РП по учебному предмету Чтение 6-9

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Бисертская средняя школа№1»
Россия, 623050, Свердловская область, пгт Бисерть, ул. Октябрьская, 10
тел./факс 8(34398) 6-21-87 e-mail:bisert-schkola@yandex.ru, сайт: https://bisert1.uralschool.ru/

Принята на заседании
педагогического совета

Утверждаю
Директор МКОУ «Бисертская средняя школа№1»
_______________________ А.А.Боев
Приказ от ___1.09.2023________ №_____89__

Протокол №__9_ от __30.08.2023_______

Рабочая программа общего образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
вариант 1
«Чтение»
(6-9 класс)

п. Бисерть, 2023г.

Пояснительная записка
Чтение

является одним из ведущих общеобразовательных предметов в

общеобразовательной организации, реализующей адаптированные основные
общеобразовательные программы для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Рабочая программа 6 – 9 класса составлена на основе
Программы

специальных

(коррекционных)

образовательных

учреждения VIII вида под ред. В.В.Воронковой Сборник 1. М., «Владос», 2011г.
Предлагаемая программа ориентирована на учебники:
 Бгажнокова И.М., Погостина Е.С. «Чтение 6 класс» : Учебник для
специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.,
Просвещение 2011;
 А.К. Аксенова «Чтение» 7 класс.- М.: Просвещение, 2016г.;
 З.Ф.Малышева «Чтение» 8 класс.- М.: Просвещение, 2012г.;
 А.К.Аксеновой, «Чтение» 9 класс.- М.: Просвещение, 2013г.

ЦЕЛЬ:
развитие речи учащихся через совершенствование техники чтения и
понимание, осмысление и пересказ содержания художественных произведений.

ЗАДАЧИ:
 Формировать у школьников технику чтения: правильность, беглость,
выразительность на основе понимания читаемого материала.
 Развивать речь и мышление учащихся: отвечать на поставленные вопросы;
полно,

правильно

прочитанного; кратко

и

последовательно

пересказывать

произведении; называть главных и

основные

передавать
события,

содержание
изложенные

в

второстепенных героев; давать им

характеристику; адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать
несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы и
обобщения.
 Воспитывать и развивать социальную адаптация в плане общего развития;

 Воспитывать положительные нравственные качества.
Характеристика учебного предмета с учетом особенностей его освоения
обучающимися
Поставленные

задачи

определяются

особенностями

психической

деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)
Программа по чтению построена на коммуникативно-речевом подходе к
обучению. По мнению многих психологов и методистов, чтение как вид речевой
деятельности является одним из значимых способов коммуникации. В связи с
этим придается большое значение работе с авторским словом
(воображаемый диалог с автором), развитию умения не только отвечать на
вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и
драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст
полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения.
С учетом того, что подростковый период характеризуется более осознанным
восприятием

социальных

связей

и

отношений,

программа

по

чтению

предусматривает комплексное решение задач нравственно-эстетического и
гражданского воспитания школьников на основе произведений художественной
литературы.

Их

содержание

позволяет

учащимся

осваивать

эталоны

нравственного поведения человека в обществе.
В 6 классе ведётся работа по объяснительному чтению как продолжение
предыдущего этапа, поэтому в программе используется тематический принцип
подбора литературного материала. В сравнении с содержанием программы
младших классов, рекомендуемые произведения становятся более объемными,
тематически и жанрово более обогащенными, что создает предпосылки для
межпредметных связей, расширения социального опыта учащихся.
Начиная с 7 класса, учащиеся включаются в круг литературного чтения.
Рекомендации

программы

по

содержанию

данного

этапа

обучения

обусловливаются монографическим принципом. В связи с этим в программе по
чтению предлагается примерный список авторов, творчество которых изучается в

хронологической последовательности. Следуя основным положениям уроков
литературного чтения, рекомендуется знакомить учащихся с биографическими
сведениями об авторе, сообщать некоторые литературоведческие понятия,
отрабатывая их в процессе практической деятельности. Среди них жанры
народного творчества (сказка, былина, песня, пословица, поговорка, потешка,
загадка); виды сказок (волшебные, бытовые, сказки о животных); языковые
особенности

сказки

(присказка,

зачин,

троекратные

повторы);

жанры

художественных произведений (рассказ, повесть, басня, стихотворение, поэма).
Учащиеся учатся различать тему и идею произведения, выявлять характерные
черты литературного героя, понимать юмор.

