1. Общие положения 1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным законом « Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012, требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. 1.2. Положение регулирует организацию проектной и учебно - исследовательской деятельности в МКОУ « Бисертская средняя школа № 1» (далее школа), определяет виды проектов и критерии оценки проектной и учебно – исследовательской деятельности. 1.3. Проектная и учебно-исследовательская деятельность учащихся является неотъемлемой частью учебного процесса. 1.4. В основе проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся лежит системно-деятельностный подход как принцип организации образовательного процесса по ФГОС общего образования. 1.5. Включение школьников в учебно-исследовательскую и проектную деятельность – один из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в начальной, основной и средней школе. 1.6. В организации и обеспечении проектной и учебно-исследовательской деятельности участвуют все педагогические работники школы. 2. Общие характеристики учебно-исследовательской и проектной деятельности 2.1. Учебно-исследовательская и проектная деятельность имеют общие практически значимые цели и задачи. 2.2. Структура проектной и учебно-исследовательской деятельности включает следующие компоненты: анализ актуальности проводимого исследования; целеполагание, формулировку задач, которые следует решить; выбор средств и методов, адекватных поставленным целям; планирование, определение последовательности и сроков работ; проведение проектных работ или исследования; оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования; представление результатов; 2.3. Учебно-исследовательская и проектная деятельность требуют от обучающихся компетентности в выбранной сфере исследования, творческой активности, собранности, аккуратности, целеустремленности, высокой мотивации. 3. Различие проектной и учебно-исследовательской деятельности Проектная деятельность Проект направлен на получение конкретного запланированного результата – продукта, обладающего определенными свойствами и необходимого для конкретного использования Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана. Результат проекта должен быть точно соотнесен со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле Учебно-исследовательская деятельность В ходе исследования организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итогов работ. Отрицательный результат – тоже результат Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений 4. Цель и задачи проектной и учебно - исследовательской деятельности учащихся 4.1 Целью проектной и учебно – исследовательской деятельности является самоактуализация учащихся через развитие у них познавательного интереса и творческую деятельность. 4.2. Задачи проектной и учебно - исследовательской деятельности: - вовлечение учащихся в социально - значимую, творческую, исследовательскую, созидательную деятельность; - развитие исследовательских умений (выявление проблем, сбора информации, наблюдения, проведение экспериментов, анализа, синтеза и обобщения информации, построение гипотез); - развитие умений планирования (определение целей и задач, основных шагов по их достижению и других); - развитие теоретического и творческого мышления; - самообразование учащихся; - формирование умений и навыков сбора и обработки информации, материалов; - развитие умений пользоваться приобретенными знаниями для решения практических задач; - приобретение коммуникативных умений и опыта совместной деятельности; - пропаганда достижений отечественной и мировой науки, техники, философии, искусства; - развитие умений составлять отчет о работе над проектом и публично представлять его. 5. Содержание и виды проектов 5.1. Проекты могут быть: - по ведущему методу или виду деятельности: исследовательские, творческие, социальные, конструкторские, информационные, прикладные, бизнес-проектирование; - по предметно-содержательной области: предметные (в рамках одной области знаний, одного школьного предмета) и межпредметные (интегрируют различные области знаний об окружающем мире, изучаемые на разных предметах); - по количеству участников проекта: индивидуальные, парные, групповые, коллективные; - по статусу - основные, дополнительные и итоговые. 5.2. Виды проектов: - информационный (поисковый) направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; на ознакомление с ней участников проекта, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории; -исследовательский полностью подчинен логике пусть небольшого, но исследования, и имеет структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием; -творческий (литературные вечера, спектакли, экскурсии); -социальный, прикладной (практико-ориентированный) направленный на решение проблемы той или иной социальной группы, территориального сообщества или общества в целом. В основе такого противоречия лежит неудовлетворенность в актуальной ситуации социально приемлемых (с точки зрения социальной группы или государственной идеологии) потребностей или столкновение интересов и потребностей социальных групп; -игровой (ролевой), в таких проектах структура только намечается и остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта; -инновационный (предполагающий организационно-экономический механизм внедрения); -технологический (инженерный) нацелен на освоение учащимися общих элементов инженерной технологии разработки и внедрения технических устройств и систем. -бизнес-план – целью создания бизнес-плана является получение учащимися опыта проектирования в коммерческой сфере, позволяющего освоить общие алгоритмы деятельности, связанные с созданием и продвижением нового продукта-товара или услуги. Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ: - письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.); - художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.; - материальный объект, макет, иное конструкторское изделие; - отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты. - чертеж изделия, модель изделия, бизнес-план, газета, видеофильм, статья, проведение мероприятия, оформление зала, электронное учебное пособие, выставка. - презентация (устная, компьютерная). - иной продукт, выполнение которого обосновано учащимся. 6. Организация проектной и учебно – исследовательской деятельности 6.1. В проектно - исследовательской деятельности в обязательном порядке принимают участие все учащиеся 1-11 классов. 6.2. Выполнение основного и итогового индивидуального проекта не исключает выполнение дополнительных проектов,. 6.3. Проектная и исследовательская деятельность осуществляется: в 1- 4 классах - в рамках курса внеурочной деятельности «Учусь создавать проект»; в 5-9 классах - в рамках нормативного времени, предусмотренного рабочими программами учебных курсов (предметов), а также, в рамках курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность учащихся»; в 10 классе – за счет обязательного учебного предмета «Индивидуальный проект» и, в рамках курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность учащихся». 6.4. Основной проект: - выполняется во 2- 11 классах; - обязателен для выполнения в 10 классе; - в 2-9 классах проект может быть предметным и межпредметным; индивидуальным, парным и групповым; - в 2-9 классах проект представляется (защищается) в течение учебного года во время уроков, курсов внеурочной деятельности в соответствии с рабочей программой, участвует в конкурсных мероприятиях научной (интеллектуальной), творческой наравленности. 6.5. Дополнительный проект: - предусматривается рабочей программой по предмету в рамках времени, отведенного на изучение учебного предмета (дисциплины) и соответствующего санитарным нормам; - может выполняться во 2-11 классах; - может быть индивидуальным, парным, групповым; - выполняется (защищается) в течение учебного времени во время уроков в соответствии с требованиями, определяемыми рабочей программой. 6.6. Основной и дополнительный проекты, подготовленные учащимися представляются на научно – практических конференциях, конкурсах, фестивалях разного уровня. 6.7. Итоговый индивидуальный проект обязателен для выполнения учащимися на уровне среднего общего образования (Приложение 1); 7. Требования к построению проектно-исследовательского процесса 7.1. Проект или учебное исследование должны быть выполнимыми и соответствовать возрасту, способностям и возможностям учащихся. 7.2. Тема исследования должна быть интересна для ученика и совпадать с кругом интереса учителя. 7.3. Раскрытие проблемы в первую очередь должно приносить что-то новое ученику, а уже потом науке. 7.4. Для выполнения проекта должны быть созданы все условия – информационные ресурсы, лаборатории, мастерские. 7.5. Учащиеся должны быть подготовлены к выполнению проектов и учебных исследований как в части ориентации при выборе темы проекта или учебного исследования, так и в части конкретных приемов, технологий и методов, необходимых для успешной реализации выбранного вида проекта. 8. Структура проекта 8.1. Учебные проекты учащихся 1-4 классов представляют собой продукт решения учебной задачи, ответ на проблемный вопрос. 8.2. Печатный вариант учебных проектов учащихся 1-4 классов не является обязательным. 8.3. Структура основного проекта - титульный лист; - содержание (с указанием разделов работы и страниц, на которых они размещаются); - введение с описанием актуальности работы, целью, задачами, указанием гипотезы исследования (для исследовательских проектов), теоретической и практической значимости; - теоретическая часть, построенная на основании анализа источников информации. Допускается использование Интернет-ресурсов с их обязательным указанием в разделе «Список используемых источников информации»; - практическая часть (выполняется по решению руководителя проекта): 1) для исследовательских проектов - собственных наблюдений и (или) экспериментов, социологических опросов, их обсуждения и анализа; 2) для социального, конструкторского, творческого проектов - основных этапов деятельности учащихся, анализа их эффективности. Практическая часть должна иметь название и может иметь разделы. - заключение с изложением собственных результатов (выводов) проектной деятельности; - список используемых источников информации, который может включать разделы: «Печатные источники» и «Интернет-ресурсы». 8.4. Структура и объем дополнительных проектов определяется педагогическими работниками - руководителями проектов. 