Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Бисертская средняя школа№1» Россия, 623050, Свердловская область, пгт Бисерть, ул. Октябрьская, 10 тел./факс 8(34398) 6-21-87 e-mail:bisert-schkola@yandex.ru, сайт: https://bisert1.uralschool.ru/ Утверждаю Директор МКОУ «Бисертская средняя школа№1» _______________________ А.А.Боев Принята на заседании педагогического совета Приказ от ___1.09.2023________ №_____89__ Протокол №__9_ от __30.08.2023_______ Рабочая программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 «История» (6-9 класс) п. Бисерть, 2023г. Пояснительная записка Настоящая рабочая программа предназначена для учащихся, изучающих историю в общеобразовательной адаптированные обучающихся основные с организации, общеобразовательные умственной отсталостью реализующей программы для (интеллектуальными нарушениями) Рабочая программа составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида» под редакцией Воронковой В. В.,ГИЦ «Владос», Москва, 2010 г. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение учебных часов по разделам и темам курсов истории в 7, 8,9 классах для учащихся с интеллектуальными нарушениями. Количество часов в каждом классе – 68 (из расчета 2 часа в неделю) Общая характеристика Данная рабочая программа ставит следующие цели: - изучение исторического материала, - овладение знаниями и умениями, - коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика, - формирование личностных качеств гражданина, - подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, - специально – трудовая и правовая адаптация ученика в общество. Рабочая программа призвана решать ряд задач: образовательных, воспитательных, коррекционно- развивающих. Образовательные задачи: - усвоить важнейшие факты истории, - создать исторические представления, отражающие основные явления прошлого, - усвоить доступные для учащихся исторические понятия, понимание некоторых закономерностей общественного развития, - овладеть умением применять знания по истории в жизни, - выработать умения и навыки самостоятельной работы с историческим материалом. Воспитательные задачи; - гражданское воспитание учащихся, - патриотическое воспитание, - воспитание уважительного отношения к народам разных национальностей, - нравственное воспитание, - эстетическое воспитание, - трудовое воспитание, - экологическое воспитание, - правовое воспитание, - формирование мировоззрения учащихся. Коррекционно – развивающие задачи: - развитие и коррекция внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы. Место учебного предмета «История » в учебном плане N п/п Класс Наименование курса Количество часов в Количество часов в год 1 3 4 7 класс 8 класс 9 класс История. История История неделю 2 часа 2 часа 2 часа 68 часов 68 часов 68 часов Планируемые результаты освоения программы Минимальный уровень 7 класс представление о своей семье, взаимоотно шениях членов семьи, профессиях родит елей, бабушек, дедушек, участии семьи в жизни родного края; - основные исторические события; - какие исторические даты называют точными, приблизительными. 8 класс знание истории своей семьи, представлен ие об участии старших поколений родств енников в развитии родного края; знание основных фактов (событий, явлен ий) в развитии истории; знание знаменитых земляков (известных исторических деятелей ученых, деятелей культуры). Достаточный уровень - когда произошли события (конкретные, по выбору учителя); -пользоваться Лентой времени; - кто руководил основными сражениями; - умение рассказывать о своей семье, сос тавлять свою родословную; уме ние описывать достопримечательно сти, памятники, родного края; умение давать характеристику и сторическим героям, рассказыва ть об исторических событиях, д елать выводы об их значении. - когда началось и закончилось событие (по выбору); - как протекало конкретное событие; - великих русских поэтов, писателей, учёных; - пользоваться «Лентой времени»; -устанавливать причинноследственные связи и зависимости, связь исторических событий. - выделять главную мысль в отрывке исторической статьи; 9 класс -основные исторические события; -основные периоды развития хозяйственной и политической жизни страны; -знание памятников истории и культуры, музеев родного края; -умение составлять свою родословную; умение устанавливать последовательност ь и длительность событий. - исторических деятелей, полководцев, руководителей страны, национальных героев; умение описывать достопримеч ательности, памятники, события , отражающие историю и культуру родного края; умение находить информацию о родном крае в разных источниках; знание основных фактов (событ ий, явлений, процессов), их при чин, участников, результатов, зн ачения; умение давать характеристику и сторическим героям, рассказыва ть об исторических событиях, д елать выводы об их значении; -умение работать с исторической картой с опорой на ее «легенду»; умение устанавливать и раскры вать причинноследственные связи между исто рическими событиями и явлени ями. Содержание курса истории Изучение истории в 7 классе начинается с «Введения», назначение которого состоит в том, чтобы познакомить учащихся с новым предметом, источниками, по которым ученые – историки узнают о жизни людей в прошлом, а также научить работать с учебником истории, исторической картой, «лентой времени». Фактический исторический материал, изучаемый в 7 классе, охватывает период с древних времен до конца XV века и представлен следующими темами: - «История нашей страны древнейшего периода» (11 ч.) - «Киевская Русь» (15 ч.) - «Распад Киевской Руси» (9 ч.) - «Борьба Руси с иноземными завоевателями» (9 ч.) - «Начало объединения русских земель вокруг Московского княжества» (10 ч.) Материал интересный и разнообразный по содержанию, он помогает ученикам представить жизнь, быт, занятия людей в далеком прошлом, культурные достижения, процесс развития государства и борьбу народа за свою независимость, обладает большим воспитательным потенциалом. В 8 классе учащиеся знакомятся с событиями истории с конца XV в. до конца XIXв.