Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности Практическая химия

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

-

Дополнительная общеобразовательная программа «Практическая химия»
составлена в соответствии с нормативными документами:
Конституция Российской Федерации.
Конвенция о правах ребенка.
Федеральный закон № 273-ФЗ от 21.12.2012 года «Об образовании
Российской Федерации».
Приказ Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018 г. №196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Профиль программы: естественнонаучный.
Актуальность: Ребенок с рождения окружен различными веществами
и должен уметь обращаться сними. Знакомство учащихся с веществами, из
которых состоит окружающий мир, позволяет раскрыть важнейшие
взаимосвязи человека и веществ и среде его обитания. Знакомство детей с
веществами, химическими явлениями начинается еще в раннем детстве.
Каждый ребенок знаком с названиями применяемых в быту веществ,
некоторыми полезными ископаемыми. Однако к началу изучения химии в 8м классе познавательные интересы школьников в значительной мере
ослабевают. Последующее изучение химии на уроках для многих учащихся
протекает не очень успешно.
При реализации данной программы будет задействовано оборудование
центра «Точка роста».
Адресат:
Программа ориентирована на обучающихся 8 класса,
проявляющих интерес к химии. В этом возрасте интерес к окружающему
миру особенно велик, а специальных знаний еще не хватает.
Сроки реализации программы: Программа рассчитана на 1 год и
разбита на модули, общее количество – 68ч.
Режим занятий:
Продолжительность одного академического часа - 40 мин.
Перерыв между учебными занятиями – 10 минут.
Общее количество часов в неделю – 2 часа.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.
Особенности организации образовательного процесса: программа
построена на модульном принципе представления содержания и включает в
себя относительно самостоятельные дидактические единицы – модули,
позволяющие увеличить ее гибкость и вариативность.
2

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная.
Виды занятий: беседы, лекции, практические занятия, экскурсия.
Форма подведения итогов реализации дополнительной
общеразвивающей программы: итоговое мероприятие
Цель программы: развитие естественно-научной грамотности,
практическая отработка учебного материала, повышение уровня учебной
мотивации и создание условий для возможности продолжения образования
в естественнонаучном направлении, развитие у школьников навыков
экспериментальной деятельности.
Задачи программы:
-создать условия для повышения теоретических знаний по химии;
-совершенствовать технику химического эксперимента;
-развивать естественно- научную грамотность ;
-формировать осознанную мотивацию на выбор естественнонаучной
профессии;
-формировать коммуникативные навыки, которые способствуют развитию
умений работать в группе, вести дискуссию, отстаивать точку зрения;
-создать условия для развития познавательной активности,
самостоятельности, аккуратности.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план
№
п/п
1

2
3

4

Название раздела,
темы
Химия–наука
веществах
и
превращениях

Количество часов
Формы аттестации/
Всего Теория Практика контроля
о 4
2
2
Проверка
навыка
их
работы с цифровой
лабораторией.
Правил
техники
безопасности.
Растворение.
6
2
4
Обсуждение
Растворы
результатов
Вода-уникальное
16
4
12
Участие в конкурсах
вещество
исследовательских
работ
Электролитическая
6
2
4
Проверка
знаний,
диссоциация.
умений, навыков в
Электролиты
ходе беседы
3

5

Химия и здоровье

12

2

10

6

Химия и экология

8

2

6

7

Увлекательная химия

10

-

10

8

Что мы
химии

5

1

узнали

о 6

Участие в конкурсах
исследовательских
работ
Участие в конкурсах
исследовательских
работ
Проверка
знаний,
умений, навыков в
ходе беседы
Итоговое
мероприятие

Содержание учебного (тематического) плана
Модуль 1. «Химия–наука о веществах и их превращениях» - 4
часа
Знакомство с программой.
Немного из истории химии. Алхимия. Химия вчера, сегодня, завтра.
Техника безопасности в кабинете химии.
Лабораторное
оборудование.
Знакомство
с
раздаточным
оборудованием для практических и лабораторных работ. Знакомство
цифровой лабораторией , изучение возможностей её использования,
отработка навыков умения работы с датчиками pH, температуры,
электропроводности. Посуда, еѐ виды и назначение. Реактивы и их классы.
Обращение с кислотами, щелочами, ядовитыми веществами. Меры первой
помощи при химических ожогах и отравлениях. Выработка навыков
безопасной работы.
Практические работы:
1. Знакомство с цифровой лабораторией. Отработка навыков умения
работы с датчиками pH, температуры, электропроводности
Модуль 2 Растворение. Растворы (6ч)
Роль растворов в жизни человека. Ознакомление учащихся с процессом
растворения веществ.
1.

