РП по учебному предмету Адаптивная физическая культура

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Бисертская средняя школа№1»
Россия, 623050, Свердловская область, пгт Бисерть, ул. Октябрьская, 10
тел./факс 8(34398) 6-21-87 e-mail:bisert-schkola@yandex.ru, сайт: https://bisert1.uralschool.ru/

Утверждаю
Директор МКОУ «Бисертская средняя школа№1»
_______________________ А.А.Боев

Принята на заседании
педагогического совета

Приказ от ___1.09.2023________ №_____89__
Протокол №__9_ от __30.08.2023_______

Рабочая программа общего образования
обучающихся с НОДА и умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
вариант 6.3
«Адаптивная физическая культура»
(домашнее обучение)
(5 класс)

п. Бисерть, 2023г.

Пояснительная записка





Рабочая программа по предмету «Лечебная физическая культура» для 5 – 9 классов составлена в соответствии с:
Требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к структуре основной
образовательной программы (ООП), Уставом и Программой развития образовательной организации и Приказом Минобрнауки России
от 31.12.2015г.N1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г.N1897»
(Зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016 N 40937).
Примерной основной образовательной программы основного общего образования (пр. №1/15 от 08.04.2015г.)
Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного
аппарата (НОДА).

Цель - коррекция отклонений в нарушениях опорно- двигательного аппарата, овладение учащимися основ лечебной физической
культуры, слагаемыми которой являются: поддержание оптимального уровня здоровья детей, овладение знаниями в области ЛФК и
осуществление оздоровительной деятельности освоенными способами и умениями.
Задачи:
I.
Организационно-педагогические задачи:
 Создание оптимальных условий для лечения и оздоровления организма детей, обеспечивающих воспитание гармоничной личности,
способной к самореализации, совершенствованию, самопознанию.
 Организация мониторинга физического развития каждого ребенка с учетом возрастных и физических особенностей, связанных с
нарушением осанки и заболеванием опорно-двигательного аппарата (сколиоз, кифоз, лордоз, плоскостопие) и других.
II.
Учебные задачи:
 Формирование теоретических знаний о здоровом опорно-двигательном аппарате.
 Обучение воспитанников основам лечебной физкультуры.
 Формирование практических навыков, способствующих развитию правильной осанки у детей.
 Обучение необходимым видам дыхательных упражнений.
III.
Коррекционно-развивающие задачи:
Замедление процесса прогрессирования заболевания и формирование практических навыков, способствующих:
1.развитию правильной осанки;
2.развитию мышечного корсета;
3.увеличению силовой выносливости мышц;
4.формированию правильного дыхания;
5.стабилизации искривления позвоночника и уменьшения дуги сколиоза.

Укрепление здоровья, профилактика заболеваний и коррекция нарушений физического развития средствами лечебной физической культуры,
приобщение к здоровому образу жизни детей с ограниченными возможностями здоровья.
IV
Воспитательные задачи:
 Воспитание в детях внутренней свободы, уверенности в себе, своих силах и возможностях своего тела.
 Формирование и развитие морально-волевых качеств и мотивации к регулярным занятиям ЛФК, утренней гимнастикой и спорту.
 Создание благоприятных условий для лечения и оздоровления организма.
V.
Валеолого – психологические задачи:
 Формирование осознанного отношения у воспитанников к своему здоровью.
 Организация образовательного процесса с использованием валеологических требований к проведению занятий.
 Создание благоприятной психоэмоциональной атмосферы на занятиях.
Планируемые результаты освоения учебного предмета по АООП
для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА):
Личностные результаты
–
формирование чувства гордости за свою Родину, формирование ценностей многонационального российского общества;
–
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
–
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе;
–
развитие навыков общения со взрослыми и сверстниками;
–
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Предметные результаты
–
формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для коррекции, адаптации и социализации,
укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое,
интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
–
овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные
мероприятия, подвижные игры и т.д.);
–
формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными
мониторинга здоровья (длины и массы тела и др.), показателями основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации,
гибкости)
–
взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
–
выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в игровой и соревновательной деятельности.
Ожидаемые результаты освоения программы.
В результате освоения программы учащийся:
Будет знать: правила поведения на занятиях ЛФК, что такое лечебная гимнастика, ее роль и влияние на организм ребенка. Что такое
правильная осанка. Гигиенические требования к занятиям лечебной физической культуры и самостоятельным занятиям в домашних условиях.
Правила приема воздушных и солнечных ванн. Значение занятий на открытом воздухе, температурный режим. Знать правила подвижных

