Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Бисертская средняя школа№1»
Россия, 623050, Свердловская область, пгт Бисерть, ул. Октябрьская, 10
тел./факс 8(34398) 6-21-87 e-mail:bisert-schkola@yandex.ru, сайт: https://bisert1.uralschool.ru/
Принята на заседании
педагогического совета
Утверждаю
Директор МКОУ «Бисертская средняя школа№1»
_______________________ А.А.Боев
Приказ от ___1.09.2023________ №_____89__
Протокол №__9_ от __30.08.2023_______
Рабочая программа
Основы религиозных культур и светской этики
4 класс
п. Бисерть, 2023 г.
Пояснительная записка
Программа реализуется на основе следующих документов:
Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»;
Приказа Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373
«Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования»;
Приказа Министерства просвещения РФ от 8 мая 2019г.№233 «О внесении
изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию
при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального, общего, основного общего, среднего общего образования,
утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от 28 декабря 2018 г.
№345;
Основной образовательной программы начального общего образования
МАОУ «СОШ № 33»;
Положения о рабочих программах МАОУ «СОШ № 33»;
Учебного плана МАОУ «СОШ № 33»
Цель программы - формирование у младшего школьника мотиваций к
осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и
религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а
также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у
школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих
основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни
современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Задачи:
знакомство учащихся с содержанием модуля «Основы светской этики»;
развитие представлений младшего подростка о значении норм морали,
общечеловеческих ценностей в жизни людей;
обобщение знаний, представлений о духовной культуре и морали,
полученных в начальной школе;
-формирование у обучающихся ценностно-смысловых мировоззренческих
основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории развитие
способностей учащихся к общению.
Место предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом школы на изучение данной программы
выделен 1 час в неделю, 34 часа в год.
Планируемые результаты:
Ученик научится
- знание, понимание и принятие
обучающимися
ценностей:
Ученик получит возможность
научиться
-формирование
общих
представлений об исторической роли
Отечество, нравственность, долг,
милосердие, миролюбие, как
основы культурных традиций
многонационального
народа
России;
- знакомство с основами светской
и
религиозной
морали,
понимание их значения в
выстраивании конструктивных
отношений в обществе;
- формирование первоначальных
представлений о светской этике,
религиозной культуре и их роли в
истории и современности России;
осознание
ценности
нравственности и духовности в
человеческой жизни.
традиционных
религий
в
становлении
российской
государственности;
- формирование первоначального
представления об отечественной
культурной традиции как духовной
основе
многонационального
многоконфессионального
народа
России;
- осознание ценности человеческой
жизни.
Содержание учебного предмета
направлено на духовно-нравственное развитие, воспитание учащихся.
Основные направления
Ценности
1. Воспитание
Любовь к России, своему народу, своему
гражданственности,
краю, служение Отечеству, правовое
патриотизма, уважения к
государство, гражданское обществ; закон и
правам, свободам и
правопорядок, поликультурный мир, свобода
личная и национальная, доверие к людям,
обязанностям человека.
институтам государства и гражданского
общества.
2. Воспитание
Нравственный выбор; жизнь и смысл
нравственных чувств и
жизни; справедливость; милосердие; честь;
этического сознания.
достоинство; свобода совести и
вероисповедания; толерантность,
представление о вере, духовной культуре и
светской этике.
3. Воспитание трудолюбия,
Уважение к труду; творчество и созидание;
творческого отношения к
стремление к познанию и истине;
учению, труду, жизни.
целеустремленность и настойчивость,
бережливость.
4. Формирование
Уважение родителей; забота о старших и
ценностного отношения к
младших; здоровье физическое и стремление к
семье, здоровью и здоровому
здоровому образу жизни, здоровье
образу жизни.
нравственное и социально-психологическое.
5. Воспитание ценностного
Родная земля; заповедная природа; планета
отношения к природе,
Земля; экологическое сознание.
окружающей среде
(экологическое воспитание).
6. Воспитание ценностного
Красота; гармония; духовный мир
отношения к прекрасному,
человека; эстетическое развитие.
формирование представлений
об эстетических идеалах и
ценностях (эстетическое
воспитание).
Знакомство с новым предметом. 2 часа
Россия – наша Родина. Духовные ценности человечества. Культура.
Религии.
Знакомство с основами этики. 2 часа
Диалог о философии и этике. Мораль и нравственность.
Этические учения о добродетелях. 5 часов
Что такое добродетель? Учение Аристотеля о добродетелях. Нравственные
качества. Терпение и терпимость. Представление творческих работ по теме.
Этика о нравственном выборе. 7 часов
Суд над Сократом. Убеждения. Нравственный выбор. Совесть. Долг.
Ответственность. Этика о воспитании самого себя. Представление творческих
работ по теме.
Этика о добродетели справедливости и справедливом государстве. 3 часа
Справедливость. Государство, основанное на справедливости. Государство.
Светская этика (экскурсия).
Нравственный закон человеческой жизни. 4 часа
Нравственный закон. Десять заповедей. Заповеди любви. Любовь – основа
жизни. Прощение.
Этика об отношении людей друг к другу. 6 часов
Древнегреческие мыслители о дружбе. Этика об отношении к другим людям
и самому себе. Мысли и поступки. Слова и речь. Милосердие. «Золотое правило
нравственности». Представление творческих работ по теме.
Как сегодня жить по нравственным законам. 5 часов
Нравственные законы в современном мире. Альберт Швейцер. Этическое
учение Л.Н.Толстого
Примерное планирование учебного материала по разделам программы
Раздел
Тема
Количество
часов
l. Знакомство с
новым предметом.
ll. Знакомство с
основами этики.
lll. Этические
учения о
добродетелях.
lV. Этика о
нравственном
выборе.
V. Этика
добродетели,
справедливости и
справедливом
государстве.
Vl. Нравственный
закон человеческой
жизни.
Vll. Этика об
отношении людей
друг к другу.
Vlll. Как сегодня
жить по
нравственным
законам.
1. Россия - наша Родина. Патриотизм
многонационального и
многоконфессионального народа России.
1. Диалог о философии и этике. Этика и её
значение в жизни человека.
1. Что такое добродетель? Учение
Аристотеля о добродетелях. Трудовая
мораль.
2. Нравственные качества. Образцы
нравственности в культуре отечества.
3. Терпение и терпимость.
1. Убеждение. Высшие нравственные
ценности, идеалы, принципы морали.
2. Совесть. Долг. Ответственность. Нормы
морали.
3. Этика о воспитании самого себя.
Методы нравственного
самосовершенствования.
1. Справедливость. Государство,
основанное на справедливости.
Государство и мораль гражданина.
Праздники как одна из форм исторической
памяти.
1. Нравственный закон. Десять заповедей.
Образцы нравственности в культурах
разных народов.
2. Заповеди любви. Любовь-основа жизни.
Любовь и уважение к Отечеству.
3. Прощение.
1. Древнегреческие мыслители о дружбе.
Что значит быть нравственным в наше
время?
2. Мысли и поступки. Слова и речи.
Образование как нравственная норма.
3. Милосердие. Нравственные традиции
предпринимательства.
4. «Золотое правило нравственности».
1. «Идти дорогою добра». Методика
создания нравственного кодекса в школе.
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебники
Шемшурин А.А., Брунчукова Н.М., Демин Р.Н. и др. Основы духовнонравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской
этики. Основы светской этики 4 (4-5)
Технические средства обучения
Классная магнитная доска.
Мультимедийный проектор.
Экспозиционный экран.
Компьютер.
Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике
программы.