Виды растворов. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные
растворы. Изменение температуры при растворении веществ. Приготовление
растворов и использование их в жизни. Понятия: массовая доля
растворенного вещества, масса раствора, масса растворенного вещества.
Качественный и количественный состав растворов. Массовая доля и
молярная концентрация растворенного вещества. Кристаллогидраты.
Коллоидный сад или «силикатные» водоросли» Цианоферратные кустарники
Ломоносова
4

Практические занятия
1. Приготовление раствора поваренной соли и уксуса с заданным значением
массовой доли растворенного вещества.
2.

Выращивание кристаллов
Модуль 3 Вода -уникальное вещество (16ч)
Строение молекулы воды. Физические свойства воды. Химические свойства
воды. Взаимодействие с активными металлами, основными, кислотными
оксидами, солями , гидролиз солей и органических веществ. Вода как
катализатор. Образование кристаллогидратов. Применение
кристаллогидратов в природе, быту и технике. Вода - универсальный
растворитель. Влияние растворителя на химическую активность веществ
(проявление токсичности веществ при их растворении в воде). Химический
состав природных и минеральных вод. Жёсткость воды. Способы борьбы с
жёсткостью воды .Основные источники загрязнения гидросферы. Нехватка
питьевой воды. Водоочистительные станции. Методы, применяемые для
очистки воды, их эффективность.
Практические работы:

1. Анализ водопроводной и технической воды. Сравнение чистой и
загрязнённой воды по параметрам: органолептические показатели, рН,
электропроводность, наличие осадка после отстаивания, пригодность для
использования.
2. Практическая работа №4. Определение жёсткости воды.
3. Устранение жёсткости воды в лабораторных условиях и в быту
3.
Методы очистки воды в быту.
4.
Изучение устройства и принципа работы дистиллятора. Получение
дистиллированной воды.
5.
Экскурсия на очистные сооружения пгт Бисерть
6.
Изучение химического состава и свойств минеральной воды.
Модуль 4 Электролитическая диссоциация. Электролиты. (6 ч)

Электролиты и неэлектролиты. Свойства ионов. Степень
диссоциации. Ионные и молекулярные уравнения. Тепловой эффект
растворения веществ в воде. Влияние растворителя на диссоциацию.
Практические работы:
1. Качественные реакции на ионы
5

2. Изучение растворов электролитов. Выявление зависимости
электропроводности от концентраций ионов в растворе .
Модуль 5 Химия и здоровье (12 ч)
Роль витаминов в организме. Сохранность витаминов в пище. Роль
йода в организме человека. Профилактика дефицита йода. Многообразие
лекарственных веществ. Какие лекарства мы обычно можем встретить в
своей домашней аптечке?
Аптечный йод и его свойства. Почему йод надо держать в плотно
закупоренной склянке. «Зеленка» или раствор бриллиантового зеленого.
Перекись водорода и гидроперит. Свойства перекиси водорода.
Аспирин или ацетилсалициловая кислота и его свойства. Опасность
при применении аспирина.
Практические работы:
1. Определение содержания витамина С в овощах и фруктах
2. Определение содержания йода в йодированной соли
3. Перманганат калия знакомый и неизвестный
4. Аспирин. Влияние аспирина на рост плесневых грибов.
5. Изучение свойств «Зеленки» и перекиси водорода .
Модуль 6 Химия и экология (8 ч)
Природные и антропогенные источники веществ – загрязнителей
окружающей среды. Экологические проблемы: локальные, региональные,
глобальные. Углеродный след. Токсическое воздействие различных
химических веществ на организм
Практические работы:
1. Исследование снега.
2. Анализ почвы
3. Определение содержания нитратов в овощах и фруктах
Модуль 7.«Увлекательная химия » -10 часов.
Практические работы:
1. Изучение свойств соды. Изготовление холодного форфора
на основе соды.
2. Получеение поташа
3.Изготовление мыла.
4. «Определение среды раствора с помощью индикаторов». Приготовление
растительных индикаторов и определение с помощью них рН раствора».
5. Удивительные опыты по химии.
Модуль 8. «Что мы узнали о химии?» – 6 часов
Подготовка и проведение отчётного мероприятия
6

"Удивительная химия"
Планируемые результаты.
Личностные:
•
осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира
(природы и общества);
•
испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою
малую Родину, страну;
•
формулировать самому простые правила поведения в природе;
•
осознавать себя гражданином России;
•
объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой
твоего народа и всей России;
•
искать свою позицию в многообразии общественных и
мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений;
•
уважать иное мнение;
•
вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях
правила поведения.
Метапредметные:
В области коммуникативных УУД:
•
организовывать взаимодействие в группе(распределять роли,
договариваться друг с другом и т.д.);
•
предвидеть
(прогнозировать)
последствия
коллективных
решений;
•
оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом
своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением
средств ИКТ;
•
при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя
ее. Учиться подтверждать аргументы фактами;
•
слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть
готовым изменить свою точку зрения.
В области регулятивных УУД:
•
определять цель учебной деятельности с помощью учителя и
самостоятельно, искать средства еѐ осуществления;
•
учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему,
выбирать тему проекта;
•
составлять план выполнения задач,
решения проблем творческого и поискового характера, выполнения
проекта совместно с учителем;
•
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при
необходимости, и справлять ошибки;
•
работая по составленному плану, использовать, наряду с
основными, и дополнительные
средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ);
•
предполагать, какая информация нужна;
7

отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники,
электронные диски;
•
сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных
источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть
Интернет);
•
выбирать основания для сравнения, классификации объектов;
•
устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
•
выстраивать логическую цепь рассуждений;
•
представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного
конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.
•
организовывать взаимодействие в группе (распределять роли,
договариваться друг с другом и т. д.);
•
предвидеть
(прогнозировать)последствия
коллективных
решений;
•
оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом
своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением
средств ИКТ;
•
при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя
ее. Учиться подтверждать аргументы фактами;
•
в ходе представления проекта учиться давать оценку его
результатов;
•
понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода
из этой ситуации.
•

Предметные:
•
предполагать какая информация нужна;
•
отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники,
электронные диски;
•
сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных
источников
(словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть
Интернет);
•
выбирать основания для сравнения, классификации объектов;
•
устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
•
выстраивать логическую цепь рассуждений;
•
представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного
конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.
Формы подведения итогов реализации программы.
•
Итоговые выставки творческих работ;
•
Портфолио и презентациии с иследовательской деятельности;
•
Участие в конкурсах исследовательских работ;
Календарно-тематическое планирование
8

№

Тема

Количество
часов
2

1.

Химия — наука о веществах и превращениях

2.
3.
4.
5.
6.
7.

Лабораторное оборудование
Растворы. Концентрация растворов.
Приготовление растворов.
Выращивание кристаллов
Вода и её свойства
Анализ водопроводной и технической воды.
Сравнение чистой и загрязнённой воды по
параметрам: органолептические показатели, рН,
электропроводность, наличие осадка после
отстаивания, пригодность для использования.
Определение жёсткости воды.

2
2
2
2
2
2

Устранение жёсткости воды в лабораторных
условиях и в быту

2

Методы очистки воды в быту.

2

8.
9.

10.
11.

2

2
Изучение устройства и принципа работы
дистиллятора. Получение дистиллированной воды.

12.

Экскурсия на очистные сооружения пгт Бисерть

2

13.

Изучение состава и свойств минеральной воды
различных производителей
Электролитическая диссоциация
Качественные реакции на ионы

2

14.
15.

2
2

16.

Изучение растворов электролитов. Выявление
2
зависимости электропроводности от концентраций
ионов в растворе .

17.

Токсическое воздействие различных химических
веществ на организм

2

Исследование снега.

2

18.
9

19.

Анализ почвы

2

20.

Определение содержания нитратов в овощах и
фруктах
Определение содержания витамина С в овощах и
фруктах

2

Определение содержания йода в йодированной
соли
Перманганат калия знакомый и неизвестный
Аспирин. Влияние аспирина на рост плесневых
грибов.
«Зеленка» или раствор бриллиантового зеленого.
Перекись водорода и гидроперит. Свойства
перекиси водорода.
Изучение свойств соды. Изготовление холодного
фарфора на основе соды.
Получение поташа

2

Изготовление мыла
Определение среды раствора с помощью
индикаторов . Изготовление растительных
индикаторов
Удивительные опыты по химии
Подготовка к отчётному мероприятию
Мероприятие "Удивительная химия"
Итого: 68 часов.

4
2

21.

22.
23.
24.
25.

26.
27.
28-29
30

31
32-33
34

2

2
2
2

2
2

2
4
2

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
Календарный учебный график на 2021-2022 учебный год
№
п/п

Основные
характеристики
образовательного
процесса
10

4
5
6
7
8

Количество учебных
недель
Количество учебных дней
Количество часов в
неделю
Количество часов
Недель в I полугодии
Недель во II полугодии
Начало занятий
Каникулы

9

Выходные дни

10

Окончание учебного года

1
2
3

34
34
2
68
15
19
13 сентября
29 октября – 7 ноября
24 декабря -11 января
20 марта-27 марта
31 декабря – 9 января
23 февраля
8 марта
2,9,10 мая
31 мая

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение
1. Компьютер – 1 шт.
2. Принтер – 1 шт.
3. Интерактивная доска – 1 шт.
4. Проектор – 1 шт.
5. Ноутбук - 1 шт.
6. Химическое оборудование и реактивы
Программное обеспечение:
1. Microsoft Office 2007, 2010 (MS Word, MS Power Point);
2. Цифровая химическая лаборатория
Кадровое обеспечение
Дворецкая Ольга Васильевна, учитель химии и биологии. Стаж
работы – 16 лет, Образование – высшее педагогическое, квалификационная
категория- первая, в 2021 году пройдено повышение квалификации. Курс
«Кванториум» и «Точка роста»: учителя химии.
Должностные обязанности в рамках реализации дополнительной
общеобразовательной программы:

реализация дополнительной программы;

побуждение обучающихся к самостоятельной работе, творческой
деятельности;
11


информационное сопровождение обучающихся при выполнении
и защите творческих проектов.
Методические материалы:
- методические разработки по темам;
- наличие наглядного материала;
- наличие демонстрационного материала;
- видеофильмы;
- раздаточный материал;
- информационные карточки.
- дидактические карточки;
Для достижения цели и задач программы используются элементы
следующих технологий :
•

игровые технологии;

•

проектная технология;

•

технология проблемного обучения;

•

здоровьесберегающие технологии;

•

ИКТ-технологии;

Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
 Критерии оценки знаний, умений и навыков.
 Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической
информацией по темам курса,
умение пользоваться
литературой при подготовке сообщений, участие в организации
выставок, элементарные представления об исследовательской
деятельности, пассивное участие в семинарах.
 Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической
информацией по курсу, умение систематизировать и подбирать
необходимую литературу, проводить исследования и опросы
иметь представление о учебно-исследовательской деятельности,
участие в конкурсах, выставках, организации и проведении
мероприятий.
 Высокий
уровень:
свободное
владение
теоретической
информацией по курсу, умение анализировать литературные
источники и данные исследований и опросов, выявлять причины,
подбирать методы исследования, проводить
учебно12

исследовательскую деятельность, активно принимать участие в
мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию
на практике.
 Оценка эффективности работы:
 Входящий контроль–определение уровня знаний, умений,
навыков в виде бесед, практических работ, викторин, игр.
 Промежуточный контроль: коллективный анализ каждой
выполненной
работы и самоанализ ; проверка знаний,
умений, навыков в ходе беседы.
 Итоговый контроль: презентации творческих и
исследовательских работ, участие в конкурсах исследовательских
работ в школьном научном обществе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для педагога:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее – ФЗ);
2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября
2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196«;
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019
№ 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
5. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
6.Министерство образования и молодёжной политики
Свердловской области. Государственное автономное нетиповое
образовательное учреждение Свердловской области «Дворец молодёжи»
Региональный модельный центр. Разработка дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях (методические рекомендации)
13

Литература, использованная при составлении программы
Гусева, К.Е. Разработка химического эксперимента с экологическим
содержанием [Текст] / И.К. Проскурина // Химия в школе. – 2002. - №10. – с.
72-74.
2.
Ершов, Ю.А. Общая химия. Биофизическая химия. Химия биогенных
элементов. Учебник для вузов [Текст] / В.А. Попков, А.С. Берлянд,
А.З.Книжник. – М. : Высш. шк. , 2002. – 560 с.
3.
Н.А. Голубкина, М.А. Шамина. Лабораторный практикум по экологии.
-М: ФОРУМ: ИНФРА -М, 2004- 56с
1.

Леенсон И.А.100 вопросов и ответов по химии: Материалы для
школьных рефератов, факультативных занятий и семинаров: Учебное
пособие.— М.: «Издательство АСТ»: «Издательство Астрель», 2002.— 347 с.
5.
Муравьева, А.Г. Экологический практикум: Учебное пособие с
комплектом карт-инструкций [Текст] /Н.А. Пугал, В.Н. Лаврова. – СПб. :
Крисмас+, 2003.- 176с. : ил.
6.
Чертков Израил Наумович. Химический эксперимент с малыми
количествами реактивов : Кн. для учителя / И. Н. Чертков, П. Н. Жуков. - М. :
Просвещение, 1989. - 190,[1] с., [4] л. ил. : ил.; 22 см.; ISBN 5-09-001419-1 (В
пер.) : 65 к.
4.

Литература для обучающихся (родителей):
Горбатовский, В.В. Здоровье человека и окружающая среда [Текст]
Гроссе Э., Вайсмантель Х.Химия для любознательных.Основы химии и
занимательные опыты.ГДР.1974.Пер.с нем.— Л.: Химия, 1979.— 392 с.
3.
Игошева, Е.В. Как распознать подлинность молока и молочнокислых
продуктов [Текст] / Н.Н.Трапезникова // Химия в школе. - 2011 .- №4.- с. 68.
4.
Храмов, В.А. Простой способ проверки чистоты потребляемой воды
//Химия в школе. – 2010. - №9. –с. 68.
5.
Энциклопедия для детей.Т.17.Химия / Глав.ред.В. А.Володин,
вед.науч.ред.И.Леенсон.— М.: Аванта +, 2003.— 640 с.
1.
2.

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».