Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Бисертская средняя школа№1» Россия, 623050, Свердловская область, пгт Бисерть, ул. Октябрьская, 10 тел./факс 8(34398) 6-21-87 e-mail:bisert-schkola@yandex.ru, сайт: https://bisert1.uralschool.ru/ Принята на заседании педагогического совета Утверждаю Директор МКОУ «Бисертская средняя школа№1» _______________________ А.А.Боев Приказ от ___1.09.2023________ №_____89__ Протокол №__9_ от __30.08.2023_______ Рабочая программа Основы религиозных культур и светской этики 4 класс п. Бисерть, 2023 г. Пояснительная записка Программа реализуется на основе следующих документов: Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказа Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; Приказа Министерства просвещения РФ от 8 мая 2019г.№233 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от 28 декабря 2018 г. №345; Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ «СОШ № 33»; Положения о рабочих программах МАОУ «СОШ № 33»; Учебного плана МАОУ «СОШ № 33» Цель программы - формирование у младшего школьника мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Задачи: знакомство учащихся с содержанием модуля «Основы светской этики»; развитие представлений младшего подростка о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей; обобщение знаний, представлений о духовной культуре и морали, полученных в начальной школе; -формирование у обучающихся ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории развитие способностей учащихся к общению. Место предмета в учебном плане В соответствии с учебным планом школы на изучение данной программы выделен 1 час в неделю, 34 часа в год. Планируемые результаты: Ученик научится - знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Ученик получит возможность научиться -формирование общих представлений об исторической роли Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России; - знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе; - формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России; осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни. традиционных религий в становлении российской государственности; - формирование первоначального представления об отечественной культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России; - осознание ценности человеческой жизни. Содержание учебного предмета направлено на духовно-нравственное развитие, воспитание учащихся. Основные направления Ценности 1. Воспитание Любовь к России, своему народу, своему гражданственности, краю, служение Отечеству, правовое патриотизма, уважения к государство, гражданское обществ; закон и правам, свободам и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, обязанностям человека. институтам государства и гражданского общества. 2. Воспитание Нравственный выбор; жизнь и смысл нравственных чувств и жизни; справедливость; милосердие; честь; этического сознания. достоинство; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике. 3. Воспитание трудолюбия, Уважение к труду; творчество и созидание; творческого отношения к стремление к познанию и истине; учению, труду, жизни. целеустремленность и настойчивость, бережливость. 4. Формирование Уважение родителей; забота о старших и ценностного отношения к младших; здоровье физическое и стремление к семье, здоровью и здоровому здоровому образу жизни, здоровье образу жизни. нравственное и социально-психологическое. 5. Воспитание ценностного Родная земля; заповедная природа; планета отношения к природе, Земля; экологическое сознание. окружающей среде (экологическое воспитание). 6. Воспитание ценностного Красота; гармония; духовный мир отношения к прекрасному, человека; эстетическое развитие. формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Знакомство с новым предметом. 2 часа Россия – наша Родина. Духовные ценности человечества. Культура. Религии. Знакомство с основами этики. 2 часа Диалог о философии и этике. Мораль и нравственность. Этические учения о добродетелях. 5 часов Что такое добродетель? Учение Аристотеля о добродетелях. Нравственные качества. Терпение и терпимость. Представление творческих работ по теме. Этика о нравственном выборе. 7 часов Суд над Сократом. Убеждения. Нравственный выбор. Совесть. Долг. Ответственность. Этика о воспитании самого себя. Представление творческих работ по теме. Этика о добродетели справедливости и справедливом государстве. 3 часа Справедливость. Государство, основанное на справедливости. Государство. Светская этика (экскурсия). Нравственный закон человеческой жизни. 4 часа Нравственный закон. Десять заповедей. Заповеди любви. Любовь – основа жизни. Прощение. Этика об отношении людей друг к другу. 6 часов Древнегреческие мыслители о дружбе. Этика об отношении к другим людям и самому себе. Мысли и поступки. Слова и речь. Милосердие. «Золотое правило нравственности». Представление творческих работ по теме. Как сегодня жить по нравственным законам. 5 часов Нравственные законы в современном мире. Альберт Швейцер. Этическое учение Л.Н.Толстого Примерное планирование учебного материала по разделам программы Раздел Тема Количество часов l. Знакомство с новым предметом. ll. Знакомство с основами этики. lll. Этические учения о добродетелях. lV. Этика о нравственном выборе. V. Этика добродетели, справедливости и справедливом государстве. Vl. Нравственный закон человеческой жизни. Vll. Этика об отношении людей друг к другу. Vlll. Как сегодня жить по нравственным законам. 1. Россия - наша Родина. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. 1. Диалог о философии и этике. Этика и её значение в жизни человека. 1. Что такое добродетель? Учение Аристотеля о добродетелях. Трудовая мораль. 2. Нравственные качества. Образцы нравственности в культуре отечества. 3. Терпение и терпимость. 1. Убеждение. Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. 2. Совесть. Долг. Ответственность. Нормы морали. 3. Этика о воспитании самого себя. Методы нравственного самосовершенствования. 1. Справедливость. Государство, основанное на справедливости. Государство и мораль гражданина. Праздники как одна из форм исторической памяти. 1. Нравственный закон. Десять заповедей. Образцы нравственности в культурах разных народов. 2. Заповеди любви. Любовь-основа жизни. Любовь и уважение к Отечеству. 3. Прощение. 1. Древнегреческие мыслители о дружбе. Что значит быть нравственным в наше время? 2. Мысли и поступки. Слова и речи. Образование как нравственная норма. 3. Милосердие. Нравственные традиции предпринимательства. 4. «Золотое правило нравственности». 1. «Идти дорогою добра». Методика создания нравственного кодекса в школе. 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 Материально-техническое обеспечение образовательного процесса Учебники Шемшурин А.А., Брунчукова Н.М., Демин Р.Н. и др. Основы духовнонравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики 4 (4-5) Технические средства обучения Классная магнитная доска. Мультимедийный проектор. Экспозиционный экран. Компьютер. Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы.