Основные характеристики
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Практическая
биология» имеет естественнонаучную направленность.
Дополнительная
общеразвивающая
программа
«Практическая
биология»
естественнонаучной направленности разработана на основе:
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от
29.12.12);
Концепции развития дополнительного образования детей в Российской Федерации
до 2020 года (№ 1726-р от 04.09.14);
Приказа Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам» (№ 1008от 29.08.13);
Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей (СанПиН 2.4.4.3172-14);
Указа Президента РФ «О мерах по реализации государственной политики в области
образования и науки» (№ 599 от 07.05.2012 г.).
Указа Президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей на
2012-2017 годы» (№ 761от 01.06.2012 г.);
Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации» (№ 124-ФЗ от 24.07.98);
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (№
996-р от 29.05.15);
Федерального закона «Об охране окружающей среды» (№ 7-ФЗ от 10.01.02);
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (№ 1897 от 17.12.10);
Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (от
03.07.12);
Постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил выявления детей,
проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их
дальнейшего развития» (№ 1239 от 17.11.15);
Федеральный проект «Успех каждого ребенка» (утв. 7 декабря 2018 г.)
Актуальность
Актуальность программы обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для
организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для
реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы.
Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный,
личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Новизна и программы заключается в методическом подходе. Программа «Практическая
биология» создана для учеников 5-6 классов. Программа учитывает возрастные
особенности ребят и способствует развитию детской любознательности и познавательного
интереса. Курс включает теоретические и практические занятия. Каждая тема начинается
теоретическим занятием и занимательным уроком.
На лабораторных работах ученики ищут ответ на поставленный вопрос с помощью
микроскопа и используя научно-популярную литературу. Ответ на вопрос фиксируют на
маршрутных листах с помощью биологических рисунков, опорных схем.
Адресат
Данная программа организована для обучающихся 5-6-х классов, которые уже знакомы по
2
урокам окружающего мира и биологии с миром живых организмов. Содержание занятий
строится для двух возрастных групп с учѐтом уровня их знаний и подготовки.
Обучающиеся принимались на основе добровольного выбора, разделены на две группы:
обучающиеся 5-х классов, обучающиеся 6-х классов. Состав группы- постоянный в течении
учебного года.
Продолжительность одного академического часа - 40 мин.
Общее количество часов в неделю – 2 часа.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа (1 час для 5-х классов, 1 час для 6-х классов).
Объем программы – 68 часов.
Программа рассчитана на 2 года обучения: 1 год обучения: 34 часа в год, 2 год обучения:
34 часа в год.
Особенности организации реализации образовательной программы: традиционная модель.
Уровень: базовый.
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, индивидуально-групповая, групповая.
Перечень видов занятий: беседа, лекция, практическое занятие, лабораторное занятие,
экскурсия.
Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей
программы: беседа, презентация, практическое занятие, беседа, защита проектов.
Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель программы:
развитие познавательных интересов, интеллектуальных учащихся через приобщение к
изучению и исследованию в познании многообразия мира живой природы.
Задачи программы:
Обучающие:
Расширять кругозор, знания об окружающем мире;
Развивать навыки работы с микроскопом, биологическими объектами;
Способствовать популяризации у обучающихся биологических знаний.
Подготовка учащихся к участию в олимпиадном движении;
Знакомить с биологическими специальностями.
Развивающие:
Развитие творческих способностей ребенка.
Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и
исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности;
Развитие умений и навыков проектно – исследовательской деятельности;
Развитие исследовательских навыков и умения анализировать полученные
результаты.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к миру живых существ;
Формирование основ экологической грамотности;
Воспитывать ответственное отношение к порученному делу;
Развитие навыков общения и коммуникации.
Содержание общеразвивающей программы
Тематический план в 5 классе
Количество часов
Форма контроля
Название раздела
Всего Теория Практика
Введение
1
1
Лаборатория Левенгука
5
1
4
Анализ работ, презентация.
3
Практическая ботаника
Практическая зоология
Биопрактикум
Итого
8
8
12
34
3
2
3
10
5
6
9
24
Анализ работ, каталог.
Анализ работ, презентация.
Защита мини-проектов.
Содержание программы в 5 классе
Введение. План работы и техника безопасности при выполнении лабораторных работ.
Раздел 1. Лаборатория Левенгука (5 часов)
Методы научного исследования. Лабораторное оборудование и приборы для научных
исследований. История изобретения микроскопа, его устройство и правила работы.
Техника приготовления временного микропрепарата. Рисуем по правилам: правила
биологического рисунка.
