ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА - Дополнительная общеобразовательная программа «Практическая химия» составлена в соответствии с нормативными документами: Конституция Российской Федерации. Конвенция о правах ребенка. Федеральный закон № 273-ФЗ от 21.12.2012 года «Об образовании Российской Федерации». Приказ Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Профиль программы: естественнонаучный. Актуальность: Ребенок с рождения окружен различными веществами и должен уметь обращаться сними. Знакомство учащихся с веществами, из которых состоит окружающий мир, позволяет раскрыть важнейшие взаимосвязи человека и веществ и среде его обитания. Знакомство детей с веществами, химическими явлениями начинается еще в раннем детстве. Каждый ребенок знаком с названиями применяемых в быту веществ, некоторыми полезными ископаемыми. Однако к началу изучения химии в 8м классе познавательные интересы школьников в значительной мере ослабевают. Последующее изучение химии на уроках для многих учащихся протекает не очень успешно. При реализации данной программы будет задействовано оборудование центра «Точка роста». Адресат: Программа ориентирована на обучающихся 8 класса, проявляющих интерес к химии. В этом возрасте интерес к окружающему миру особенно велик, а специальных знаний еще не хватает. Сроки реализации программы: Программа рассчитана на 1 год и разбита на модули, общее количество – 68ч. Режим занятий: Продолжительность одного академического часа - 40 мин. Перерыв между учебными занятиями – 10 минут. Общее количество часов в неделю – 2 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа. Особенности организации образовательного процесса: программа построена на модульном принципе представления содержания и включает в себя относительно самостоятельные дидактические единицы – модули, позволяющие увеличить ее гибкость и вариативность. 2 Формы обучения: фронтальная, индивидуальная. Виды занятий: беседы, лекции, практические занятия, экскурсия. Форма подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы: итоговое мероприятие Цель программы: развитие естественно-научной грамотности, практическая отработка учебного материала, повышение уровня учебной мотивации и создание условий для возможности продолжения образования в естественнонаучном направлении, развитие у школьников навыков экспериментальной деятельности. Задачи программы: -создать условия для повышения теоретических знаний по химии; -совершенствовать технику химического эксперимента; -развивать естественно- научную грамотность ; -формировать осознанную мотивацию на выбор естественнонаучной профессии; -формировать коммуникативные навыки, которые способствуют развитию умений работать в группе, вести дискуссию, отстаивать точку зрения; -создать условия для развития познавательной активности, самостоятельности, аккуратности. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Учебный план № п/п 1 2 3 4 Название раздела, темы Химия–наука веществах и превращениях Количество часов Формы аттестации/ Всего Теория Практика контроля о 4 2 2 Проверка навыка их работы с цифровой лабораторией. Правил техники безопасности. Растворение. 6 2 4 Обсуждение Растворы результатов Вода-уникальное 16 4 12 Участие в конкурсах вещество исследовательских работ Электролитическая 6 2 4 Проверка знаний, диссоциация. умений, навыков в Электролиты ходе беседы 3 5 Химия и здоровье 12 2 10 6 Химия и экология 8 2 6 7 Увлекательная химия 10 - 10 8 Что мы химии 5 1 узнали о 6 Участие в конкурсах исследовательских работ Участие в конкурсах исследовательских работ Проверка знаний, умений, навыков в ходе беседы Итоговое мероприятие Содержание учебного (тематического) плана Модуль 1. «Химия–наука о веществах и их превращениях» - 4 часа Знакомство с программой. Немного из истории химии. Алхимия. Химия вчера, сегодня, завтра. Техника безопасности в кабинете химии. Лабораторное оборудование. Знакомство с раздаточным оборудованием для практических и лабораторных работ. Знакомство цифровой лабораторией , изучение возможностей её использования, отработка навыков умения работы с датчиками pH, температуры, электропроводности. Посуда, еѐ виды и назначение. Реактивы и их классы. Обращение с кислотами, щелочами, ядовитыми веществами. Меры первой помощи при химических ожогах и отравлениях. Выработка навыков безопасной работы. Практические работы: 1. Знакомство с цифровой лабораторией. Отработка навыков умения работы с датчиками pH, температуры, электропроводности Модуль 2 Растворение. Растворы (6ч) Роль растворов в жизни человека. Ознакомление учащихся с процессом растворения веществ. 