Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности Мастерская идей

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности

«МАСТЕРСКАЯ ИДЕЙ»

Возраст обучающихся: 8-9 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель: Дзюбенко А.В.
педагог дополнительного образования

п.г.т. Бисерть

Содержание
1. Основные характеристики программы

3

1.1.

Пояснительная записка

3

1.2.

Цель и задачи программы

7

1.3.

Планируемые результаты

8

1.4.

Содержание программы

9

1.4.1. Учебный (тематический) план

9

1.4.2. Содержание учебного плана

10

2.

Комплекс организационно-педагогических условий

15

2.1.

Календарный учебный график

15

2.2.

Условия реализации программы

16

2.3.Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
3.

Список литературы

18
22

2

1. Основные характеристики программы
1.1. Пояснительная записка
Настоящая

дополнительная

общеобразовательная

общеразвивающая

программа «Мастерская идей» разработана на основе нормативно-правовой базы:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее – ФЗ);
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими

образовательную

деятельность,

электронного

обучения,

дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018
г.

№

196

«Об

образовательной

утверждении
деятельности

Порядка
по

организации

дополнительным

и

осуществления

общеобразовательным

программам» (далее – Порядок);
4. Приказ

Министерства

просвещения

Российской

Федерации

от

03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей»;
5. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».

3

1.1. Пояснительная записка
Из

всего

искусства,

многообразия

творчество

видов

является,

творчества

наверное,

декоративно–прикладного

самым

популярным.

Оно

непосредственно связано с повседневным окружением человека и призвано
эстетически, формировать, оформлять быт людей и среду их обитания.
Оглянувшись вокруг, можно заметить, что предметы декоративно-прикладного
искусства вносят красоту в обстановку дома, на работе и в общественных местах.
Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления
детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления,
проявить фантазию, свободу, индивидуальность, умение всматриваться и
наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно- прикладного
искусства новизну и элементы сказочности. В процессе создания предметов
декоративно-прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов
формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о
предметах декоративно-прикладного искусства в жизни.
Направленность
общеразвивающая

дополнительная

программа

«Мастерская

идей

общеобразовательная
(декоративно-прикладное

искусство)» имеет художественную направленность и базовый уровень освоения.
Программа позволяет детям путем систематических занятий приобрести и
овладеть теоретическими знаниями и практическими навыками работы с
различными материалами, направленными на воспитание художественноэстетического вкуса и сформировать интерес к декоративно-прикладному
искусству, а также содействовать формированию всесторонне развитой личности
и

удовлетворить

свою

потребность

в

общении,

самоутверждении

и

самовыражении.
Актуальность

разработки

программы

«Мастерская

идей»

обуславливается социальным заказом детей и родителей на программы,
направленные на раскрытие истоков народного творчества, формирование
4

представлений о народном мастере, как творческой личности, выявление и
развитие художественно-творческой активности детей в процессе изучения
разных направлений декоративно-прикладного искусства. Успехи в декоративноприкладном искусстве рождают у детей уверенность в своих силах. Они
преодолевают

барьер

нерешительности,

робости

перед

новым

видом

деятельности. У них воспитывается готовность к проявлению творчества во всем.
Отличительной особенностью: программы является комплексное и
гармонично-равноправное изучение, понимание и применение в современной
жизни

основных

видов

рукоделия:

роспись,

бумагапластика,

лепка

и

платилинография, техники ассамбляж, декупаж– дошедших до нас из глубины
веков. Приобщение к различным видам народного творчества формирует у
обучающихся

основу

целостного

эстетического

мировоззрения,

развитие

творческих способностей и позволяет овладению практическим приемам и
навыкам ручного труда. Данная программа дает полное представление о
декоративно – прикладном творчестве как об искусстве, его роли в жизни
человека;

расширяет

вариативность

применения

различных

техник

в

декорировании предметов быта, аксессуарах, дизайне интерьеров; углубляет
знания о природе и искусстве; организует художественно - творческую
деятельность обучающегося направленную на преображение окружающего мира.
Возраст

обучающихся,

участвующих

в

реализации

программы:

Программа «Мастерская идей» рассчитана на разновозрастной состав. В
объединении могут заниматься дети 8-9 лет, желающие научиться декоративноприкладному мастерству. Образовательный процесс строится в соответствии с
возрастными и

психологическими

особенностями детей. В объединение

принимаются все желающие. Допускается дополнительный набор обучающихся.
Наполняемость группы – 15-20 человек.

