Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«ШАХМАТЫ»
Возраст обучающихся: 7-10 лет (2-3 класс)
Срок реализации: 7 месяцев
Автор-составитель:
Белоногова В.Д
педагог дополнительного образования
п. г. т. Бисерть
1
Оглавление
1. Основные характеристики
3
1.1. Пояснительная записка
3
1.2. Цель и задачи программы
5
1.3. Планируемые результаты
6
1.4. Содержание программы
7
1.4.1. Учебный (тематический) план
7
1.4.2. Содержание учебного (тематического) плана
8
2. Организационно-педагогические условия
10
2.1. Календарный учебный график
10
2.2. Условия реализации программы
10
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
12
3. Список литературы
13
2
1. Основные характеристики
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Шахматы»
имеет физкультурно-спортивную
направленность и общекультурный уровень освоения. Обучение по этой
программе позволяет наиболее полно использовать спортивный и зрелищный
компоненты шахмат, их соревновательную сущность, игровой и творческий
характер, которые стимулируют желание ребенка победить.
Актуальность.
Создание данной общеобразовательной программы обусловлена
наличием у детей стремления к всевозможным играм и состязаниям,
связанным с некими переживаниями, новыми ситуациями, преодолением
трудностей, достижением успеха. Удовлетворению перечисленных
потребностей в полной мере может содействовать игра в шахматы.
Актуальность состоит в том, что стратегические модели и концепции,
усваиваемые игроками в процессе обучения игре в шахматы, имеют не
абстрактное, а прямое применение в таких областях, как бизнес, экономика и
управление. Предлагаемая программа обеспечивает условия по организации
образовательного пространства, а также поиску, сопровождению и развитию
талантливых детей. Также увлечение шахматами увеличивает концентрацию
внимания ребенка на занятиях, делает ребенка более собранным, развивает
аналитические способности, приучает детей анализировать жизненные
ситуации, делает их более самостоятельными. Занятия по данной программе
позволяет детям заниматься творческой деятельностью, находить
нестандартные решения, способствует успешной адаптации в обществе,
наиболее полно раскрыть свои возможности, инициативность, расширить круг
знакомств, найти общее увлечение как с более младшими, так и с более
старшими сверстниками.
Новизна и отличительная особенность данной программы
заключается:
Новизна данной программы заключается в разработке и использовании
на занятиях педагогом дидактического материала (карточки, шахматные
этюды и задачи), новых компьютерных шахматных программ. Примерно 30%
учебной программы посвящено анализу сыгранных ребятами партий.
Программа позволяет овладеть «скелетным методом анализа» шахматных
позиций. Кроме этого, разработана система общих требований проведения
квалификационных турниров для групп учащихся с одинаковой степенью
подготовленности с учетом их возраста, введены дополнительные разрядные
уровни с дифференциацией силы игры участников одного уровня. Это
обусловлено потребностью в преодолении существующих противоречий
между постоянным снижением возрастного порога участников шахматных
турниров и соревнований с одной стороны, и установленных разрядных норм,
требований, условий их выполнения, ориентированных на взрослых
шахматистов с другой. Усиление роли квалификационных турниров дает
3
возможность более квалифицированно подойти к вовлечению учащихся в
творческо-поисковый процесс, к поддержанию творческой среды, к
обеспечению возможности самореализации учащихся, вывести детей и
педагогов на новый уровень сотрудничества.
Направленность программы – физкультурно-спортивная, ведь
шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. Дух здорового
соперничества, присутствие игрового компонента, возможность личностной
самореализации без агрессии, компактность, экономичность, – всё это
выгодно выделяет шахматы из большого ряда иных видов спорта
Программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми
документами:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273–ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2.
Федеральный Закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
по вопросам воспитания обучающихся»;
3.
Федеральный закон № 124 - ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г. (в редакции от 17.12.2009
г);
4.
Указ Президента РФ от 29.05.2017 № 240 «Об объявлении в
Российской Федерации Десятилетия детства»;
5.
Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных
целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
6.
Концепция развития дополнительного образования детей,
утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726р.р. (ред. от 30.03.2020);
7.
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года,
утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р;
8.
Основы государственной молодежной политики РФ на период до
2025 года» от 29 ноября
9.
закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с
изменениями и дополнениями);
10.
Федеральный закон от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы
профилактики правонарушений в Российской Федерации»;
11.
Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06–2014 года N 2403-р;
12.
