РП по учебному предмету Природоведение

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Бисертская средняя школа№1»
Россия, 623050, Свердловская область, пгт Бисерть, ул. Октябрьская, 10
тел./факс 8(34398) 6-21-87 e-mail:bisert-schkola@yandex.ru, сайт: https://bisert1.uralschool.ru/

Утверждаю
Директор МКОУ «Бисертская средняя школа№1»
_______________________ А.А.Боев

Принята на заседании
педагогического совета

Приказ от ___1.09.2023________ №_____89__
Протокол №__9_ от __30.08.2023_______

Рабочая программа общего образования
обучающихся с НОДА и умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
вариант 6.3
«Природоведение»
(домашнее обучение)
(5 класс)

п. Бисерть, 2023г.

1

1. Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» для учащихся 5 класса
составлена на основе следующих нормативных документов:
 Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
 Федеральный государственный образовательный стандарт образования для обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом
Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599;
 Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)/М-во
образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2017;
 Учебный план ОО.
При разработке рабочей программы были использованы программно-методические
материалы:
1. Рабочие программы по учебным предметам. ФГОС образования обучающихся с
интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5 - 9 классы. Природоведение. Биология.
География/ Т.М. Лифанова и др. – М.: Просещение, 2018. – 310 с.;
2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 – 9
классы, сборник 1, под редакцией В.В. Воронковой, 2011;
3. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9
класс, под редакцией И.М. Бгажноковой, 2013.
Рабочая программа создана для обучающихся с легкой умственной отсталостью и призвана
оказать существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы,
способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него
положительных навыков и привычек.
Задачи программы
— формирование элементарных научных знаний о живой и неживой природе;
— демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой;
— формирование специальных и общеучебных умений и навыков;
— воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными
направлениями природоохранительной работы;
— воспитание социально значимых качеств личности.

2.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Природоведение - это новый учебный предмет, который изучают в 5 классе 2 часа в
неделю 34 учебных недели 68 часов в год.
Курс «Природоведение» не только обобщает знания о природе, осуществляет переход от
первоначальных представлений, полученных в дополнительном первом (I1) классе I—IV классах, к
систематическим знаниям по географии и естествознанию, но и одновременно служит основой для
них.
При организации процесса обучения в раках данной программы предполагается применение
следующих педагогических технологий обучения: технологий коррекционно-развивающего
обучения, игровой деятельности, личностно – ориентированного обучения, технологий
2

индивидуализации и дифференциации обучения, технологий здоровьесбережения В.Ф. Базарного.
По мере освоения учащимися программ включаются элементы проектной деятельности.
Все занятия, как правило, проводятся в игровой, занимательной форме. Ведущими методами
обучения являются: словесные, наглядные, практические (рассказ, беседа, работа с книгой,
демонстрация, наблюдение, упражнения, самостоятельная работа и др.)
3. Планируемые результаты освоения учебного предмета
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение литературы в 5 классе направлено на достижение обучающимися следующих
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего
образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с
традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями,
отражёнными в произведениях русской литературы, принятыми в обществе правилами и
нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития,
формирования внутренней позиции личности.
Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного
общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться
системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её
основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том
числе в части:
Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение
прав, свобод и законных интересов других людей;
активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества,
родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в
литературных произведениях;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина,
социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, в том числе с опорой на примеры из литературы;
представление о способах противодействия коррупции;
готовность
к
разнообразной
совместной
деятельности,
стремление
к
взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с опорой на примеры из
литературы;
активное участие в школьном самоуправлении;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство; помощь
людям, нуждающимся в ней).














Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка,
истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России в контексте
изучения произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур
народов РФ;
 ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству,
спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе
отражённым в художественных произведениях;


3



уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и
природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в
родной стране, обращая внимание на их воплощение в литературе.

Духовно-нравственного воспитания:





ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с
оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений;
готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки
других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания
последствий поступков;
активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в
условиях индивидуального и общественного пространства.

Эстетического воспитания:






восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и
других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе
изучаемых литературных произведений;
осознание важности художественной литературы и культуры как средства
коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических
культурных традиций и народного творчества;
стремление к самовыражению в разных видах искусства.

Физического воспитания,
благополучия:












формирования

культуры

здоровья

и

эмоционального

осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни
(здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим
занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,
наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья,
соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернетсреде в процессе школьного литературного образования;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и
выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на
примеры из литературных произведений;
уметь управлять собственным эмоциональным состоянием;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же
права другого человека с оценкой поступков литературных героев.

Трудового воспитания:


установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода
деятельность;

4








интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе
на основе применения изучаемого предметного знания и знакомства с
деятельностью героев на страницах литературных произведений;
осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
готовность адаптироваться в профессиональной среде;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе при
изучении произведений русского фольклора и литературы;
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и
жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.

Экологического воспитания:








ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения
задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных
последствий для окружающей среды;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том
числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями,
поднимающими экологические проблемы;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи
природной, технологической и социальной сред;
готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.

Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с
природной и социальной средой с опорой на изученные и самостоятельно прочитанные
литературные произведения;
 овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
 овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом
специфики школьного литературного образования;
 установка
на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление
совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.


Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся
условиям социальной и природной среды:








освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного
поведения, форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по
профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с
людьми из другой культурной среды;
изучение и оценка социальных ролей персонажей литературных произведений;
потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и
знаниям других;
в действии в условиях неопределенности, повышение уровня своей компетентности
через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей,
осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта
других;
5












в выявлении и связывании образов, необходимость в формировании новых знаний, в
том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том
числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и
компетентностей, планировать своё развитие;
умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в
области концепции устойчивого развития;
анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений
целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения
и их последствия, опираясь на жизненный и читательский опыт;
воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;
формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь
находить позитивное в произошедшей ситуации;
быть готовым действовать в отсутствии гарантий успеха.

Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения,
специфичные для учебного предмета «Природоведение», характеризуют опыт по получению
нового знания, достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, возможности их
применения в практической деятельности и должны отражать:
1) формирование интереса к изучению природоведения;
2) коммуникативно-речевые умения, необходимые для обеспечения коммуникации в
различных ситуациях общения;
3) овладение нормами экологического поведения в природной среде, с сохранением
собственного здоровья.
В программе 5 класса по предмету «Природоведение» предусмотрено два уровня овладения
предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения
предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный
уровень освоения предметных результатов является обязательным для большинства обучающихся
с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня не является препятствием к
продолжению образования по данному варианту программы.
Минимальный уровень:
 узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
 представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире;
 отнесение изученных объектов к определенным группам (осина – лиственное дерево леса);
 называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (полезные
ископаемые);
 соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни, понимание их
значение в жизни человека;
 соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под
контролем взрослого);
 выполнение несложных заданий под контролем учителя;
 адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения, понимание оценки
педагога.
Достаточный уровень:
 узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях;
знание способов получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию
педагога;
 представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
 отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для
классификации (клевер ― травянистое дикорастущее растение; растение луга; кормовое
растение; медонос; растение, цветущее летом);
6










называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были изучены на
уроках, известны из других источников; объяснение своего решения;
выделение существенных признаков групп объектов;
знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил здорового
образа жизни;
участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания рассказать о предмете
изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;
выполнение здания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового
контроля), осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников, проявление к ней
ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;
совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении изученных
объектов и явлений;
выполнение доступных возрасту природоохранительных действий;
осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными растениями.

Изучение предмета «Природоведение» в 5 классе направлено на формирование следующих
базовых учебных действий:
Личностные учебные действия
 активно включаться в общеполезную социальную деятельность;
 осуществлять действия самоконтроля за свои поступки в школе, в обществе, в природе;
 уважительно и бережно относиться к труду работников школы, школьному имуществу;
 проявлять самостоятельность при выполнении заданий;
 оказывать помощь сверстникам и взрослым;
 гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;
 проявлять бережное отношение к культурно-историческому наследию родного края и страны.
Коммуникативные учебные действия
 вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия
(учебных, трудовых, бытовых и др.);
 слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его;
 использовать доступные источники и средства получения информации для решения
коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия
 принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач,
осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;
 осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и
учебных задач;
 осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
 осуществлять действия самоконтроля в процессе деятельности;
 адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней
свою деятельность.
Познавательные учебные действия
 дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную
организацию;
 использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение,
классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на
наглядном, доступном вербальном материале при установлении аналогии между частями
слова, частями речи, в работе с предложением;
 использовать в деятельности межпредметные знания для формирования грамматикоорфографических умений, для решения коммуникативно-речевых практических задач.
Диагностика БУДов проводится в соответствии с «Программой формирования базовых
учебных действий», реализуемой в образовательной организации.
7

4. Содержание учебного предмета «Природоведение» в 5 классе
Раздел 1. Неживая природа (68ч)
«Введение» (2 ч)
Что такое природоведение? Знакомство с учебником, рабочей тетрадью. Зачем необходимо
изучать природу. Живая и неживая природа. Живая природа: растения, животные, человек.
Раздел 2. «Вселенная» (7 ч)
Небесные тела: планеты, звезды, созвездия. Космос. Наука астрономия. Ученые-астрономы.
Для чего изобрели телескоп. Карта звездного неба. Обсерватория.
Солнечная система. Вселенная. Солнце-звезда. Солнце - раскаленное небесное тело.
Солнечные лучи. Почему Солнце кажется нам большим, а остальные звёзды маленькими. Зачем
всему живому на Земле необходимо Солнце. Небесные тела Солнечной системы планеты
(Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун), спутники планет, астероиды.
Откуда планеты получили свои названия. Расстояние планет Солнечной системы от Солнца,
последовательность их расположения от Солнца. Земля - единственная планета Солнечной
системы, на которой есть жизнь.
Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. Сергей Павлович Королев –
советский ученый, конструктор ракетно-космических систем, основоположник советской
космонавтики. Первый искусственный спутник Земли. Для чего они нужны в настоящее время.
Телескоп, его применение. Межпланетные автоматические станции и для чего их используют.
Полеты в космос. Космодром. Космонавты. Юрий Алексеевич Гагарин - первый космонавт,
который облетел нашу планету на космическом корабле «Восток», Герой СССР. День
космонавтики, история праздника. Валентина Николаевна Терешкова – первая женщина
космонавт. Жизнь космонавтов на орбитальной космической станции.
Смена дня и ночи. Ось Земли. Какие движения Земли вызывают смену дня и ночи. Разное время
суток - утро, день, вечер, ночь. Из-за чего день сменяется вечером, а вечер - ночью. Занятие
школьников в разное время суток. Восход и закат Солнца. Разница во времени в разных точках
земного шара.
Смена времен года. Сезонные изменения в природе. Полный оборот земного шара вокруг
Солнца. Времена года. Последовательность времен года. Признаки каждого времени года. Красота
природы в разные времена года. Перемена одежды и занятий людей в зависимости от времени
года. Экватор. Северное и Южное полушария нашей планеты. День летнего солнцестояния самый длинный день в году. Самый короткий день в году - день зимнего солнцестояния.
Практические работы.
Зарисовка звездного неба, формы Земли и Луны, космического корабля.
Экскурсия.
Планетарий, музей космонавтики, обсерватория или наблюдения за звездным небом.
Межпредметные связи.
Мир природы и человека, русский язык, математика, изобразительная деятельность.
Раздел 3. Наш дом – Земля (44 ч.)
Воздух (9 ч.)
Планета Земля. Чем наша планета отличается от других планет Солнечной системы.
Значение Солнца для Земли. Предметы и явления живой и неживой природы. Зависимость живой
и неживой природы. Оболочки планеты. Гидросфера. Вода на Земле. Литосфера. Суша.
Атмосфера. Воздух. Биосфера. Люди, растения и животные.
Значение воздуха для жизни на Земле. Воздушная оболочка нашей планеты. Её значение.
Воздух. Из смеси каких газов он состоит. Кому необходим воздух. Что может случиться с Землей,
если исчезнет кислород. Углекислый газ. Кому нужен углекислый газ. Что спасает людей от
отравления углекислым газом.
Свойства воздуха. Атмосфера. Проведение опытов. Объём воздуха, сколько места он
занимает. Какого цвета воздух. Воздух легче воды. Где можно увидеть воздух. Зачем нужно
8