Практические и лабораторные работы:
Устройство микроскопа. Приготовление и рассматривание микропрепаратов. Зарисовка
биологических объектов.
Проектно-исследовательская деятельность:
Мини - исследование «Микромир» (работа в группах с последующей презентацией).
Раздел 2. Практическая ботаника (8 часов)
Фенологические наблюдения. Ведение дневника наблюдений. Гербарий: оборудование,
техника сбора, высушивания и монтировки. Правила работа с определителями.
Морфологическое описание растений по плану. Редкие и исчезающие растения
Свердловской области.
Практические и лабораторные работы:
Морфологическое описание растений. Определение растений по гербарным образцам и в
безлиственном состоянии. Монтировка гербария.
Проектно-исследовательская деятельность:
Создание каталога «Видовое разнообразие растений пришкольной территории».
Проект «Редкие растения Свердловской области».
Раздел 3. Практическая зоология (8 часов)
Знакомство с системой живой природы, царствами живых организмов. Отличительные
признаки животных разных царств и систематических групп. Жизнь животных:
определение животных по следам, продуктам жизнедеятельности. Описание внешнего вида
животных по плану. О чем рассказывают скелеты животных (палеонтология). Пищевые
цепочки. Жизнь животных зимой. Подкормка птиц.
Практические и лабораторные работы:
Работа по определению животных. Составление пищевых цепочек. Определение
экологической группы животных по внешнему виду. Фенологические наблюдения «Зима в
жизни растений и животных».
Проектно-исследовательская деятельность:
Мини - исследование «Птицы на кормушке».
Проект «Красная книга животных Свердловской области».
Раздел 4. Биопрактикум (12 часов)
Учебно-исследовательская деятельность. Как правильно выбрать тему, определить цель и
задачи исследования. Какие существуют методы исследований. Правила оформления
результатов. Источники информации (библиотека, интернет-ресурсы). Как оформить
письменное сообщение и презентацию. Освоение и отработка методик выращивания
биокультур. Выполнение самостоятельного исследования по выбранному модулю.
Представление результатов на конференции.
Практические и лабораторные работы: Работа с информацией (посещение библиотеки).
Оформление доклада и презентации по определенной теме.
Проектно-исследовательская деятельность:
Модуль «Физиология растений»
4
Движение растений.
Влияние стимуляторов роста на рост и развитие растений. Прорастание семян.
Влияние прищипки на рост корня.
Модуль «Микробиология»
Выращивание культуры бактерий и простейших.
Влияние фитонцидов растений на жизнедеятельность бактерий.
Модуль «Микология»
Изучение дрожжей.
Модуль «Экологический практикум»
Определение степени загрязнения воздуха методом биоиндикации.
Определение запыленности воздуха в помещениях.
Тематический план в 6 классе
Количество часов
Всего Теория Практика
Введение
1
1
6
8
Особенности строения цветковых
14
растений
7
6
Жизнедеятельность растительного
13
организма
4
2
Классификация цветковых растений 6
18
16
Итого
34
Название раздела
Форма контроля
Анализ работ.
Анализ работ,
таблица.
Анализ работ.
Содержание программы в 6 классе
Введение. План работы и техника безопасности при выполнении лабораторных работ.
Раздел 1. Особенности строения Цветковых растений (14 часов)
Семя как орган размножения растений. Значение семян в природе и жизни человека.
Значение воды и воздуха для прорастания семян. Запасные питательные вещества семени.
Температурные условия прорастания семян. Роль света. Сроки посева семян. Типы
корневых систем растений. Строение корня — зоны корня: конус нарастания, всасывания,
проведения, деления, роста. Рост корня, геотропизм. Видоизменения корней. Значение
корней в природе. Лист, его строение и значение Внешнее строение листа. Внутреннее
строение листа. Типы жилкования листьев. Строение и функции устьиц. Значение листа для
растения: фотосинтез, испарение, газообмен. Листопад, его роль в жизни растения.
Видоизменения листьев. Стебель, его строение и значение.
Практические и лабораторные работы:
Строение семени фасоли. Прорастание семян. Определение всхожести семян растений.
Строение корня проростка. Стержневые и мочковатые корневые системы. Строение
кожицы листа герани. Классификация листьев. Внешнее строение корневища, клубня,
луковицы.
