Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Бисертская средняя школа№1» Россия, 623050, Свердловская область, пгт Бисерть, ул. Октябрьская, 10 тел./факс 8(34398) 6-21-87 e-mail:bisert-schkola@yandex.ru, сайт: https://bisert1.uralschool.ru/ Утверждаю Директор МКОУ «Бисертская средняя школа№1» _______________________ А.А.Боев Принята на заседании педагогического совета Приказ от ___1.09.2023________ №_____89__ Протокол №__9_ от __30.08.2023_______ Рабочая программа общего образования обучающихся с НОДА и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 6.3 «Основы социальной жизни» (домашнее обучение) (5 класс) п. Бисерть, 2023г. 1 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ» ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение литературы в 5 классе направлено на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовнонравственными ценностями, отражёнными в произведениях русской литературы, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности. Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части: Гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, в том числе с опорой на примеры из литературы; представление о способах противодействия коррупции; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с опорой на примеры из литературы; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство; помощь людям, нуждающимся в ней). Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России в контексте изучения произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур народов РФ; 2 ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, обращая внимание на их воплощение в литературе. Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства. Эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе изучаемых литературных произведений; осознание важности художественной литературы и культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного литературного образования; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из литературных произведений; уметь управлять собственным эмоциональным состоянием; 3 сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека с оценкой поступков литературных героев. Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и знакомства с деятельностью героев на страницах литературных произведений; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; готовность адаптироваться в профессиональной среде; уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении произведений русского фольклора и литературы; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей. Экологического воспитания: ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности. Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой с опорой на изученные и самостоятельно прочитанные литературные произведения; овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного литературного образования; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия. 4 Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; изучение и оценка социальных ролей персонажей литературных произведений; потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других; в действии в условиях неопределенности, повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; в выявлении и связывании образов, необходимость в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие; умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития; анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий; способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный и читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым действовать в отсутствии гарантий успеха. Предметными результатами освоения предмета «Основы социальной жизни» являются: - знание и соблюдение правил личной гигиены; - соблюдение и выполнение гигиенических требований к жилому помещению; - соблюдение правил поведения в общественных местах; - соблюдение правил техники безопасности; - соблюдение правил дорожного движения; - знание видов и назначения одежды и обуви; - знание и соблюдение правил ухода за одеждой и обувью; - -знание и соблюдение правил поведения в магазине; - знание назначения посуды и столовых приборов; - умение заваривания чая; - сервировка стола к завтраку. 5 В результате освоения предмета «Основы социальной жизни» в 5 классе обучающиеся должны: знать: - последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета; - правила охраны зрения при чтении и просмотре телевизионных передач; - виды одежды и обуви: правила ухода за одеждой и обувью; - санитарно-гигиенические требования к процессу приготовления пищи; - различные меню завтрака; - правила поведения за столом; правила поведения при встрече и расставании; - почтовый адрес своего дома и школы-интерната; - наиболее рациональный маршрут проезда до школы-интерната; - виды магазинов и их назначение. уметь: - совершать утренний туалет; - подбирать одежду, головные уборы, обувь по сезоны; - накрывать стол с учётом конкретного меню; - тактично и вежливо вести себя во время разговора со старшими и сверстниками; - обучающиеся должны уметь писать адреса на почтовых открытках; - соблюдать правила дорожного движения; - соблюдать правила поведения в общественном транспорте (правила посадки, покупка билета, поведение в салоне и при выходе на улицу); - соблюдать правила поведение в магазине; - оплачивать покупку; - выбирать продукты для приготовления завтрака с учетом конкретного меню. владеть: - совершать утренний и вечерний туалет в определенной последовательности; - соблюдать правила бережного отношения к зрению при чтении, письме, просмотре телепередач; - соблюдать правила поведения в общественных местах; - производить сухую и влажную уборку помещений; - строго соблюдать правила безопасной работы режущими инструментами; - распределять кухонные принадлежности по назначению; - использовать предметы для сервировки стола к завтраку; - правильно заваривать чай; - пользоваться нагревательными приборами; - правильно сидеть за столом; - пользоваться столовыми приборами, салфеткой; - соблюдать правила поведения в транспорте и на улице (правила посадки, поведения в салоне и при выходе из транспорта); - культурно вести себя с работниками торговли; - соблюдать правила поведения в магазине; - приготавливать бутерброды; - приготавливать вторые блюда из вареных овощей; - различать одежду в зависимости от назначения: повседневная, праздничная, рабочая, спортивная; - подбирать одежду и головные уборы по сезону, в зависимости от назначения; - сушить и чистить одежду и обувь; - подготавливать одежду и обувь к хранению. Минимальный уровень: 6 - представления о разных группах продуктов питания; - знание отдельных видов продуктов питания, относящихся к различным группам; понимание их значения для здорового образа жизни человека; - приготовление несложных видов блюд под руководством учителя; - представления о санитарно-гигиенических требованиях к процессу приготовления пищи; - соблюдение требований техники безопасности при приготовлении пищи; - знание отдельных видов одежды и обуви, некоторых правил ухода за ними; соблюдение усвоенных правил в повседневной жизни; - знание правил личной гигиены и их выполнение под руководством взрослого; - знание названий торговых организаций, их видов и назначения; - совершение покупок различных товаров под руководством взрослого; - знание и соблюдение правил поведения в общественных местах (магазинах, транспорте, музеях, медицинских учреждениях). Достаточный уровень: - знание способов хранения и переработки продуктов питания; - составление ежедневного меню из предложенных продуктов питания; - самостоятельное приготовление несложных знакомых блюд; - самостоятельное совершение покупок товаров ежедневного назначения; - соблюдение правил личной гигиены по уходу за полостью рта, волосами, кожей рук и т.д.; - соблюдение правила поведения в доме и общественных местах; представления о морально-этических нормах поведения; - некоторые навыки ведения домашнего хозяйства (уборка дома, стирка белья, мытье посуды и т. п.). Предмет «Основы социальной жизни» в 5 классах ориентирован на достижение следующих базовых учебных действий: Личностные: - испытывать чувство гордости за свою страну; - гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; - адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.; - уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; - активно включаться в общеполезную социальную деятельность; - бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны. Регулятивные: - принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; - осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; - осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; - обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; -- адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность. Познавательные: - дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временнопространственную организацию; 7 - использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинноследственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями; - использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами. Коммуникативные: - вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); - слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач; - использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач. СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА, КУРСА «ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ» Введение (1 час) 1. Основные вопросы Кабинет основ социальной жизни и его оборудование. Название учебного курса; цель нового учебного предмета, его назначение; инструкции по технике безопасноости при нахождении в кабинете, правила обучающихся школы. 2. Самостоятельная (лабораторная) работа Работа в тетради. 3. Тематика практических работ Беседа. Личная гигиена (5 часов) 1. Основные вопросы Последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета; правила ухода за кожей рук, ног и ногтями. Правила ухода за полостью рта; предметы личной гигиены по уходу за полостью рта; правила ухода за ушами. Правила освещенности рабочего места; правила охраны зрения при чтении, просмотре телепередач. Правила ухода за волосами; периодичность мытья головы; средства для мытья головы. 2. Тематика практических работ Выполнение утреннего туалета: мытье рук, лица, шеи, ушей, чистка зубов, причесывание волос. Выполнение вечернего туалета: чистка ушей. Комплекс упражнений гимнастики для глаз. Одежда и обувь (4 часа) 1. Основные вопросы Виды одежды и головных уборов, их назначение. Правила ухода за одеждой. Виды обуви и их назначение; правила ухода за кожаной обувью. Правила повседневного ухода за обувью из замши, текстиля, шерсти. Правила подготовки обуви к хранению посезонно. 