игр, изученных на занятиях.
Будет уметь: выполнять упражнения лечебной физической культуры не только на занятиях в школе, но и самостоятельно в домашних
условиях. Играть в подвижные игры. Ходить на лыжах ступающим шагом. Спускаться и подниматься на небольшие склоны.
Будет иметь: прирост показателей развития основных физических качеств; показывать хорошие умения и навыки в выполнении
упражнений лечебной физической культуры.
Учащиеся будут уметь демонстрировать: общеразвивающие упражнения: в положении стоя, сидя, лежа, стоя на четвереньках, с
гимнастическими палками, дыхательные упражнения, упражнения для формирования сводов стопы, ходь бу на лыжах ступающим
шагом, спуски и подъемы на небольших склонах, подвижные игрs.

Тематическое планирование.

№
п/п
1
2
3
4
5
6
7

Вид программного материала
Упражнения на растяжение и расслабление мышц.
Упражнения для укрепления мыши кистей и пальцев рук.
Коррекционные упражнения для развития координации движений.
Упражнения для формирования правильной
осанки.
Коррекционные упражнения для развития координации движений.
Упражнения для устранения моторной
неловкости.
Упражнения для коррекции плоскостопия
Всего

часы
5
5
15
15
15
5
8
68

Содержание предмета.
Для детей с НОДА, характерными являются двигательные расстройства: гипертонус мышц, нарушение координации движений,
атрофия мышц и др. При НОДА меняется осанка, возникают деформации и другие нарушения. Имеет место расстройство деятельности
анализатора, что затрудняет нормальную адаптацию детей к окружающей среде.

Типична повышенная эмоциональная возбудимость, инертность психики и т.п. ЛФК представляет собой. прежде всего, терапию
регуляторных механизмов, в которой используются наиболее оптимальные биологические способы мобилизации собственных
компенсаторных и защитных свойств организма пациента для устранения патологических процессов.
Методика ЛФК при НОДА базируется на следующих принципах: регулярность. систематичность и непрерывность занятий,
индивидуальный подход, учет стадии и тяжести заболевания, а также возраста и психического развития ребенка. Немаловажное значение
имеет увеличение физических нагрузок. Оно должно быть строго индивидуальным. Большое значение имеют упражнения на
расслабление. Эти упражнения способствуют снижению тонуса мышц, что в свою очередь приводит к ослаблению импульсов, которые
идут от мышцы к коре больших полушарий мозга. Вследствие ослабления процессов возбуждения происходит значительное снижение
напряжении соответствующих мышц.
При проведении занятия используется традиционная схема: вводная часть (разминка), основная (специальные корригирующие
упражнения) и заключительная (восстановление). Основными методами, используемыми на занятиях ЛФК по данной программе, являются:
объяснение, показ упражнений учителем, индивидуальная работа с учащимися и игровые методы, повышающие интерес к занятиям.
Набор в группы происходит после обязательного медицинского осмотра узких специалистов (педиатра, психотерапевта, невропатолога,
хирурга).
Форма проведения занятий – групповые. Количество детей в группе 6-8 человек. Основным средством обучения являются
физические упражнения. Систематическое выполнение комплекса корригирует нарушение осанки и укрепляет мышечный корсет.
Одновременно с упражнениями формируется навык правильной осанки. Он вырабатывается на базе мышечно-суставного чувства,
позволяющего создать нужное положение всех частей тела. Для этого используются тренировки взаимоконтроль.
Выработка и закрепление правильной осанки широко используются в упражнениях на координацию, в равновесии, а также в играх с
правилами, предусматривающими соблюдение правильной осанки. Для реализации поставленных задач используется объяснительноиллюстративный метод обучения, включающий в себя:
1. объяснение, команду, счет, задание, разбор, методические указание, оценку;
2. разучивание упражнений по частям и в целом, игру и эстафеты;
3. демонстрацию наглядного материала, показ учителя, звуковую сигнализацию.

5 класс
Обучающиеся должны иметь представление: о формированииздорового образа жизни средствами физический культуры и спорта;
видах дыхания; значении питания; мерах по предупреждению простудных заболеваний; планированию двигательного режима на день; об
одном из видов плавания из программы Олимпийских игр; организации тренировочной и игровой деятельности; самоконтроле; правилах
безопасности при выполнении упражнений.