рыхлить землю на огороде и в цветочных горшках. Теплопроводность воздуха. Почему звери и
птицы не мерзнут зимой. Почему человек носит шерстяную одежду. Как человек использует
свойства воздуха. Применение свойств воздуха при водолазных работах. Как устроен термос.
Давление и движение воздуха. Сжатие воздуха. Упругость воздуха. Свойства теплого и
холодного воздуха. Определение движения воздуха. Проведение опыта. Применение знаний о
свойствах воздуха человеком.
Температура воздуха. Термометр. Почему люди меняют одежду зимой и летом.
Температура воздуха в разные времена года и время суток. Прибор для измерения температуры
воздуха на улице и в помещении. Устройство термометра. Правила пользования им.
Благоприятная температура воздуха для человека. Определение температуры воздуха в кабинете,
на улице. Шведский ученый Андерс Цельсий.
Движение воздуха в природе. Ветер. Что полезного может сделать ветер и какие беды он
может принести. Теплый и холодный ветер. Флюгер - прибор для определения направления ветра.
Почему воздух быстро движется и дует сильнее. Сила ветра. Ураган. Вред, наносимый ураганом.
Буря, шторм. Буран.
Состав воздуха (кислород, углекислый газ, азот). Кислород, его значение и применение.
Свойство кислорода поддерживать горение. Важность кислорода для человека, животных и
растений. Кислород в медицине, его применение. Значение и применение углекислого газа, какие
вред и пользу он может приносить человеку.
Охрана воздуха. Чистый и загрязненный воздух. Поддержание чистоты воздуха. Значение
воздуха в природе.
Полезные ископаемые (14 ч.)
Виды полезных ископаемых (твердые, жидкие, газообразные). Их значение, способы
добычи. Свойства полезных ископаемых. Месторождение. Геологи. Россия – богатая полезными
ископаемыми страна. Бережное, разумное и экономное отношение к полезным ископаемым.
Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов (7 ч.)
Гранит. Известняк. Строительные полезные ископаемые. Какие материалы для стройки
изготавливают из строительных полезных ископаемых. Гранит, внешний вид, свойства, места
добычи, где и для чего используется. Известняк, внешний вид, свойства, места добычи, где и для
чего используется. Виды известняка. Мрамор. Обыкновенный известняк. Мел. Почему мрамор
называют самым ценным камнем. Почему Москву называли белокаменной.
Песок, внешний вид, свойства, места добычи, где и для чего используется. Глина, внешний
вид, свойства, места добычи, где и для чего используется. Подземная питьевая вода. Колодцы,
скважины. Проницаемые и водонепроницаемые полезные ископаемые. Использование глины в
медицине.
Горючие полезные ископаемые (2 ч.)
Полезные ископаемые, которые могут гореть. Торф, внешний вид, свойства, места добычи,
где и для чего используется. Торфяники. Торф как полезное ископаемое. Почему нельзя разводить
костры на торфяниках.
Каменный уголь, внешний вид, свойства, места добычи, где и для чего используется.
Окаменелости в залежах угля и торфа.
Добыча и использование каменного угля. Способы добычи каменного угля. От чего зависит
способ добычи. Карьер. Шахта. Шахтеры. Обозначение месторождений угля на карте. История
открытия Печорского месторождения каменного угля.
Нефть – самое важное полезное ископаемое. Внешний вид, свойства, места добычи, где и
для чего используется. Отличие нефти от каменного угля. Основное свойство нефти. За что нефть
ценят во всем мире. Танкер. История происхождения нефтяных месторождений, их обозначение
на карте. Крупные месторождения нефти в России.
Добыча и использование нефти. Основные свойства нефти. Буровая – место добычи нефти.
Нефтяники. Нефтеперерабатывающие заводы. Нефтепровод. Хранилища для хранения нефти.
Использование нефти. Почему нефть называют « черным золотом». Продукты переработки нефти.
Утечка нефти, почему она происходит, ее последствия. Почему очень важно не допустить утечку
нефти.
9

Природный газ, внешний вид, свойства, места добычи, где и для чего используется.
Правила обращения с газом в быту. Газовый счетчик. Как вести себя, если вы почувствовали запах
газа. Крупнейшие месторождения газа в России. Как обозначаются на кате месторождения газа.
Полезные ископаемые, используемые для получения металлов (5 ч.).
Черные металлы. Различные способы добычи железной руды, от чего они зависят. Как из
железной руды человек получает сталь и чугун. Сталь, внешний вид, свойства, места добычи, где
и для чего используется. Чугун, внешний вид, свойства, места добычи, где и для чего
используется. Различные виды стали и чугуна. Свойства черных металлов: цвет, блеск, твердость,
упругость, теплопроводность, ржавление, пластичность. Отличие стали и чугуна. Предметы,
сделанные из металла. История развития российского производства чугуна. Обозначение
месторождений железной руды на карте.
Цветные металлы. Отличие цветных металлов от черных. Применение цветных металлов.
Алюминий, внешний вид, свойства (цвет, твердость, пластичность, устойчивость к ржавлению,
теплопроводность), места добычи, где и для чего используется. Отличие алюминия. Медь,
внешний вид, свойства (цвет, твердость, пластичность, устойчивость к ржавлению,
теплопроводность, места добычи, где и для чего используется. Отличие меди. Применение
цветных металлов. История знакомства людей с металлами, когда и как человек научился
применять металлы и какие из них он узнал первыми.
Благородные (драгоценные) металлы. Золото, серебро, платина. Их отличие, внешний вид.
Где используются благородные металлы. Самородок. Благородные металлы в промышленности,
медицине, ювелирном деле. Ювелир. Благородные металлы в слитках и монетах.
Охрана полезных ископаемых. Как люди используют полезные ископаемые. Значение
полезных ископаемых в жизни человека. Как избежать исчезновения запасов полезных
ископаемых. Последствия добычи и переработки полезных ископаемых. Бережное отношение к
богатствам природы.
Вода (14 ч.)
Вода в природе. В каком виде вода встречается на нашей планете (моря, океаны, реки,
озёра, водопады, ручьи). Роль воды в питании живых организмов. Значение воды в жизни
человека, животных, растений. Бережное отношение к воде.
Свойства воды. Текучесть. Способность воды растворять некоторые твердые вещества.
Запах воды, что можно определить по запаху. Цвет воды, имеет ли вода цвет. Вкус воды. Соленая
и пресная вода на нашей планете.
Растворимые и нерастворимые вещества. Раствор. Применение растворов. Минеральная
вода. Морская вода. Питьевая вода. Уровень солености морской воды.
Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. Чистая вода, ее свойства. Фильтры для
очистки воды. Очистные сооружения. Можно ли любую чистую воду считать питьевой. Музей
воды в Москве. Куда девается, использования человеком, грязная вода.
Три состояния воды (твердое, жидкое, газообразное). Примеры воды в разных состояниях.
Температура воды и её измерение. Единица измерения температуры воды – градус. Температура
плавления льда и кипения воды. Когда вода превращается в лёд. Что происходит с водой при её
кипении. Красота воды.
Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании.
Что происходит при нагревании и охлаждении воды. Применение знаний о свойствах воды в быту.
Работа воды в природе. Образование оврагов, пещер, ущелий. Наводнение. Дамба, что это
такое и для чего человек их строит.
Значение воды в природе. Использование воды в быту, промышленности и сельском
хозяйстве. Дождевальная установка. Гидроэлектростанция. Водохранилище. Экономия питьевой
воды. Количество пресной воды на нашей планете, в России. Запасы пресной воды.
Вода в природе: осадки (дождь, снег, град), воды суши. Круговорот воды в природе.
Пресная вода. Как на карте обозначают различные водные объекты.
Воды суши: ручьи, реки. Родник. Начало реки. Куда впадают реки. Использование
человеком рек. Бережное отношение и охрана рек. Крупнейшие реки России.
10