1. Виды растворов. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Изменение температуры при растворении веществ. Приготовление растворов и использование их в жизни. Понятия: массовая доля растворенного вещества, масса раствора, масса растворенного вещества. Качественный и количественный состав растворов. Массовая доля и молярная концентрация растворенного вещества. Кристаллогидраты. Коллоидный сад или «силикатные» водоросли» Цианоферратные кустарники Ломоносова 4 Практические занятия 1. Приготовление раствора поваренной соли и уксуса с заданным значением массовой доли растворенного вещества. 2. Выращивание кристаллов Модуль 3 Вода -уникальное вещество (16ч) Строение молекулы воды. Физические свойства воды. Химические свойства воды. Взаимодействие с активными металлами, основными, кислотными оксидами, солями , гидролиз солей и органических веществ. Вода как катализатор. Образование кристаллогидратов. Применение кристаллогидратов в природе, быту и технике. Вода - универсальный растворитель. Влияние растворителя на химическую активность веществ (проявление токсичности веществ при их растворении в воде). Химический состав природных и минеральных вод. Жёсткость воды. Способы борьбы с жёсткостью воды .Основные источники загрязнения гидросферы. Нехватка питьевой воды. Водоочистительные станции. Методы, применяемые для очистки воды, их эффективность. Практические работы: 1. Анализ водопроводной и технической воды. Сравнение чистой и загрязнённой воды по параметрам: органолептические показатели, рН, электропроводность, наличие осадка после отстаивания, пригодность для использования. 2. Практическая работа №4. Определение жёсткости воды. 3. Устранение жёсткости воды в лабораторных условиях и в быту 3. Методы очистки воды в быту. 4. Изучение устройства и принципа работы дистиллятора. Получение дистиллированной воды. 5. Экскурсия на очистные сооружения пгт Бисерть 6. Изучение химического состава и свойств минеральной воды. Модуль 4 Электролитическая диссоциация. Электролиты. (6 ч) Электролиты и неэлектролиты. Свойства ионов. Степень диссоциации. Ионные и молекулярные уравнения. Тепловой эффект растворения веществ в воде. Влияние растворителя на диссоциацию. Практические работы: 1. Качественные реакции на ионы 5 2. Изучение растворов электролитов. Выявление зависимости электропроводности от концентраций ионов в растворе . Модуль 5 Химия и здоровье (12 ч) Роль витаминов в организме. Сохранность витаминов в пище. Роль йода в организме человека. Профилактика дефицита йода. Многообразие лекарственных веществ. Какие лекарства мы обычно можем встретить в своей домашней аптечке? Аптечный йод и его свойства. Почему йод надо держать в плотно закупоренной склянке. «Зеленка» или раствор бриллиантового зеленого. Перекись водорода и гидроперит. Свойства перекиси водорода. Аспирин или ацетилсалициловая кислота и его свойства. Опасность при применении аспирина. Практические работы: 1. Определение содержания витамина С в овощах и фруктах 2. Определение содержания йода в йодированной соли 3. Перманганат калия знакомый и неизвестный 4. Аспирин. Влияние аспирина на рост плесневых грибов. 5. Изучение свойств «Зеленки» и перекиси водорода . Модуль 6 Химия и экология (8 ч) Природные и антропогенные источники веществ – загрязнителей окружающей среды. Экологические проблемы: локальные, региональные, глобальные. Углеродный след. Токсическое воздействие различных химических веществ на организм Практические работы: 1. Исследование снега. 2. Анализ почвы 3. Определение содержания нитратов в овощах и фруктах Модуль 7.«Увлекательная химия » -10 часов. Практические работы: 1. Изучение свойств соды. Изготовление холодного форфора на основе соды. 2. Получеение поташа 3.Изготовление мыла. 4. «Определение среды раствора с помощью индикаторов». Приготовление растительных индикаторов и определение с помощью них рН раствора». 5. Удивительные опыты по химии. Модуль 8. «Что мы узнали о химии?» – 6 часов Подготовка и проведение отчётного мероприятия 6 "Удивительная химия" Планируемые результаты. Личностные: • осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества); • испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую Родину, страну; • формулировать самому простые правила поведения в природе; • осознавать себя гражданином России; • объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России; • искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений; • уважать иное мнение; • вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения. Метапредметные: В области коммуникативных УУД: • организовывать взаимодействие в