Утверждено Приказом начальника Управления образования № 99/1 от 27.08.2024 года УСТАВ МУНИЦИПАЛЬНОГО КАЗЁННОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ "БИСЕРТСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №1" 2024 I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение "Бисертская средняя школа №1" (далее Учреждение), переименовано на основании приказа Управления образования Бисертского городского №10 от 15.01.2018г. "О внесении изменении в Уставы образовательных организаций". Школа является правопреемником муниципального казённого общеобразовательного учреждения "Средняя школа №1" р.п. Бисерть. 1.2. Учреждение зарегистрировано в качестве юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1026602052575 от 06.11.2002г. 1.3. Полное наименование Учреждения: Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение "Бисертская средняя школа №1". Сокращенное название: МКОУ "Бисертская средняя школа №1". 1.4. Организационно-правовая форма - казённое учреждение. Тип образовательной организации - общеобразовательная организация. 1.5. Место нахождения Учреждения (юридический (фактический) адрес): 623050, Свердловская область, пгт. Бисерть, улица Октябрьская, 10. 1.6. Учреждение является некоммерческой организацией и в своей деятельности руководствуется нормами международного права, Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и нормативными правовыми актами Свердловской области, Бисертского городского округа, нормативными актами органов Управления образованием всех уровней, настоящим Уставом, а также принимаемыми в соответствии с ними локальными актами Учреждения. 1.7. Учреждение является юридическим лицом с момента его государственной регистрации в установленном законом порядке и от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, выполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. 1.8. Главным распорядителем бюджетных средств Учреждения является Муниципальное казённое учреждение «Управление образования Бисертского городского округа». Учреждение находится в ведомственном подчинении главного распорядителя бюджетных средств. Взаимодействие Учреждения при осуществлении им бюджетных полномочий получателя бюджетных средств с главным распорядителем бюджетных средств осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. 1.9. Учреждение имеет самостоятельный баланс, круглую печать, содержащую его полное наименование на русском языке, штампы и бланки со своим наименованием. 1.10. Учреждение осуществляет операции с поступающими ему средствами через лицевые счета, открываемые в Финансовом отделе администрации Бисертского городского округа, а по средствам федерального бюджета - в органах Федерального казначейства. 1.11. Образовательная деятельность, осуществляемая Учреждением, подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных 2 Федеральным законом от 29.12.2012 г. №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". 1.12. Государственная аккредитация образовательной деятельности Учреждения проводится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в области образования. 1.13. Учреждение выдает лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, аттестаты об основном общем образовании и аттестаты о среднем общем образовании (далее - Аттестаты). Право Учреждения на выдачу в установленном порядке аттестатов по аккредитованным образовательным программам основного общего и среднего общего образования подтверждается свидетельством о государственной аккредитации. Заполненные бланки аттестатов и приложений к ним скрепляются печатью Учреждения. 1.14. Учреждение может формировать свою структуру по согласованию с Учредителем. 1.15. Организация охраны здоровья учащихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации) осуществляется Учреждением. Организацию оказания первичной медико-санитарной помощи учащимся осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения. 1.16. Учреждение создает необходимые условия для охраны и укрепления здоровья, организации питания учащихся и работников Учреждения. Организация питания учащихся и работников в Учреждении осуществляется самостоятельно и регламентируется Положением об организации питания в Учреждении. Для организации питания учащихся и работников, а также хранения и приготовления пищи в Учреждении выделяются специально приспособленные помещения. 1.17. В Учреждении не допускается создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно - политических и религиозных движений и организаций. 1.18. Учреждение создано без ограничения срока деятельности. II. УЧРЕДИТЕЛЬ УЧРЕЖДЕНИЯ, СВЕДЕНИЯ О СОБСТВЕННИКЕ ЕГО ИМУЩЕСТВА 2.1. Учредителем Учреждения является Бисертский городской округ. Функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляет Муниципальное казёное учреждение «Управление образования Бисертского городского округа» (далее - Учредитель). Местонахождение Учредителя: 623050, Свердловская область, пгт. Бисерть, ул. Октябрьская, 1. 2.2. К компетенции Учредителя относятся: - организация учета детей, подлежащих обучению по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования; - формирование и утверждение муниципального задания для Учреждения; - принятие решения о реорганизации и ликвидации Учреждения; - утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса Учреждения; - утверждение финансового плана Учреждения, изменений и дополнений к нему; - утверждение Устава Учреждения, изменений и дополнений к нему; 3 - назначение руководителя Учреждения; - осуществление контроля сохранности и эффективности использования муниципальной собственности, переданной Учреждению в оперативное пользование; - согласование проектов на строительство и реконструкцию зданий Учреждения, осуществление контроля капитального ремонта; - осуществление контроля соблюдения санитарно-гигиенических норм в Учреждении; -созданное ОУ (в т.ч. путем изменения типа существования муниципального учреждения, его реорганизация и ликвидация; -назначение Директора ОУ и прекращение его полномочий, а также заключение и прекращение трудового договора с ним; - осуществление контроля деятельности Учреждения по обеспечению прав граждан на получение общедоступного и качественного образования, соблюдением законодательных и нормативных актов, за финансово-хозяйственной деятельностью Учреждения; - содействие в обеспечении кадрами; - иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, Свердловской области, нормативно-правовыми актами Бисертского городского округа, а также настоящим Уставом. 2.3. Собственником имущества Учреждения является Бисертский городской округ (далее Собственник). Полномочия Собственника осуществляет администрация Бисертского городского округа (далее - уполномоченный орган Собственника). Имущество закреплено за Учреждением на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. III. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА 3.1. Учреждение осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнем основных общеобразовательных программ: - начальное общее образование (нормативный срок освоения 4 года); - основное общее образование (нормативный срок освоения 5 лет); - среднее общее образование (нормативный срок освоения 2 года). - дополнительное образование детей и взрослых. 3.2. Начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни). Основное общее образование направлено на становление и формирование личности обучающегося (формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению). Среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей 4 обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности. В Учреждении могут реализовываться дополнительные общеобразовательные программы дополнительные общеразвивающие программы различной направленности (техническая, естественнонаучная, физкультурно-спортивная, художественная, туристскокраеведческая, социально-педагогическая). Организация образовательной деятельности по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования может быть основана на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы (профильное обучение). Начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования. Обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования. Требование обязательности среднего общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее. 3.3. Обучение и воспитание в Учреждении ведется на русском языке. 3.4. Исходя из категории учащихся с ограниченными возможностями здоровья их численность в классе (группе) не должна превышать 15 человек. В классах компенсирующего обучения количество обучающихся не должно превышать 20 человек. Пределы наполняемости классов-комплектов, групп продленного дня устанавливается в соответствии с нормативами действующих СанПиН. 3.5. При наличии необходимых условий и средств возможно деление классов на группы с меньшей наполняемостью при проведении занятий по отдельным учебным предметам. 3.6. Организация образовательного процесса в Учреждении осуществляется в соответствии с образовательными программами и расписаниями занятий. Расписание занятий утверждается приказом Директора по согласованию с Педагогическим советом. Формы организации образовательного процесса определяются Учреждением. 3.7. Учреждение осуществляет образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, среднего общего образования. Разрабатывает образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и соответствующими федеральными образовательными программами. Содержание и планируемые результаты разработанных образовательных программ соответствует содержанию и планируемым результатам федеральных основных общеобразовательных программ. В Учреждении созданы необходимые условия для получения качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья (в том числе детей-инвалидов), социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных 5 педагогических подходов, в том числе посредствам инклюзивного образования. Содержание общего образования и условия организации обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для детей-инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (в том числе детей-инвалидов) может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах. 3.8. С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах обучения: очной, очно-заочной, заочной. Формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами. Формы обучения по дополнительным образовательным программам определяются Учреждением самостоятельно. Допускается сочетание форм получения образования и форм обучения. Перевод обучающегося на получение образования в иной форме осуществляется в установленном порядке с согласия родителей (законных представителей). 3.9. Учреждение обеспечивает занятия на дому с обучающимися по индивидуальному учебному плану в соответствии с заключением медицинской организации о состоянии здоровья и в письменной форме обращением родителей (законных представителей). Порядок организации освоения образовательных программ на дому регламентируется локальным актом Учреждения, разработанным на основании соответствующего нормативного правового акта субъекта Российской Федерации 3.10. Учебный год начинается в Учреждении, как правило, 1 сентября и заканчивается в соответствии с учебным планом соответствующей общеобразовательной программы. Начало учебного года может переноситься при реализации общеобразовательной программы в очно-заочной форме обучения не более чем на один месяц, в заочной форме обучения – не более чем на три месяца. В процессе освоения общеобразовательных программ учащимся предоставляются каникулы. Сроки начала и окончания каникул определяются Учреждением самостоятельно в соответствии с учебным планом. Для обучающихся первых классов в течение года устанавливаются дополнительные недельные каникулы. 3.11. Режим занятий, обучающихся устанавливается соответствующим локальным актом Учреждения (Правилами внутреннего распорядка обучающихся в образовательной организации). Учреждение работает с 8.00 до 19.00 в режиме пятидневной и (или) шестидневной учебной недели в соответствии с расписанием занятий. Обучение в Учреждении осуществляется с соблюдением санитарно-эпидемиологических требований. 3.12. Пятидневная и (или) шестидневная учебная неделя в Учреждении устанавливается с учетом максимально допустимой недельной нагрузки на одного обучающегося. Продолжительность урока (академический час) во всех классах составляет (не превышает) 40 минут, за исключением 1 класса. Обучение в 1 классе осуществляется с соблюдением дополнительных требований, установленных СанПиН. 6 3.13. Продолжительность перемен между уроками составляет 10 минут (или более), большой перемены (после 2 и 3 уроков) – 20–30 минут для приема пищи (вместо одной большой перемены допускается после 2 и 3 уроков устанавливать две перемены по 20 минут каждая). 3.14. Освоение общеобразовательной программы, в т. ч. отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) общеобразовательной программы, сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией учащихся. Формы, периодичность и порядок проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся определяются соответствующим Положением Учреждения о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся. 3.15. В Учреждении применяется форма и система оценивания, установленная соответствующим локальным актом. 3.16. В 1 классе, а также по отдельным предметам (дисциплинам), в т. ч. разделам программ по решению Педагогического совета Учреждения, допускается применение без отметочных и иных систем оценок успеваемости обучающихся. Данное решение доводится до сведения родителей (законных представителей) и обучающихся до начала следующего учебного года. 3.17. В случае несогласия обучающегося, его родителей (законных представителей) с результатами промежуточной аттестации, а также с текущей оценкой знаний по предмету за четверть (триместр, полугодие) обучающийся (его родители или законные представители) имеет право на обращение в Комиссию по урегулированию споров Учреждения. 3.18. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или не прохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью. 3.19. Ответственность за ликвидацию учащимися академической задолженности в течение следующего учебного года возлагается на их родителей (законных представителей). 3.20. Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующим учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые локальным актом Учреждения, в пределах одного года с момента образования академической задолженности. В указанный период не включаются время болезни обучающегося, нахождение его в академическом отпуске или отпуске по беременности и родам. 3.21. Для проведения промежуточной аттестации во второй раз образовательной организацией создается комиссия. 3.22. Обучающиеся, не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс условно. 3.23. Обучающиеся не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями 7 психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану. 3.24. Обучающиеся, не освоившие образовательную программу предыдущего уровня, не допускаются к обучению на следующей ступени общего образования. 3.26. Освоение общеобразовательных программ основного общего и среднего общего образования завершается обязательной государственной (итоговой) аттестацией обучающихся. Государственная (итоговая) осуществляется в формах и порядке, установленными нормативными правовыми актами федерального уровня. 3.28. К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам. 3.29. Обучающиеся, не прошедшие государственной итоговой аттестации или получившие на государственной итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, вправе пройти государственную итоговую аттестацию в сроки, определяемые порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам. 3.30. Лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, выдается аттестат об основном общем или среднем общем образовании, подтверждающий получение общего образования соответствующего уровня. Лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании государственного образца. 3.31. Лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть образовательной программы основного общего и среднего общего образования и (или) отчисленным из образовательной организации, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, установленному Учреждением. 3.32. Лица, осваивающие образовательную программу в форме семейного образования или самообразования, либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе основного общего или среднего общего образования, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в Учреждении по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам основного общего и среднего общего образования бесплатно. При прохождении указанной аттестации экстерны пользуются академическими правами учащихся по соответствующей образовательной программе. 4. ПРАВИЛА ПРИЕМА, ПОРЯДОК И ОСНОВАНИЯ ОТЧИСЛЕНИЯ И ВОССТАНОВЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 4.1. Правила приема в Учреждение. 4.1.1. Прием в Учреждение осуществляется с целью получения образования по образовательным программам Учреждения, а также для прохождения промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации лиц, получающих образование вне образовательных организаций. 8 4.1.2. Учреждение обеспечивает прием всех подлежащих обучению граждан, проживающих на территории Бисертского городского округа, закрепленной соответствующими органами местного самоуправления за Учреждением и имеющих право на получение общего образования. Закрепленным лицам может быть отказано в приеме по причине отсутствия свободных мест в Учреждении. 4.1.3. Для детей, не зарегистрированных на закрепленной территории, прием заявлений в первый класс начинается с 1 июля текущего года до момента заполнения свободных мест, но не позднее 5 сентября текущего года. 4.1.4. При приеме на свободные места граждан, не зарегистрированных на закрепленной территории, преимущественным правом обладают граждане, имеющие право на первоочередное предоставление места в учреждении в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. 4.1.5. Правила приема граждан в Учреждение устанавливаются соответствующим локальным актом в соответствии с законодательством Российской Федерации. 4.1.6. Прием закрепленных лиц в учреждения всех видов осуществляется без вступительных испытаний (процедур отбора). По общеобразовательным программам углубленного и/или профильного изучения отдельных предметов, в целях наиболее полного удовлетворения потребностей, обучающихся в Правилах приема граждан в Учреждение предусматриваются механизмы выявления склонностей детей к углубленной и/или профильной подготовке по соответствующим учебным предметам. 4.1.7. Прием в Учреждение оформляется приказом Директора Учреждения. 4.1.8. В первый класс принимаются дети с достижения ими возраста 6 лет 6 месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста 8 лет. На основании решения Учредителя Учреждения может осуществить прием детей для обучения в более раннем возрасте. 4.1.9. При наличии свободных мест Учреждение вправе принять обучающихся во 2–11 классы из других организаций, осуществляющих образовательную деятельность. 4.1.10. При приеме Учреждение знакомит обучающегося и (или) его родителей (законных представителей) с настоящим Уставом, лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, образовательными программами, реализуемыми Учреждением, и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности, права и обязанности обучающихся. 4.1.11. Учреждение принимает обучающихся в 10 класс всех выпускников 9-х классов Учреждения, желающих продолжить обучение и освоивших программу основного общего образования. 4.1.12. Прием граждан в Учреждение осуществляется по личному заявлению родителей (законных представителей) ребенка при предъявлении документов, установленных Правилами приема в Учреждение, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации. 9 4.1.13. Зачисление в Учреждение лица, находящегося на семейной форме образования, для продолжения обучения в образовательной организации осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Правилами приема в Учреждение. 4.2. Порядок и основания отчисления обучающихся. 4.2.1. Отчисление обучающихся из образовательной организации осуществляется: – в связи с получением образования (завершением обучения); – по инициативе обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося, в т. ч. в случае перевода обучающегося для продолжения освоения образовательной программы в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность; – по инициативе Учреждения, в случае применения к обучающемуся, достигшему возраста пятнадцати лет, отчисления как меры дисциплинарного взыскания; – в случае установления нарушения порядка приема в Учреждение, повлекшего незаконное зачисление обучающегося в образовательную организацию; – по обстоятельствам, не зависящим от воли обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося и организации, осуществляющей образовательную деятельность. 4.2.2. Отчисление из Учреждения осуществляется в порядке, предусмотренном Положением о порядке и основаниях перевода, отчисления и восстановления, обучающихся в Учреждении и оформляется распорядительным актом руководителя Учреждения. 4.2.3. Отчисление несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет, из Учреждения как мера дисциплинарного взыскания допускается за неоднократное совершение дисциплинарных проступков. Указанная мера дисциплинарного взыскания применяется, если иные меры дисциплинарного взыскания и меры педагогического воздействия не дали результата и дальнейшее пребывание обучающегося в Учреждении оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников Учреждения, а также нормальное функционирование Учреждения. 4.2.4. Отчисление несовершеннолетнего обучающегося как мера дисциплинарного взыскания не применяется, если сроки ранее примененных к обучающемуся мер дисциплинарного взыскания истекли и (или) меры дисциплинарного взыскания сняты в установленном порядке. 4.2.5. Решение об отчислении несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет и не получившего основного общего образования, как мера дисциплинарного взыскания принимается с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Решение об отчислении обучающихся – детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства. 4.2.6. Об отчислении несовершеннолетнего обучающегося в качестве меры дисциплинарного взыскания Учреждение незамедлительно информирует Управление образования Бисертского городского округа. и родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося, отчисленного из Учреждения не позднее чем в 10 месячный срок принимают меры, обеспечивающие получение несовершеннолетним общего образования. 4.2.7. Если с обучающимся или родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося заключен договор об образовании (оказании платных образовательных услуг), на основании распорядительного акта руководителя Учреждения об отчислении обучающегося такой договор расторгается. 4.2.8. При досрочном прекращении образовательных отношений Учреждение в трехдневный срок после издания распорядительного акта об отчислении обучающегося выдает лицу, отчисленному из этой организации, справку об обучении по образцу, установленному Учреждением. 4.3. Порядок и условия восстановления в Учреждение обучающегося, отчисленного по инициативе Учреждения, определяются Положением о порядке и основаниях перевода, отчисления и восстановления, обучающихся Учреждения. 5. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ 5.1. К участникам образовательных отношений относятся обучающиеся, их родители (законные представители), педагогические работники и их представители, Учреждения. 5.2. Обучающиеся имеют право на: – выбор формы получения образования и формы обучения после получения основного общего образования или после достижения восемнадцати лет; – предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в т. ч. получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции; – обучение по индивидуальному учебному плану, в т. ч. ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами; – выбор учебных и элективных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) из перечня, предлагаемого Учреждением (после получения основного общего образования); – освоение наряду с учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями) по осваиваемой образовательной программе любых других учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), преподаваемых в Учреждении, в установленном порядке; – уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья; – свободу совести, информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений; – каникулы – плановые перерывы при получении образования для отдыха и иных социальных целей в соответствии с законодательством об образовании и календарным учебным графиком; – перевод в другую образовательную организацию, реализующую образовательную программу соответствующего уровня, в порядке, предусмотренном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования; – участие в управлении Учреждением в порядке, установленном Уставом; – ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, с уставом, с лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной 11 аккредитации, с учебной документацией, другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности в Учреждения; – обжалование актов Учреждения в установленном законодательством Российской Федерации порядке; – бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами, учебной, производственной, научной базой; – пользование в порядке, установленном локальными нормативными актами Учреждения, лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры и объектами спорта Учреждения; – развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях, в т. ч. в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях; – поощрение за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности; – иные права, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации, локальными нормативными актами. 5.3. Обучающиеся обязаны: – добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в т. ч. посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы; – выполнять требования устава Учреждения, правил внутреннего распорядка и иных локальных нормативных актов Учреждения; – заботиться о сохранении и об укреплении своего здоровья, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию; – уважать честь и достоинство других обучающихся и работников Учреждения, не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися; – бережно относиться к имуществу Учреждения; – иметь внешний вид, соответствующий требованиям к одежде обучающихся, установленным локальным нормативным актом Учреждения. 5.4. Обучающимся запрещается: – приносить, передавать или употреблять в Учреждении табачные изделия, спиртные напитки, токсические, наркотические вещества и их прекурсоры, а также приносить оружие и взрывчатые вещества иные вещества и предметы, запрещенные к обороту в Российской Федерации; – применять физическую силу для выяснения отношений, запугивания, вымогательства; – использовать непристойные выражения, жесты и ненормативную лексику, а также допускать выражения, унижающие человеческое достоинство, направленные на разжигание национальной и (или) религиозной розни; – пропускать обязательные занятия без уважительных причин; – использовать на уроках мобильные телефоны, карманные персональные компьютеры, электронные устройства для компьютерных игр, воспроизведения музыки и изображений. 12 5.5. Родители (законные представители) имеют право: – выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого Учреждением; – дать ребенку начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить образование в Учреждении; – знакомиться с уставом Учреждения, лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности; – знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей; – защищать права и законные интересы своих детей; – получать информацию обо всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся; – принимать участие в управлении Учреждением, в формах, определяемых законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом; – присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей; – обжаловать решения администрации, касающиеся образовательной деятельности в отношении их ребенка в комиссии по урегулированию споров. 5.6. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны: – заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка; – обеспечить получение детьми общего образования; – соблюдать Устав Учреждения, правила внутреннего распорядка Учреждения, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации образовательных отношений между ОУ и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений; – уважать честь и достоинство обучающихся и работников Учреждения. 5.7. В целях защиты своих прав обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся самостоятельно или через своих представителей вправе: 13 – направлять в органы управления Учреждения обращения о применении к ее работникам, нарушающим и (или) ущемляющим права обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, дисциплинарных взысканий. Такие обращения подлежат обязательному рассмотрению указанными органами с привлечением обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся; – обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, в т. ч. по вопросам о наличии или об отсутствии конфликта интересов педагогического работника; – использовать не запрещенные законодательством Российской Федерации иные способы защиты прав и законных интересов. 5.8. Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создается в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование, в т. ч. в случаях возникновения конфликта интересов педагогического работника, применения локальных нормативных актов, обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания. Порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией и их исполнения устанавливается соответствующим локальным актом Учреждения, который принимается с учетом мнения советов обучающихся, советов родителей, а также представительных органов работников Учреждения и обучающихся (при их наличии). 5.9. Работники Учреждения имеют право на: – участие в управлении Учреждением в порядке, определяемом Уставом; – защиту профессиональной чести и достоинства; – иные права, предусмотренные нормативными правовыми актами федерального, регионального и муниципального уровня. 5.10. Педагогические работники Учреждения имеют право на: – самостоятельный выбор и использование методики обучения и воспитания, учебников, учебных пособий и материалов, соответствующих реализуемой образовательной программе, и в порядке, установленном законодательством об образовании, методов оценки знаний, обучающихся; – участие в разработке образовательных программ, в т. ч. учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных компонентов образовательных программ; – повышение квалификации. В этих целях администрация создает условия, необходимые для успешного обучения работников в системе повышения квалификации и профессиональной переподготовки; – защиту профессиональной чести и достоинства, справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников; – сокращенную продолжительность рабочего времени, удлиненный оплачиваемый отпуск, досрочное назначение трудовой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством РФ, иные меры социальной поддержки в порядке, установленном законодательством РФ; – длительный (до одного года) отпуск не реже чем через каждые десять лет непрерывной преподавательской работы; 14 – дополнительные меры социальной поддержки, предоставляемые педагогическим работникам Учреждения; – бесплатное пользование библиотеками и информационными ресурсами, а также доступ в порядке, установленном локальными нормативными актами Учреждения, к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности, необходимым для качественного осуществления педагогической, научной или исследовательской деятельности в Учреждении; – бесплатное пользование образовательными, методическими и научными услугами Учреждения, в порядке, установленном законодательством РФ, локальным нормативным актом Учреждения; – иные права и свободы, предусмотренные федеральными законами. 5.11. Работники Учреждения обязаны: – соблюдать Устав Учреждения, правила внутреннего трудового распорядка, иные локальные нормативные акты Учреждения; – соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики; – уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений; – соответствовать требованиям квалификационных характеристик и профессиональных стандартов; – проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в установленном порядке и систематически повышать свой профессиональный уровень; – выполнять условия трудового договора; – заботиться о защите прав и свобод обучающихся, уважать права родителей (законных представителей); – проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда; – исполнять иные обязанности, предусмотренные федеральными законами. 5.12. Педагогические работники обязаны: – соблюдать Устав Учреждения, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка, иные локальные нормативные акты Учреждения; – осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) в соответствии с утвержденной рабочей программой; – соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики; – уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений; – развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни; 15 – применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания; – учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями; – проходить в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда; – проходить в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению Учреждения; – выполнять иные обязанности, предусмотренные федеральными законами. IV. КОМПЕТЕНЦИЯ И СТРУКТУРА УЧРЕЖДЕНИЯ 4.1. К компетенции Учреждения относятся: - разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов; - материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; - предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также отчета о результатах само обследования; - установление штатного расписания; - прием на работу работников, заключение с ними и расторжение трудовых договоров, распределение должностных обязанностей, создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников; - разработка и утверждение образовательных программ Учреждения; - разработка и утверждение по согласованию с Учредителем программы развития Учреждения; - прием обучающихся в Учреждение; - определение списка учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также учебных пособий, допущенных к использованию при реализации указанных образовательных программ такими организациями; - осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения; - поощрение обучающихся в соответствии с установленными Учреждением видами и условиями поощрения за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, 16 научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности; - индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ и поощрений обучающихся, а также хранение в архивах информации об этих результатах и поощрениях на бумажных и (или) электронных носителях; - использование и совершенствование методов обучения и воспитания, образовательных технологий, электронного обучения; - проведение само обследования, обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования; - создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся; - организация питания обучающихся; - организация отдыха и оздоровления детей в лагере с дневным пребыванием ; - организация социально-психологического тестирования обучающихся в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования; - создание условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом; - приобретение или изготовление бланков документов об образовании, приобретение медалей "За особые успехи в учении"; - содействие деятельности общественных объединений обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, осуществляемой в образовательной организации и не запрещенной законодательством Российской Федерации; - организация методической работы; - обеспечение создания и ведения официального сайта Учреждения в сети "Интернет"; - иные вопросы в соответствии с законодательством Российской Федерации. 4.2. Управление Учреждением осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности. 4.3. Единоличным исполнительным органом Учреждения является руководитель образовательной организации (директор), который назначается Учредителем и осуществляет текущее руководство деятельностью Учреждения. 4.4. Директор Учреждения осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством и настоящим Уставом. Директор обязан: обеспечивать системную образовательную (учебно-воспитательную) и административно-хозяйственную (производственную) работу Учреждения; - обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающимся во время образовательного процесса, соблюдение правил свобод, обучающихся и работников Учреждения в установленном законодательством Российской Федерации порядке; - определять стратегию, цели и задачи развития Учреждения; - принимать меры по обеспечению безопасности и условий труда, соответствующих требованиям охраны труда; 17 - принимать меры по обеспечению Учреждения квалифицированными кадрами, рациональному использованию и развитию их профессиональных знаний и опыта, обеспечивать формирование резерва кадров в целях замещения вакантных должностей в Учреждении; - принимать локальные нормативные акты Учреждения, содержащие нормы трудового права; - обеспечивать эффективное взаимодействие и сотрудничество с органами государственной власти, местного самоуправления, предприятиями, организациями, общественностью, родителями (лицами, их заменяющими), гражданами; - представлять Учреждение в государственных, муниципальных, общественных и иных органах, учреждениях, иных организациях; - обеспечивать учет, сохранность и пополнение учебно-материальной базы, соблюдение правил санитарно-гигиенического режима и охраны труда, учет и хранение документации; - обеспечивать представление Учредителю ежегодного отчета о поступлении, расходовании финансовых и материальных средств и публичного отчета о деятельности Учреждения в целом. Директор имеет право: - самостоятельно решать вопросы по руководству деятельности Учреждения, отнесенные к его компетенции действующим законодательством; - без доверенности действовать от имени Учреждения во всех организациях, представлять его интересы, заключать договоры и соглашения, выдавать доверенности; - открывать счета в органах казначейства, подписывать финансовые документы, связанные с деятельностью Учреждения, распоряжаться имуществом и средствами Учреждения, в том числе денежными, в порядке и пределах, установленных действующим законодательством и настоящим Уставом; - утверждать локальные акты, планы работы Учреждения, структуру управления Учреждения, штатное расписание, графики работы, расписание занятий Учреждения, производить прием и увольнение работников Учреждения, распределять обязанности между работниками, утверждать должностные обязанности, устанавливать заработную плату работников в зависимости от их квалификации, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы в пределах финансовых средств Учреждения, предусмотренных на оплату труда; - устанавливать компенсационные и стимулирующие выплаты, премии и иные поощрительные выплаты работникам Учреждения согласно законодательству, локальному нормативному акту Учреждения и в пределах финансовых средств, предусмотренных на оплату труда; - издавать в пределах своих полномочий приказы, обязательные для исполнения всеми работниками и обучающимися Учреждения; - поощрять и налагать дисциплинарные взыскания на работников Учреждения; - осуществлять иные полномочия в соответствии с действующим законодательством и настоящим Уставом. 4.5. Директор несет ответственность за руководство образовательной, воспитательной работой и организационно-хозяйственной деятельностью Учреждения. 18 4.6. В Учреждении формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся: - Общее собрание работников Учреждения; - Педагогический совет Учреждения; - Попечительский совет Учреждения. 4.6.1. Общее собрание (далее - Собрание) является коллегиальным органом самоуправления и функционирует в целях реализации законного права работников Учреждения на участие в управлении Учреждением, осуществления на деле принципа коллегиальности управления. К компетенции Собрания относятся: - принятие решения о необходимости заключения с администрацией Учреждения коллективного договора; - принятие и утверждения текста коллективного договора, внесение изменений и дополнений в коллективный договор; - принятие правил внутреннего трудового распорядка Учреждения; - внесение предложений директору Учреждения о внесении изменений в коллективный договор; - определение мер, способствующих более эффективной работе Учреждения, вырабатывание и внесение предложений директору Учреждения по вопросам улучшения функционирования Учреждения, совершенствования трудовых отношений; - внесение предложений Управляющему совету по изменению и внесению дополнений в Устав учреждения; - создание при необходимости временных и постоянных комиссий по различным направлениям работы и устанавливает их полномочия по согласованию с директором Учреждения; - осуществление общественного контроля за работой администрации Учреждения по охране здоровья работников, созданию безопасных условий труда; - принятие решения по вопросам производственного и социального развития Учреждения, другим важным вопросам его деятельности, не отнесенным к компетенции директора Учреждения, других органов управления (самоуправления). Условия и порядок проведения Общего собрания работников Учреждения, его деятельность регламентируется локальным актом Учреждения. 