности особенно местных;
цветковых растений; разницу цветков
разницу
ядовитых
и
и соцветий;
съедобных грибов; знать вред
- некоторые биологические бактерий и способы предохранения
особенности, а также приемы возде- от заражения ими.
лывания наиболее распространенных
Обучающиеся должны уметь:
сельскохозяйственных
растений,
- приводить примеры растений
особенно местных;
некоторых групп;
разницу
ядовитых
и
различать
органы
у
5

съедобных грибов; знать вред
бактерий и способы предохранения
от заражения ими.
Обучающиеся должны уметь:
- отличать цветковые растения
от других групп (мхов, папоротников,
голосеменных);
- приводить примеры растений
некоторых групп (бобовых, розоцветных, сложноцветных);
различать
органы
у
цветкового растения (цветок, лист,
стебель, корень);
- различать однодольные и
двудольные растения по строению
корней,
листьев
(жилкование),
плодов и семян; приводить примеры
однодольных и двудольных растений;
выращивать
некоторые
цветочно-декоративные растения (в
саду и дома);
- различать грибы и растения

цветкового растения (цветок, лист,
стебель, корень);
выращивать
некоторые
цветочно-декоративные растения (в
саду и дома);
- различать грибы и растения.

8 класс
Обучающиеся должны знать:
- основные отличия животных
от растений;
признаки сходства и различия
между
изученными
группами
животных;
- общие признаки, характерные
для каждой из этих групп животных;
места обитания, образ жизни и
поведение тех животных, которые
знакомы учащимся;
- названия некоторых наиболее
типичных представителей изученных
групп животных, особенно тех,
которые широко распространены в
местных
условиях;
значение
изучаемых животных в природе, а
также в хозяйственной деятельности
человека;
- основные требования ухода за
домашними
и
некоторыми

Обучающиеся должны знать:
- названия некоторых наиболее
типичных представителей изученных
групп животных, особенно тех,
которые широко распространены в
местных
условиях;
значение
изучаемых животных в природе, а
также в хозяйственной деятельности
человека;
- основные требования ухода за
домашними
и
некоторыми
сельскохозяйственными животными
(известными учащимся).
Обучающиеся должны уметь:
- узнавать изученных животных
(в иллюстрациях, кинофрагментах,
чучелах, живых объектах);
- проводить несложный уход за
некоторыми домашними животными
(птицы, звери, рыбы), имеющимися у
детей дома; рассказывать о своих
6

сельскохозяйственными животными питомцах (их породах, поведении и
(известными учащимся).
повадках).
Обучающиеся должны уметь:
- узнавать изученных животных
(в иллюстрациях, кинофрагментах,
чучелах, живых объектах);
- кратко рассказывать об
основных чертах строения и образа
жизни изученных животных;
- устанавливать взаимосвязи
между животными и их средой
обитания: приспособления к ней,
особенности строения организма и
поведения животных;
- проводить несложный уход за
некоторыми сельскохозяйственными
животными
(для
сельских
вспомогательных
школ)
или
домашними животными (птицы,
звери, рыбы), имеющимися у детей
дома; рассказывать о своих питомцах
(их породах, поведении и повадках).
9 класс
Обучающиеся должны знать:
названия,
строение
и
расположение основных органов
организма человека;
- элементарное представление о
функциях основных органов и их
систем;
- влияние физических нагрузок
на организм;
- вредное влияние курения и
алкогольных напитков на организм;
основные
санитарногигиенические правила.
Обучающиеся должны уметь:
- применять приобретенные
знания о строении и функциях человеческого
организма
в
повседневной жизни с целью сохранения и укрепления своего здоровья;
соблюдать
санитарно-

Обучающиеся должны знать:
- названия основных органов
организма человека
- влияние физических нагрузок
на организм;
-вредное влияние курения и
алкогольных напитков на организм;
основные
санитарногигиенические правила.
Обучающиеся должны уметь:
соблюдать
санитарногигиенические правила.

7

гигиенические правила.

Содержание учебного курса «Биология»
Курс «Биология» включает разделы: «Неживая природа» (6 класс),
«Растения, грибы, бактерии» (7 класс), «Животные» (8 класс) и «Человек» (9
класс).
6 класс
В 6 классе в курсе «Неживая природа» обучающиеся знакомятся с
отличительными признаками живой и неживой природы. Программой
предусмотрено изучение следующих разделов:
Вода.
Вода в природе. Температура воды и ее измерение. Единица измерения
температуры — градус.
Свойства воды: непостоянство формы; текучесть; расширение при
нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании. Учет и
использование этих свойств воды человеком.
Способность воды растворять твердые вещества (соль, сахар и др.).
Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы в быту (стиральные,
питьевые и т.д.). Растворы в природе: минеральная и морская вода.
Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. Питьевая вода.
Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды в
природе.
Экологические проблемы, связанные с загрязнением воды, и пути их
решения.
Воздух.
Свойства

воздуха: прозрачность,

бесцветность,

упругость.