группе(распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.); • предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений; • оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ; • при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами; • слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. В области регулятивных УУД: • определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства еѐ осуществления; • учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему проекта; • составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем; • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, и справлять ошибки; • работая по составленному плану, использовать, наряду с основными, и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ); • предполагать, какая информация нужна; 7 отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски; • сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет); • выбирать основания для сравнения, классификации объектов; • устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; • выстраивать логическую цепь рассуждений; • представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ. • организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.); • предвидеть (прогнозировать)последствия коллективных решений; • оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ; • при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами; • в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов; • понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. • Предметные: • предполагать какая информация нужна; • отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски; • сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет); • выбирать основания для сравнения, классификации объектов; • устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; • выстраивать логическую цепь рассуждений; • представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ. Формы подведения итогов реализации программы. • Итоговые выставки творческих работ; • Портфолио и презентациии с иследовательской деятельности; • Участие в конкурсах исследовательских работ; Календарно-тематическое планирование 8 № Тема Количество часов 2 1. Химия — наука о веществах и превращениях 2. 3. 4. 5. 6. 7. Лабораторное оборудование Растворы. Концентрация растворов. Приготовление растворов. Выращивание кристаллов Вода и её свойства Анализ водопроводной и технической воды. Сравнение чистой и загрязнённой воды по параметрам: органолептические показатели, рН, электропроводность, наличие осадка после отстаивания, пригодность для использования. Определение жёсткости воды. 2 2 2 2 2 2 Устранение жёсткости воды в лабораторных условиях и в быту 2 Методы очистки воды в быту. 2 8. 9. 10. 11. 2 2 Изучение устройства и принципа работы дистиллятора. Получение дистиллированной воды. 12. Экскурсия на очистные сооружения пгт Бисерть 2 13. Изучение состава и свойств минеральной воды различных производителей Электролитическая диссоциация Качественные реакции на ионы 2 14. 15. 2 2 16. Изучение растворов электролитов. Выявление 2 зависимости электропроводности от концентраций ионов в растворе . 17. Токсическое воздействие различных химических веществ на организм 2 Исследование снега. 2 18. 9 19. Анализ почвы 2 20. Определение содержания нитратов в овощах и фруктах Определение содержания витамина С в овощах и фруктах 2 Определение содержания йода в йодированной соли Перманганат калия знакомый и неизвестный Аспирин. Влияние аспирина на рост плесневых грибов. «Зеленка» или раствор бриллиантового зеленого. Перекись водорода и гидроперит. Свойства перекиси водорода. Изучение свойств соды. Изготовление холодного фарфора на основе соды. Получение поташа 2 Изготовление мыла Определение среды раствора с помощью индикаторов . Изготовление растительных индикаторов Удивительные опыты по химии Подготовка к отчётному мероприятию Мероприятие "Удивительная химия" Итого: 68 часов. 4 2 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28-29 30 31 32-33 34 2 2 2 2 2 2 2 4 2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ Календарный учебный график на 2021-2022 учебный год № п/п Основные характеристики образовательного процесса 10 4 5 6 7 8 Количество учебных недель Количество учебных дней Количество часов в неделю Количество часов Недель в I полугодии Недель во II полугодии Начало занятий Каникулы 9 Выходные дни 10 Окончание учебного года 1 2 3 34 34 2 68 15 19 13 сентября 29 октября – 7 ноября 24 декабря -11 января 20 марта-27 марта 31 декабря – 9 января 23 февраля 8 марта 2,9,10 мая 31 мая УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Материально-техническое обеспечение 1. Компьютер – 1 шт. 2. Принтер – 1 шт. 3. Интерактивная доска – 1 шт. 4. Проектор – 1 шт. 5. Ноутбук - 1 шт. 6. Химическое оборудование и реактивы Программное обеспечение: 1. Microsoft Office 2007, 2010 (MS Word, MS Power Point); 2. Цифровая химическая лаборатория Кадровое обеспечение Дворецкая Ольга Васильевна, учитель химии и биологии. Стаж работы – 16 лет, Образование – высшее педагогическое, квалификационная категория- первая, в 2021 году пройдено повышение квалификации. Курс «Кванториум» и «Точка роста»: учителя химии. Должностные обязанности в рамках реализации дополнительной общеобразовательной программы: реализация дополнительной программы; побуждение обучающихся к самостоятельной работе, творческой деятельности; 11 информационное сопровождение обучающихся при выполнении и защите творческих проектов. Методические материалы: - методические разработки по темам; - наличие наглядного материала; - наличие демонстрационного материала; - видеофильмы; - раздаточный материал; - информационные карточки. - дидактические карточки; Для достижения цели и задач программы используются элементы следующих технологий : • игровые технологии; • проектная технология; • технология проблемного обучения; • здоровьесберегающие технологии; • ИКТ-технологии; Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Критерии оценки знаний, умений и навыков. Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, участие в организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности, пассивное участие в семинарах. Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы иметь представление о учебно-исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий. Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, подбирать методы исследования, проводить учебно12 исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике. Оценка эффективности работы: Входящий контроль–определение уровня знаний, умений, навыков в виде бесед, практических работ, викторин, игр. Промежуточный контроль: коллективный анализ каждой выполненной работы и самоанализ ; проверка знаний, умений, навыков в ходе беседы. Итоговый контроль: презентации творческих и исследовательских работ, участие в конкурсах исследовательских работ в школьном научном обществе. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Литература для педагога: 1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ); 2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН); 3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196«; 4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; 5. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 6.Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области. Государственное автономное нетиповое образовательное учреждение Свердловской области «Дворец молодёжи» Региональный модельный центр. Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях (методические рекомендации) 13 Литература, использованная при составлении программы Гусева, К.Е. Разработка химического эксперимента с экологическим содержанием [Текст] / И.К. Проскурина // Химия в школе. – 2002. - №10. – с. 72-74. 2. Ершов, Ю.А. Общая химия. Биофизическая химия. Химия биогенных элементов. Учебник для вузов [Текст] / В.А. Попков, А.С. Берлянд, А.З.Книжник. – М. : Высш. шк. , 2002. – 560 с. 3. Н.А. Голубкина, М.А. Шамина. Лабораторный практикум по экологии. -М: ФОРУМ: ИНФРА -М, 2004- 56с 1. Леенсон И.А.100 вопросов и ответов по химии: Материалы для школьных рефератов, факультативных занятий и семинаров: Учебное пособие.— М.: «Издательство АСТ»: «Издательство Астрель», 2002.— 347 с. 5. Муравьева, А.Г. Экологический практикум: Учебное пособие с комплектом карт-инструкций [Текст] /Н.А. Пугал, В.Н. Лаврова. – СПб. : Крисмас+, 2003.- 176с. : ил. 6. Чертков Израил Наумович. Химический эксперимент с малыми количествами реактивов : Кн. для учителя / И. Н. Чертков, П. Н. Жуков. - М. : Просвещение, 1989. - 190,[1] с., [4] л. ил. : ил.; 22 см.; ISBN 5-09-001419-1 (В пер.) : 65 к. 4. Литература для обучающихся (родителей): Горбатовский, В.В. Здоровье человека и окружающая среда [Текст] Гроссе Э., Вайсмантель Х.Химия для любознательных.Основы химии и занимательные опыты.ГДР.1974.Пер.с нем.— Л.: Химия, 1979.— 392 с. 3. Игошева, Е.В. Как распознать подлинность молока и молочнокислых продуктов [Текст] / Н.Н.Трапезникова // Химия в школе. - 2011 .- №4.- с. 68. 4. Храмов, В.А. Простой способ проверки чистоты потребляемой воды //Химия в школе. – 2010. - №9. –с. 68. 5. Энциклопедия для детей.Т.17.Химия / Глав.ред.В. А.Володин, вед.науч.ред.И.Леенсон.— М.: Аванта +, 2003.— 640 с. 1. 2. 14