5

Режим занятий
Занятия проходят в школе №1, 2 раза в неделю вторник и четверг, во
вторник 2 часа, в четверг 1час. Между занятиями предусмотрены 10-ти минутные
перерывы для снятия напряжения и отдыха. В процессе занятий сочетается
групповая и индивидуальная работа.
Объём программы: – 116 часов.
Сроки реализации программы: 1 год.
Особенности организации образовательного процесса:
В соответствии с индивидуальным учебным планом в объединении по
интересам сформирована одновозрастная группа, являющиеся основным составом
объединения кружка «Мастерская идей».
Методы обучения:
− словесные (беседа, объяснение, изложение материала);
− наглядные (алгоритм выполнения упражнений, работа по образцу, работа с
книгой, применение ИКТ);
− практические (тренировочные упражнения, работа в группах, самостоятельные и
индивидуальные задания).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности обучающихся:
− объяснительно-иллюстративные (методы обучения, при использовании которых
обучающиеся воспринимают и усваивают готовую информацию);
− репродуктивные методы обучения (обучающиеся воспроизводят полученные
знания и освоенные способы деятельности);
− частично-поисковые методы обучения (участие обучающихся в коллективном
поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом);
− исследовательские методы обучения (овладение детьми методами научного
познания, самостоятельной творческой работы).
Здоровьесберегающие технологии.

6

1.2.

Цель и задачи программы

Цель: духовно-нравственное развитие личности учащегося, воспитание его
целостного

отношения

к

прекрасному

на

основе

обогащения

опыта

эмоционально-ценностного восприятия явлений жизни и опыта художественнотворческой деятельности.
Задачи:
•

расширить представления о многообразии видов декоративно –

прикладного искусства;
•

формировать у учащихся устойчивых систематических потребностей к

саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания
искусства, истории, культуры, традиций;
•

воспитывать

художественно

–

эстетический

вкус,

трудолюбие,

аккуратность;
•

овладевать образным языком изобразительного искусства посредством

формирования художественных знаний, умений и навыков;
•

воспитывать ценностное отношение к отечественным культурным

традициям, уважение к культуре народов других стран;
•

развивать

творческий

потенциал

учащегося

средствами

художественной деятельности, развитие воображения и фантазии ребенка;
•

воспитывать потребности учащихся в «общении» с произведениями

искусства,
•

формировать

способность

воспринимать

прекрасное

на

основе

представления о красоте как высшем проявлении добра;
•

расширить общий и художественный кругозор учащихся; развитие

наблюдательности в отношении явлений и процессов, происходящих в
окружающем мире, целостного восприятия сложных объектов и явлений;

7

•

познакомить с основами изобразительного искусства, овладевать

элементарной художественной грамотностью, приобретать опыт работы в
различных видах художественно-творческой деятельности;
•

развивать способность младших школьников к сотрудничеству в

художественной деятельности.
1.3. Планируемые результаты
Метапредметные результаты:
•

Иметь представление об эстетических понятиях: эстетический идеал,

эстетический вкус, мера, тождество, гармония, соотношение, часть и целое.
•

По художественно-творческой изобразительной деятельности:

• Развитие творческой инициативы учащихся.
Личностные результаты:
• Формирование художественной культуры, художественного вкуса,
устойчивого интереса к изобразительному искусству.
• Выявление и раскрытие творческих способностей учащихся.
• Приобщение учащихся к здоровому образу жизни.
• Воспитание чувства товарищества, личной ответственности.
Предметные результаты:
– Знать особенности материалов (изобразительных и графических),
используемых учащимися в своей деятельности, и их возможности для создания
образа.
– Линия, мазок, пятно, цвет, симметрия, рисунок, узор, орнамент,
плоскостное и объёмное изображение, рельеф.
– Уметь реализовывать замысел образа с помощью полученных на
уроках изобразительного искусства знаний, разнообразие выразительных средств:
цвет, свет, линия, композиция, ритм.

8

1.3.Содержание программы
1.4.1. Учебный (тематический) план
№п
/п

Название раздела, темы

1.