8.5. Требования к оформлению текста: поля стандартные (левое – 3см, правое -1,5 см, верхнее и нижнее - по 2 см), шрифт Тimes Roman, кегль 12-14, междустрочный интервал 1,5, выравнивание текста по ширине, абзацный отступ – 1 или 1,25см, нумерация страниц внизу страницы по центру. Загаловки и подзаголовки выделяются полужирным шрифтом. 8.6. Необходимо соблюдение разработчиком проекта норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. 8.7. В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник проект к защите не допускается. 8.8.Требования к оформлению презентаций: - первый слайд - титульный – с указанием темы, автора работы, класса, образовательного учреждения; - второй слайд - актуальность темы; - третий слайд - цель проекта; - четвертый слайд - задачи проекта; -заключительный слайд (слайды) – выводы (результаты) проектной деятельности; - наличие иллюстраций, графиков, диаграмм, таблиц, фото (по логике проекта); - на одном слайде должно быть не более двух - трех предложений; слайды не должны быть перегружены текстом; - недопустимо использовать в презентации слова и выражения, смысл которых непонятен автору работы. 8.9.Регламент выступления учащегося, представляющего проект, 5-7 минут и 3 минуты для ответов на вопросы. Приложение 1 Итоговый индивидуальный проект в 10 классе − − − − − 1. Общие положения 1.1. Индивидуальный итоговый проект является основным объектом оценки метапредметных результатов, полученных обучающимися в ходе освоения междисциплинарных учебных программ. 1.2. Индивидуальный итоговой проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов, с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и видов деятельности, способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность: учебнопознавательную, конструкторскую, социальную, художественнотворческую. 1.3. Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого учащегося, осваивающего основную образовательную программу среднего общего образования в 10-м классе. 1.4. Невыполнение индивидуального итогового проекта равноценно получению неудовлетворительной отметки по любому учебному предмету. 1.5. Защита индивидуального итогового проекта является одной из обязательных составляющих материалов системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений. 2. Цели и задачи итогового индивидуального проекта. 2.1. Для учащихся: сформировать ключевые компетенции, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации. 2.2. Для учителей: внедрить новые педагогические технологии в образовательную деятельность образовательной организации для развития познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развития их критического мышления, умения увидеть, сформулировать и решить проблему; усовершенствовать у школьников способность к сотрудничеству и коммуникации; сформировать у выпускника способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику; оценить у выпускника способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции, к использованию информационнокоммуникационных технологий в целях обучения и развития; определить уровень сформированности у выпускника способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии. 3. Требования к подготовке и реализации индивидуального проекта. 3.1. Учебный предмет «Индивидуальный проект» реализуется в 10 классе в рамках учебного плана школы в объеме 34 учебных часа. Это количество часов включает в себя проведение аудиторных теоретических и практических занятий в соответствии с рабочей программой курса «Основы проектной и исследовательской деятельности», а также индивидуальные консультации учащихся при работе над итоговым проектом. 3.2. План, программа подготовки проекта для каждого учащегося разрабатываются самостоятельно руководителем проекта в рамках программы внеурочной деятельности. 3.3. Руководителем проекта может быть как учительпредметник школы, так и сотрудник иной организации или иного образовательного учреждения, в том числе высшего. 3.4. Учащиеся сами выбирают как тему, так и руководителя проекта в соответствии с выбранным профилем обучения. − − − − − − − − − − − − 3.5. Темы проектов утверждаются приказом руководителя образовательной организации не позднее 1 октября текущего учебного года. 3.5. План реализации итогового индивидуального проекта разрабатывается учащимся совместно с руководителем проекта. 4. Требования к этапам работы над проектом. 4.1. Последовательность этапов работы над проектом соответствует этапам продуктивной познавательной деятельности: проблемная ситуация – проблема, заключенная в ней и осознанная человеком, – поиск способов решения проблемы – решение. 4.2. Этапы работы над проектом: поисковый: определение тематического поля и темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта; аналитический: анализ имеющейся информации, поиск информационных пробелов, сбор и изучение информации, поиск оптимального способа достижения цели проекта (анализ альтернативных решений), построение алгоритма деятельности, составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ, анализ ресурсов; практический: выполнение запланированных технологических операций, текущий контроль качества, внесение (при необходимости) изменений в конструкцию и технологию; презентационный: подготовка презентационных материалов, презентация проекта, изучение возможностей использования результатов проекта (выставка, продажа, включение в банк проектов, публикация); контрольный: анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта. 5. Требования к представлению итогового индивидуального проекта. 