Учебный план для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на 2024-2025 учебный год

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Бисертская средняя школа№1»
Россия, 623050, Свердловская область, пгт Бисерть, ул. Октябрьская, 10
тел./факс 8(34398) 6-21-87

ПРИНЯТ
на заседании
педагогического совета
протокол №11 от 30.08.2024

УТВЕРЖДАЮ
Директора МКОУ
«Бисертская средняя школа№1»
___________________ Копылова Л.А.
приказ № 56 от 02.09.2024г.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
для обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

Пояснительная записка
Учебный план является частью адаптированной образовательной программы МКОУ «Бисертская
средняя школа №1». Образовательные программы, по которым организовано обучение, в том
числе лиц, зачисленных ранее 1 сентября 2016 года, разрабатываются в соответствии с ФАООП
УО (ИН).
Учебный план МКОУ «Бисертская средняя школа №1» (далее –Учебный план) для
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), фиксирует общий
объем нагрузки, максимальный объѐм аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру
обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по
классам и учебным предметам.
Учебный план для ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), составлен в соответствии с требованиями нормативноправовых документов:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» с изменениями и дополнениями от: 7 мая, 7 июня, 2, 23 июля, 25 ноября 2013г., 3
февраля, 5, 27 мая, 4, 28 июня, 21 июля, 31 декабря 2014 г., 6 апреля, 2 мая, 29 июня, 13 июля, 14,
29, 30 декабря 2015 г; 2 марта, 2 июня,3 июля 2016 г., 1 мая 2017 г.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
письмо Минобрнауки России от 11.08.2016 г. №ВК-1788/07 «Об организации образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении
федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования" с изменениями и дополнениями;
постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26
«Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным
программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных
предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную
аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП, и учебное время, отводимое
на их изучение по классам (годам) обучения.

№
п/п
1

2

Обязательные
Основные задачи реализации содержания
предметные
области учебного
плана
Русский язык Формирование первоначальных навыков чтения
Язык и
речевая практика
и письма при овладении грамотой. Формирование
элементарных представлений о русском (родном) языке как
средстве общения и источнике получения знаний.
Использование письменной коммуникации для решения
практико-ориентированных задач.
Чтение (Литературное чтение) Осознание значения чтения
для решения социально значимых задач, развития
познавательных интересов, воспитания чувства прекрасного,
элементарных этических представлений, понятий, чувства
долга и правильных жизненных позиций. Формирование и
развитие техники чтения, осознанного чтения доступных по
содержанию и возрасту литературных текстов. Формирование
коммуникативных навыков при чтении литературных
произведений.
Речевая практика Расширение представлений об окружающей
действительности. Обогащение лексической и грамматикосинтаксической сторон речи. Развитие навыков связной устной
речи. Развитие навыков устной коммуникации и их применение
в различных ситуациях общения. Ознакомление со средствами
устной выразительности, овладение нормами речевого этикета.
Математика

Математика Овладение началами математики (понятием
числа, вычислениями, решением арифметических задач и
другими).
Овладение
способностью
пользоваться
математическими знаниями при решении соответствующих
возрасту житейских задач (ориентироваться и использовать
меры измерения пространства, времени, температуры
в
различных видах практической деятельности). Развитие
способности использовать некоторые математические знания в
жизни.
Формирование
начальных
представлений
о
компьютерной грамотности.
Информатика Представление о персональном компьютере как
техническом средстве, его основных устройствах и их
назначении;
выполнение
элементарных
действий
с
компьютером и другими средствами ИКТ, используя
безопасные для органов зрения, нервной системы, опорнодвигательного аппарата эргономичные приѐмы работы;
выполнение компенсирующих физических упражнений (минизарядка); пользование компьютером для решения доступных
учебных задач с простыми информационными объектами
(текстами, рисунками и др.)

3

Естествознание

Мир природы и человека Формирование представлений об
окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, месте
человека в природе, взаимосвязях человека и общества с
природой. Развитие способности к использованию знаний о
живой и неживой природе и сформированных представлений о
мире для осмысленной и самостоятельной организации
безопасной жизни в конкретных природных и климатических
условиях.
Природоведение Формирование элементарных знаний о живой
и неживой природе и взаимосвязях, существующих между
ними. Применение полученных знаний в повседневной жизни.
Развитие активности, любознательности и разумной
предприимчивости во взаимодействии с миром живой и
неживой природы. Биология Формирование элементарных
научных представлений о компонентах живой природы:
строении и жизни растений, животных, организма
человека и его здоровье. Практическое применение
биологических знаний: усвоение приемов выращивания и ухода
за некоторыми (например, комнатными) растениями и
домашними животными, ухода за своим организмом;
использование полученных знаний для решения бытовых,
медицинских и экологических проблем.
География Усвоение элементарных знаний по физической и
экономической
географии
России.
Формирование
элементарных представлений огеографии материков и океанов.
Расширение географических представлений о родном крае.