Процесс обучения носит

развивающий характер и одновременно имеет коррекционную направленность.
При обучении происходит развитие познавательной деятельности, речи,
эмоционально-волевой

сферы

учащихся

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями).
На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов,
указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться,
уменьшаться) на незначительное количество часов, так как воспитанники
коррекционной школы представляют собой весьма разнородную группу детей по
сложности дефекта. Лишь 15-20% обучающихся наиболее успешно овладевают
учебным материалом; 30-35% - испытывают некоторые трудности в обучении;
35-40% обучающихся нуждаются в разнообразных видах помощи (для таких
детей часто недостаточно одного урока, чтобы понять и запомнить изучаемый
материал); 10-15% - овладевают материалом на самом низком уровне. Поэтому
важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное
повторение, закрепление пройденного материала.
Место учебного предмета в учебном плане
N
п/п

Класс

Наименование курса

1

6 класс

Чтение

Количество
часов в
неделю
4 часа

Количество
часов в год
136 часов

2
7 класс
Чтение
3 часа
102 часа
3
8 класс
Чтение
3 часа
102 часа
4
9 класс
Чтение
3 часа
102 часа
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
5 класс
Личностные результаты
1.

3.

Положительно относиться к учебному труду
2.
Понимать своего социального окружения, своего места в нём,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
Осознавать значение нравственных понятий и моральных норм
4.
Дифференцированно использовать разные виды речевых
высказываний в социальных ситуациях.
5.
Слушать собеседника, вступать в контакт, работать в коллективе.
6.
Узнавать, называть и определять объекты и явления
окружающей действительности; наблюдать за предметами и явлениями
окружающей действительности.
7.
Оценивать друг друга по предложенным критериям,
осуществлять контроль своей деятельности с учетом предложенных критериев
Минимальный уровень

Достаточный уровень
6 класс

-правильное, осознанное,

правильное,

-осознанное,

выразительное чтение доступные по

правильное, выразительное чтение

содержанию тексты;

вслух;

-чтение «про себя»
проанализированные раннее тексты;

-читать «про себя» легкие по
содержанию тексты;

-определение темы произведения по
наводящим вопросам
-ответы на вопросы учителя (после
предварительного анализа);
-пересказ близко к тексту

-ответы на вопросы учителя
своими словами и словами автора
доступных по содержанию текстов.
-выделение

главной

мысли

отдельных частей произведения,

произведения

после

доступных учащимся по

предварительного

анализа;

изображенным событиям;

характеризовать

главных

-установление последовательности

действующих лиц, давать оценку их

событий в произведении (по плану)

поступкам;

-определение героев текста

-делить текст на части или

-выражение своего отношения к

озаглавливать данные части под

поступкам героев в доступной

руководством учителя, в простейших

учащимся форме;

случаях - самостоятельно;

-выделять в тексте незнакомые слова
(с помощью учителя);
-учить стихотворения наизусть
(объем текста с учетом особенностей
учеников);
-участвовать в уроках внеклассного
чтения, выполняя доступные
задания по прочитанному
тексту.

7 класс
правильное,

-читать
осознанное

чтение

в

темпе,

приближенном к темпу устной речи,
доступных по содержанию текстов
(после

предварительной

подготовки);
-определение
произведения

темы
(после

предварительной подготовки и под
руководством учителя)
-ответы на вопросы учителя
(после предварительной обработки)

-осознанное,
правильное,
беглое, выразительное чтение вслух,
в темпе, приближённым к темпу
устной речи;
-читать «про себя» доступные
по содержанию тексты;
-ответы на вопросы учителя по
содержанию прочитанного словами
автора и своими словами
-определение
темы
художественного произведения (под
руководством учителя)
-выделение главной мысли
произведения (под руководством
учителя);

в

-участие

коллективном

составлении плана под руководством
учителя
-установление
последовательности

событий

произведении

руководством

(под

в

учителя)
отдельных частей

-пересказ
произведения,

доступные

по

изображаемым событиям по плану
-определение

главных

второстепенных

и

героев

произведения
-выражение своего отношения
к поступкам героев и событиям (с
помощью учителя);
-находить в тексте незнакомые
слова,

учиться

объяснять

их,

опираясь на текст (с помощью
учителя);
стихотворений

-заучивание
стихотворения
текста

с

наизусть

учетом

(объём

особенностей

учеников);
-участвовать
внеклассного

в

чтения,

уроках
выполняя

доступные задания по прочитанному
тексту.