Теп-

лопроводность воздуха. Учет и использование свойств воздуха человеком.
Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Теплый
воздух легче холодного: теплый воздух поднимается вверх, а холодный
8

опускается вниз. Движение воздуха.
Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот. Кислород, его
свойство поддерживать горение. Значение кислорода воздуха для дыхания
растений, животных и человека. Применение кислорода в медицине.
Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение. Применение
углекислого газа при тушении пожара.
Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе (водяной пар, дым,
пыль).
Экологические проблемы, связанные с загрязнением воздуха, и пути их
решения.
Полезные ископаемые.
Полезные ископаемые и их значение.
Полезные ископаемые,

используемые в качестве строительных

материалов.
Гранит, известняк, песок, глина. Внешний вид и свойства. Добыча и
использование.
Горючие полезные ископаемые.
Торф. Внешний вид и свойства торфа: коричневый цвет, хорошо
впитывает воду, горит. Образование торфа, добыча и использование.
Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля: цвет, блеск,
горючесть, твердость, хрупкость. Добыча и использование.
Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, маслянистость,
текучесть, горючесть. Добыча нефти. Продукты переработки нефти: бензин,
керосин и другие материалы.
Природный газ. Свойства газа: бесцветность, запах, горючесть. Добыча
и использование. Правила обращения с газом в быту.
Полезные ископаемые, которые используются при получении минеральных удобрений.
Калийная соль. Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде.
Добыча и использование.
9

Фосфориты. Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде.
Добыча и использование.
Полезные

ископаемые,

используемые

для

получения

металлов.

Железная и медная руды. Их внешний вид и свойства.
Получение черных и цветных металлов из металлических руд (чугуна,
стали, меди и др.).
Экологические проблемы, связанные с добычей и использованием
полезных ископаемых; пути их решения.
Почва.
Почва — верхний и плодородный слой земли. Как образуется почва.
Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух.
Минеральная и органическая части почвы. Перегной — органическая
часть почвы. Глина, песок и минеральные соли — минеральная часть почвы.
Виды почв.
Песчаные и глинистые почвы. Водные свойства песчаных и глинистых
почв: способность впитывать воду, пропускать ее и удерживать. Сравнение
песка и песчаных почв по водным свойствам. Сравнение глины и глинистых
почв по водным свойствам.
Основное свойство почвы — плодородие.
Местные типы почв: название, краткая характеристика.
Обработка почвы: вспашка, боронование. Значение почвы в народном
хозяйстве. Экологические проблемы, связанные с загрязнением почвы, и
пути их решения.
7 класс
В

7

классе

в

курсе«Растения,

грибы,

бактерии» программой

предусмотрено изучение следующих разделов:
Общее знакомство с цветковыми растениями.
Общее понятие об органах цветкового растения (на примере растения,
цветущего осенью): цветок, стебель, лист, корень.
Подземные и наземные органы цветкового растения.
10

Корни и корневые системы.Разнообразие корней. Корневые системы
(стержневая и мочковатая). Строение корня. Корневые волоски. Значение
корня в жизни растения. Видоизменения корней (корнеплод и корнеклубень).
Стебель.Строение стебля на примере липы. Передвижение в стебле
воды и минеральных солей. Разнообразие стеблей. Значение стебля в жизни
растения.
Лист. Внешнее строение листа (листовая пластинка, черешок). Жилкование. Листья простые и сложные. Образование из воды и углекислого газа
органических питательных веществ в листьях на свету. Испарение воды
листьями, значение этого явления. Дыхание растений. Листопад и его
значение. Значение листьев в жизни растения.
Цветок. Строение цветка (на примере цветка вишни). Понятие о
соцветиях (зонтик, колос, корзинка). Опыление цветков. Оплодотворение.
Образование плодов и семян. Плоды сухие и сочные. Распространение
плодов и семян.
Строение семени (на примерах фасоли и пшеницы). Распространение
семян. Условия, необходимые для прорастания семян. Определение
всхожести семян. Правила заделки семян в почву.
Растение — целостный организм (взаимосвязь всех органов и всего
растительного организма со средой обитания).
Многообразие цветковых растений (покрытосеменных)
Особенности строения (наличие цветков, плодов с семенами).
Деление цветковых растений на однодольные (например — пшеница) и
двудольные (например — фасоль). Характерные различия (строение семян,
корневая система, жилкование листа).
Однодольные растения
Злаки. Пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза. Особенности внешнего
строения (корневая система, стебель, листья, соцветия). Выращивание: посев,
уход, уборка. Использование в народном хозяйстве. Преобладающая
культура для данной местности.
11

