Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Бисертская средняя школа№1» Россия, 623050, Свердловская область, пгт Бисерть, ул. Октябрьская, 10 тел./факс 8(34398) 6-21-87 e-mail:bisert-schkola@yandex.ru, сайт: https://bisert1.uralschool.ru/ Утверждаю Директор МКОУ «Бисертская средняя школа№1» _______________________ А.А.Боев Принята на заседании педагогического совета Приказ от ___1.09.2023________ №_____89__ Протокол №__9_ от __30.08.2023_______ Рабочая программа общего образования обучающихся с НОДА и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 6.3 «Русский язык» (домашнее обучение) (5 класс) п. Бисерть, 2023г. 1 Пояснительная записка 1.Рабочая программа по предмету «Русский язык» составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта основного общего образования и на основе адаптированной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы. Под редакцией В.В.Воронковой. Сборник № 1; 2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020г. № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»; 3.Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ); 4. Адаптированная основная образовательная программа общего образования для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 6.3) Место предмета в учебном плане Программа индивидуального обучения по предмету «Русский язык» составлена на 136 часов (4 часа в неделю – 34 уч.недели) и в соответствии с учебным планом школы. Планируемые результаты изучения учебного курса Требования к контролю и оценке знании определены тремя уровнями в зависимости от учебных возможностей школьников: первый уровень (базовый) предполагает реализацию требований к ученику в объёме программного материала; второй уровень скорректирован по отношению к базовому уровню в сторону уменьшения объёма материала и его содержательного потенциала (с систематическим использованием образцов выполнения работы, опорных схем, опосредованных подсказок); третий уровень ограничен умением аккуратно и правильно списывать с рукописного и печатного текстов. Он доступен ученикам с более выраженными или осложнёнными интеллектуальными нарушениями. Учащийся должен уметь: - различать звуки и буквы, звуки гласные и согласные, обозначить их на письме; - подбирать группы родственных слов; 2 - проверять написание безударных гласных, звонких и глухих согласных путем изменения формы слова; - обозначать мягкость согласных буквой «Ь»; - разбирать слово по составу; - выделять имя существительное как часть речи; - строить простое распространенное предложение; - связно высказываться устно, письменно (с помощью учителя); - пользоваться школьным орфографическим словарем. Учащийся должен знать: - алфавит; - способ проверки написания гласных и согласных (путем изменения форм слова). Содержание тем курса Программа по письму и развитию речи включает разделы: «Повторение», «Звуки и буквы», «Состав слова», «Части речи», «Имя существительное», «Предложение», «Повторение изученного». Повторение. Практические упражнения в составлении и распространении предложений. Связь слов в предложении. Главные и второстепенные члены предложения. Различение предложений по интонации . Звуки и буквы. Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные. Согласные твёрдые и мягкие. Обозначение мягкости согласных буквами ь, е, ё, и, ю, я. Согласные звонкие и глухие. Правописание звонких и глухих согласных на конце слов. Буквы е, ё, ю, я в начале слова и после гласных. Гласные ударные и безударные. Проверка написания безударных гласных путём изменения формы слова. Состав слова. Корень и однокоренные слова. Окончание, приставка, суффикс. Упражнения в образовании слов при помощи приставок и суффиксов. Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слова. Непроверяемые гласные и согласные в корне слов. Правописание приставок. Приставка и предлог. Разделительный ъ. Части речи. Общее понятие о частях речи: существительное, глагол, прилагательное. Умение различать части речи по вопросам и значению. 3 Имя существительное. Понятие об имени существительном. Имена существительные собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые. Изменение имён существительных по числам (единственное и множественное число). Род имён существительных, умение различать род (мужской и женский род, средний род). Мягкий знак (ь) после шипящих в конце слов у существительных женского рода (ночь, мышь) и его отсутствие у существительных мужского рода (мяч, нож). Изменение существительных по падежам. Умение различать падежи по вопросам. Понятие о 1, 2, 3-м склонениях существительных. Первое склонение имён существительных в единственном числе. Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных 1-го склонения. Окончания – ы, - и в родительном падеже ( из комнаты, из деревни), окончание – е в дательном и предложном падежах (к деревне, в деревне), окончания - ей, - ой в творительном падеже (за деревней, за страной). Второе склонение имён существительных в единственном числе. Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных 2-го склонения. Окончания –а, -я в родительном падеже (с озера, с поля), окончания –у, -ю в дательном падеже (к огороду, к морю), -е в предложном падеже (в городе, в море), окончания –ом, -ем в творительном падеже (за полем, за деревом). Третье склонение имён существительных в единственном числе. Правописание падежных окончаний существительных 3-го склонения. Окончание –и в родительном, дательном и предложном падежах (с лошади, к лошади, на лошади), окончание –ью в творительном падеже (сиренью). Упражнения в правописании падежных окончаний имён существительных 1, 2, 3-го склонения. Упражнения в одновременном склонении имён существительных, относящихся к различным склонениям (конь, лошадь; забор, ограда; тетрадь, книга). Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Предложения нераспространённые и распространённые. Однородные члены предложения. Однородные подлежащие, сказуемые, второстепенные члены. Перечисление без союзов и с одиночным союзом и. Знаки препинания при однородных членах. Повторение пройденного за год . 4 Календарно-тематическое планирование № урока Дата проведения Тема урока Количество часов Предложение. – 7ч. 1 Повторение знаний по теме «Предложение». 2 2 Связь слов в предложении 2 3 Главные члены предложения. Сказуемое 2 4 Главные члены предложения. Подлежащее. 2 5 Второстепенные члены предложения. 2 6 Вопросительное предложение. 2 7 Восклицательное предложение. 2 Звуки и буквы. – 4ч. 8 Твёрдые и мягкие согласные. Обозначение мягкости 2 согласных гласными и, е, ё, ю, я. 9 Мягкий знак для обозначения мягкости согласных на 2 конце и в середине слова. 10 Парные звонкие и глухие согласные. Правописание 2 звонких и глухих согласных на конце слов. 11 Ударные и безударные гласные в слове. 2 Слово. Состав слова. – 13ч. 12 Состав слова. Слово. Корень и однокоренные слова. 2 13 Корень – выразитель общего значения в группе 2 однокоренных слов. 14 Окончание как изменяемая часть слова. 2 15 Приставка – словообразовательная часть слова. 2 16 Суффикс – словообразовательная часть слова. 2 17 Разбор слова по составу. 2 18 Парные звонкие и глухие согласные в корне слова. 2 19 Проверяемые гласные и согласные в корне слова. 2 5 20 Непроверяемые написания в корне. 2 21 Приставка и предлог 2 22 Правописание твёрдого знака после приставок. 2 23 Разбор слова по составу. 2 24 Правописание безударных гласных в корне слова. 2 Части речи. – 37ч. 25 Общее понятие о частях речи. Имя существительное. 2 26 Глагол. 2 27 Имя прилагательное. 2 28 Одушевленные и неодушевленные имена 2 существительные 29 Собственные и нарицательные имена 2 существительные. 30 Понятие о единственном и множественном числе имен 2 существительных. 31 Мужской род имён существительных. 2 32 Женский род имён существительных. 2 33 Средний род имён существительных. 2 34 Правописание имен существительных мужского и 2 женского рода с шипящей (Ж, Ш, Ч, Щ) на конце 35 Понятие о склонении. 2 36 Именительный падеж существительного. 2 37 Родительный падеж существительного. 2 38 Дательный падеж существительного. 2 39 Винительный падеж имён существительных. 2 40 Творительный падеж имён существительных. 2 41 Предложный падеж имён существительных. 2 42 Понятие о типах склонения. 1-е склонение имён 2 существительных. 6 43 2-е склонение имён существительных. 2 44 3-е склонение имён существительных. 2 45 Именительный падеж имён существительных 1-го 2 склонения. Подлежащее в предложении. 46 Окончания имён существительных 1-го склонения в 2 родительном падеже. 47 Окончания имён существительных 1- го склонения в 2 дательном падеже. 48 Окончания имён существительных 1-го склонения в 2 винительном падеже. 49 Окончания имён существительных 1-го склонения в 2 творительном падеже. 50 Окончания имён существительных 1-го склонения в 2 предложном падеже. 51 Именительный падеж имён существительных 2-го 2 склонения. 52 Окончания имён существительных 2-го склонения в 2 родительном падеже. 53 Окончания имён существительных 2-го склонения в 2 дательном падеже. 54 Окончания имён существительных 2-го склонения в 2 винительном падеже. 55 Окончания имён существительных 2-го склонения в 2 творительном падеже. 56 Окончания имён существительных 2-го склонения в 2 предложном падеже. 57 Существительные третьего склонения. 2 58 Именительный падеж имён существительных 3-го 2 склонения. 59 Правописание окончаний имён существительных 3-го 2 склонения в родительном, дательном и предложном падежах. 60 Имена существительные 3-го склонения в 7 2 винительном падеже. 61 Окончания имён существительных 3-го склонения в 2 творительном падеже. Предложение. – 6ч. 62 Главные члены предложения – подлежащее и 2 сказуемое. 63 Второстепенные члены предложение. 2 64 Определение нераспространённых и 2 распространённых предложений. 65 Однородные второстепенные члены предложения. 2 66 Перечисление без союзов. Знаки препинания между 2 однородными членами предложения. 67 Однородные члены предложения без союзов и с 2 союзом И. Повторение материала, проёденного за год. – 1ч. 68 Предложение. 2 Всего: 136ч № п/п 1 УМК: Список УМК Адаптированная программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы. Под редакцией В.В.Воронковой. Сборник № 1. 2 Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская Русский язык. 5 класс. учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Москва «Просвещение» 2017 3 Э.В.Якубовская. Русский язык. Методические рекомендации 5-9 классы. Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Москва «Просвещение» 2016 8 Лист коррекции рабочей программы Дата в журнале Номера уроков, которые интегрируются Темы уроков 9 Основания (Приказ директора, дата) Контроль (заместитель директора по УВР) 10