Уметь: выполнить индивидуально подобранные комплексы; организовывать тренировочною и игровую деятельность с группой
одноклассников; осуществлять самоконтроль в процессе занятий; использовать приобретённые знания и умения в повседневной жизни.
Основы знаний о физической культуре.
Правила поведения и профилактика травматизма на занятиях физическими упражнениями, гигиенические требования к спортивному
инвентарю и оборудованию, одежде и месту проведения занятий.
Олимпийские игры, роль Пьера де Кубертена в их возрождении. История развития олимпийского движения в России. Успехи отечественных
спортсменов на современных олимпийских играх.
Способы деятельности.
Комплексы упражнений для профилактики утомления в режиме учебного дня: комплексы физкультминуток и физкультпауз, гимнастики для
глаз и дыхательной гимнастики.
Комплексы упражнений для коррекции осанки, телосложения,
Физическое совершенствование Оздоровительная и корригирующая гимнастика.
Профилактика и коррекция плоскостопия.
Упражнения с мячом. Упражнения с гимнастической палкой. Силовые упражнения для мышц стопы.
Развитие мелкой моторики.
Упражнения с

мячом.

Упражнения

с

гимнастической

палкой.

Упражнения с веревочкой.
Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата.
Суставная гимнастика. Упражнения для мышц спины. Упражнения для пресса.
Коррекция пространственно-временной дифференцировки.
Упражнения с мячами. Эстафеты. Танцевальные упражнения.
Коррекция координации движений.
Упражнения с обручем. Упражнения с мячами. Упражнения наскакалке.
Физическая подготовка.
Легкая атлетика.

Техника бега. Техника метание мяча.
Гимнастика.
Строевые упражнения. Упражнения на растяжку.
Лыжная подготовка.
Попеременный двухшажный ход. Повороты на лыжах. Техника спуска на лыжах. Одновременный безшажный ход. Одновременный
одношажный ход.
Упражнения на тренажерах.
Упражнения на пресс и мышцы спины. Упражнения на плечевой пояс имышцы рук. Упражнения на мыщцы ног.
Игротерапия (коррекционно-развивающие подвижные игры, спортивные игры).
Подвижные игры на развитие скорости. Подвижные игры на развитие ловкости и координации. Подвижные игры на развитие выносливости.
Подвижные игры на развитие силовых качеств.
Тестирование физической подготовленности.
Упражнения на развитие физических качеств: силу, гибкость, ловкость,координацию, скорость.

Календарно-тематическое планирование по лечебной физической культуре
5 класс
№
1
2

Дата

Колво
часов
1
1

Наименование разделов и тем

действия
1.Упражнения растяжение на расслабление мышц.-10ч.
Вводный урок. Инструктаж поТ.Б.
Личностные результаты:
Дыхательная гимнастика.
- активно включаться в общение и
Игра « задуй свечи»

3

1

Базовые учебные

ОРУ на растяжение МЫШЦ рук И НОГ на полу. Игра «Потягушки»,
Дыхательная
«Черепашка»гимнастика
ОРУ на больших мячах с гантелями

взаимодействие со сверстниками
на принципах уважения,
доброжелательности.
взаимопомощи

1

4

1

5

1

6

1

Дыхательная гимнастика

Сопереживания:

ОРУ на больших мячах с гантелями

дисциплинированность, трудолюбие и
упорство в постижении поставленных

Дыхательная гимнастика.
ОРУ на укрепление мышц спины на больших мячах. Расслабление мышц
спины на мячах.
Дыхательная гимнастика. Упражнения с отягощением с последующим
расслаблением. Игра «тараканчики»
Дыхательная гимнастика

целей;
Познавательные: самостоятельный
анализ ситуаций, требующий
применение правил предупреждения
травматизма.

ОРУ на сокращение и растяжение
7

1

мышц туловища и конечностей на. к о в р и к а х . И г р а
Дыхательная
« П е р е к а т гимнастика.
ы»
Покачивания на фитболе в различных И.П.

Регулятивные: осознание и
корректировка собственных действий,
направленных на организацию
безопасности на занятиях;
Коммуникативные: осуществлять
выбора речевых способов
взаимодействия; участие в диалоге, вы
сказывание собственной позиции,
проявление умения слушать других:
Предметные: научаться соблюдать

правила безопасного поведения на
2. Упражнения для укрепления мышц кистей, стоп, пальцев рук. -5ч
8

9

1

1

Дыхательная гимнастика.

занятиях ЛФК, использовать знания и

Развитие общей и мелкой моторики. Игры с малыми мячами и
кольцебросом

умения в практической деятельности:
Личностные

Дыхательная гимнастика.
Передача, ловля, броски мячей

10

1

разного
диаметра
в цель. Самомассаж кистей с помощью предметов.
.Дыхательная
гимнастика.
Развитие мелкой моторики. Игра «Сундучок» Пальчиковая
гимнастика.

развитие мотивов учебной
деятельности и личностный смысл
учения, принятие и освоение
социальной роли обучающего:

11

12

Развитие гибкости и подвижности суставов кистей, стоп и
пальцев. Игра с мячами среднего диаметра

развитие самостоятельности и личной
ответственности за свои поступки на
основе представлений о нравственных
нормах, социальной справедливости и

«Дыхательная
П у л ь с а ц и ягимнастика.
» , «Но сок- пятка»

свободе:

Дыхательная гимнастика.

1

1

ОРУ для лучезапястных суставов и суставов пальцев рук. Работа с
мячами малого размера. игра «11альцы вверх, пальцы вниз»
Самомассаж кистей

Познавательные: осознание важности
освоения .организующих упражнений;

Реryлятивиые: выделение и осознание
того, что усвоено
в что еще
нужно
З. Коррекциониые упражнения для развития координации
движений.
-20ч.
13

1

Гимнастика для глаз.
ОРУ на мячах большого размера.. с поочерёдным подниманием
рук, НОГ. Игра «Выше ноги...»

усвоить формирование навыка
Личностные:
систематического
наблюдения
 развитие мотивов
учебной за своим
деятельности и личностный
состоянием.
смысл учения, принятие и
освоение
социальной роли обучающего::

14

1

Координационные упражнения для верхних конечностей.

15

1

Координационные упражнения с отягощением.

16

1

Ловля и броски мячей разного размера в цель.

17

1

18

1

Перемещение по залу в разных
направлениях. Игра «Молекулы»
ОРУ для координации руки Ног. Игра «пешеходы»

19

1

20

1

Развитие равновесия Н пространственного ориентира. Развитие
координации и равновесия с
гимнастическими палками
Повороты головы с одновременной
работой верхних конечностей.

 развитиесостоянием,
навыков сотрудничества
физическим
величиной
сверстниками
и взрослыми в разных
со
физических
нагрузок.
социальны
х ситуациях, умение не
создавать конфликты и находить
Коммуникативные: формирование
выходыпозитивного
из спорных
ситуаций;
способов
речевого
взаимодействия с учителем и
Познавательные: ознакомление с
одноклассниками,
умение
упражнениями оздоровительнокорригируюгцей
направленности
формулировать
вопросы,
участвоватьи
их изучение. осуществление отбора
в идиалоге:
объединения упражнений в
комплексе;
Регулятивиые: выделение и
осознание того, что усвоено и что
еще нужно усвоить:
Коммуникативные умение
формулировать вопросы, участвовать
в диалоге.

Предметные:
Повороты головы с одновременной
работой нижних конечностей.

21

1

22

1

Разносторонние движения рук и ног, с поворотами головы в
разные стороны.

23

1

24

1

Перестроения по залу по инструкции
учителя.
Работа на ковриках. Статические позы по инструкции. Ласточка,
мельница. цапля и т.д.

•овладение умениями
организовывать здоровьесберегающую
жизнедеятельность.
 формирование навыка
систематического наблюдения за своим
физическим состоянием, величиной
физических нагрузок.

4. Упражнения для формирования правильной осанки. -25ч
1

25

Простые ОРУ, сидя перед зеркалом с
мешочком на голове

Личностные:
проявлять положительные качества
в различных ситуациях и условиях;
проявлять дисциплинированность,

26-27

2

Упражнения у гимнастической стенки с
помощью инструктора.
У

28

1

29

1

Упражнения для укрепления мышц
спины и брюшного пресса в И.П. лежа.
Упражнения для укрепления мышц
СПИНЫ И брюшного пресса СТОЯ.

30

1

Специальные упражнения в И.П. стоя с
гимнастической палкой и контролем осанки в зеркале.

31

1

Упражнения для укрепления мышц спины и брюшного пресса в
И.П. стоя

32

1

ОРУ с гимтастической палкой и контролем осанки в
зеркале.

трудолюбие и упорство в достижении
поставленных целей;
Познавательные:
осознание важности
освоения организующих упражнений;
оказывать
бескорыстную
помощь
осмысление
своего двигательного
своим сверстникам. находить с ними
опыта:
регулятивные:
планирование
и
общий общий язык
и общие интересы.
оценивание учебных действий в
соответствии поставленной задачей;
Коммуникативные: умение
формулировать вопросы, участвовать в
диалоге.
Предметные:

33

1

ОРУ на укрепление мышц спины и плечевого пояса.