Лилейные. Лук, чеснок, лилия, тюльпан, ландыш. Общая характеристика (цветок, лист, луковица, корневище).
Лук, чеснок — многолетние овощные растения. Выращивание: посев,
уход, уборка. Использование человеком.
Цветочно-декоративные лилейные открытого и закрытого грунтов
(хлорофитум, лилия, тюльпан).
Двудольные растения
Пасленовые. Картофель, томат-помидор (баклажан, перец — для
южных районов), петунья, черный паслен, душистый табак.
Бобовые. Горох (фасоль, соя — для южных районов). Бобы. Клевер,
люпин — кормовые травы.
Розоцветные. Яблоня, груша, вишня, малина, шиповник, садовая
земляника (персик, абрикос — для южных районов).
Биологические особенности растений сада. Особенности размножения
яблони, малины, земляники. Созревание плодов и ягод садовых растений, их
уборка и использование.
Сложноцветные. Подсолнечник. Ноготки, бархатцы — однолетние
цветочные растения. Маргаритка — двулетнее растение. Георгин —
многолетнее растение. Особенности внешнего строения сложноцветных.
Агротехника выращивания подсолнечника. Использование человеком.
Многообразие бесцветковых растений
Голосеменные. Сосна и ель — хвойные деревья. Отличие их от
лиственных деревьев. Сравнение сосны и ели. Особенности их размножения.
Использование древесины в народном хозяйстве.
Папоротники.

Многолетние

травянистые

растения.

Места

про-

израстания папоротника.
Мхи. Понятие о мхе как многолетнем растении. Места произрастания
мхов. Торфяной мох и образование торфа.
Охрана растительного мира.
Бактерии.
12

Общее понятие. Значение в природе и жизни человека.
Грибы
Строение шляпочного гриба: плодовое тело, грибница. Грибы
съедобные и ядовитые, их распознавание. Правила сбора и обработки
съедобных грибов.
8 класс
В 8 классе в курсе«Животные» программой предусмотрено изучение
следующих разделов:
Беспозвоночные животные.
Общие признаки беспозвоночных животных: отсутствие костного
скелета.
Черви.
Общие признаки червей.
Дождевые черви. Внешний вид дождевого червя, образ жизни,
питание,

дыхание,

способ

передвижения.

Роль

дождевого

червя

в

почвообразовании.
Демонстрация живого червя или влажного препарата.
Круглые черви—паразиты человека (глиста). Аскариды — возбудители
глистных заболеваний. Внешний вид. Особенности питания. Вред глистов.
Профилактика и борьба с глистными заболеваниями.
Насекомые.
Общие признаки насекомых. Места обитания. Питание насекомых.
Роль насекомых в природе и хозяйственной деятельности человека. Внешний
вид насекомых.
Бабочка-капустница (и ее гусеница), яблонная плодожорка, майский
жук, комнатная муха. Внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание,
способ передвижения. Размножение/Вред, приносимый этими насекомыми
(повреждения растений и перенос болезнетворных бактерий). Меры борьбы с
вредными насекомыми.
Пчела, тутовый шелкопряд — полезные в хозяйственной деятельности
13

человека насекомые. Внешнее строение, образ жизни, питание. Способ
передвижения. Размножение. Пчелиная семья и ее жизнь. Разведение
тутового шелкопряда.
Значение одомашненных насекомых в народном хозяйстве и уход за
ними. Получение меда от пчел и шелковых нитей от шелкопряда.
Позвоночные животные.
Общие признаки позвоночных животных: наличие позвоночника
(внутреннего скелета).
Рыбы. Общие признаки рыб. Среда обитания — водоемы. Речные
рыбы (окунь, щука, карп). Морские рыбы (треска, сельдь). Внешнее
строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы
чувств. Размножение рыб.
Земноводные. Общие признаки земноводных. Среда обитания.
Лягушка. Место обитания, образ жизни. Внешнее строение лягушки,
способ передвижения.
Внутреннее строение земноводных. Питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение лягушки.
Черты сходства с рыбами и отличия от рыб по строению, образу жизни
и размножению.
Жаба. Особенности внешнего строения и образ жизни.
Значение и охрана земноводных.
Пресмыкающиеся. Общие признаки пресмыкающихся (передвижение
—

ползание

по

кровообращение,

суше).
нервная

Внешнее
система,

строение,
органы

питание,
чувств.