-деление на части несложного
по структуре и содержанию текста
под руководством учителя);
-выбор заголовка к пунктам
плана из нескольких предложенных;
-различение
главных
и
второстепенных
героев
произведения
(после
предварительной подготовки)
-давать
характеристику
главным действующим
лицам,
оценивать их
поступки, обосновывая свое
отношение к ним;
-пересказывать
содержание
прочитанного, используя слова и
выражения, взятые из текста;
-определение
собственного
отношения к поступкам героев
(героя);
-делить текст на части по
данному плану или составлять план к
выделенным частям текста;
-ставить вопросы к тексту;
-нахождение
в
тексте
незнакомых слов и выражений,
объяснение их значения с помощью
учителя;
-выделять незнакомые слова и
давать им объяснение (с помощью
учителя);
-выучить
наизусть
10
стихотворений
и
прозаический
отрывок;
-читать
внеклассную
литературу, в том числе отдельные
статьи из периодической печати. самостоятельное чтение небольших
по объему и несложных по

содержанию
произведений
для
внеклассного чтения, выполнение
посильных заданий.

8 класс
-правильное, осознанное чтение в
темпе,
устной

приближенном
речи,

содержанию

к

доступных

по некоторых

произведения

(под руководством учителя);
-ответы на вопросы учителя по
фактическому

и

усвоенных

норм

(после орфоэпии;

предварительной подготовки);
темы

осознанное

темпу беглое чтение вслух, с соблюдением

текстов

-определение

-правильное,

содержанию

произведения своими словами;
-участие

в

составлении

словесно-логического

-ответы на вопросы учителя
своими словами и словами автора
(выборочное чтение);
темы

-определение

художественного произведения;

коллективном
-определение основной мысли

плана прочитанного и разобранного произведения (с помощью учителя);
под руководством учителя текста;
-пересказ текста по частям на основе
коллективно составленного плана (с

-самостоятельное деление на
части несложного по структуре и
содержанию текста;

помощью учителя);
-выбор заголовка к пунктам плана из
последовательности

событий в произведении;
-определение главных героев текста;
-составление
характеристики

элементарной
героя

на

заголовков

пунктов плана (с помощью учителя);

нескольких предложенных;
-установление

-формулировка

основе

-различение
второстепенных
произведения
обоснованием;

главных

и

героев
с

элементарным

предложенного плана и по вопросам
учителя;

собственного

-определение
отношения

-нахождение в тексте незнакомых (героя);

к

поступкам

сравнение

героев

собственного

слов и выражений, объяснение их отношения и отношения автора к
значения с помощью учителя;

поступкам героев с использованием

-заучивание стихотворений наизусть примеров из текста (с помощью
учителя);

(7-9);
чтение

-самостоятельное

небольших по объему и несложных
по содержанию произведений для

по

коллективно составленному плану;

внеклассного чтения, выполнение
посильных заданий.

текста

-пересказ

в

-нахождение
непонятных

слов

и

тексте

выражений,

объяснение их значения и смысла с
опорой на контекст;
в

-ориентировка
доступного

круге

чтения;

интересующей

выбор

литературы

помощью

(с

взрослого);

самостоятельное

чтение

художественной литературы;
-знание

наизусть

10-12

стихотворений и 1 прозаического
отрывка.
9 класс
-правильное, осознанное чтение в
темпе,
устной

приближенном
речи,

содержанию

к

предварительной подготовки);

осознанное

и

темпу беглое чтение вслух, с соблюдением

доступных
текстов

-правильное,

по некоторых

(после орфоэпии;

усвоенных

норм

темы

-определение

произведения

(под руководством учителя);

-ответы на вопросы учителя
своими словами и словами автора

-ответы на вопросы учителя по (выборочное чтение);
фактическому

содержанию

темы

-определение

произведения своими словами;
-участие

в

коллективном

составлении

словесно-логического

художественного произведения;
-определение основной мысли

плана прочитанного и разобранного произведения (с помощью учителя);
под руководством учителя текста;
-самостоятельное деление на
-пересказ текста по частям на основе
коллективно составленного плана (с части несложного по структуре и
содержанию текста;
помощью учителя);
-выбор заголовка к пунктам плана из
нескольких предложенных;
-установление