Воды суши: озера, болота, пруды, водохранилища. Естественные и искусственные
водоемы, их образование. Озера, болота, пруды, водохранилища, их отличие. Использование этих
водоемов человеком. Озера России. Байкал – самое глубокое озеро в мире. Чем опасно болото.
Моря и океаны. Отличие моря от океана. Свойства морской воды. Значение морей и
океанов в жизни человека. Порт. Как человек использует океаны и моря. Охрана и бережное
отношение к океанам и морям. Животный мир морей и океанов. Его значение для человека.
Охрана воды. Использование воды человеком. Бережное отношение к водоемам. Что люди
делают для охраны водоемов.
Поверхность суши. Почва (6 ч.)
Формы поверхности суши: равнины, холмы, овраги. Равнина – благоприятное место для
жизни человека. Вред, приносимый оврагами. Борьба с образованием оврагов.
Горы. Долины. Ущелья. Горные реки. Польза гор. Альпинизм. Почему людям нравиться
отдыхать в горах. Польза лесов, растущих на склонах гор.
Почва - верхний слой земли. Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные
соли, воздух. Минеральная (глина, песок и соли) и органическая (перегной) часть почвы.
Питательные вещества в почве.
Разнообразие почв. Песчаные почвы. Глинистые почвы. Чернозёмные почвы. Водные
свойства песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать ее и удерживать.
Сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по
водным свойствам. Почва характерная для нашего края. Чернозёмные почвы России.
Основное свойство почвы – плодородие. Обработка почвы. Значение почвы в народном
хозяйстве. Удобрения для почвы.
Охрана почвы. Эрозия почв. Значение почвы для человека, животных, растений. Главное свойство
почвы. Мероприятия, проводимые человеком для сохранения плодородности почвы, улучшения её
состава. Охрана почвы – задача всех людей на Земле. Международная организация «Гринпис»
(«Зеленый лес»).
Лабораторная работа. Давление и движение воздуха.
Практические работы.
Проведение опытов, демонстрирующих свойства воды, воздуха, почвы.
Зарисовка форм поверхности суши.
Составление таблицы «Полезные ископаемые».
Заполнение схемы «Воды суши».
Изготовление макетов форм поверхности суши.
Изготовление плакатов по темам «Охрана воды, воздуха, почвы».
Экскурсии (1ч)
Экскурсии к местным природным объектам (почвенные обнажения, формы поверхности Земли,
водоёмы).
Межпредметные связи.
Мир природы и человека, русский язык, ручной труд, изобразительная деятельность.
Раздел 4. Есть на земле страна Россия (14 ч.)
Россия – Родина моя. Место России на земном шаре. Знакомство с картой. Символы
России. Россия – самое большое государство в мире. Цвета физической карты. Границы России (
сухопутные и морские). Пограничники.
Моря и океаны, омывающие берега России. Моря Северного-Ледовитого и Тихого океана.
Черное, Азовское и Балтийское моря. Гейзеры. Дюны. Арктика. Цунами.
Равнины и горы на территории нашей страны. Восточно-Европейская равнина. ЗападноСибирская равнина. Уральские и Кавказские горы. Урал – страна малахита.
Реки и озера России. Озеро Байкал, Каспийское море, реки Волга, Енисей, Обь, Лена, Амур.
Москва – столица России. История основания и развития Москвы. Достопримечательности.
Москва – промышленный город. Красная площадь, Кремль, Московский зоопарк. Виды
транспорта в столице.

11

Санкт – Петербург. Река Нева. История основания Санкт – Петербурга.
Достопримечательности (Зимний дворец, Эрмитаж, Петропавловская крепость, Исакиевский
собор, Невский проспект, разводные мосты.
Города золотого кольца России: Ярославль, Владимир, Ростов Великий. Древние города
России. Достопримечательности.
Нижний Новгород, Казань, Волгоград. Достопримечательности.
Новосибирск, Владивосток. Достопримечательности. Пять озёр Омской и Новосибирской
областей.
Население нашей страны. Городское и сельское население. Народы России.
Ваш город. Важнейшие географические объекты региона. Поверхность, водоёмы. Занятия
населения. Достопримечательности.
Обобщение по разделу «Есть на земле страна Россия» (2 ч.)
Практические работы.
Зарисовка государственного флага России.
Подбор иллюстраций (достопримечательности городов, представителей народов нашей страны,
изделия народных промыслов и т.д.).
Изготовление альбома «Россия – наша Родина».
Нахождение России на политической карте.
Составление рассказа о своем городе (поселок, село, деревня).
Изготовление альбома «Наш город, поселок, село, деревня».
5. Тематический план предмета «Природоведение» для 5 класса
Разделы и темы
1. Введение
2. Вселенная
3. Наш дом-Земля
3.1. Планета Земля
3.2. Воздух
3.3. Полезные ископаемые
3.4. Вода.
3. 5. Поверхность суши. Почва.
4. Есть на земле страна Россия.

Четверть
I

II
III
IV
Итого:

Количество часов
По темам
Всего
2ч.
19ч.
7ч.
1ч.
9ч.
14ч.
14ч.
7ч.
14ч.

14ч.
21ч.
14ч.
68ч.

Календарно - тематическое планирование

6.

5 класс
№
Тема урока
п/п

Кол- Дата
во
часов

Основные понятия

Основные
виды
деятельности
обучающихся

Коррекционная
работа

I четверть
1

Введение.
1
Что такое
природоведение.
Зачем надо изучать
природу?
Живая и неживая
природа. Предметы
и явления неживой

Предмет
«Природоведение».
Природа
Явления природы

12

Знакомятся с
учебником
Заучивают
словарные
слова
Учатся
различать
объекты живой

Коррекция
памяти,
мышления

природы.

и неживой
природы

2.

1
Вселенная
Солнечная система.
Солнце.

Вселенная
Солнце
Солнечная система

Заучивают
словарные
слова и учатся
их пояснять
Работа с
научным
текстом
Устанавливать
причинноследственные
связи
пересказ

Коррекция
мышления,
памяти, внимания
и речи.

3.

Небесные тела:
планеты, звезды.

Астрономия
Небесные тела
Звезды
Солнце
космос

Словарные
слова
Работа с
научным
текстом
Письменная
работа в
тетради
таблица

Коррекция речи
Зрительного
восприятия
Пространственной
ориентировки

4.

Исследование
1
космоса. Спутники.
Космические
корабли.

Искусственный спутник
Орбитальная станция
Космодром
космонавт

Письменная
работа в
тетради
Творческие
работы
Работа с
научной статьёй

Коррекция речи
Зрительного
восприятия
Пространственной
ориентировки

5.

Первый
1
полет в космос.
Современные
исследования.

Первый космонавт
Ю.Гагарин
Искусственный спутник
Орбитальная станция
Космодром

Работа с
Коррекция
учебником и
внимания, памяти
дополнительной речи
литературой
Письменная
работа в
тетради
пересказ

6.

Цикличност 1
ь изменений в
природе.
Зависимость
изменений
в
природе
от
Солнца. Сезонные
изменения
в
природе.
Практическая
работа Наблюдения
за
погодными
явлениями. Р.к.

Времена года

Работа с
Коррекция
учебником и
внимания, памяти
дополнительной речи
литературой
Письменная
работа в
тетради
пересказ

1

13

Погода
края
7.

нашего

Наш дом — Земля 1
Планета
Земля.
Форма
Земли.
Оболочки Земли:
атмосфера,
гидросфера,

Планета
Спутник
Оболочки Земли:
Атмосфера
Гидросфера
литосфера

Работа с
научной статьёй
Словарная
работа
Письменная
работа в
тетради

Коррекция
памяти, речи,
Зрительного
восприятия
Пространственной
ориентировки

литосфера,
биосфера.
8.

Воздух. Воздух и
его охрана

1

Атмосфера
Воздух
Состав воздуха
Кислород
Азот
Углекислый газ

Работа с
учебником,
словарём
Письменная
работа в
тетради
Словарная
работа
Работа с
карточками

Коррекция
памяти, речи,
Зрительного
восприятия

9.

Значение воздуха
для жизни на
Земле.

1

Воздух
Кислород

Работа с
учебником,
словарём
Письменная
работа в
тетради
Работа с
карточками

Коррекция
мышления,
памяти, внимания
и речи.

Равнина
Холмы
овраг

Работа с
научной статьёй
Словарная
работа
Письменная
работа в
тетради

Коррекция
мышления,
памяти, внимания
и речи.
Зрительного
восприятия
Пространственной
ориентировки

11. Поверхность суши. 1
Горы

Горы
Долины
ущелья

Работа с
учебником,
словарём
Письменная
работа в
тетради
Работа с
карточками
Работа с картой

Коррекция
мышления,
памяти, внимания
и речи.
Зрительного
восприятия
Пространственной
ориентировки

12. Почва — верхний 1
слой земли. Ее
образование.

Почва
Перегной
плодородие

Работа с
учебником,
словарём
Письменная
работа в

Коррекция
мышления,
памяти, внимания
и речи.
Зрительного

10. Поверхность суши. 1

Равнины,
холмы, овраги.
Практическая
работа (по
физической карте
России).

14

тетради
Работа с
карточками
пересказ

восприятия
Пространственной
ориентировки

13. Полезные
1
ископаемые
Полезные
ископаемые. Виды
полезных
ископаемых.
Свойства.
Значение.
Способы добычи.
Практическая
работа

Ископаемые
месторождения

Работа с
учебником,
словарём
Письменная
работа в
тетради
Работа с
карточками
Дидактические
игры

Коррекция
мышления,
памяти, внимания
и речи.
Зрительного
восприятия
Пространственной
ориентировки

14. Горючие полезные
ископаемые.
Нефть, каменный
уголь, газ, торф.
Практическая
работа

1

Горючие ископаемые
Нефть
Каменный уголь
Природный газ

Работа с
научной статьёй
Работа в
тетради
Определение по
виду полезных
ископаемых

Коррекция
мышления,
памяти, внимания
и речи.
Зрительного
восприятия

15. Свойства воды.

1

Вода
Прозрачная
Безвкусная
Не имеет запаха

Работа с
научной статьёй
Работа в
тетради
Пересказ
карточки

Коррекция
мышления,
памяти, внимания
и речи.

16. Вода в природе.

1

Жидкая
Твёрдая
Газообразная
Снег
Лёд
пар

Работа с
научной статьёй
Работа в
тетради
Пересказ
Карточки
Дополнительное
чтение

Коррекция
мышления,
памяти, внимания
и речи.
Зрительного
восприятия

Работа с
научной статьёй
Работа в
тетради
Пересказ
Карточки

Коррекция
мышления,
памяти, внимания
и речи.

Работа со
словарём
Работа с
научной статьёй
Работа в
тетради

Коррекция
мышления,
памяти, внимания
и речи.
Зрительного
восприятия

17. Повторительно –
1
обобщающий урок
по теме «Полезные
ископаемые».
Тест по теме
«Полезные
ископаемые».
II четверть
18. Воды суши: ручьи, 1
реки.

Пресные водоёмы
Естественные
Искусственные
ручьи
река
15

Пространственной
ориентировки
19. Воды суши: озёра,
болота, пруды.

1

Озеро
Болото
пруд

Работа со
словарём
Работа с
научной статьёй
Работа в
тетради
Рисунок – схема
пересказ

Коррекция
памяти, внимания
и речи.
Зрительного
восприятия
Пространственной
ориентировки

20. Моря и океаны.
Значение морей и
океанов в жизни
человека.

1

Моря
океаны

Работа со
словарём
Работа с
научной статьёй
Работа в
тетради
Рисунок – схема
пересказ

Коррекция
памяти, внимания
и речи.
Зрительного
восприятия
Пространственной
ориентировки

21. Повторительно 1
обобщающий урок
по теме «Вода».
Использование и
охрана воды.
Тест.