Этот материал представлен следующими темами: - «Единая Россия» (конец XV – начало XVII вв.)» (21 ч.) - «Великие преобразования России в XVIII в.» (19 ч.) - «История страны в период XIX в.» (23 ч.) Изучаемый материал дает возможность увидеть процесс развития единого Российского государства, его укрепления и изменения в связи с проводившейся внутренней и внешней политикой, победным завершением для России Северной войны, русско–турецких войн и Отечественной войны 1812 года, знакомит со множеством имен выдающихся исторических деятелей. В 9 классе учащиеся изучают события, происходившие в истории страны в XX в. Материал представлен следующими темами: - «Россия в началеXX в.» (9 ч.) - «Россия в 1917 – 1920 гг.» (9 ч.) - «Советская Россия – СССР в 20 – 30-е годы» (9 ч.) - «Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.» (13 ч.) - «Советский Союз в 1945 – 1991 гг.» (13 ч.) - «Новая Россия в 1991 – 2011 гг.» (5 ч.) Материал в основном посвящен сложным процессам внутриполитического и экономического развития дореволюционной России, Советского Союза, современной России. Изучаются крупные войны XX века, особенно подробно – Великая Отечественная война СССР. Изучение послевоенного периода с 1945 г. По настоящее время в условиях специальной (коррекционной) школы носит обзорный характер, но позволяет на доступном для учеников уровне ввести их в круг проблем современного общества. Кроме того, в каждую изучаемую тему включены региональные компоненты исторического образования – история Ставропольского края. В пояснительной записке к «Программе для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида» под редакцией В. В. Воронковой, указывается, что историко-краеведческие сведения о жизни, быте, обычаях людей являются важной составной частью курса, поэтому «особое внимание уделяется краеведческой работе с использованием местного исторического материала». Считаю, что краеведческий материал на уроке для учащихся с ограниченными возможностями здоровья необходимо выделять в отдельный урок, а не давать небольшими «порциями» на каждом уроке. Поэтому после каждого раздела программы запланированы уроки краеведения, на которых воспитанники рассматривают те периоды становления своей малой Родины, которые рассматриваются в отечественной истории. Формы организации учебного процесса В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у воспитанников специфических нарушений. Принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д. Методы: словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой наглядные – наблюдение, демонстрация практические – упражнения. методы изложения новых знаний методы повторения, закрепления знаний методы применения знаний методы контроля Занятия проводятся в классно урочной форме. Типы уроков: Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала) Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок) Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок) Комбинированный урок Применяются ТСО: фрагменты кино (видео, dvd) мультфильмов, мультимедиа, музыкальные фрагменты. Форма промежуточной аттестации усвоения программного материала по предмету предполагает написание контрольной работы. Тематическое планирование 7 класс. Тема раздела Кол-во часов Введение 7 История нашей страны древнейшего периода 11 Киевская Русь 15 Распад Киевской Руси 10 Борьба Руси с иноземными завоевателями 10 Начало объединения русских земель 13 Повторение 2 Итого: 68 Тематическое планирование 8 класс. Тема раздела Кол-во часов Единая Россия (конец XV- начало XVII века) 22 Великие преобразования России XVIII веке 21 История нашей страны в XIX веке 25 Итого: 68 Тематическое планирование 9 класс. Тема раздела Кол-во часов Россия в начале XX века 9 Россия в 1917 – 1920 годах 9 Советская Россия – СССР в 20-30 годы XX века 14 СССР во Второй мировой и ВОВ в 1941 – 1945 годов 13 Советский союз в 1945 – 1991 годах 15 Новая Россия в 1991- 2018 годах 8 Итого: 68 Перечень учебно-методических средств обучения Литература основная: Учебник «История России», Б. П. Пузанов, О. И. Бородина, Л. С. Сековец, Н. М. Редькина для 7 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Гуманитарный издательский центр Владос. М.: 2012 г. Учебник «История России», Б. П. Пузанов, О. И. Бородина, Л. С. Сековец, Н. М. Редькина для 8 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Гуманитарный издательский центр Владос. М.: 2010 г. Учебник «История России», Б. П. Пузанов, О. И. Бородина, Л. С. Сековец, Н. М. Редькина для 9 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Гуманитарный издательский центр Владос. М.: 2013 г. Дополнительная: Атлас, история России с древнейших времён до начала XXI века. М: АСТПресс школа 2008 г. Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида, Л.В. Петрова. Гуманитарный издательский центр Владос М: 2003 г. Методика преподавания истории в школе,В.В. Шоган. Ростов-на-Дону «Феникс» 2007. Россия великая судьба. Сергей Перевезенцев. Издательство «Белый город». М: 2007 г. Литература по краеведению: Страницы истории края. А.И.Кругов, С.А.Кругова. Учебное пособие для учащихся начальной школы. Ставропольское книжное издательство.2002 г. Технические средства обучения 1. Компьютер 2. Мультимедийный проектор 3. Интерактивная доска Интернет-ресурсы: 1. http://tana.ucoz.ru- современные уроки. 2. http://pedsovet.su- методические материалы для уроков истории 3. http://fcior.edu.ru. – коллекция электронных образовательных ресурсов нового поколения. 4. http://school-collection.edu.ru.- документы, электронные таблицы, видеоролики. презентации,