Изобразительное искусство

34

10

24

1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
1.5.
1.6.
1.7.
1.8.

Точка, линия, пятно
Радужное дерево
Пуантилизм
Роспись DVD диска
Хохломская роспись
Городецкая роспись
Гжельская роспись
Полхов-Майданская роспись

8
4
4
3
3
3
3
3

2
1
1
1
1
1
1
1

6
3
3
2
2
2
2
2

1.9.
2.

Шенкурская роспись
Декоративно-прикладное
творчество
«Декупаж»
«Ассамбляж»
«Стимпанк»
«Коллаж»
«Скрапбукинг»
«Декорирование фоторамки»
Лепка и пластилинография

3
24

1
6

2
18

5
5
5
3
3
3
24

1
1
1
1
1
1
4

4
4
4
2
2
2
20

«Пластилиновый витраж»
«Пластилиновый граттаж»
Украшение кружки воздушным
пластилином
«Брелок из воздушного
пластилина»
Бумагапластика

6
6
6

1
1
1

5
5
5

6

1

5

34

9

25

3
2
3
3
3
3
5
4
8

1
1
1
1
1
1
1
1
1

2
1
2
2
2
2
4
3
7

116

29

87

2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
2.6.
3.

3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
4.
4.1.
4.2.
4.3.
4.4.
4.5.
4.6.
4.7.
4.8.
4.9

Всего

«Геометрическая аппликация»
«Обрывная аппликация»
«Силуэтная аппликация»
«Объемная аппликация»
«Торцевание»
«Квиллинг»
«Модульное оригами»
«Кусудама»
«Объемная работа из папьемаше»
Итого

Количество часов
Теория
Практика

Формы
аттестации/
контроля
Выставка
рисунков

Выставка
работ

Защита
творческого
проекта

Выставка
аппликаций

9

Педагог имеет право менять темы местами и включать (по мере
необходимости)
эффективного

нужную

тему

понимания

в

любой

детьми

раздел

программы

материала

для

более

дополнительной

общеобразовательной программы.

1.4.2. Содержание учебного плана.
Тема 1. Изобразительное искусство.
1.1. Линия, точка, пятно.
Теория: История данных техник. Виды элементов. Основные приёмы.
Материалы для изображения.
Практика: Создание композиционного рисунка.
1.2. Радужное дерево.
Теория: Познакомить с понятием «компоновка в листе», выполнить ряд
упражнений: «Теплая цветовая гамма», «Холодная цветовая гамма»,
«Контрастная цветовая гамма».
Практика: Изображение дерева в разных техниках выполнения. Разделение
листа на несколько частей.
1.3. Паунтилизм.
Теория: Знакомство с техникой. Материалы для паунтилизма.
Практика: создание изображения с округлыми формами.
1.4. Роспись DVD диска.
Теория: Виды техник с росписью DVD-дисков. Материалы для росписи.
Практика: Создание изображения на DVD-дисках.

10

1.5. Хохломская роспись.
Теория: История росписи. Особенности выполнения. Материалы для
росписи.
Практика: Создание поэтапного выполнения роспись на тарелке.
1.6. Городецкая роспись.
Теория: История росписи. Особенности выполнения. Материалы для
росписи.
Практика: Создание сюжетной композиции в технике Городецкая роспись.
1.7. Гжельская роспись.
Теория: История росписи. Особенности выполнения. Материалы для
росписи.
Практика: Создание поэтапного выполнения роспись на тарелке.

1.8. Похов-Майданская роспись.
Теория: История росписи. Особенности выполнения. Материалы для
росписи.
Практика: Практика: Создание сюжетной композиции в технике ПоховМайданская роспись.
1.9. Шенкурская роспись.
Теория: История росписи. Особенности выполнения. Материалы для
росписи.
Практика: Создание поэтапного выполнения роспись на тарелке.
Тема 2. Декоративно-прикладное творчество