Пресные водоёмы
Естественные
Искусственные
Озеро
Болото
Пруд
Моря
океаны

Работа с
Коррекция
научной статьёй памяти, внимания
Работа в
и речи.
тетради
Рисунок – схема
Пересказ
Тестовые
задания

22. Растительный
мир Земли»
Разнообразие
растительного
мира на нашей
планете.

1

Дикорастущие
Культурные
Красная книга

Работа с
научной статьёй
Работа в
тетради
Рисунок – схема
и рассказ по
нему
Составление
таблицы
«Лекарственные
растения»

Коррекция
памяти, внимания
и речи.
Зрительного
восприятия
Пространственной
ориентировки

23. Среда обитания
растений.

1

Лес
Хвойный лес
Смешанный лес
Лиственный лес
Луг
Сад и огород

Работа с
научной статьёй
Работа в
тетради
Рисунок – схема
и рассказ по
нему

Коррекция
памяти, внимания
и речи.
Зрительного
восприятия
Пространственной
ориентировки

24. Части растения

1

Корень
Стебель
Лист
цветок

Работа с
научной статьёй
Работа в
тетради
Рисунок – схема
и рассказ по

Коррекция
памяти, внимания
и речи.
Зрительного
восприятия
Пространственной

16

нему
вопросы

ориентировки
Коррекция
памяти, внимания
и речи.
Зрительного
восприятия
Пространственной
ориентировки

25. Дикорастущие
и 1
культурные
растения. Деревья,
кустарники, травы.

Деревья
Кустарники
травы

Работа со
словарём
Работа с
научной статьёй
Работа в
тетради
Рисунок – схема
и рассказ по
нему
вопросы

26. Лиственные
деревья

листопад

Работа со
Коррекция
словарём
памяти, внимания
Работа с
и речи.
научной статьёй
Работа в
тетради
Таблица и
рассказ по ней
вопросы

27. Хвойные деревья. 1
Практическая
работа «Зарисовка
образцов хвойных
растений с
натуральных
образцов»

Сосна
Лиственница
Ель
тайга

Работа с
научной статьёй
Работа в
тетради
Таблица и
рассказ по ней

Коррекция
памяти, внимания
и речи.
Зрительного
восприятия
Пространственной
ориентировки

28. Дикорастущие и
культурные
кустарники

1

Кустарники
Дикорастущие и
культурные

Работа с
научной статьёй
Работа в
тетради
Таблица и
рассказ по ней
Рисунки

Зрительного
восприятия
Пространственной
ориентировки

29. Травы.

1

Травы
Дикорастущие и
культурные

Работа с
научной статьёй
Работа в
тетради
Таблица и
рассказ по ней
Рисунки
вопросы

Коррекция
памяти, внимания
и речи,
мышления.

30. Декоративные
растения.

1

Декор
Работа с
Декоративные растения научной статьёй
Работа в
тетради
Таблица и
рассказ по ней
вопросы

Коррекция
памяти, внимания
и речи,
мышления.

1

17

31. Лекарственные
растения.
Практическая
работа.

1

Лекарственные
растения

Работа с
научной статьёй
Работа в
тетради
Таблица и
рассказ по ней
вопросы

Коррекция
памяти, внимания
и речи.
Зрительного
восприятия
Пространственной
ориентировки

32. Комнатные
растения. Охрана
растений.
Практическая
работа.

1

Комнатные растения
Кактус
Герань
бегония

Работа с
научной статьёй
Работа в
тетради
Таблица и
рассказ по ней
вопросы

Коррекция
памяти, внимания
и речи.
Зрительного
восприятия
Пространственной
ориентировки

34. «Животный мир 1
земли»
Разнообразие
животного
мира.
Среда
обитания
животных.
Животные суши и
водоемов.
Виртуальная
экскурсия
«Животные
России»

Животный мир
Среда обитания

Работа с
научной статьёй
Таблица и
рассказ по ней
Работа в
тетради
вопросы

Формирование и
развитие связной
речи, мышления
Зрительного
восприятия
Пространственной
ориентировки

35. Понятие животны 1
е: насекомые,
рыбы,
земноводные,
пресмыкающиеся,
птицы,
млекопитающие.

Животный мир
Среда обитания
Общие признаки

Работа с
научной статьёй
Таблица и
рассказ по ней
Работа в
тетради
Вопросы
Дидактические
игры

Формирование и
развитие связной
речи, мышления
Зрительного
восприятия

36. Насекомые. Жуки, 1
бабочки, стрекозы.
Внешний
вид.
Место в природе.
Значение. Охрана.

Общие признаки
насекомых

Работа в
тетради
Вопросы
Дидактические
игры
Рассказ по
плану

Формирование и
развитие связной
речи, мышления
Зрительного
восприятия

37. Рыбы. Внешний

Общие признаки рыб

Работа в

Формирование и

33. Повторительно –
1
обобщающий урок
по разделу
«Растительный мир
Земли»
Тест.
III четверть

1

18

вид.
Среда
обитания. Место в
природе. Значение.
Охрана.
Рыбы,
обитающие
в
водоемах России и
своего края.

Речные и морские

тетради
Работа с
текстом
Рассказ по
плану
Дидактические
игры
Вопросы

развитие связной
речи, мышления
Зрительного
восприятия и
Пространственной
ориентировки

38. Птицы. Внешний 1
вид.
Среда
обитания.
Образ
жизни. Значение.
Охрана.
Р.к. Птицы своего
края.

Общие признаки птиц
Перелётные
осёдлые

Работа в
тетради
Работа с
текстом
Рассказ по
таблице
Дидактические
игры и загадки
Вопросы
Работа в парах и
группах

Формирование и
развитие связной
речи, мышления
Зрительного
восприятия и
Пространственной
ориентировки
Коррекция
коммуникативных
навыков

39. Млекопитающие- 1
звери Внешний
вид.
Среда
обитания.
Образ
жизни. Значение.
Охрана.
Р.к
Млекопитающие
животные своего
края.

Млекопитающие- звери Дидактические
Травоядные
игры и загадки
всеядные
Работа с
текстом
Рассказ по
таблице
Работа в
тетради
Вопросы
Работа в парах и
группах

Формирование и
развитие связной
речи, мышления
Зрительного
восприятия и
Коррекция
коммуникативных
навыков

40. Животные рядом с 1
человеком.
Домашние
животные в городе
и деревне.

Домашние животные
Животноводство
Птицеводство

Дидактические
игры и загадки
Работа с
текстом
Рассказ по
схеме
Работа в
тетради
Вопросы
Работа в парах и
группах

Формирование и
развитие связной
речи, мышления
Коррекция
коммуникативных
навыков

41. Домашние
питомцы. Уход за
животными в
живом уголке или
дома

Домашние питомцы

Работа с
текстом
Рассказ по
схеме
Работа в
тетради
Вопросы
Практическое
выполнение
заданий

Формирование и
развитие связной
речи, мышления
Коррекция
коммуникативных
навыков,
формирование и
развитие
практических
навыков.