5.1. Подготовленная учащимся пояснительная записка должна быть объемом не более одной машинописной страницы с указанием для всех проектов: исходного замысла, цели и назначения проекта; краткого описания хода выполнения проекта и полученных результатов; списка использованных источников. Для конструкторских проектов в пояснительную записку, кроме того, включается описание особенностей конструкторских решений, для социальных проектов – описание эффектов/эффекта от реализации проекта. 5.2. Отзыв руководителя должен содержать краткую характеристику работы учащегося в ходе выполнения проекта, в том числе: инициативности и самостоятельности; ответственности (включая динамику отношения к выполняемой работе); исполнительской дисциплины. При наличии в выполненной работе соответствующих оснований в отзыве может быть также отмечена новизна подхода и/или полученных решений, актуальность и практическая значимость полученных результатов. 6. Требования к защите проекта. 6.1. Защита итогового индивидуального проекта осуществляется на школьной конференции в мае текущего учебного года. 6.2. Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией печатного материала, представленного продукта с краткой пояснительной запиской, презентации учащегося и отзыва руководителя. 7. Критерии оценки итогового индивидуального проекта. 7.1. При интегральном описании результатов выполнения проекта вывод об уровне сформированности навыков проектной деятельности делается на основе оценки всей совокупности основных элементов проекта (продукта и пояснительной записки, отзыва, презентации) по каждому из четырех критериев: способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы ее решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, − − − − − − − − макета, объекта, творческого решения. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий; сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий; сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях; сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в 7.2. С целью определения степени самостоятельности учащегося в ходе выполнения проекта необходимо учитывать два уровня сформированности навыков проектной деятельности. 7.3. Решение о том, что проект выполнен на повышенном уровне, принимается при условии, если: такая оценка выставлена комиссией по каждому из трех предъявляемых критериев, характеризующих сформированность метапредметных умений (способности к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, сформированности регулятивных действий и сформированности коммуникативных действий); сформированность предметных знаний и способов действий может быть зафиксирована на базовом уровне; ни один из обязательных элементов проекта (продукт, пояснительная записка, отзыв руководителя или презентация) не дает оснований для иного решения. 7.4. Решение о том, что проект выполнен на базовом уровне, принимается при условии, если: такая оценка выставлена комиссией по каждому из предъявляемых критериев; продемонстрированы все обязательные элементы проекта: завершенный продукт, отвечающий исходному замыслу, список использованных источников, положительный отзыв руководителя, презентация проекта; даны ответы на вопросы. 7.5. Может использоваться аналитический подход к описанию результатов проектной деятельности, согласно которому по каждому из предложенных критериев вводятся количественные показатели, характеризующие полноту проявления навыков проектной деятельности. При этом максимальная оценка по каждому критерию не превышает 3 баллов. При таком подходе достижение базового уровня (отметка «удовлетворительно») соответствует получению 4 первичных баллов (по одному баллу за каждый из четырех критериев), а достижение повышенных уровней соответствует получению 7–9 первичных баллов (отметка «хорошо») или 10–12 первичных баллов (отметка «отлично»). 7.6. В случае выдающихся проектов комиссия может подготовить особое заключение о достоинствах проекта. 7.7. Отметка за выполнение проекта выставляется в графу «Индивидуальный проект» в классном журнале и личном деле. В документ государственного образца об уровне образования – аттестат о среднем общем образовании – отметка выставляется следующим образом: средний балл между годовой отметкой по учебному предмету «Индивидуальный проект» и отметкой, полученной на защите индивидуального проекта. АЛГОРИТМ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ Содержание работы Деятельность учеников Деятельность учителя Этап 1. Подготовка Определить тему и цели проекта. Обсуждают тему проекта с Знакомит со смыслом учителем и получают при проектного подхода и необходимости мотивирует учащихся. дополнительную информацию. Определяют цели проекта Помогает в определении цели проекта. Наблюдает за работой учеников Этап 2. Планирование Определить источники необходимой информации. Определить