последовательности
-различение

-определение главных героев текста;
характеристики

героя

на

учителя;
-нахождение в тексте незнакомых
слов и выражений, объяснение их
значения с помощью учителя;
-заучивание стихотворений наизусть
(7-9);
-самостоятельное чтение небольших
содержанию

несложных

произведений

и

героев
с

элементарным

-определение

собственного

основе обоснованием;

предложенного плана и по вопросам

и

главных

второстепенных

элементарной произведения

-составление

объему

заголовков

пунктов плана (с помощью учителя);

событий в произведении;

по

-формулировка

по

отношения
(героя);

к

поступкам

сравнение

героев

собственного

отношения и отношения автора к
поступкам героев с использованием
примеров из текста (с помощью
учителя);
-пересказ

текста

по

для коллективно составленному плану;

внеклассного чтения, выполнение
посильных заданий.

в

-нахождение
непонятных

слов

и

тексте

выражений,

объяснение их значения и смысла с
опорой на контекст;
-ориентировка
доступного
интересующей
помощью

в

круге

чтения;

выбор

литературы

(с

взрослого);

самостоятельное

чтение

художественной литературы;
-знание

наизусть

10-12

стихотворений и 1 прозаического
отрывка.

Содержание учебного предмета «Чтение»
Содержание чтения (круг чтения). Произведения устного народного
творчества (сказка, былина, предание, легенда). Стихотворные и прозаические
произведения отечественных и зарубежных писателей XIX - XXI вв. Книги о
приключениях и путешествиях. Художественные и научно-популярные рассказы
и очерки. Справочная литература: словари, книги-справочники, детская
энциклопедия и пр.
Примерная тематика произведений: произведения о Родине, героических
подвигах во имя Родины, об отношении человека к природе, к животным, труду,
друг другу; о жизни детей, их дружбе и товариществе; о нравственно-этических
понятиях (добро, зло, честь, долг, совесть, жизнь, смерть, правда, ложь и т.д.)
Жанровое разнообразие: народные и авторские сказки, басни, былины,
легенды, рассказы, рассказы-описания, стихотворения.
Ориентировка в литературоведческих понятиях:


литературное

произведение,

литературные

жанры

фольклор,

(сказка, былина, сказ,

басня, пословица, рассказ, стихотворение), автобиография писателя.


присказка, зачин, диалог, произведение.



герой (персонаж), гласный и второстепенный герой, портрет героя, пейзаж.



стихотворение, рифма, строка, строфа.



средства выразительности (логическая пауза, темп, ритм).


элементы книги: переплёт, обложка, форзац, титульный

лист, оглавление, предисловие, послесловие.
Навык чтения: чтение вслух и про себя небольших произведений и целых
глав из произведений целыми словами. Выразительное чтение произведений.
Формирование умения самоконтроля и самооценки. Формирование навыков
беглого чтения.
Работа с текстом. Осознание последовательности смысла событий.
Выделение главной мысли текста. Определение мотивов поступков героев.
Сопоставление и оценка поступков персонажей. Выявление авторской позиции и

собственного отношения к событиям и персонажам. Деление текста на части и их
озаглавливание, составление плана. Выборочный, краткий и подробный пересказ
произведения или его части по плану.
Внеклассное чтение. Самостоятельное чтение книг, газет и журналов.
Обсуждение прочитанного. Отчет о прочитанном произведении. Ведение
дневников внеклассного чтения (коллективное или с помощью учителя).
Форма промежуточной аттестации по предмету предполагает проверку
навыка чтения.

Тематическое планирование 6 класс
№п/п

Тема раздела

Кол-во час

1.

«Учитесь видеть красоту…»

29

2.

«В несметном нашем богатстве слова драгоценные
есть: Отечество, Вернось , Братство…»

31

3.

Картины родной природы

76

Итого:

136

Произведения для заучивания наизусть
И. Бунин «Лес точно терем расписной…», Б. Заходер «Петя мечтает», А. Пушкин
«Вот север тучи нагоняя…», И. Суриков «Белый снег пушистый…», С. Смирнов
«Первые приметы», В. Жуковский «Жаворонок», В. Набоков «Дождь пролетел и
сгорел на лету…», Н. Рыленков «Нынче ветер, как мальчишка, весел…».
Произведения для внеклассного чтения.
М. Пришвин «Лесной хозяин», К. Паустовский «Золотой ясень», «Прощание с
летом», В. Бианки «Морской чертёнок», А. Мамин – Сибиряк «Приёмыш»,
былины про Илью Муромца, Л. Кассиль «Всё вернётся», В. Астафьев «Васюткино
озеро», Г. Скребицкий «Замечательный сторож», стихи о войне.

Программа 7 класса рассчитана на 104 часов, по 3 часа в неделю.
Тематическое планирование 7 класс
№п/п

Тема раздела

Кол-во час

1.

Устное народное творчество

13

2.

Из произведений русской литературы 19 века

33

3.

Из произведений русской литературы 20 века

58

Итого:

104

Произведения для заучивания наизусть.
А.С.Пушкин «Зимний вечер», М.Ю Лермонтов «Бородино» ( в сокращении),
М.В.Исаковский «Ветер», К.М.Симонов «Сын артиллериста» (отрывок),
Н.И.Рыленков «Все в тающей дымке», К.Я.Ваншенкин «Снежки»
Произведения для внеклассного чтения.
В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип»,А.Р.Беляев «Чудесное око», В.В.Бианки
«Бешеный бельчонок», Жюль Верн «Дети капитана Гранта», А.Гайдар «Судьба
барабанщика», Д.Дефо «Робинзон Крузо», Л.Кассиль «Солнце светит»,
В.Г.Короленко «Чудная», К.Г.Паустовский «Старый повар», А.П.Чехов
«Каштанка»

Программа 8 класса рассчитана на 104 часов, по 3 часа в неделю.
Тематическое планирование 8 класс
№п/п

Тема раздела

Кол-во час

1.

Устное народное творчество

9

2.

Русская литература 19 века

42

3.

Произведения русских писателей 1 половины 20века

26

4.

Произведения русских писателей 2 половины 20
века

27

Итого:

104

Произведения для заучивания наизусть.
А.С.Пушкин «Зимнее утро» (отрывок), А.С.Пушкин «Няне», М.Ю.Лермонтов
«Родина», «Парус», И.А.Крылов «Осел и соловей» (отрывок), Н.А.Некрасов
«Мороз, Красный нос» (отрывок),И.С.Никитин «Русь» (отрывок), С.Есение «Спит
ковыль», «Пороша», А.Т.Твардовский «Василий Теркин» (отрывок),
Произведения для внеклассного чтения.
В.П.Астафьев «Бабушка с малиной», Ю.В.Бондарев «На большой реке»,
К.Ваншенкие Стихотворения, А.П.Гайдар «Школа», С.Есенин Стихотворения,
Ф.А.Искандер «пиры Валтасара», В.А.Каверин «Два капитана», Б.Полевой
«Повесть о настоящем человеке», К.Симонов Стихотворения, А.А.Суриков
Стихотворения, А.П.Чехов «Толстый и тонкий», В.М.Шукшин «Сильные идут
дальше»

Программа 9 класса рассчитана на 104 часов, по 3 часа в неделю.
Тематическое планирование 9 класс
№п/п

Тема раздела

Кол-во час

1.

Устное народное творчество

16

2.

Из произведений русской литературы 19 века

37

3.

Из произведений русской литературы 20 века

39

4.

Из произведений зарубежной литературы

11

Итого:

104

Произведения для заучивания наизусть.
Стихотворения: М. Ю. Лермонтов «Тучи», А. Фет «На заре ты ее не буди…» и
«Помню я: старушка няня…»; часть стихотворения Н. Некрасова «Саша»,
В.В.Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским
летом на даче» (в сокращении),С.А.Есенин «Нивы сжаты»,М.И.Цветаева
«Красной
кистью…»,
Произведения для внеклассного чтения
К.Паустовский «Дождливый рассвет», М.Горький «В людях», А.С.Пушкин
«Руслан и Людмила», «Барышня-крестьянка» Л. Толстой «Севастополь в декабре

месяце»,М.Ю.Лермонтов «Тучи»,«Баллада», «Морская царевна» (В сокращении),
Н.В.Гоголь «Майская ночь, или Утопленница» (Отрывки ), Н.А.Некрасов «Рыцарь
на час»(Отрывки),В.Быков. «Альпийская баллада», А.А.Фет «Это утро, радость
эта…», А.П.Чехов «Пересолил», Ф.А. Искандер. «Сердце» (глава из повести
«Стоянка человека») С.А. Есенин. Стихотворения., М.А.Шолохов
«Судьба
человека» (Отрывки в сокращении), Е.И.Носов «Трудный хлеб»,В.
Шукшин. «Космос, нервная система и шмат сала», Ю.И.Коваль «Приключения
Васи Куролесова» (отрывок), Б.Васильев «А зори здесь тихие»

1.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений.
VIII вида. 5 – 9 классы \ под ред. В.В.Воронковой \ Сборник 1. - М.: ВЛАДОС,
2013.