дыхание,

Размножение

пресмыкающихся. Сравнение пресмыкающихся и земноводных по строению,
образу жизни.
Птицы. Общая характеристика птиц: среда обитания, особенности
внешнего и внутреннего строения. Размножение и развитие. Особенности
образа жизни.
Питание птиц.
14

Птицы, кормящиеся в воздухе (ласточка, стриж).
Птицы леса: большой пестрый дятел, большая синица.
Хищные птицы (сова, орел).
Водоплавающие птицы (утка-кряква, гуси).
Птицы, обитающие возле жилья людей (голубь, воробей).
Особенности образа жизни каждой экологической группы птиц.
Значение и охрана птиц.
Домашние птицы (курица, гусь, утка). Строение яйца курицы.
Выращивание цыплят. Содержание, кормление и разведение кур, гусей, уток
на птицефермах. Птицеводство.
Млекопитающие
Разнообразие млекопитающих. Места обитания. Приспособленность к
условиям жизни.
Общие признаки.
Внешнее строение млекопитающих: волосяной покров (шерсть), части
тела, органы чувств.
Скелет млекопитающих: позвоночник, грудная клетка, скелет передних
и задних конечностей.
Мышцы.
Нервная система млекопитающих: головной мозг, спинной мозг, нервы.
Значение.
Внутренние органы млекопитающих: органы пищеварения, дыхания,
кровообращения, выделения.
Грызуны: мышь, белка, бобр. Общие признаки грызунов. Внешний
вид и отличительные особенности каждого из этих животных. Образ жизни,
питание, размножение.
Значение грызунов в природе и хозяйственной деятельности человека.
Охрана белок и бобров.
Зайцеобразные: заяц-беляк, заяц-русак, кролик домашний. Общие
признаки зайцеобразных, черты сходства и различия между зайцами и
15

кроликами. Образ жизни, питание и размножение зайцев и кроликов.
Значение зайцев и их охрана.
Разведение домашних кроликов.
Значение кролиководства в народном хозяйстве.
Хищные звери: волк, медведь, тигр, лев, рысь. Общие признаки
хищных зверей. Внешний вид и отличительные особенности каждого из этих
животных. Черты сходства и различия между некоторыми из них. Образ
жизни, добывание пищи, размножение. Распространение хищных зверей.
Значение этих животных и их охрана.
Пушные хищные звери: куница, лисица, соболь, норка. Образ жизни,
распространение

и значение

пушных зверей.

Разведение

норки на

зверофермах.
Домашние хищники: кошка, собака. Уход за ними.
Ластоногие морские животные: тюлень, морж, морской котик.
Общие признаки ластоногих. Отличительные особенности этих животных,
распространение и значение. Охрана морских зверей.
Китообразные:
Внешнее

строение

кит,
кита

дельфин.
и

Общие

дельфина.

признаки

Питание

и

китообразных.
передвижение.

Вскармливание детенышей. Дыхание. Значение этих животных и их охрана.
Парнокопытные животные
Травоядные: лоси, олени, овцы, козы, коровы. Особенности внешнего
вида, передвижения, питания. Дикие свиньи — всеядные животные.
Непарнокопытные животные: лошади, ослы, зебры. Особенности
строения, передвижения, питания. Сравнение с парнокопытными.
Приматы
Общая характеристика.
Мартышки, макаки, орангутанги, шимпанзе, гориллы.
Внешний вид, образ жизни.
9 класс
В 9 классе в курсе«Человек» программой предусмотрено изучение
16