19

42. Попугаи,
певчие 1
птицы
Правила
ухода
и
содержания.
Практическая
работа.

Уход
Содержание
Певчие птицы

Работа с
текстом
Рассказ по
схеме
Работа в
тетради
Вопросы
Практическое
выполнение
заданий

Формирование и
развитие связной
речи, мышления
Коррекция
коммуникативных
навыков,
формирование и
развитие
практических
навыков.

43. Аквариумные
рыбы.
Правила ухода и
содержания.
Практическая
работа

1

Уход
Содержание
Аквариумные рыбки

Работа с
текстом
Рассказ по
схеме
Работа в
тетради
Вопросы
Практическое
выполнение
заданий

Формирование и
развитие связной
речи, мышления
Коррекция
коммуникативных
навыков,
формирование и
развитие
практических
навыков.

44. Собака.
Правила 1
ухода
и
содержания.
Практическая
работа.

Уход
Содержание
Домашние питомцы

Работа с
текстом
Рассказ по
схеме
Работа в
тетради
Вопросы
Практическое
выполнение
заданий

Формирование и
развитие связной
речи, мышления
Коррекция
коммуникативных
навыков,
формирование и
развитие
практических
навыков.

45. Кошка.
Правила 1
ухода
и
содержания.
Практическая
работа.

Уход
содержание

Работа с
текстом
Рассказ по
схеме
Работа в
тетради
Вопросы
Практическое
выполнение
заданий

Формирование и
развитие связной
речи, мышления
Коррекция
коммуникативных
навыков,
формирование и
развитие
практических
навыков.

46. Морская
свинка, 1
хомяк,
черепаха.
Правила ухода и
содержания.
Практическая
работа.

Уход
содержание

Работа с
текстом
Рассказ по
схеме
Работа в
тетради
Вопросы
Практическое
выполнение
заданий

Формирование и
развитие связной
речи, мышления
Коррекция
коммуникативных
навыков,
формирование и
развитие
практических
навыков.

47. Охрана животных. 1

Заповедники

Работа с

Формирование и

20

Заповедники и
заказники
Виртуальная
экскурсия.

заказники

текстом
Работа со
словарём
Работа в
тетради
Вопросы
Виртуальная
экскурсия

развитие связной
речи, мышления
Коррекция
коммуникативных
навыков,

Охрана животных
Красная книга

Работа с
текстом
Работа со
словарём
Работа в
тетради
Вопросы
Творческая
работа «Красная
книга
Челябинской
области»

Формирование и
развитие связной
речи, мышления
Коррекция
коммуникативных
навыков, умение
применить
полученные
знания в жизни

49. Повторительно –
1
обобщающий урок
по разделу
«Животный мир
Земли»

Животный мир
Млекопитающие
Травоядные
всеядные

Работа с
текстом
Работа в
тетради
рисование

Формирование и
развитие связной
речи, мышления,
памяти.
Коррекция
коммуникативных
навыков.

50. Человек.
1
Как устроен наш
организм.
Строение.
Части
тела и внутренние
органы.

Человек
Органы
Организм
Части тела

Работа с
текстом
Рассказ по
схеме
Работа в
тетради
Вопросы

Формирование и
развитие связной
речи, мышления
Зрительного
восприятия и
Пространственной
ориентировки

51. Как
работает 1
(функционирует)
наш
организм.
Взаимодействие
органов.

Работа организма
Функционирование
взаимодействие

Работа с
текстом
Рассказ по
схеме
Работа в
тетради
Вопросы

Формирование и
развитие связной
речи, мышления,
памяти.
Коррекция
коммуникативных
навыков.

52. Здоровье человека 1
(режим,
закаливание,
водные процедуры
и т. д.).
Повторительно –
обобщающий урок
по пройденным
темам
Тест по темам «Как

Человек
Органы
Организм
Работа организма
Функционирование
взаимодействие

Выполнение
тестовых
заданий по
группам

Формирование и
развитие связной
речи, мышления,
памяти.

48. Красная книга
России.
Тест по разделу
«Животный мир
Земли».

1

21

устроен наш
организм» и «Как
работает наш
организм»
53. Осанка
(гигиена, 1
костно-мышечная
система).

осанка

Работа с
текстом
Работа в
тетради
Вопросы
Занимательные
задания по
группам

Формирование и
развитие связной
речи, мышления,
памяти.

IV четверть
Органы
чувств.
Гигиена органов
чувств. Охрана
зрения.
Профилактика
нарушений слуха.
Правила гигиены.

1

Органы чувств
Орган зрения - глаза
Орган слуха - уши
Орган обоняния - нос
Орган вкуса- язык
Орган осязания - кожа

Работа с
учебным
текстом
Вычерчивание
схемы в тетради
«Органы
чувств»
Работа в
тетради
Рассказ по
схеме

Формирование и
развитие связной
речи, мышления,
памяти.
Коррекция
коммуникативных
навыков.

55. Здоровое
(рациональное)
питание. Режим.
Правила питания.
Меню на день.
Витамины

1

Углеводы
Белки
Жиры
Витамины
Здоровое питание

Работа с
учебным
текстом
Вычерчивание
схемы в тетради
«Витамины»
Работа в
тетради
Рассказ по
схеме

Формирование и
развитие связной
речи, мышления,
памяти.
Коррекция
коммуникативных
навыков

56. Дыхание. Органы
дыхания. Вред
курения. Правила
гигиены

1

Органы дыхания

Работа с
учебным
текстом
Работа в
тетради
Занимательные
задания по
группам

Формирование и
развитие связной
речи, мышления,
памяти.

57. Скорая помощь
(оказание первой
медицинской
помощи).

1

Первая медицинская
помощь
Рана
Ушиб
Ожог
Обморожение
«скорая помощь»

Занимательные Формирование и
задания по
развитие связной
группам
речи, мышления,
памяти.
Коррекция
коммуникативных
навыков

58. Медицинские

1

Поликлиника

Работа с

54.

22

развитие связной

учреждения своего
города (поселка,
населенного
пункта).