Раздел 2. Жизнедеятельность растительного организма (13 часов)
Минеральное питание растений и значение воды. Вода как необходимое условие
минерального (почвенного) питания. Извлечение растением из почвы растворённых в воде
минеральных солей. Функция корневых волосков. Перемещение воды и минеральных
веществ по растению. Значение минерального (почвенного) питания. Типы удобрений и их
роль в жизни растения. Экологические группы растений по отношению к воде. Воздушное
питание растений – фотосинтез. Условия образования органических веществ в растении.
Зелёные растения – автотрофы. Гетеротрофы как потребители готовых органических
веществ. Значение фотосинтеза в природе. Дыхание и обмен веществ у растений. Роль
дыхания в жизни растений. Сравнительная характеристика процессов дыхания и
фотосинтеза. Обмен веществ в организме как важнейший признак жизни. Взаимосвязь
5
процессов дыхания и фотосинтеза. Транспорт веществ. Испарение воды листьями.
Тургорное состояние клеток. Ростовые движения растений.
Практические и лабораторные работы:
Условия протекания фотосинтеза. Дыхание растений. Испарение воды листьями до и
после полива. Тургорное состояние клеток. Значение кутикулы и пробки в защите
растений от испарения.
Раздел 3. Классификация цветковых растений (6 часов)
Общая характеристика двудольных растений. Семейства: Розоцветные, Мотыльковые,
Крестоцветные, Паслёновые, Сложноцветные. Отличительные признаки семейств.
Значение в природе и жизни человека. Сельскохозяйственные культуры. Общая
характеристика однодольных растений. Семейства: Лилейные, Луковые, Злаки.
Отличительные признаки. Значение в природе.
Практические и лабораторные работы:
Определение семейств класса двудольных растений. Определение семейств класса
однодольных растений.
Планируемые результаты.
В результате изучения курса «Практическая биология» у обучающихся формируются
следующие результаты:
Предметные результаты:
получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные
представления о природных объектах и явлениях как компонентах единого мира,
овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, приобретут
целостный взгляд на мир;
получат возможность осознать свое место в мире;
познакомятся с некоторыми способами изучения природы, начнут осваивать умения
проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать
некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;
получат возможность приобрести базовые умения работы с современными ИКТ
средствами поиска информации в электронных источниках и контролируемом
Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить
небольшие презентации;
получат возможность научиться использовать различные справочные издания
(словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о природе
с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для
создания собственных устных или письменных высказываний.
Личностные результаты:
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения
новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе
на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов
требованиям конкретной задачи;
способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной
деятельности;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природными
объектами.
Метапредметные результаты:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
6
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной
ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и
задачной области;
различать способ и результат действия;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце
действия;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий
с использованием учебной литературы и в открытом информационном
пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые),
контролируемом пространстве Интернета;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и
о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
построить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,
свойствах и связях;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе
не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в
общении и взаимодействии;
формулировать собственное мнение и позицию.
Организационно-педагогические условия
Календарный учебный график на 2021-2022 учебный год
№ п/п Основные характеристики образовательного
процесса
1
Количество учебных недель
2
Количество учебных дней
3
Количество часов в неделю
4
Количество часов
5
Недель в I полугодии
6
Недель во II полугодии
7
Начало занятий
8
Каникулы
9
Выходные дни
10
Окончание учебного года
34
34
2
68
15
19
8 сентября
25 октября – 31 октября
27 декабря – 11 января
21 марта – 27 марта
31 декабря – 9 января, 23
февраля
28 мая
Условия реализации программы
Учебно-методическое обеспечение программы
Методика обучения по программе состоит из сочетания лекционного изложения
теоретического материала с наглядным показом иллюстрирующего материала и приемов
решения практических задач. Обучающиеся закрепляют полученные знания путем
самостоятельного выполнения лабораторных и практических работ. Для развития
творческого мышления и навыков аналитической деятельности педагог проводит занятия
7
по презентации творческих и практических работ, мозговые штурмы, интеллектуальные
игры.
Материально-техническое обеспечение программы
Организационные условия, позволяющие реализовать содержание дополнительной
образовательной программы «Практическая биология» предполагают наличие
оборудования центра «Точка роста»:
- цифровая лаборатория по биологии;
- помещения, укомплектованного стандартным учебным оборудованием и мебелью
(доска, парты, стулья, шкафы, электрообеспечение, раковина с холодной водопроводной
водой);
- микроскоп цифровой;
- комплект посуды и оборудования для ученических опытов;
- комплект гербариев демонстрационный;
- комплект коллекции демонстрационный (по разным темам);
- мультимедийного оборудования (компьютер, ноутбук, проектор, флэш- карты, экран,
средства телекоммуникации (локальные школьные сети, выход в интернет).