4

Человек и общество Основы
социальной
жизни
Развитие
навыков
самообслуживания, самостоятельного ведения домашнего
хозяйства, ориентировки в ближайшем окружении и
возможности более широкой жизненной ориентации,
обеспечения
безопасности
жизнедеятельности. Усвоение морально-этических норм
поведения, навыков общения с людьми в разных жизненных
ситуациях. Понимание роли семьи и семейных отношений в
жизни человека, общества и государства, в воспитании и
развитии ребенка, сохранении и укреплении его соматического,
физического и психического здоровья, формировании
правильного уклада семейных отношений.
Мир истории Формирование первоначальных временных
исторических
представлений.
Установление простейших взаимосвязей между историческим
временем и изменениями, происходящими в предметном мире
(мире вещей); жизни отдельного человека и общества.
История Отечества Формирование представлений о наиболее
значимых исторических событиях в жизни нашей страны, о
традициях, трудовых и героических делах народов,
проживающих на территории нашей Родины, о примерах
служения своему Отечеству в борьбе за свободу и
независимость. Этика Практическое освоение социальных
ритуалов и форм продуктивного социального взаимодействия,
в том числе трудового. Обогащение практики понимания
другого человека (мыслей, чувств, намерений другого),
эмоционального сопереживания, морального выбора в
различных
жизненных
ситуациях.
Обществоведение
Формирование первоначальных представлений о правах и
обязанностях гражданина;
основных законах нашей страны.

5

Искусство

Музыка Формирование и развитие элементарных умений и
навыков,
способствующих
адекватному
восприятию
музыкальных произведений и их исполнению. Развитие
интереса к музыкальному искусству; формирование
простейших эстетических ориентиров.
Рисование Формирование умений и навыков изобразительной
деятельности, их применение для решения
практических
задач. Развитие художественного вкуса: умения отличать
"красивое" от "некрасивого"; понимание красоты как ценности;
воспитание необходимости в художественном творчестве

Ручной труд Овладение элементарными приемами ручного
труда, общетрудовыми умениями и навыками, развитие
самостоятельности, положительной мотивации к трудовой
деятельности. Получение первоначальных представлений о
значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий
и важности выбора доступной профессии.
Профильный труд Формирование трудовых умений,
необходимых в разных жизненных сферах. Формирование
умения адекватно применять доступные технологии и
освоенные трудовые навыки для полноценной коммуникации,
социального и трудового взаимодействия. Приобретение
навыков самостоятельной работы и работы в коллективе,
воспитание чувства товарищества, сотрудничества и
взаимопомощи. Реализация АООП в части трудового обучения
осуществляется
исходя
из
региональных
условий,
ориентированных на необходимость в рабочих кадрах, и с
учетом индивидуальных особенностей психофизического
развития, здоровья, возможностей, а также интересов
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и их
родителей (законных представителей) на основе выбора
профиля труда, включающего в себя подготовку обучающегося
к индивидуальной трудовой деятельности. Совершенствование
трудовых умений по выбранному профилю труда
осуществляется в трудовой практике, определение ее
содержания и организация осуществляется самостоятельно
образовательной организацией с учетом региональных условий
и необходимости в рабочих кадрах, а также в соответствии с
требованиями санитарных нормам и правил.

6

Технология

7

Физическая культура Физическая культура (Адаптивная физическая культура)
Формирование установки на сохранение и укрепление
здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни;
соблюдение индивидуального режима питания и сна.
Воспитание интереса к физической культуре (адаптивной
физической культуре) и спорту, формирование необходимости
в систематических занятиях физической культурой (адаптивной
физической культурой) и доступных видах спорта.
Формирование и совершенствование основных двигательных
качеств: быстроты, силы, ловкости и других. Формирование
умения следить за своим физическим состоянием, величиной
физических нагрузок, адекватно их дозировать. Овладение
основами доступных видов спорта (легкой атлетикой,
гимнастикой, лыжной подготовкой и другими) в соответствии с
возрастными
и
психофизическими
особенностями
обучающихся. Коррекция недостатков познавательной сферы и
психомоторного
развития;
развитие
и
совершенствование волевой сферы. Воспитание нравственных
качеств и свойств личности.

Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает
достижение важнейших целей современного образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных
отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное
окружение;
формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;

формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных
ситуациях.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных
для данной группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого
обучающегося.
Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
предусматривает:
учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе
этнокультурные;
увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной
части;
введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных
потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и
необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии;
введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов.
Обязательным элементом структуры учебного плана является "Коррекционно- развивающая
область", реализующаяся через содержание коррекционных курсов.
Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено
коррекционными занятиями с логопедом, дефектологом, психологом, социальным педагогом и
занятиями с учителями по основным предметам в 1-9 классах и ритмика в 1-4 классах.
Основные задачи реализации содержания: Формирование учебной мотивации, стимуляция
сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов. Гармонизация
психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему "Я",
повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков
самоконтроля. Развитие способности к эмпатии, сопереживанию; формирование продуктивных
видов взаимоотношений с окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса
ребенка в коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения. Выбор
коррекционных курсов и их количественное соотношение самостоятельно определяется
организацией, исходя из психофизических особенностей, обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основании рекомендаций ПМПК. На
реализацию коррекционно- развивающей области отводится не более 5 часов в неделю от общего
количества часов, предусмотренных на внеурочную деятельность.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности (нравственное, социальное,
общекультурное, спортивно-оздоровительное) является неотъемлемой частью образовательной
деятельности. Организация внеурочной деятельности предполагает, что в этой работе принимают
участие все педагогические работники школы (учителя, педагог-психолог, социальный педагог,
педагоги дополнительного образования и др.), также и медицинский работник.
Продолжительность учебной недели– 5 дней в 1-9 классах. Пятидневная рабочая неделя
устанавливается в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся и при переходе на
новую ступень образования. Обучение проходит в 1-ую смену.
Продолжительность учебного года в 1 классах составляет 33 недели, во 2-9 классах — 34
недели. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30
календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для обучающихся в 1 классах приказом директора
устанавливаются в 3 четверти дополнительные недельные каникулы
При определении продолжительности занятий в 1 классах используется
«ступенчатый» режим обучения: в первом полугодии в сентябре, октябре − по 3 урока в день по
35 минут каждый, в ноябре-декабре − по 4 урока по 35 минут каждый; во 2-ом полугодии – январьмай − по 4 урока и 1 день в неделю не более 5 уроков за счѐт урока физической культуры
(адаптивной физической культуры) по 40 минут каждый; Коррекционно- развивающие занятия
проводятся в течение учебного дня и во внеурочное время. На индивидуальные коррекционные
занятия отводится до 25 мин., на групповые занятия – до 40 минут.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности (нравственное, социальное,
общекультурное, спортивно-оздоровительное) является неотъемлемой частью образовательной
деятельности.

Учебный
план общего образования обучающихся
(интеллектуальными нарушениями)1 – 4 классы

с

умственной

Учебный план общего образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): I-IV классы

Предметные области

Классы

Количество часов в неделю

Всего

I

II

III

IV

1.1.Русский язык

3

3

3

3

12

1.2.Чтение

3

4

4

4

15

Учебные предметы
Обязательная часть
1. Язык и речевая практика

1.3.Речевая практика

2

2

2

2

8

2. Математика

2.1.Математика

3

4

4

4

15

3. Естествознание

3.1.Мир природы и человека

2

1

1

1

5

4. Искусство

4.1. Музыка

2

1

1

1

5

4.2. Изобразительное искусство

1

1

1

1

4

5. Физическая культура

5.1. Физическая культура

3

3

3

3

12

6. Технологии

6.1. Ручной труд

2

1

1

1

5

21

20

20

20

81

-

3

3

3

9

21

23

23

23

90

Вненурочная деятельность

4

4

4

4

16

Коррекционно-развивающая область

6

6

6

6

24

Ритмика

1

1

1

1

4

Коррекционные занятия с логопедом

1

1

1

1

4

Коррекционные занятия с психологом

1

1

1

1

4

Коррекционные занятия по предметам

3

3

3

3

12

Итого
Часть,

формируемая

участниками

образовательных

отношений
Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5-дневной
учебной неделе)

Учебный план общего образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
I-IV классы (годовой)
Предметные области

Классы

Количество часов в год

Всего

Учебные предметы

I

II

III

IV

1.1.Русский язык

99

102

102

102

405

1.2.Чтение

99

136

136

136

507

Обязательная часть
1. Язык и речевая практика

1.3.Речевая практика

66

68

68

68

270

2. Математика

2.1.Математика

99

136

136

136

507

3. Естествознание

3.1.Мир природы и человека

66

34

34

34

168

отсталостью

4. Искусство

4.1. Музыка

66

34

34

34

168

4.2. Изобразительное искусство

33

34

34

34

135

5. Физическая культура

5.1. Физическая культура

99

102

102

102

405

6. Технологии

6.1. Ручной труд

66

34

34

34

168

693

680

680

680

2733

-

102

102

102

306

693

782

782

782

3039

Внеурочная деятельность

132

136

136

136

440

Коррекционно-развивающая область

165

170

170

170

675

Коррекционные занятия с логопедом

33

34

34

34

135

Коррекционные занятия с психологом

33

34

34

34

135

Ритмика

33

34

34

34

135

Коррекционные занятия по предметам

99

102

102

102

405

Итого
Часть,

формируемая

участниками

образовательных

отношений
Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5-дневной
учебной неделе)