11

2.1. Декупаж.
Теория: История декупажа. Виды декупажа. Материалы для декумажа.
Техника безопасности при работе с клеем.
Практика: Декорирование предметов.
2.2. Ассамбляж.
Теория: История ассамбляжа. Виды ассамбляжа. Материалы для
ассамбляжа. Техника безопасности при работе с клеем.
Практика: Практика: Декорирование предметов.
2.3. Стимпанк.
Теория: История стимпанка. Виды стимпанка. Материалы для стимпанка.
Техника безопасности при работе с клеем.
Практика: Практика: Декорирование предметов.
2.4. Коллаж.
Теория: История коллажа. Виды коллажа. Материалы для коллажа. Техника
безопасности при работе с клеем.
Практика: Создание коллажа на формате А4.
2.5. Скрапбукинг
Теория: История скрапбукинга. Виды скрапбукинга. Материалы для
скрапбукинга. Техника безопасности при работе с клеем.
Практика: Создание композиции в технике скрапбукинг.
2.6. Декорирование фоторамки.
Теория: Виды техник выполнения. Материалы для композиции. Техника
безопасности при работе с клеем.

12

Практика: Создание композиции декорирования фоторамки.
Тема 3. Лепка и пластилинография.
3.1. Пластилиновый витраж.
Теория: История техники. Виды техники. Материалы для композиции
витража.
Практика: Создание композиции витража с использованием пластилина.
3.2. Пластилиновый граттаж.
Теория: История техники. Виды техники. Материалы для композиции
граттажа.
Практика: Создание композиции граттажа с использованием пластилина.
3.3. Украшение кружки воздушным пластилином.
Теория: Теория: Виды техник выполнения. Материалы для композиции.
Практика: Создание композиции декорирования кружки.
3.4. Брелок из воздушного пластилина.
Теория: Виды техник выполнения. Материалы для брелка.
Практика: Создание брелка из воздушного пластилина.
Тема 4. Бумагапластика.
4.1. Геометрическая аппликация.
Теория: История геометрической аппликации. Виды аппликации.
Особенности геометрической аппликации. Материалы для аппликации. История
бумаги. безопасности при работе с клеем.
Практика: Создание композиции в технике геометрическая аппликация.
4.2. Обрывная аппликация.
13

Теория: История обрывной аппликации. Особенности обрывной
аппликации. Материалы для аппликации. Техника безопасности при работе с
клеем.
Практика: Создание композиции в технике обрывная аппликация.
4.3. Силуэтная аппликация.
Теория: История силуэтной аппликации. Особенности силуэтной
аппликации. Материалы для аппликации. Техника безопасности при работе с
клеем.
Практика: Создание композиции в технике силуэтная аппликация.
4.4. Объемная Аппликация.
Теория: История объемной аппликации. Особенности объемной
аппликации. Материалы для аппликации. Техника безопасности при работе с
клеем.
Практика: Создание композиции в технике объемная аппликация.
4.5. Торцевание.
Теория: История техники торцевание. Особенности выполнения техники
торцевания. Материалы для торцевания.
Практика: Создание композиции в технике торцевание.
4.6. Квиллинг.
Теория: История техники квиллинг. Особенности выполнения техники
квиллинга. Материалы для квиллинга.
Практика: Создание композиции в технике квиллинг.
4.7. Модульное оригами.

14

Теория: История техники оригами. Виды оригами. Особенности
выполнения техники модульное оригами. Материалы для оригами.
Практика: Создание изделия в технике модульное оригами.
4.8. Кусудама.
Теория: История техники кусудама. Виды кусудамы. Особенности
выполнения техники кусудама. Материалы для кусудамы.
Практика: Создание изделия в технике кусудама.
4.9. Объемная работа из папье-маше.
Теория: История техники папье-маше. Виды папье-маше. Особенности
выполнения техники папье-маше. Материалы для папье-маше.
Практика: Создание изделия в технике папье-маше.
2. Комплекс организационно/педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Основные характеристики
образовательного процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Недель в I полугодии
Недель во II полугодии
Начало занятий
Выходные (праздничные) дни
Корректировка КУГ
(праздничные нерабочие дни)

9. Окончание учебного года
10. Каникулы

40
77
3
116
16
24
03.09.2024
04 ноября 2024
30.12.2024 – 08.01.2025
23 февраля 2025
8 марта 2025
1,2,8,9 мая 2025
в соответствии
с производственным календарём
26.06.2025
22 октября- 3 ноября
29 декабря- 8 января
25 марта-31 марта

15

КУГ – календарный учебный график
Организация (в случае необходимости) корректировки КУГ за счет
объединения или уплотнения тем занятий, выпавших на праздничные дни,
осуществляется педагогом, реализующим дополнительную общеобразовательную
общеразвивающую

программу,

с

учетом

содержания

программы

и

по

согласованию с методистом.
Статьей 112 Трудового кодекса Российской Федерации установлены
нерабочие праздничные дни в РФ.