34

1

Комплекс упражнений на фитболе в различных И.П.

35

1

Комплекс ОРУ сидя на фитболе у гимнастической стенки.

планировать занятия физическими
упражнениями в режиме дня.
организовывать отдых и досуг с
использованием средств физической
культуры:

36
1
37
1
38
1
39
1
40
1

5. Упражнения для укрепления мышечного корсета.-25ч.
формирование навыка
Укрепление мышц спины и брюшного 1
Личностные:
систематического наблюдения за
проявлять
положительные качества
пресса. П/и «Найди Своё место».
- своим физическим состоянием.
личности
и управлять своими
величиной
нагрузок.
в различныхфизических
(нестандартных)
Развитие
гибкости
позвоночного
столба. ОРУ
на ковриках.
эмоциями
ситуациях и условиях:
ОРУ с гимнастическими палками.
Познаватсльиые: контролируют
Упражнения на фитболах.
режимы физической нагрузки на
организм;
Активная гимнастика с отягощением: гантели, утяжелители.
Регулятивны е: контролируют учебные
действия, аргументируют
допущенные ошибки.

41

1

Активная гимнастика у гимнастической
стенки.

42

1

43

1

ОРУ на укрепление мышц туловища.
Наклоны с мячом.
Упражнения с мячом и гимнастической
палкой: закатывание мяча в ворота.

44

1

45

1

Упражнения с мячом: подкидывание
ловля руками.
Упражнения с мячом: отбивание
поочередно каждой ногой, нога на мяче
(вращения) и пр.

2

ОРУ на укрепление мышц туловища,
ног , плечевого пояса

4
6

Коммуникативные: проявляют
потребность в общении с учителем,
умеют слушать и вступать в диалог.
Предметные: научатся передвигаться
различными способами, выполнять
упражнения дыхательные и для
формирования правильной осанки

6. Упражнения для устранения моторной неловкости. 5часов
47-48
49-50

2
2

51-52

2

5354

2

55-56

2

Упражнения с гимнастической палкой.
Координационные упражнения для верхних и нижних
конечностей.
Упражнения с мячом и гимнастической палкой: закатывание мяча в
ворота.

Личностные:
проявлять положительные качества
личности и управлять своими эмоциями
в различных (нестандартных) ситуациях
и условиях.

Упражнения у гимнастической стенки с частой сменой конечностей,
Познавательные:
контролируют
с разной направленностью движений.
режимы физической нагрузки на
Игра на скорость реакции, с частой
организм.
с м е н о й д в и ж е н и й к о н е ч н о с т е й коррекции
Регуятивиые: контролируют учебные
плоскостопия.-12ч
действия,, аргументируют допущенные
ошибки.
Коммуникативные:
проявляют
потребность в общении с учителем.
умеют слушать и вступать в диалог:
7. Упражнения для коррекции плоскостопия-12 часов
Предметные: научатся передвигаться
разными способами, выполнять
упражнения дыхательные и для
формирования правильной осанки

57-58

2

Упражнения с малым мячом. Прокатывание стопами

59-60

2

Работа с мелкими предметами. Захват кончиками пальцев.

2

Перекладывание крупных предметов стопами: мячи, конусы и пр. Коммуникативные: проявляют
потребность в общении с учителем.
умеют слушать и вступать в диалог.
Работа на ковриках. Перекаты на стопах. Игра «Носки, пятки»

61-62
63-64

2

65-66

2

Профилактика плоскостопия, полоса препятствий.

67-68

2

Профилактика плоскостопия, полоса препятствий.

Итого 68 часов
Используемый УМК:
КЛАСС

УЧЕБНИКИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ

5

6

7

8

9

1.
2.
3.