2. Тематика практических работ Чистка и сушка повседневной одежды, обуви. Культура поведения (4 часа) 8 1. Основные вопросы Правила поведения в зрелищных и культурно-просветительских учреждениях. Правила поведения за столом; правила этикета. 2. Тематика практических работ Правила поведения за столом. Жилище (3 часа) 1. Основные вопросы Виды жилых помещений в городе и деревне и их различие; виды отопления в городе и селе; жилой дом, домашние помещения: зал (гостиная), спальня, кухня, ванная, прихожая; их названия, функциональное назначение. Гигиенические требования к жилому помещению; правила и последовательность проведения сухой и влажной уборки. Гигиенические требования к жилому помещению; инвентарь и виды моющих средств, используемых при уборке. 2. Тематика практических работ Сухая и влажная уборка помещений. Транспорт (3 часа) 1. Основные вопросы Основные виды транспортных средств, имеющихся в городе. Стоимость проезда на всех видах городского транспорта (разовый билет, проездной билет, удостоверение); порядок приобретения билетов. Правила поведения в транспорте и на улице. Транспортный и пешеходный маршрут до школы и обратно. Правила дорожного движения. Правила проезда в транспорте; правила передвижения по улице. 2. Тематика практических работ Составление маршрута от дома до школы. Изготовление знаков дорожного движения, встречающихся на пути к дому, школе. Питание (11 часов) 1. Основные вопросы Посуда и столовые приборы, их назначение. Значение питания в жизни и деятельности людей; правила составления рациона питания. Правила безопасной работы режущими инструментами; место приготовления пищи и его оборудование. Правила сервировки стола с учетом различных меню; чайную посуду. Способы заваривания чая. Виды блюд, не требующих тепловой обработки; виды бутербродов. Значение вторых блюд; использование механических и электробытовых приборов, для сил и времени при приготовлении пищи. 2. Самостоятельная (лабораторная) работа Заполнение таблиц. Выполнение заданий по карточке. Работа по перфокартам. Работа с рецептами. Тестирование. 3. Тематика практических работ Сервировка стола к завтраку. Практическая работа по завариванию чая. Приготовление бутербродов. Приготовление вторых блюд. Торговля (3 часа) 1. Основные вопросы Основные виды магазинов; правила поведения в магазине. Назначение продуктовых магазинов, их отделы и содержание продукции. Специализированные продуктовые магазины. Правила покупки товаров в продовольственном магазине. 2. Самостоятельная (лабораторная) работа Заполнение таблиц. Выполнение заданий по карточке. Работа по перфокартам. Тестирование. 9 3. Тематика практических работ Правила поведения в магазине. Оплата покупки. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ «ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ» № Кол-во часов Раздел, тема урока 1 2 3 4 5 6 7 8 Введение Личная гигиена Одежда и обувь Культура поведения Жилище Транспорт Питание Торговля ИТОГО 1 час 5 часов 4 часа 4 часа 3 часа 3 часа 11 часов 3 часа 34 часа ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 Кол. часов Тема урока Беседа о содержании и значении предмета «Основы социальной жизни». Личная гигиена Личная гигиена. Ее значения для здоровья и жизни человека Осанка – стройная спина Гигиена зрения. Ее значение в жизни и деятельности человека Способы сохранения зрения. Гимнастика для глаз Пагубное влияние алкоголя и курения на здоровье и развитие организма Одежда и обувь Значение одежды, головных уборов и обуви для здоровья человека Правила и приёмы повседневного ухода за одеждой и обувью Уход за одеждой. Правила ТБ при работе утюгом Чистка, сушка, предупреждение загрязнений Культура поведения Культура поведения со старшими и сверстниками Формы обращения к старшим и сверстникам при встрече и расставании Правила поведения за столом Правила поведения в общественных местах и дома. Жилище Виды жилых помещений в городе и селе. Виды жилья: собственное, государственное. Квартира и подсобное помещение 10 1 5 1 1 1 1 1 4 1 1 1 1 4 1 1 1 1 3 1 1 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Организация рабочего места школьника Почтовый адрес дома, школы Транспорт Виды транспортных средств. Правила дорожного движения. Знаки дорожного движения. Составление маршрута от дома до школы Правила поведения в транспорте и на улице. Питание Как следует питаться? Значение питания в жизни и деятельности человека Продукты растительного и животного происхождения Влияние правильного режима и рационального питания на здоровье Место приготовления пищи и его оборудование Сервировка стола Лесные чаи. Заваривание чая Правила и приёмы ухода за посудой и помещением, где готовят пищу Правила ТБ при работе с режущими инструментами. Правила ТБ при приготовлении пищи Инструктаж. Салаты – источник витаминов. Салат из свежих овощей Закуски и бутерброды Что можно приготовить из черствого хлеба. Гренки Формы нарезки овощей. Приготовление винегрета. Приготовление овощной окрошки Торговля Виды торговых предприятий. Их значение для обеспечения жизни и деятельности людей Продуктовые магазины и их отделы. Виды товаров. Срок годности, стоимость. Хранение товаров 11 1 3 1 1 1 11 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3 1 1