следующих разделов:
Общий обзор организма человека
Общее знакомство с организмом человека. Краткие сведения о
строении клеток и тканей человека. Органы и системы органов (опорнодвигательная, пищеварительная, кровеносная, выделительная, дыхательная,
нервная и органы чувств).
Опора тела и движение.
Значение опорно-двигательной системы. Состав и строение костей.
Скелет человека. Соединения костей (подвижное и неподвижное). Первая
помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах суставов и переломах
костей.
Основные группы мышц человеческого тела. Работа мышц. Значение
физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц.
Предупреждение искривления позвоночника и развития плоскостопия.
Кровь и кровообращение.
Значение крови и кровообращения. Состав крови (клетки красные,
белые), плазма крови.
Органы кровообращения: сердце и сосуды. Большой и малый круги
кровообращения. Сердце, его строение и работа. Движение крови по сосудам.
Пульс. Предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь
при кровотечениях. Отрицательное влияние никотина и алкоголя на сердце и
сосуды (а через кровеносную систему — на весь организм).
Дыхание.
Значение дыхания. Органы дыхания, их строение и функции. Голосовой аппарат. Газообмен в легких и тканях. Болезни, передающиеся через
воздух. Гигиена органов дыхания. Отрицательное влияние никотина на
органы дыхания. Необходимость чистого воздуха для дыхания.
Пищеварение.
Значение пищеварения. Питательные вещества и витамины. Пищевые
продукты. Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости, желудке,
17

кишечнике. Всасывание питательных веществ в кровь. Гигиена питания и
предупреждение желудочно-кишечных заболеваний, пищевых отправлений и
глистных заражений.
Почки.
Органы мочевыделительной системы, их значение. Внешнее строение
почек и их расположение в организме. Предупреждение почечных
заболеваний.
Кожа.
Кожа человека и ее значение как органа защиты организма, осязания,
выделения (пота) и терморегуляции. Закаливание организма.
Гигиена кожи и гигиенические требования к одежде. Профилактика и
первая помощь при тепловом и солнечных ударах, ожогах и обморожении.
Нервная система.
Строение и значение нервной системы (спинной и головной мозг,
нервы). Гигиена умственного труда. Отрицательное влияние на нервную
систему алкоголя и никотина. Сон и его значение.
Органы чувств.
Значение органов чувств. Строение, функции, гигиена органа зрения.
Строение органа слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы обоняния
и вкуса.
Охрана здоровья человека в Российской Федерации Система
здравоохранения в Российской Федерации. Мероприятия, осуществляемые в
нашей стране по охране труда. Организация отдыха. Медицинская помощь.
Социальное обеспечение по старости, болезни и потере трудоспособности.
Здоровье человека и современное общество (окружающая среда).
Воздействие окружающей среды на системы органов и здоровье человека в
целом
Форма промежуточной аттестации по предмету предполагает решение
тестовых заданий.

18

Тематическое планирование уроков по учебному курсу
«Биология»
6 класс
№
Тема урока
п\п
Введение
1 Неживая и живая природа
2 Твердые тела, жидкости и газы
3 Для чего изучают природу
Вода
4 Вода в природе
5 Вода – жидкость. Температура воды и ее измерение
6 Изменение уровня воды при нагревании и охлаждении
7 Изменение состояния воды при замерзании
8 Лед – твердое вещество
9 Превращение воды в пар
10 Кипение воды
11 Три состояния воды в природе
12 Вода - растворитель
13 Водные растворы и их использование
14 Водные растворы в природе
15 Нерастворимые в воде вещества
16 Чистая и мутная вода
17 Питьевая вода
18 Использование воды в быту, промышленности и сельском
хозяйстве. Охрана воды
19 Что мы узнали о воде
20 Итоговый контроль по теме «Вода»
Воздух
21 Воздух в природе
22 Воздух занимает место
23 Воздух сжимаем и упруг
24 Воздух - плохой проводник тепла
25 Расширение воздуха при нагревании и сжатие при
охлаждении
26 Теплый воздух легче холодного
27 Движение воздуха в природе
28 Состав воздуха
29 Кислород и его значение в жизни растений, животных и
человека
30 Углекислый газ
19

Количество
часов
3
1
1
1
17
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
15
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

31 Применение углекислого газа
32 Значение воздуха
33 Чистый и загрязненный воздух. Охрана воздуха
34 Что мы узнали о воздухе
35 Итоговый контроль по теме «Воздух»
Полезные ископаемые
36 Что такое полезные ископаемые
37 Полезные ископаемые, используемые в строительстве
38 Гранит
39 Известняки
40 Песок и глина
41 Горючие полезные ископаемые. Торф
42 Каменный уголь
43 Нефть
44 Природный газ
45 Полезные ископаемые, из которых получают минеральные
удобрения
46 Калийная соль
47 Фосфориты и получаемые из них фосфорные удобрения
48 Полезные ископаемые, применяемые для получения
металлов
49 Железные руды
50 Черные металлы. Чугун
51 Сталь
52 Медная и алюминиевая руды
53 Алюминий
54 Медь и олово
55 Что мы узнали о полезных ископаемых
56 Итоговый контроль по теме «Полезные ископаемые»
Почва
57 Что называют почвой
58 Состав почвы
59 Перегной – органическая часть почвы
60 Песок и глина – минеральная часть почвы
61 Минеральные соли в почве
62 Различие почв по их составу
63 Как проходит вода в разные почвы
64 Испарение воды из почвы
65 Весенняя (предпосевная) обработка почвы
66 Осенняя (основная) обработка почвы
67 Охрана почв
68 Что мы узнали о почве
20