- «Лечебная физическая культура» В.И. Дубровский М., 1998г.
- «Лечебная физическая культура» - учебное пособие. В.А. Епифанов М., 2006г.
- «Лечебная физкультура и массаж» Н.А. Белая М.,2001 г.
- «Частные методики адаптивной физической культуры» Л.Ф. Шапкова М., 2011 г
- «Лечебная физическая культура и массаж» П.И. Готовцев, А.Д. Субботин, В.П. Селиванов
М., 2007г.
- «Физическая реабилитация» С.Н. Попов М. 2009г.
- Мастюкова Е. М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом
Е. М. Мастюкова. - М.: Просвещение, 1991
- «Лечебная физическая культура» В.И. Дубровский М., 1998г.
- «Лечебная физическая культура» - учебное пособие. В.А. Епифанов М.. 2006г.
- «Лечебная физкультура и массаж» Н.А. Белая М..2001 г.
- «Частные методики адаптивной физической культуры» Л.Ф. Шапкова М., 201 1 г
- «Лечебная физическая культура и массаж» П.И. Готовцев. А.Д. Субботин, В.П. Селиванов
М., 2007г.
- «Физическая реабилитация» С.Н. Попов М, 2009г.
- «Лечебная физическая культура» В.И. Дубровский М., 1998г.
- «Лечебная физическая культура» - учебное пособие. В.А. Епифанов М.. 2006г. - «Лечебная физкультура и массаж»
Н.А. Белая М..2001 г.
- «Частные методики адаптивной физической культуры» Л.Ф. Шапкова М., 201 1г
- «Лечебная физическая культура и массаж» П.И. Готовцев. А.Д.
- «Лечебная физическая культура» В.И. Дубровский М., 1998г. - «Лечебная физическая культура» - учебное пособие.
В.А. Епифанов М., 2006г.
- «Лечебная физкультура и массаж» Н.А. Белая М..2001 г.
- «Частные методики адаптивной физической культуры» Л.Ф. Шапкова М., 201 1 г
- «Лечебная физическая культура и массаж» П.И. Готовцев. А.Д. Субботин. В.П. Селиванов М., 2007г.
- «Физическая реабилитация» С.Н. Попов М. 2009г.
- «Лечебная физическая культура» В.И. Дубровский М., 1998г.
- «Лечебная физическая культура» - учебное пособие. В.А. Епифанов М., 2006г. - «Лечебная физкультура и массаж»
Н.А. Белая М.,2001 г.
- «Частные методики адаптивной физической культуры» Л.Ф. Шапкова М., 201 1 г
- «Лечебная физическая культура и массаж» П.И. Готовцев, А.Д. Субботин. В.П. Селианов М., 2007г.
- «Физическая реабилитация» С.Н. Попов М, 2009г.
Литература

Болонов Г.П., «Физическое воспитание в системе коррекционно-развивающего обучения», М.: ТЦ «Сфера», 2003 год;
Велитченко В.К.. «Физкультура для ослабленных детей», М.: Терра -спорт. 2(Ю0 гоц;
Дубровский В.И., «Лечебная физическая культура», М.: Владос, 2004 год;

4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.

Каштанова Г.В., Мамаева Е.Г., «Лечебная физкультура и массаж. Методика оздоровления детей младшего школьного возраста»,
Практическое пособие, 2002 год:.
Кириллов А.И., «Сколиоз: эффективное лечение и профилактика» М.; АСТ; СП6.: Сова; Владимир:ВКТ,2008 год;
Красикова И.С. «Осанка: Воспитание правильной осанки. Лечение нарушений осанки», 3-е изд.СП6.: КОРОНА-Век,2007 год;
Ловейко И.Д., «Формирование осанки у школьников» (пособие для учителей и школьных врачей). М.: Просвещение, 1970 год;
Мачинский В.И., «Гимнастика, исправляющая осанку»; М., 1984 год;
Милюкова И.В.. Евдокимова Т.А.. «Лечебная гимнастика при нарушении осанки у детей». М.: «Эксмо», 2003 год;
Минаев Б.Н., Шиян Б.М., «Основы методики физического воепи1ания школьников». Москва, «Просвещение», 1989 год;
Николайчук Л.В., Николайчук Э.В., «Остеохондроз. сколиоз, плоскостопие». Минск: Книжный Дом. 2004 год;
«Примерные программы начального общего образования по физической культуре» (2006 г);
Страковская В.Л., «300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет». М.: Новая школа, 1994 год;
Халемский Г.А., «Физическое воспитание детей со сколиозом и нарушением осанки». министерство образования Российской
Федерации, управление социального образования. Москва. ЭI-IАС. 2001 год;
Халемский Г.А., «Коррекция нарушений осанки у школьников». методические рекомендации, Санкт-Петербург, «Детство-пресс», 2001
гоп;
Шестопалов С.В., «Физические упражнения». Ростов-на-Дону: Проф-пресс. 2001 год. Периодические издания: журналы
«Физическая культура в школе». «Народное образование».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».