Учебный план общего образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) 5 – 9 классы
Недельный учебный план образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
V-IX классы
Предметные области

Классы

Количество часов в неделю
V

VI

VII

VIII

IX

Всего

1.1.Русский язык

4

4

4

4

4

20

1.2.Чтение

4

4

4

4

4

20

4

4

3

3

3

17

1

1

1

3

3.1.Природоведение

2

2

-

-

-

4

3.2.Биология

-

2

2

2

6

3.3. География

-

2

2

2

2

8

4.1. Мир истории

-

2

-

-

-

2

4.2. Основы социальной жизни

1

1

2

2

2

8

-

-

2

2

2

6

2

-

-

-

-

2

1

-

-

-

-

1

Учебные предметы
Обязательная часть
1. Язык и речевая практика

(Литературное чтение)
2. Математика

2.1.Математика
2.2. Информатика

3. Естествознание

4. Человек и общество

4.3. История отечества
5. Искусство

5.1. Изобразительное искусство
5.2. Музыка

6. Физическая культура

6.1. Физическая культура

3

3

3

3

3

15

7. Технологии

7.1. Профильный труд

6

6

7

8

8

35

Итого

27

28

30

31

31

147

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

2

2

2

2

2

10

Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной

29

30

32

33

33

157

учебной неделе)

Внеурочная деятельность

4

4

4

4

4

20

Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия)

6

6

6

6

6

30

Коррекционные занятия с логопедом

1

1

1

1

1

5

Коррекционные занятия с психологом

1

1

1

1

1

5

Коррекционные занятия по основным предметам

3

3

3

3

3

15

Коррекционные занятия с социальным педагогом

1

1

1

1

1

5

Годовой учебный план общего образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): V-IX классы
Предметные области

Классы

Количество часов в год
V

VI

VII

VIII

IX

Всего

Учебные предметы
Обязательная часть
1.

Язык

и

речевая

практика

1.1. Русский язык

136

136

136

136

136

680

1.2. Чтение

136

136

136

136

136

680

136

136

102

102

102

578

-

-

34

34

34

102

68

68

(Литературное чтение)
2. Математика

2.1. Математика
2.2. Информатика

3. Естествознание

4. Человек

3.1. Природоведение

-

-

-

136

68

68

68

204

68

68

68

68

272

68

-

-

-

68

34

34

68

68

68

272

-

-

68

68

68

204

68

-

-

-

-

68

3.2. Биология

-

3.3. География

-

4.1. Мир истории

-

4.2. Основы социальной жизни
4.3. История отечества
5. Искусство

5.1. Изобразительное искусство
5.2. Музыка

34

-

-

-

-

34

6. Физическая культура

6.1. Физическая культура

102

102

102

102

102

510

7. Технологии

7.1. Профильный труд

204

204

238

272

272

1190

918

952

986

1020

1020

4998

образовательных

68

68

68

68

68

340

Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5-дневной

986

1020

1088

1122

1122

5338

136

136

136

136

136

680

204

204

204

204

204

1020

Коррекционные занятия с логопедом

34

34

34

34

34

170

Коррекционные занятия с психологом

34

34

34

34

34

170

Коррекционные занятия по основным предметам

102

102

102

102

102

510

Коррекционные занятия с социальным педагогом

34

34

34

34

34

170

Итого
Часть,

формируемая

участниками

отношений

учебной неделе)
Внеурочная деятельность
Коррекционно-развивающая

область

(коррекционные

занятия)

Режим работы:
Начало занятий – в 8 ч 00 мин.
Продолжительность учебной недели – 5 дней (1-9 классы)
Пятидневная рабочая неделя устанавливается в целях сохранения и укрепления здоровья
обучающихся. Обучение проходит в 1-ую смену.
Продолжительность учебных занятий составляет 40 минут.
В условиях приостановки учебных занятий по причине карантина возможен переход на
дистанционную форму обучения в указанный период.
Организация внеурочной деятельности обучающихся.
Внеурочная деятельность обучающихся реализуется путем интегрирования урочной и
внеурочной образовательной деятельности.
Чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной
общеобразовательной программы начального общего образования устанавливается с учетом
интересов обучающихся и возможностью школы. При планировании внеурочной деятельности
учитывается необходимость двигательной активности в течение образовательной деятельности
обучающихся.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».