1
1
1
1
1
21
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
12
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

7 класс
№
Тема урока
п\п
Растения вокруг нас
1
Разнообразие растений.
2
Значение растений.
3
Охрана растений.
Общее знакомство с цветковыми растениями
4
Строение растения. Лабораторная работа «Строение
цветкового растения».
5
Цветок. Лабораторная работа «Строение цветка».
6
Виды соцветий.
7
Опыление цветков.
8
Плоды. Разнообразие плодов.
9
Размножение растений семенами. Распространение плодов
и семян.
10
Семя. Внешний вид и строение семени фасоли.
Лабораторная работа «Строение семени фасоли».
11
Строение семени пшеницы. Лабораторная работа
«Строение семени пшеницы».
12
Условия прорастания семян
13
Определение всхожести семян. Правила заделки семян в
почву.
14
Корень. Виды корней.
15
Корневые системы.
16
Значение корня.
17
Видоизменения корней.
18
Лист. Внешнее строение листа.
19
Из каких веществ состоит растение.
20
Образование органических веществ в растении.
21
Испарение воды листьями.
22
Дыхание растений.
23
Листопад и его значение.
24
Стебель. Строение стебля.
25
Значение стебля в жизни растений.
26
Разнообразие стеблей.
27
Растение – целостный организм
28
Итоговый контроль по теме: «Корень. Лист. Стебель»
Многообразие растительного мира
29
Деление растений на группы.
30
Мхи.
31
Папоротники.
21

Количество
часов
3
1
1
1
25
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
35
1
1
1

32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59

Голосеменные хвойные растения.
Итоговый контроль по теме: «Мхи. Папоротники.
Голосеменные растения».
Покрытосеменные или цветковые. Деление цветковых на
классы.
Однодольные покрытосеменные растения. Злаковые.
Общие признаки злаковых.
Хлебные злаковые культуры.
Выращивание зерновых. Использование злаков в народном
хозяйстве.
Лилейные. Общие признаки лилейных. Цветочнодекоративные лилейные.
Овощные лилейные. Лабораторная работа «Строение
луковицы».
Дикорастущие лилейные. Ландыш.
Итоговый контроль по теме: «Однодольные
покрытосеменные растения».
Двудольные покрытосеменные растения. Пасленовые.
Общие признаки пасленовых. Паслен.
Овощные и технические пасленовые. Картофель.
Лабораторная работа «Строение клубня картофеля».
Овощные пасленовые. Томат.
Овощные пасленовые. Баклажан и перец.
Цветочно-декоративные пасленовые.
Бобовые. Общие признаки бобовых.
Пищевые бобовые растения.
Фасоль и соя – южные бобовые культуры.
Кормовые бобовые растения.
Розоцветные. Общие признаки розоцветных. Шиповникрастение группы розоцветных.
Плодово-ягодные розоцветные. Яблоня. Груша.
Плодово-ягодные розоцветные. Вишня. Малина.
Плодово-ягодные розоцветные. Земляника.
Персик и абрикос – южные плодовые розоцветные
культуры.
Сложноцветные. Общие признаки сложноцветных.
Подсолнечник.
Календула и бархатцы – однолетние цветочнодекоративные сложноцветные.
Маргаритка и георгин – многолетние цветочнодекоративные сложноцветные.
Итоговый контроль по теме: «Двудольные
покрытосеменные растения».
22

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

60
Уход за комнатными растениями.
61
Осенние работы в саду и на учебно-опытном участке.
62
Весенние работы в саду и на учебно-опытном участке.
Бактерии
63
Бактерии.
Грибы
64
Строение грибов.
65
Съедобные и несъедобные грибы. Ядовитые грибы.
Повторение
66
Повторительно-обобщающий урок по теме «Бактерии.
Грибы»
67
Итоговая контрольная работа по курсу «Растения.
Бактерии. Грибы»
68
Анализ итоговой контрольной работы по курсу «Растения.
Бактерии. Грибы»