2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение – для обеспечения успешного
выполнения программы используются следующие материально-технические
ресурсы: наличие светлого и просторного кабинета для занятий, удобной мебели,
обеспеченность учащихся необходимыми материалами и инструментами: краски
акварельные,

гуашевые;

карандаши,

пастельные

мелки;

кисти

беличьи,

нейлоновые и щетинные разных размеров; бумага акварельная и для черчения
разных форматов; материалы для лепки (глина, солёное тесто, масса папье маше);
наглядно-теоретическая база в виде пособий, репродукций и живописных работ,
иллюстраций; дидактический и раздаточный материал.
Методические материалы – в процессе подготовки и проведения занятий
используются

истории

искусства,

репродукции

картин,

детские

работы,

собственные наглядные пособия, схемы, таблицы, плакаты, модели, фотографии,
аудио записи. Раздаточный материал используется в виде карточек – заданий,
открыток, шаблонов. А также те прикладные материалы, которые будут
использованы во время урока.
Кадровое обеспечение
Реализация ДООП обеспечивается педагогическим работником, имеющим
среднее

профессиональное

или

высшее

профессиональное

образование,
16

соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета, без предъявления
к стажу педагогической работы, выполняющий качественно и в полном объёме
возложенные на него должностные обязанности:
•

комплектует состав обучающихся детского объединения и принимает

меры по его сохранению в течение срока обучения;
•

обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и

методов работы (обучения), исходя из психофизической целесообразности;
•

обеспечивает соблюдение прав и свобод обучающихся;

•

составляет планы и конспекты занятий, обеспечивает их выполнение;

ведёт установленную документацию и отчётность;
•

развитию,

выявляет творческие способности обучающихся, способствует их
формированию

устойчивых

профессиональных

интересов

и

склонностей;
•

поддерживает высокомотивированных и талантливых обучающихся;

•

оказывает в пределах своей компетенции консультативную помощь

родителям (лицам, их заменяющим), а также другим педагогическим работникам
образовательного учреждения;
•

выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и

противопожарной защиты, обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся в
период образовательного процесса;
•

проводит инструктаж обучающихся по безопасности на учебных

занятиях с обязательной регистрацией в журнале регистрации инструктажа;
•

систематически повышает уровень своего педагогического мастерства

и уровень квалификации по специальности.
Методические материалы
−

дидактические и лекционные материалы.

Методическое сопровождение учебной работы педагога:
−

методика мониторинга усвоения обучающимися учебного материала;

воспитательной работы педагога:
17

−

методика организации воспитательной работы;

работы педагога по организации учебного процесса:
−

методика анализа результатов деятельности.

Виды

методической

продукции:

методические

рекомендации,

методические указания, методические пособия и методические разработки по
темам программы, информационно-методический сборник.
Виды дидактических материалов
Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала педагог
использует наглядные пособия следующих видов:
−

схематический или символический (таблицы, схемы);

−

картинный

и

картинно-динамический

(картины,

иллюстрации,

фотоматериалы и др.);
−

дидактические пособия (карточки, вопросы и задания для устного

опроса, практические задания, упражнения и др.), книги.
Дидактический материал подбирается и систематизируется в соответствии с
учебным планом по каждой теме.
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Диагностика.
Позволяет

учитывать

сформированные

осознанные

теоретические

и

практические знания, умения и навыки, осуществляется в ходе следующих форм
работы:
•

решение тематических задач, тестовых заданий;

•

демонстрация практических знаний и умений на занятиях;

•

индивидуальные беседы, опросы;

•

выполнение практических работ;

•

реализация и защита мини-проектов и проектов.