способы сбора и анализа информации. Определить форму проекта. Установить критерии оценки результатов проекта. Формируют задачи проекта. Предлагает идеи, высказывает Вырабатывают план предложения. Наблюдает за действий. работой учащихся Выбирают и обосновывают критерии успеха проектной деятельности Этап 3. Исследование Отобрать информацию (основные Поэтапно выполняют задачи Наблюдает, советует, инструменты: интервью, опросы, проекта косвенно руководит наблюдения, эксперименты). деятельностью учащихся Выявить и обсудить альтернативы, возникшие в ходе проекта. Выбрать оптимальный вариант хода проекта. Выполнить поэтапно задачи проекта Этап 4. Выводы Проанализировать информацию для Работают над проектом, Наблюдает, советует, проекта. анализируя информацию. косвенно руководит Сформулировать выводы Оформляют проект деятельностью учеников Этап 5. Представление (защита) проекта и оценка его результатов Подготовить отчет о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет). Проанализировать выполнение проекта, достигнутые результаты (успехов и неудач) и причины этого Представляют участвуют коллективном оценке проект, в его анализе и ФОРМА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ОТЗЫВА НА ПРОЕКТНУЮ РАБОТУ Отзыв на проектную работу Ф. И. О. ученика класса, МКОУ «Бисертская средняя школа № 1» на тему: « » Текст отзыва Дата Руководитель (подпись) ФОРМА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Бисертская средняя школа № 1» ПРОЕКТ на тему « » (предмет) ученика (цы) класса Руководитель проекта: учитель (предмет) ОФОРМЛЕНИЕ СПИСКА ЛИТЕРАТУРЫ К ПРОЕКТНОЙ РАБОТЕ Список литературы оформляется в алфавитной последовательности. В нем указываются: фамилия автора, инициалы, название работы, место и время ее публикации. Каждое из наименований нумеруется. Оформление сносок к проектной работе Оформление сносок является обязательным и возможно двумя способами: − постранично (все приводимые цифры или цитаты обозначаются по возрастающей цифрами или звездочками); − с опорой на список литературы (после цитаты в скобках указывается номер наименования в списке литературы и цитируемая страница). Требования к защите индивидуального проекта − − − − − − − − − − 1. Содержание защиты по проекту должно включать: обоснование актуальности темы, практической значимости проекта; изложение поставленных в нем целей и задач; описание хода выполнения проекта и полученных результатов; краткий обзор изученных источников и использованной литературы; продуманную демонстрацию иллюстративного материала (в тех случаях, где это требуется). Выступление ограничивается во времени – 5–7 минут. 2. Выступление оценивается на основе критериев: соблюдение структуры выступления; соблюдение регламента; умение завоевать внимание аудитории и поддерживать его на протяжении всего выступления; адекватность громкости и темпа; адекватность языка и стиля; − уверенность и убедительность манеры изложения. 3. Ответы на вопросы после выступления должны соответствовать требованиям: − соответствия содержания ответов вопросам; − корректности при ответе на вопросы оппонентов; − краткости и аргументированности; − грамотности речи и стилистической выдержанности изложения. СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ КРИТЕРИЕВ ОЦЕНИВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА Критерий Уровни сформированности навыков проектной деятельности Базовый (1 балл) Повышенный (2–3 балла) Самостоятельное приобретение знаний и решение проблем Работа свидетельствует о способности с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути ее решения; продемонстрирована способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного Работа свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути ее решения; продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить; продемонстрирована способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы Знание предмета Продемонстрировано понимание Продемонстрировано свободное владение содержания выполненной работы. предметом проектной деятельности. Присутствуют ошибки Ошибки отсутствуют Регулятивные действия Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы. Некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля учащегося Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления. Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно Коммуникация Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. Автор отвечает на вопросы Тема ясно определена и пояснена. Текст хорошо структурирован. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументированно. Работа вызывает интерес. Автор проекта свободно отвечает на вопросы Лист оценки уровня сформированности навыков проектной деятельности Критерий Уровни сформированности навыков проектной деятельности в баллах Базовый Повышенный Самостоятельное приобретение знаний и решение 1 проблем 2–3 Знание предмета 1 2–3 Регулятивные действия 1 2–3 Коммуникация 1 2–3 Критерий Итого: Перевод оценки за проект в баллах: 0–3 балла – отметка «неудовлетворительно»; 4–6 баллов – отметка «удовлетворительно»; 7–9 баллов – отметка «хорошо»; 10–12 баллов – отметка «отлично». Уровни сформированности навыков проектной деятельности в баллах Базовый Повышенный 4 8–12