4.6.2. Педагогический совет является постоянно действующим органом самоуправления Учреждения для рассмотрения основных вопросов образовательного процесса. Компетенции педагогического совета: - реализация государственной политики по вопросам образования; ориентация деятельности педагогического коллектива Учреждения на совершенствование образовательного процесса; - внедрение в практическую деятельность педагогических работников достижений педагогической науки и передового педагогического опыта; - обсуждение и выбор различных вариантов содержания образования, форм, методов учебно-воспитательного процесса и способов их реализации; - организация работы по повышению квалификации педагогических работников, развитию их творческих инициатив; 19 - внесение и принятие изменений и дополнений в Устав Учреждения; - принимает решение о переводе, условном переводе в следующий класс учащихся, а также (по согласованию с родителями (законными представителями учащегося) о его оставлении на повторное обучение или продолжении обучения по другим формам получения образования; - принятие решения о награждении выпускников Учреждения медалью "За особые успехи в учении" и похвальной грамотой "За особые успехи в изучении отдельных предметов"; - принятие решения о допуске учащихся 9, 11 классов к итоговой аттестации; - обсуждение годового календарного учебного графика, плана работы Учреждения на год; - принятие решений об исключении учащихся; - утверждение характеристик педагогических работников, представляемых к наградам; - обсуждение и принятие образовательной программы Учреждения. Условия и порядок проведения Педагогического совета Учреждения, его деятельность регламентируется локальным актом Учреждения. 4.6.3. Управляющий совет Учреждения организует свою деятельность на основании Положения об Управляющем совете Учреждения. Управляющий совет избирается на 3 года и состоит из представителей обучающихся, их родителей (законных представителей), работников Учреждения. К компетенции Управляющего совета Учреждения относятся: - внесение и принятие изменений и дополнений в Устав Учреждения; - согласование программы развития Учреждения; - участие в определении значимых составляющих общеобразовательного процесса в целом (профили обучения, система оценки знаний, обучающихся и другие); - содействие созданию в общеобразовательном учреждении оптимальных условий и форм организации образовательного процесса; - организация финансово-экономического содействия работе Учреждения за счет рационального использования выделяемых Учреждению бюджетных средств, привлечения средств из внебюджетных источников; - устанавливание необходимости и вида ученической формы. Управляющий совет создается в составе не менее чем из 7 человек с использованием процедур выборов, назначения и кооптации. В его состав входят избранные представители участников образовательного процесса - педагогические работники, обучающиеся старших классов, родители (законные представители), руководитель образовательного учреждения, кооптируются попечители школы, представители бизнес-структур, общественные деятели, деятели науки, культуры и иные представители общества. Члены Совета из числа родителей (законных представителей) учащихся избираются общим собранием родителей (законных представителей) учащихся. Родители (законные представители) учащихся участвуют в выборах членов совета Учреждения непосредственно на собрании или через своих представителей на конференции; по принципу "одна семья (полная или неполная)" один голос, независимо от количества детей данной семьи, учащихся в данном Учреждении. Работники Учреждения, дети которых обучаются в данном Учреждении, не могут быть избраны в члены Совета в качестве представителей родителей (законных представителей) обучающихся. 20 Общее количество членов Управляющего совета, избираемых из числа родителей (законных представителей) учащихся, не может быть меньше одной трети и больше половины общего числа членов Совета. Члены Управляющего совета из числа работников избираются общим собранием работников Учреждения. Количество членов Управляющего совета из числа работников общеобразовательного учреждения не может превышать одной четверти общего числа членов совета. При этом не менее чем 1/2 из них должны являться педагогическими работниками данного общеобразовательного учреждения. Директор является членом Управляющего совета по должности от работников общеобразовательного учреждения. Представители учащихся избираются органом детского самоуправления. Приступивший к осуществлению своих полномочий Управляющий совет вправе кооптировать в свой состав членов из числа представителей организаций образования, науки, культуры; граждан, известных своей культурной, научной, общественной, в том числе благотворительной деятельностью в сфере образования. В случае, когда количество выборных членов Управляющего совета уменьшается, оставшиеся члены Совета должны принять решение о проведении в двухнедельный срок довыборов членов Совета. Управляющий совет возглавляет Председатель, который избирается членами Совета из их числа большинством голосов от общего числа членов Совета. Руководитель учреждения не может быть избран Председателем Совета. Управляющий совет вправе в любое время переизбрать своего Председателя большинством голосов от общего числа членов Совета. Деятельность Управляющего совета регламентируется локальным актом Учреждения. 4.7. В целях учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления Учреждением и при принятии Учреждением локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников в Учреждении создаются: 1) Родительский комитет, состоящий из родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся; 2) Совет старшеклассников; 3) Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений; 4) Профессиональные союзы работников Учреждения (далее - Представительные органы обучающихся, Представительные органы работников). 4.7.1. Основной функцией Родительского комитета является содействие администрации Учреждения в: - совершенствовании условий организации образовательного процесса; - охране жизни и здоровья обучающихся; - защите законных прав и интересов обучающихся; - организации и проведении общешкольных мероприятий; 21 - организации работы с законными представителями обучающихся по разъяснению прав, обязанностей и ответственности участников образовательного процесса. В состав Родительского комитета входят по одному представителю от каждого класса (параллели). Представители от классов (параллелей) избираются ежегодно на родительских собраниях классов (параллели) в начале каждого учебного года. Родительский комитет работает по плану, согласованному с директором школы. Заседания Родительского комитета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в четверть. Кворумом для принятия решений является присутствие на заседании более половины членов Родительского комитета. Решения принимаются простым большинством голосов его членов, присутствующих на заседании. В случае равенства голосов решающим является голос председателя. Непосредственное руководство деятельностью Родительского комитета осуществляет его председатель, который: - обеспечивает ведение документации Родительского комитета родителей; - координирует работу Родительского комитета и его комиссий; - ведет переписку комитета; - ведет заседания Родительского комитета. О своей работе Родительский комитет ежегодно отчитывается перед общешкольным родительским собранием. Свою деятельность члены Родительского комитета осуществляют на безвозмездной основе. 