Федеральный 1844 «О Примерных требованиях к программам
дополнительного образования детей»;
13.
Приказ Министерства просвещения РФ (Минпросвещения
России) «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» от 09.11.2018 г. № 196 (зарегистрирован Министерством
юстиции РФ от 29.ноября 2018 года);
4
Приказ Министерства просвещения РФ «О внесении изменений в
порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным
общеобразовательным
программам,
утвержденным
приказом Министерства Просвещения Российской федерации от 09.11.2018
года» № 533 от 30.09.2020 года;
15.
Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской
Федерации от 28 сентября 2020 № 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной
образовательной программы от 7 до 10 лет (2-3 класс).
Сроки реализации программы 7 месяцев.
Количество часов в год (7 месяцев) – 54 часа .
Форма обучения: групповая. Наполняемость группы – 10-20 человек
(обусловлена материально-технической базой).
Программа предусматривает как индивидуальную работу обучающихся,
так и командную, что способствует развитию у них навыков общения и
эффективного взаимодействия внутри коллектива.
При подготовке к соревнованиям – индивидуальная и индивидуальногрупповая.
1.2 Цель и задачи программы
Цель программы:
Создание условий для личностного и интеллектуального развития
учащихся, формирование общей культуры и организации содержательного
досуга посредством обучения игре в шахматы.
Задачи:
Обучающие задачи:
• познакомить детей с историей развития шахмат;
• обучить детей стратегическим основам шахматной игры, методам
долгосрочного и краткосрочного планирования действий во время партии;
Развивающие задачи:
• способствовать овладению ребятами важнейшими элементами
шахматной тактики и техникой расчёта вариантов в практической игре;
Воспитывающие задачи:
• приобщение детей к самостоятельным занятиям интеллектуальными
играми и использованию их в свободное время;
• воспитание положительных качеств личности, норм коллективного
взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной
деятельности;
• формирование у детей устойчивой мотивации к интеллектуальным
занятиям.
14.
5
1.3 Планируемый результат
Личностные результаты освоения:
- Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,
формирование основ шахматной культуры, наличие мотивации к творческому
труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и
сверстниками в разных социальных ситуациях, умения управлять своими
эмоциями и находить выходы из спорных ситуаций. Развитие этических
чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей. Развитие
самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных
нормах, социальной справедливости и свободе.
Метапредметные результаты освоения.
- умение с помощью педагога и самостоятельно выделять и
формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной
игры; владение способом структурирования шахматных знаний; способность
выбрать наиболее эффективный способ решения учебной задачи в конкретных
условиях; умение находить необходимую информацию;
- способность совместно с учителем ставить и формулировать задачу,
самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы 7
творческого или поискового характера; умение моделировать, а также
владение широким спектром логических действий и операций, включая общие
приёмы решения задач; способность строить логические цепи рассуждений,
анализировать и просчитывать результат своих действий, воспроизводить по
памяти информацию, устанавливать причинно- следственные связи,
предвидеть реакцию соперника, сопоставлять факты, концентрировать
внимание, находить нестандартные решения.
- умение находить компромиссы и общие решения, разрешать
конфликты на основе согласования различных позиций; способность
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, вести дискуссию,
обсуждать содержание и результаты совместной деятельности; умение
донести свою точку зрения до других и отстаивать собственную позицию, а
также уважать и учитывать позицию партнёра (собеседника); возможность
организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и
сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное
содержание и условия деятельности в речи.
- умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои
умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями её реализации; способность принимать и
сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во
внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить
соответствующие коррективы в их выполнение.
6
Предметные результаты освоения программы:
- приобрести знания из истории развития шахмат, представления о роли
шахмат и их значении в жизни человека; владеть терминологией шахматной
игры, понимать функциональный смысл и направленность действий при
закреплении изученного шахматного материала; приобрести навык
организации отдыха и досуга с использованием шахматной игры.
К концу обучения дети должны знать:
- шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль,
диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие,
стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат,
пат, ничья;
- названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
- правила хода и взятия каждой фигуры;
- обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;
- ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур.
1.4 Содержание программы
Наименование
темы
1.
Вводные
занятия.
История
шахмат
2.
Шахматные
фигуры
3.
Понимание
шахматной игры
4.
Цель
шахматной партии
5.
Три стадии
шахматной партии
6.
Краткая и
полная
шахматная
нотация
7.
Игра
с
шахматными часами
8.