1
1
1
1
1
2
1
2
2
1
1
1

8 класс
№
Тема урока
п\п
Беспозвоночные животные
1 Многообразие живого мира.
Значение животных и их охрана.
2 Общие признаки беспозвоночных животных. Общие
признаки червей.
Черви (2 часа). Дождевой червь.
3 Черви – сосальщики. Круглые черви – паразиты
человека. Черви – санитары пресных водоемов
4 Насекомые (7часов). Общие признаки насекомых.
Внешнее строение и образ жизни.
5 Бабочка – капустница, яблоневая плодоножка. Внешнее
строение, образ жизни.
6 Майский жук, комнатная муха. Внешнее строение,
образ жизни
7 Медоносная пчела, Внешнее строение, образ жизни.
8 Тутовый шелкопряд. Внешнее строение, образ жизни.
9 Санитары леса
10 Обобщающий урок по теме: беспозвоночные
животные.
Позвоночные животные
11 Рыбы (7 часов). Общие признаки, внешнее строение
рыб.
12 Внутреннее строение рыб.
23

Количество
часов
9
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
58
1
1

13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
30
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47

Размножение рыб.
Речные рыбы –окунь, щука.
Морские рыбы – треска, сельдь.
Рыболовство и рыбоводство.
Рациональное использование и охрана рыб.
Обобщающий урок по теме: рыбы.
Земноводные (4 часа). Общие признаки земноводных.
Среда обитания и внешнее строение лягушки.
Внутреннее строение лягушки.
Размножение и развитие лягушки.
Обобщающий урок по теме: земноводные.
Пресмыкающиеся (5 часов). Общие признаки
пресмыкающихся. Среда обитания. Внешнее строение.
Внутреннее строение пресмыкающихся.
Размножение и развитие пресмыкающихся.
Варан, ящерицы.
Обобщающий урок по теме: пресмыкающиеся.
Птицы (10 часов). Общие признаки птиц: среда
обитания, особенности внешнего строения.
Особенности скелета птиц.
Особенности внутреннего строения птиц.
Размножение и развитие птиц.
Птицы, кормящиеся в воздухе: ласточки и стрижи.
Птицы леса: большой пестрый дятел, синица.
Хищные птицы: сова, орел.
Водоплавающие птицы.
Птицы, обитающие вблизи жилья человека.
Домашние птицы. Птицеводство.
Обобщающий урок по теме: птицы.
Млекопитающие (19 часов). Общие признаки
млекопитающих. Внешнее строение животных.
Особенности скелета и нервной системы
млекопитающих.
Внутренние органы млекопитающих.
Грызуны. Внешний вид, особенности строения.
Значение грызунов в природе и хозяйственной
деятельности человека.
Зайцеобразные.
Разведение домашних кроликов.
Хищные звери.
Дикие пушные хищные звери.
Разведение норки на зверофермах.
Домашние хищные звери.
24

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

Ластоногие.
Китообразные.
Парнокопытные.
Непарнокопытные.
Приматы.
Орангутаны, гориллы, шимпанзе.
Сельскохозяйственные млекопитающие (12 часов).
Корова.
Содержание коров на фермах.
Выращивание телят.
Овцы.
Содержание овец и выращивание ягнят.
Верблюды.
Северные олени.
Домашние свиньи.
Содержание свиней на фермах,
Выращивание поросят
Домашние лошади.
Содержание лошадей и выращивание жеребят.
Что мы узнали о животных.
Итоговый контроль по теме: животные.
Анализ итоговой контрольной работы.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

9 класс
№
Тема урока
п\
п
Общий обзор организма человека
1 Место человека в живой природе
2 Строение клеток и тканей организма
3 Органы и системы органов человека
Опорно – двигательная система
4 Скелет человека. Его значение. Основные части скелета.
5 Состав и строение костей
6 Соединение костей
7 Череп
8 Скелет туловища
9 Скелет верхних конечностей
10 Скелет нижних конечностей
11 Первая помощь при растяжении, переломах, вывихах
12 Значение и строение мышц
13 Основные группы мышц человека
25

Количество
часов
3
1
1
1
14
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