2.

Малышева

З.Ф.Чтение.5

класс:

учебник

для

специальных

(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/

авт.-сост. З.Ф.Малышева.-М.: Просвещение, 2013.
3.

Аксёнова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной
школе./А.К.Аксёнова. - М.: Владос, 2004.

4.

Аксёнова А.К.Чтение.7 класс: учебник для специальных
образовательных

учреждений/автор-составитель

(коррекционных)

А.К.Аксёнова.7-е

изд.-М.:

Просвещение, 2013.
5.

Бгажнокова И.М. Чтение.6 класс: учебник для специальных(коррекционных)
образовательных

учреждений

VIII

вида/Авт.-сост.

И.М.Бгажнокова,

Е.С.Погостина.-М.: Просвещение,2013.
6.

Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образование детей с задержкой
психического
развития./Л.Н.Блинова.-М.: Энас,2004.

7.

Блинова И.В. Занимательные сказочные материалы к урокам литературного
чтения и математики./Автор И.В.Блинова, Волгоград,: Учитель,2008.

8.

Ильина С.Ю. Речевое развитие./М.И. Никитина,О.А. Красильникова.-С-Пб.
Каро,2006.

9.

Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников.
/Р.И. Лалаева. - С-Пб.: Союз,2002.

10.

Малышева

З.Ф.Чтение.5

класс:

учебник

для

специальных

(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/

авт.-сост. З.Ф.Малышева.-М.: Просвещение, 2013.
11.

Малышева

З.Ф.Чтение.8

класс.

Учебник

для

специальных

(коррекционных) образовательных учреждений VIII

вида./Авт.-сост. З.Ф.Малышева. М.:Просвещение,2012.
12.

Никитина М.И. Чтение и развитие речи./М.И. Никитина, О.А. Красильникова./
С-Пб.: Каро,2006.

13.

Русские народные пословицы и поговорки./Составитель - Е.А. Оремус.М.Образ-компани, 2006.

14.

Сухин И.Г. Литературные викторины./И.Г.Сухин, - М.:ЭКСМО,2007.

15.

1000 загадок/сост.Н.В. Елкина, Т.И.Тарарбарина. – Ярославль,: Академия
развития,2007.

16.

Шишкова М.И. Развитие речи на уроках литературного чтения в старших классах
специальных

(коррекционных)

образовательных

учреждениях

VIII

вида/

М.И.Шишкова. - М.:ВЛАДОС,2010.
17.

ШишковаМ.И.,АксёноваА.К.Чтение.9 класс. Учебник для специальных
(коррекционных) учреждений VIII вида /авт.-сост. А.К.Аксёнова, М.И.Шишкова.М.:Просвещение,2013.
Материально-техническое обеспечение учебного предмета «Чтение» включает:
комплекты учебников; печатные пособия: наборы сюжетных картинок в
соответствии с тематикой изучаемых произведений, в том числе и в цифровой
форме;
словари

по

русскому языку;

репродукции

картин

художников

в

соответствии с тематикой читаемых произведений; портреты поэтов и писателей;
детские книги разного типа из круга детского чтения;
технические средства обучения;
экранно-звуковые

пособия:

аудиозаписи

прочтения

мастерами

художественного слова произведений художественной литературы; слайды,
соответствующие содержанию обучения;

Электронные средства (презентации) по следующим темам:

1
2
3
4
5
6
7
8

История загадки
Русские народные сказки
Басни И. Крылова
Лето в картинах русских художников
Осень в картинах русских художников
Зима в картинах русских художников
Весна в картинах русских художников
Взаимоотношения людей и животных в произведениях русских писателей

Медиатека.
1.Мультфильм «Сказка о попе и работнике его Балде»
2.Русские народные сказки (мультфильмы)
3. Фильм

«Муму»

4.

Фильм «Слепой музыкант»

5.

5.Фильм «Табор уходит в небо»

6.Романсы, положенные на стихи А.С.Пушкина, С.Есенина.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».