Мат
легкими и тяжелыми
фигурами
Всего
часов
4
4
10
8
4
4
2
6
7
9.
Король
4
против короля и пешки
10. Решение
6
шахматных задач
11. Итоговое
2
занятие
ИТОГО
54
1.4.1 Учебный (тематический) план
на 7 месяцев.
1.4.2 Содержание учебного (тематического) плана
1.
Вводное занятие. История шахмат.
Теория: обзор основных разделов программы. Правила поведения на
занятиях, правила ТБ.
Происхождение шахмат. Легенды о шахматах. Шахматные правила.
Поля. Шахматная доска. Линии на шахматной доске. Горизонтали и
вертикали. Диагонали. Центр шахматной доски. Ходы шахматных фигур.
Начальное положение.
Практика: выполнение упражнений: «Горизонталь», «Вертикаль»,
«Диагональ», «Да или нет?», «Не зевай!». Применение игровых технологий,
активных форм погружения в новую для обучающихся деятельность.
2.
Шахматные фигуры.
Теория: шахматная доска, ходы и названия всех шахматных фигур.
Ценность шахматных фигур. Способы защиты.
Практика: применение игровых технологий. Проведение игр и
упражнений на внимание и смекалку для выявления способностей к
шахматам: «Волшебный мешочек», «Угадай-ка», «Что общего?», «Большая и
маленькая», «Кто сильнее?», «Обе армии равны», «Защита контрольного
поля», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие»,
«Защита».
3.
Понимание шахматной игры.
Теория: развитие фигур из начальной позиции. Сильные и слабые места
поля. Битое поле. Практика: закрепление полученных знаний с помощью
дидактических игр: «Игра на уничтожение», «Один в поле воин», «Лабиринт»,
«Перехитри часовых», «Сними часовых», «Кратчайший путь», «Захват
контрольного поля», «Защита контрольного поля».
4.
Цель шахматной партии.
Теория: правила игры в шахматы. Шах. Шах ферзем, ладьей, слоном,
конем, пешкой. Защита от шаха. Мат. Мат ферзем, ладьей, слоном, пешкой.
Мат в один ход. Ничья. Пат. Отличие пата от мата. Варианты ничьей.
Рокировка. Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки.
Практика: закрепление полученных знаний, выполнение упражнений:
«Шах или не шах», «Объяви шах», «Пять шахов», «Защита от шаха», «Мат или
не мат».
8
5.
Три стадии шахматной партии.
Теория: три стадии шахматной партии: дебют, миттельшпиль,
эндшпиль. Маты в дебюте.
Практика: выполнение упражнений: «Захвати центр», «Можно ли
сделать рокировку?», «Чем бить фигуру?».
6.
Краткая и полная шахматная нотация.
Теория: краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной
партии. Запись начального положения.
Практика: выполнение дидактических игр и заданий: «Назови
вертикаль»; «Назови горизонталь»; «Назови диагональ», «Какого цвета
поле?», «Кто быстрее», «Вижу цель».
7. Игра с шахматными часами.
Теория: знакомство с турнирными режимами игры с часами.
Практика: игра с часами.
8. Мат легкими и тяжелыми фигурами.
Теория: изучение правил игры в шахматы. Линейный мат. Мат ферзем.
Мат ладьей. Мат двумя слонами.
Практика: логические игры для развития памяти, внимания и
мышления.
9. Король против короля и пешки.
Теория: изучение правил игры в шахматы. Шах или мат. Мат или пат.
Мат в один ход. Ограниченный король.
Практика: выполнение шахматных заданий. Ферзь и ладья против
короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля.
10. Решение шахматных задач.
Теория: решение шахматных задач в 1 ход. Решение шахматных задач в
2 хода. Решение задач с помощью разбора партий чемпионов.
Практика: выполнение упражнения «Два хода».
11. Итоговое занятие.
Практика: повторение изученного материала в форме соревнований,
турниров, конкурсов.
Грамотно поставленный процесс обучения детей шахматным азам
позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и
практиков – сделать обучение радостным, дает возможность учить детей без
принуждения, поддерживать устойчивый интерес к знаниям, использовать
многообразие форм обучения. Стержневым моментом занятий становится
деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают,
классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности.
При этом предусматривается широкое использование занимательного
материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических
сказок, рассказов и др.
Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ребенок,
воспринимает их именно как игру. Сейчас шахматы стали профессиональным
9
видом спорта, к тому же все детские соревнования носят спортивную
направленность.
О социальной значимости шахмат, их возрастающей популярности
можно судить по таким весомым аргументам как создание международных
организаций, занимающихся популяризацией и пропагандой шахмат,
проведение всемирных шахматных олимпиад и многочисленных
международных соревнований. В средней школе шахматы позволяют
закрепить полученные знания у учащегося и освоить многозадачность, быстро
находить выход из сложных ситуаций.
Шахматы это не только игра, доставляющая ученикам много радости,
удовольствия, но и действенное эффективное средство их умственного
развития, формирования внутреннего плана действий - способности
действовать в уме.
2.
Организационно-педагогические условия
2.1 Календарно-учебный график
Класс
2 АБВГ
Дата
начала
обучения
09.12.2024
Дата
Всего
окончания учебных
обучения недель
27.06.2025
27
3 класс
09.12.2024
27.06.2025
27
Количество Режим
учебных
занятий
часов
54
2 ч. в
неделю
54
2чв
неделю
2.2 Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Помещение: учебный кабинет
- демонстрационные шахматы
- шахматные доски с набором шахматных фигур
- компьютер, принтер
- шахматные часы.
Кадровое обеспечение
Реализация ДООП обеспечивается педагогическим работником, имеющим
среднее профессиональное или высшее профессиональное образование,
соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета, без
предъявления к стажу педагогической работы, выполняющий качественно и
в полном объёме возложенные на него должностные обязанности:
• комплектует состав обучающихся детского объединения и принимает
меры по его сохранению в течение срока обучения;
• обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и
10
методов работы (обучения), исходя из психофизической
целесообразности;
• обеспечивает соблюдение прав и свобод обучающихся;
• составляет планы и конспекты занятий, обеспечивает их выполнение;
ведёт установленную документацию и отчётность;
• выявляет творческие способности обучающихся, способствует их
развитию, формированию устойчивых профессиональных интересов и
склонностей;
• поддерживает высокомотивированных и талантливых обучающихся;
• оказывает в пределах своей компетенции консультативную помощь
родителям (лицам, их заменяющим), а также другим педагогическим
работникам
образовательного
учреждения;
• выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и
противопожарной защиты, обеспечивает охрану жизни и здоровья
обучающихся
в
период
образовательного
процесса;
• проводит инструктаж обучающихся по безопасности на учебных занятиях с
обязательной регистрацией в журнале регистрации инструктажа;
• систематически повышает уровень своего педагогического мастерства и
уровень квалификации по специальности.
Методические материалы
− дидактические и лекционные материалы.
Методическое сопровождение учебной работы педагога: методика
мониторинга усвоения обучающимися учебного материала, методика
воспитательной работы педагога, методика организации воспитательной
работы педагога по организации учебного процесса, методика анализа
результатов деятельности.
Виды методической продукции:
методические рекомендации, методические указания, методические
пособия и методические разработки по темам программы, информационнометодический сборник.
Виды дидактических материалов:
Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала
педагог использует наглядные пособия следующих видов:
− схематический или символический (таблицы, схемы);
− картинный и картинно-динамический (картины, иллюстрации,
фотоматериалы и др.);
− дидактические пособия (карточки, рабочие тетради, вопросы и
задания для устного или письменного опроса, тесты, практические
задания, упражнения и др.), книги.
Дидактический материал подбирается и систематизируется в
соответствии с учебным планом по каждой теме.
11
2.3 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Формы аттестации.
- промежуточная аттестация по окончанию программы (тесты, задания);
- результаты турниров, соревнований;
- педагогическое наблюдение в ходе занятий.
12
3.
Список литературы
Основная литература:
1. Абрамов С.П., Барский В.Л. Шахматы: первый год обучения.
Методика проведения занятий. - М.: ООО "Дайв", 2015. - 256 с.
2. Барский В.Л. Карвин в шахматном лесу. Учебник шахмат для
младших школьников в 2 кн. Кн.1. - М.: ООО "Дайв", 2014. - 96 с.
3. Сухин И.Г. Удивительные приключения в шахматной стране – Ростовна-Дону: «Феникс», 2014.
Дополнительная литература:
1. Журавлёв Н.И. Шаг за шагом. М: Физкультура и спорт, 1986. - 288с.
2. Губницкий С.Б., Хануков М.Г., Шедей С.А. Полный курс шахмат для
новичков и не очень опытных игроков. - М.: ООО "Издательство АСТ";
Харьков: "Фолио", 2002. – 538с.
13