Виды контроля включают:

18

1. Входной контроль: проводится первичное тестирование (февраль) с
целью определения уровня заинтересованности по данному направлению и
оценки общего кругозора обучающегося.
2. Промежуточный контроль: проводится в середине учебного времени
(апрель). По его результатам, при необходимости, осуществляется коррекция
учебно-тематического плана.
3. Итоговый контроль: проводится в конце учебного года (июль).
Позволяет оценить результативность обучения учащихся.
Текущий

контроль

уровня

усвоения

материала

осуществляется

по

результатам выполнения учащимися практических заданий в группах и
индивидуально.
Итоговый контроль реализуется в форме выставки декоративно- прикладного
творчества, участия в проектной деятельности.
Общим итогом реализации программы является формирование ключевых
компетенций учащихся.
В рамках реализации программы оценивается формирование предметных
компетенций (теоретические знания, практические навыки и умения по
программе обучения; развитие интеллектуальных умений: памяти, внимания,
воображения). А также ключевые компетенции, сформированные по итогам
реализации программы:
•

коммуникативные (владение приемами работы с информацией).

•

ценностно-смысловые компетенции (интерес к занятиям, готовность к

изучению новых технологий, участие в творческих конкурсах, мотивация).
Мониторинг

результативности освоения учащимися образовательной

программы осуществляется по следующим формам и методикам диагностики.
Оценочные материалы
Предварительная аттестация проводится при поступлении обучающегося в
объединение.

19

Промежуточная аттестация проводится в период с 23 по 27 декабря 2024 г.
Итоговая аттестация проводится в период с 19 по 26 июня 2025 г.
Итоговая и промежуточная аттестация осуществляются в следующих формах:
−

контрольное занятие на повторение и обобщение основного раздела;
−

самостоятельная работа.

№
Вид контроля
п/п
1 Предварительный:
- знания обучающихся по
разделам изобразительного
искусства
- кругозор
- мышление
2 Текущий:
- знание теории
- практические навыки при
работе с бумагой,
пластилином.
3 Итоговый:
- знание теории
- практические навыки

1.

Цель контроля

Методы и
формы
беседа,тесты

Сроки
проведения
сентябрь

усвоение навыков и
умений

упражнения,
разные виды
работ

в течение
года

определение уровня
теоретических и
практических знаний,
умений навыков,
применение их на
практике

предварительный
тест по всем
разделам
декоративно
прикладного
творчества

июнь

определение
уровня знаний и
умений

Предварительная (входящая) диагностика проводится при приеме

обучающегося с целью выявления его интереса к выбранной деятельности;
2.
целью

Промежуточная (текущая диагностика) проводится в середине года с
выявить

динамику

усвоения

приобретаемых

знаний

и

умений

обучающихся и увидеть их личностное развитие);
3.

Итоговая аттестация проводится в конце учебного года с целью

проверки освоения детьми программного материала и изменения качеств
личности воспитанников.
Собеседования и различные тестирования в ходе занятий позволяют
определить уровень знаний обучающихся и возможность применять их на
практике. Мониторинг направлен на выявление знаний, умений и навыков детей,
согласно возрастным и индивидуальным особенностям.
20

3.Список литературы
•

Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно –

прикладного

творчества: учебно – методическое пособие/С. В. Астраханцева,

В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова; Под науч. ред. С. В. Астраханцевой. – Ростов
р/Д: Феникс, 2009. – 347с.: ил. – (Высшее образование).
•

Бушкова,

Л.

Ю.

Поурочные

разработки

по

изобразительному

искусству: 3 класс. – М.: ВАКО, 2011. - 144с.
•

Дубровская, Н. В. Приглашение к творчеству. – СПб.: Детство-Пресс,

2004.
•

Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма /Под ред. Е.И.

Щеблановой, И.С. Авериной. М., 1995.
•

Митителло, К. Аппликация. Техника и искусство. – М.: Эксмо-Пресс,

2002.
•

Неменская, Л.А. Каждый народ художник. Л.А.Неменская. М.:

Просвещение, 2007.
•

Павлинов, П. Я. Каждый может научиться рисовать. М.: 1966. — 104 с.

•

Паньшина, И. Г. Декоративно – прикладное искусство. Мн., 2011. -

112с., ил.
•

Перевертень, Г. И. Самоделки из разных материалов: Книга для

учителя начальных классов по внеклассной работе. – М.: Просвещение, 2008. –
112с.
Методическое обеспечение:
•

таблицы по цветоведению;

•

схемы рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц,

человека;
•

разнообразные

художественные

материалы

и

атрибуты

для

художественного творчества;
•

репродукции картин;

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».