4.7.2. Основными функциями Совета старшеклассников являются: - участие в планировании своей деятельности; - обеспечение участия учащихся в управлении школой; - представление и защита прав и интересов учащихся; - предоставление мнения при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права и законные интересы учащихся. Совет является представительским органом ученического управления. В состав Совета входят по одному представителю от 5-11-х классов. Состав выбирается на общем собрании учащихся в течение первой учебной недели нового учебного года сроком на один год. На первом заседании вновь избранный состав Совета выбирает из своего состава председателя и его заместителя. Персональный состав Совета, его председатель и заместитель утверждаются приказом директора. Непосредственное руководство деятельностью Совета осуществляет его председатель, который: - организует ведение документации; - координирует деятельность членов Совета и привлекаемых к его работе лиц; - ведет заседания Совета; - предоставляет администрации школы мнение Совета при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права и законные интересы учащихся. В случае отсутствия председателя Совета его обязанности исполняет заместитель председателя Совета. Совет по согласованию с директором может привлекать для своей работы любых юридических и физических лиц. Совет работает по плану, согласованному с администрацией школы. Заседания Совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Кворумом для принятия решений является присутствие на заседании Совета более половины его членов. Решения принимаются простым 22 большинством голосов членов Совета, присутствующих на заседании. В случае равенства голосов решающим является голос его председателя. В случае несогласия председателя с принятым решением, он выносит вопрос на рассмотрение администрации школы. Решения Совета носят: - обязательный характер для всех учащихся школы; - рекомендательный характер для всех остальных участников образовательных отношений. 4.8. Для рассмотрения вопросов образовательного процесса, определения целей, задач развития Учреждения, программы развития Учреждения и обеспечения повышения квалификации педагогов в Учреждении действует методический совет. Члены методического совета назначаются директором Учреждения из числа наиболее опытных квалифицированных педагогов на один учебный год. Решения методического совета оформляются протоколами. В Учреждении создаются методические объединения, творческие педагогические группы, малые педсоветы, психолого-педагогические консилиумы. 4.9. Педагогические работники пользуются следующими академическими правами и свободами: 1) свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность; 2) свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания; 3) право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения, и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля); 4) право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании; 5) право на участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных компонентов образовательных программ; 6) право на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и во внедрении инноваций; 7) право на бесплатное пользование библиотеками и информационными ресурсами, а также доступ в порядке, установленном локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, к информационнотелекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности, необходимым для качественного осуществления педагогической, научной или исследовательской деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; 8) право на бесплатное пользование образовательными, методическими и научными услугами организации, осуществляющей образовательную деятельность, в порядке, 23 установленном законодательством Российской Федерации или локальными нормативными актами; 9) право на участие в управлении образовательной организацией, в том числе в коллегиальных органах управления, в порядке, установленном Уставом Учреждения; 10) право на участие в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности образовательной организации, в том числе через органы управления и общественные организации; 11) право на объединение в общественные профессиональные организации в формах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации; 12) право на обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений; 13) право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников. 4.10. Педагогические работники имеют следующие трудовые права и социальные гарантии: 1) право на сокращенную продолжительность рабочего времени; 2) право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года; 3) право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации; 4) право на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования; 5) право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; 6) право на предоставление педагогическим работникам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, право на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда; 7) иные трудовые права, меры социальной поддержки, установленные федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации. 4.11. Педагогические работники обязаны: 1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предметов, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой; 2) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики; 3) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений; 4) развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и 24 жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни; 5) применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания; 6) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями; 7) систематически повышать свой профессиональный уровень; 8) проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании; 9) проходить в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя; 10) проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда; 11) соблюдать Устав Учреждения, Положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка. Педагогический работник Учреждения, в том числе в качестве индивидуального предпринимателя, не вправе оказывать платные образовательные услуги обучающимся в Учреждении, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника. Педагогическим работникам запрещается использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации. Педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и в случаях, которые установлены федеральными законами. Неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическими работниками обязанностей, учитывается при прохождении ими аттестации. 4.12. В Учреждении наряду с должностями педагогических работников предусматриваются должности инженерно-технических, административнохозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции. 4.13. Работники Учреждения имеют право: 1) участвовать в управлении Учреждением в порядке, определяемом настоящим Уставом; 25 2) избирать и быть избранными в Совет и другие выборные органы Учреждения; 3) получать необходимое организационное, учебно-методическое и материальнотехническое обеспечение своей профессиональной деятельности, бесплатно пользоваться библиотекой, информационными ресурсами; 4) выполнять другие работы и обязанности, оплачиваемые по дополнительному договору, кроме случаев, специально предусмотренных законодательством Российской Федерации; 5) на моральное и материальное поощрение по результатам труда; 6) на уважение и вежливое отношение со стороны обучающихся, коллег; 7) на меры социальной поддержки, установленные действующим законодательством; 8) на обжалование приказов администрации Учреждения; 9) на защиту профессиональной чести и достоинства; 10) имеют другие права, установленные законодательством Российской Федерации, правилами внутреннего трудового распорядка и иными локальными актами Учреждения, должностными инструкциями и трудовым договором. 