Больница

учебным
текстом
Работа в
тетради
Просмотр
видеосюжетов

речи, мышления,
памяти.
Коррекция
коммуникативных
навыков

59. Телефоны
1
экстренной
помощи.
Специализация
врачей.
Повторительнообобщающий урок
по
разделу
«
Человек». Тест

Терапевт
Кардиолог
Хирург
Окулист
«скорая помощь»

Работа с
учебным
текстом
Работа в
тетради
Проведение
итогового теста
по разделу

Формирование и
развитие связной
речи, мышления,
памяти.

60. «Есть на Земле 1
страна — Россия»
Россия ― Родина
моя.

Россия
Родина
Отечество

Работа с
учебным
текстом
Работа в
тетради
Просмотр
видеосюжетов

Формирование и
развитие связной
речи, мышления,
памяти.

61. Место России на
земном шаре.

Глобус
Планета
Земной шар

Работа в
тетради
Просмотр
видеосюжетов
Практическая
работа

1

62. Важнейшие
1
географические
объекты,
расположенные на
территории нашей
страны: Черное и
Балтийское моря,
Уральские и
Кавказские горы,
озеро Байкал, реки
Волга, Енисей
63. Население
народы
страны.

и 1
нашей

64. Москва - столица
России.

1

Работа с
учебным
текстом
Работа с картой
России
Работа в
тетради
Просмотр
видеосюжетов
Практическая
работа
Деревни, посёлки
Города
Сёла
Население
многонациональное

Работа с
учебным
текстом
Работа в
тетради
Работа с картой
Просмотр
видеосюжетов

Столица
Работа с
Достопримечательности учебным
Музей
текстом
23

Формирование и
развитие связной
речи, мышления
Зрительного
восприятия и
Пространственной
ориентировки

Формирование и
развитие связной
речи, мышления

Театр
Кремль

Работа с картой
России
Работа в
тетради
Просмотр
видеосюжетов

Зрительного
восприятия и
Пространственной
ориентировки

65. Крупные города,
1
их
достопримечательн
ости: Санкт –
Петербург, Казань,
Нижний Новгород.

Город
Достопримечательности
Эрмитаж
Кунсткамера
метро

Работа с
учебным
текстом
Работа с картой
России
Работа в
тетради
Просмотр
видеосюжетов

Формирование и
развитие связной
речи, мышления
Зрительного
восприятия и
Пространственной
ориентировки

66. Города России:
Новосибирск,
Владивосток. Тест
по теме
«Есть на земле
страна Россия»

1

Город

Работа с
учебным
текстом
Работа с картой
России
Работа в
тетради
Просмотр
видеосюжетов
Проведение
итогового теста
по разделу

Формирование и
развитие связной
речи, мышления
Зрительного
восприятия и
Пространственной
ориентировки

67. Золотое кольцо
России

1

достопримечательности Работа с
учебным
текстом
Работа с картой
России
Работа в
тетради
Просмотр
видеосюжетов

Формирование и
развитие связной
речи, мышления
Зрительного
восприятия и
Пространственной
ориентировки

68. Повторительно
обобщающий
Урок по разделу
«Есть на земле
страна Россия»

1

Страна
Столица
Город
Достопримечательности
Растительный мир
Животный мир

Формирование и
развитие связной
речи, мышления
Зрительного
восприятия и
Пространственной
ориентировки

Работа с картой
России
Работа в
тетради
Просмотр
видеосюжетов

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного
процесса.
Список учебно-методической литературы:
Сборник Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII
вида 5 -9 классы под редакцией В.В. Воронковой. - Москва, «Просвещение», 2010 год
переиздание 2014 г.
7.

24

Т.М. Лифанова Е.Н. Соломина Природоведение 5 класс учебник для
общеобразовательных
организаций,
реализующих
адаптированные
основные
общеобразовательные программы. Москва « Просвещение» 2016
1.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Энциклопедия «Я познаю мир» Животные. АСТ-ПРЕСС
Г.В. Семкин Атлас «Страна, в которой я живу». М. РОСМЭН 2006
« Большая энциклопедия животного мира». М. РОСМЭН 2006
« 500 удивительных фактов. Животные». М. РОСМЭН 2005
Юный натуралист. «Наблюдаем насекомых». Рут Томсон Маргарет Стефенс М.АСТПРЕСС.1997
Юный натуралист. «Мир ручьев, прудов и рек». Маргарет Стефенс М. АСТ-ПРСС 1997
Твоя копилка знаний. Окружающий мир. М.РИК Русанова.
Золотой фонд Энциклопедия. Биология. Научное издательство « Большая Российская
энциклопедия». М. 2003
Золотой
фонд. Энциклопедия. Естествознание. Составитель В.Д. Шолле. Научное
издательство « Большая Российская энциклопедия». М. 2003
2

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.

Дополнительная литература для учителя и обучающихся.

Интернет ресурсы и ЦОР

ЦОР к учебнику Т.С. Суханова В.И. Строганов
Естествознание 5 класс. 2е издание М. «Вентана-Граф»2006
Т.С. Суханова В.И. Строганов Естествознание 5 класс Издательский центр «Вентана-Граф»
В.М. Константинов и др. Биология Животные 7 класс 2е издание М. «Вентана-Граф»2005
В.М.
Константинов В.Г. Бабенко В.С. Кучменко Биология Животные. 7 класс.
Издательский центр «Вентана-Граф»
Н.И.Сонин Биология. Живой организм 6 класс 2е издание М, «Дрофа» 2008
Н.И. Сонин М.Н Сапин Биология Человек.8 класс. 10е издание М. «Дрофа» 2008.
И.Н. Пономарева О.А. Корнилова Биология. Растения. Бактерии. Грибы. 6 класс.Издательский
центр «Вентана-Граф»
Виртуальный живой уголок. ООО «Физикон» 2008 6-11 Кл.
Н.И. Сонин В.Б. Захаров. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс. 11 изданиеМ.
«Дрофа» 2008.
И.Н. Пономарева О.А. Корнилова Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6класс 2е
издание «Вентана-Граф» 2005.
А.А. Плешков. Н.И. Сонин. Природоведение 5 класс. 2е издание М. «Дрофа» 2007.

3.
Демонстрационный и раздаточный дидактический материал:
1.Глобус Земли ( 14 шт.)
2. Модель «Планетная система»
3. Модель «Круговорот воды в природе».
4. Теллурий
Средства обучения:
1.

технические и электронные средства обучения:







автоматизированное рабочее место учителя с программным обеспечением,
телевизор, CD/DVD –проигрыватели,
аудиомагнитофон,
мультимедиапроектор; экран,
аудиозаписи музыки к литературным произведениям;
презентации по темам
25



магнитная классная доска

26

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».