14 Работа мышц. Физическое утомление
15 Предупреждение искривления позвоночника.
Плоскостопие
16 Значение ОДС. Роль физических упражнений в ее
формировании
17 Обобщающий урок по теме:опорно – двигательная
система
Кровь и кровообращение. Сердечно – сосудистая система
18 Значение крови и кровообращения
19 Состав крови
20 Сосуды
21 Сердце и его работа
22 Большой и малый круги кровообращения
23 Сердечно
–
сосудистые
заболевания
и
их
предупреждение
24 Первая помощь при кровотечениях
25 Обобщающий урок по теме: кровь и кровообращение,
сердечно – сосудистая система
Дыхательная система
26 Дыхание и его значение. Органы дыхания. Их строение
и функции
27 Газообмен в легких и тканях
28 Гигиена дыхания
29 Болезни органов дыхания и их предупреждение
30 Обобщающий урок по теме: дыхательная система
Пищеварительная система
31 Значение питания. Пищевые продукты. Питательные
вещества
32 Витамины
33 Органы пищеварения
34 Ротовая полость. зубы
35 Изменение пищи в желудке
36 Изменение пищи в кишечнике. Печень
37 Гигиена питания
38 Уход за зубами и ротовой полостью
39 Предупреждение желудочно –кишечных заболеваний
40 Предупреждение инфекционных заболеваний
41 Пищевые отравления
42 Обобщающий урок по теме: пищеварительная система
Мочевыделительная система
43 Почки. Предупреждение почечных заболеваний
44 Обобщающий урок по теме: мочевыделительная система
Кожа
26

1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
5
1
1
1
1
1
12
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
7

45 Кожа и ее роль в жизни человека
46 Уход за кожей
47 Волосы и ногти, уход за ними
48 Закаливание организма
49 Первая помощь при тепловых и солнечных ударах
50 Первая помощь при ожогах и обморожении
51 Обобщающий урок по теме: кожа
Нервная система
52 Головной и спинной мозг
53 Нервы. Значение нервной системы
54 Режим дня, гигиена труда
55 Сон и его значение
56 Влияние алкоголя и курения на нервную систему

1
1
1
1
1
1
1
6
1
1
1
1
1

57 Обобщающий урок по теме: нервная система

1

Органы чувств
58 Органы чувств. Орган зрения
59 Гигиена зрения
60 Орган слуха
61 Гигиена слуха
62 Орган обоняния
63 Орган вкуса
64 Обобщающий урок по теме: органы чувств
65 Охрана здоровья человека в РФ
66 Подготовка к итоговой контрольной работе

8
1
1
1
1
1
1
1
1
1

67 Итоговая контрольная работа
68 Анализ контрольной работы

1
1

Описание учебно-методического и материально-технического
обеспечения
1.

Воронкова

В.В.

Программы

специальной

(коррекционной)

образовательной школы VIII вида. 5-9 классов Сборник №1. М., Владос, 2012
2.

А.И. Никишов Биология Неживая природа 6 класс для учащихся

школ VIII вида 6 класса. М., Просвещение, 2014 г.
3.

З.А. Клепинина Биология Растения. Бактерии. Грибы 7 класс М,

Просвещение 2013г.
4.

А.И. Никишов, А.В.Теремов Биология Животные 8 класс М,

Просвещение,
27

2011г.
5.

Е.Н. Соломина, Т.В. Шевырева Биология Человек 9 класс М,

Просвещение 2013г.
6.

Попова Л.А. Открытые уроки: Природоведение. Биология: 5-8

классы.- 2-е изд., перераб. и.: доп. – М.: ВАКО, 2010 г.
7.

Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии: 6 класс.- 3-е

изд., переаб. – М.: ВАКО, 2011 г.
8.

Е.Н. Соломина, Т.В. Щевырева Рабочая тетрадь Биология

Человек Москва, «Просвещение», 2010
Технические средства обучения
1.

Компьютер

2.

Мультимедийный проектор

3.

Интерактивная доска
Интернет-ресурсы:

1.

http://tana.ucoz.ru- современные уроки.

2.

http://pedsovet.su- методические материалы для уроков биологии

3.

http://fcior.edu.ru. – коллекция электронных образовательных

ресурсов нового поколения.
4.

http://school-collection.edu.ru.- документы,

презентации,

электронные таблицы, видеоролики.
5.

http://obi.img.ras.ru.- база знаний по биологии человека

6.

https://infourok.ru

7.

https://nsportal.ru
Наглядные пособия:

1.

Таблицы. Растения и животный мир.

2.

Скелет.

3.

Рельефные таблицы.

4.

Плакаты живой и неживой природы.

5.

Географические карты природных зон.

6.

Иллюстрационный материал.
28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».