4.14. Работники Учреждения обязаны: 1) соблюдать требования настоящего Устава, правил внутреннего трудового распорядка, правил охраны труда, пожарной безопасности и санитарно-гигиенического режима Учреждения; 2) качественно выполнять возложенные на них функциональные обязанности и работы, указанные в должностных инструкциях, трудовых договорах, квалификационных характеристиках и других нормативных правовых актах; 3) воздерживаться от действий и высказываний, ведущих к осложнению моральнопсихологического климата в коллективе Учреждения; 4) выполнять приказы директора, решения органов управления Учреждения. Работники несут ответственность за жизнь, физическое и психическое здоровье каждого обучающегося в установленном законодательством порядке. V. ИМУЩЕСТВО И ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ 5.1. Имущество закреплено за Учреждением на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Земельный участок, необходимый для выполнения Учреждением своих уставных задач, предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования. Учреждение вправе владеть и пользоваться закрепленным за ним имуществом в соответствии с законодательством Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления Бисертского городского округа, настоящим Уставом. Учреждение без согласия уполномоченного органа Собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним на праве оперативного управления или приобретенным за счет средств, выделенных Учредителем на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Перечень особо ценного движимого имущества утверждается Учредителем. Остальным находящимся на праве оперативного управления имуществом Учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не предусмотрено пунктами 13 и 14 26 статьи 9.2 или абзацем третьим пункта 3 статьи 27 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях". 5.2. Источниками формирования имущества Учреждения, в том числе финансовых ресурсов, являются: - денежные средства, выделяемые Учреждению из бюджета Бисертского городского округа; - имущество, закрепленное за Учреждением на праве оперативного управления или приобретенное Учреждением за счет средств, выделенных Учредителем на приобретение такого имущества; - средства других источников, не запрещенных действующим законодательством Российской Федерации. 5.3. Учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия Учредителя и уполномоченного органа Собственника имущества. 5.4. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам Учреждения несет Собственник. 5.5. Учреждение обязано: - использовать имущество строго по целевому назначению в соответствии с уставными целями деятельности, законодательством Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления Бисертского городского округа; - использовать имущество эффективно; - обеспечивать сохранность и надлежащее использование имущества; - не допускать ухудшения технического состояния имущества (данное требование не распространяется на ухудшение состояния имущества, связанное с нормативным износом этого имущества в процессе эксплуатации); - производить капитальный и текущий ремонты имущества; - представлять в уполномоченный орган Собственника сведения и соответствующие документы о приобретении имущества, имуществе, подаренном Учреждению третьими лицами, а также изменившиеся сведения об имуществе, находящемся в оперативном управлении Учреждения - для включения сведений в реестр объектов муниципальной собственности Бисертского городского округа (сведения и документы о приобретенном имуществе должны быть представлены в течение 10 рабочих дней с момента приобретения или дарения, изменившиеся сведения об имуществе, находящемся в оперативном управлении Учреждения, представляются ежемесячно). Списание имущества и распоряжение списанным имуществом осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления Бисертского городского округа. 5.6. Учреждение не вправе выступать учредителем (участником) юридических лиц. 5.7. Имущество, подаренное Учреждению третьими лицами, является собственностью Бисертского городского округа и поступает в оперативное управление Учреждения. 5.8. Имущество, закрепленное за Учреждением на праве оперативного управления, может быть изъято уполномоченным органом Собственника, как полностью, так и частично в следующих случаях: - при принятии решения о реорганизации или ликвидации Учреждения; 27 - при нарушении условий пользования имуществом, предусмотренных законодательством Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления Бисертского городского округа и настоящим Уставом. Уполномоченный орган Собственника также вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество Учреждения и распорядиться им по своему усмотрению. VI. ПОРЯДОК ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В УСТАВ 6.1. Решение о внесении изменений и дополнений в Устав принимает директор Учреждения. 6.2. Изменения и дополнения в Устав вносятся в целях приведения в соответствие с законодательством Российской Федерации, согласовываются и утверждаются Учредителем, регистрируются в установленном законом порядке. 6.3. После утверждения Устав подлежит размещению на официальном сайте Учреждения. 6.4. Учреждением создаются условия для ознакомления всех работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся с изменениями, внесенными в Устав. VII. ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ ЛОКАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ 7.1. Учреждение принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения, в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Уставом. 7.2. Учреждение принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между Учреждением и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся. 7.3. Учреждение принимает следующие виды локальных нормативных актов: приказы нормативного характера, положения, правила, инструкции, регламенты. Указанный перечень видов локальных нормативных актов не является исчерпывающим, в зависимости от конкретных условий деятельности Учреждения им могут приниматься иные локальные нормативные акты. 7.4. Решение о разработке и принятии локальных нормативных актов принимает Директор. При принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников Учреждения, учитывается мнение Совета старшеклассников, Родительского комитета, представительных органов обучающихся, а также в порядке и в 28 случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников (при наличии таких представительных органов). 7.5. Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение обучающихся или работников Учреждения по сравнению с установленным законодательством об образовании, трудовым законодательством, положением либо принятые с нарушением установленного порядка, не применяются и подлежат отмене Учреждением. 7.6. Проект локального нормативного акта до его утверждения Директором: - в предусмотренных трудовым законодательством, а также настоящим Уставом случаях направляется в представительный орган работников - общее собрание работников Учреждения для учета его мнения; - направляется в Совет старшеклассников, Родительский комитет, состоящий из родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в целях учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся по вопросам управления Учреждения и при принятии Учреждением локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы; - направляется для принятия коллегиальными органами управления в соответствии с их компетенцией, предусмотренной настоящим Уставом. 7.7. Локальные нормативные акты утверждаются приказом Директора и вступают в силу с даты, указанной в приказе. 7.8. После утверждения локальный нормативный акт подлежит размещению на официальном сайте Учреждения. 7.9. Учреждением создаются условия для ознакомления всех работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся с настоящим Уставом. VIII. РЕОРГАНИЗАЦИЯ И ЛИКВИДАЦИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ 8.1. Реорганизация или ликвидация Учреждения осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных законодательством об образовании. 8.2. Принятие Учредителем решения о реорганизации или ликвидации Учреждения допускается на основании положительного заключения комиссии, по оценке последствий такого решения. 8.3. Порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации Учреждения, включая критерии этой оценки, порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений устанавливаются уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. 8.4. Принятие решения о реорганизации или ликвидации Учреждения, как муниципального образовательного учреждения, расположенного в сельской местности, не допускается без учета мнения жителей данного сельского поселения. 8.5. При реорганизации или ликвидации Учреждения Учредитель берет на себя ответственность за перевод обучающихся в другие образовательные учреждения по согласованию с родителями (законными представителями) обучающихся. 8.6. При ликвидации Учреждения его имущество после удовлетворения требований кредиторов направляется на цели развития образования в Бисертском городском округе. 29