Дидактическое обеспечение предполагает наличие текстов разноуровневых заданий,
тематических тестов по каждому разделу темы, инструкций для выполнения практических
работ.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Непременным методическим условием при выборе форм является возможность проверить
тот результат, который хочет получить педагог. Форма аттестации также должна учитывать
возраст ребенка, уровень его подготовки и его индивидуальные особенности.
Содержание программы предполагает формы контроля: собеседование, тестирование,
наблюдение, творческие и самостоятельные исследовательские работы, контрольные
уроки, практические работы, зачеты, интеллектуальные состязания, конкурсы, олимпиады,
конференции, итоговые занятия.
Виды контроля:
Входящая (предварительная) аттестация– это оценка исходного уровня знаний учащихся
перед началом образовательного процесса.
Текущая аттестация – это оценка качества усвоения учащимися содержания конкретной
образовательной программы в период обучения после начальной аттестации до
промежуточной (итоговой) аттестации.
Промежуточная аттестация – это оценка качества усвоения учащимися содержания
конкретной образовательной программы по итогам учебного периода (этапа, года
обучения).
Итоговая аттестация – это оценка качества усвоения учащимися уровня достижений,
заявленных в образовательных программах по завершении всего образовательного курса
программы.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов
- журнал посещаемости,
- материалы анкетирования и тестирования,
- готовые творческие работы,
- аналитическая справка,
- результаты участия в конкурсах, олимпиадах, фестивалях.
Критерии оценки результативности.
Критерии оценки уровня теоретической подготовки:
8
- высокий уровень – учащийся освоил практически весь объем предусмотренных
программой за конкретный период; специальные термины употребляет осознанно и в
полном соответствии с их содержанием;
- средний уровень – у учащегося объем усвоенных знаний составляет 70-50%; сочетает
специальную терминологию с бытовой;
- низкий уровень – учащийся овладел менее чем 50% объема знаний, предусмотренных
программой; ребенок, как правило, избегает употреблять специальные термины.
Критерии оценки уровня практической подготовки:
- высокий уровень – учащийся овладел на 100-80% умениями предусмотренными
программой за конкретный период; выполняет практические задания с элементами
творчества;
- средний уровень – у учащегося объем усвоенных умений и навыков составляет 70-50%; в
основном, выполняет задания на основе образца;
- низкий уровень - ребенок овладел менее чем 50%, предусмотренных умений и навыков;
ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога.
Способы выявления результатов обучения
- тестирование
- защита рефератов и индивидуальных проектов.
В конце каждого курса проводится контроль знаний, обычно в устной, иногда - в письменной
форме. В это время от школьника требуется продемонстрировать не только успешное
воспроизведение материала во всех подробностях, но и свободное использование этого
материала при решении творческих задач, способность свободно рассуждать на предложенную
тему с использованием материала данного курса, а также всех ранее изученных учебных
курсов, высказывать разумные гипотезы о ходе и особенностях биологических явлений, не
обсуждавшихся в рамках изученной программы, но как-то с ней связанных.
Список литературы
9
Литература для педагога:
1. Дольник В.Р. Вышли мы все из природы. Беседы о поведении человека в компании
птиц, зверей и детей. — М.: БШКАРКЕ88, 1996.
2. Лесные травянистые растения. Биология и охрана: справочник. - М.: Агропромиздат,
1988.
3. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины: кн. для учителя. -2-е изд., доп.— М.:
Просвещение, 1991.
4. Самкова В.А. Мы изучаем лес. Задания для учащихся 3— 5 классов //Биология в
школе. - 2003. - № 7; 2004. - № 1, 3, 5, 7.
5. Чернова Н.М. Лабораторный практикум по экологии. — М.: Просвещение, 1986.
6. Бинас А.В., Маш Р.Д. Никишов А.И.и др. Биологический эксперимент в школе.
Просвещение .190-с. 3 Де Крюи П. Охотники за микробами. - М., 1987.
7. Кузнецов С.Л., Мушкамбаров Н.Н., Горячкина В.Л. Атлас по гистологии, цитологии
и эмбриологии. - М., 2002
8. Лашкина Т.Н. Простой способ приготовления микропрепаратов // Биология. - 2002 №8
9. Гордеева Т.Н. и др. Практический курс систематики растений. - М., 1971
Интернет-ресурсы
1. http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm — биологическое разнообразие России.
2. http://www.wwf.ru — Всемирный фонд дикой природы (WWF).
3. http://edu.seu.ru/metodiques/samkova.htm — интернет-сайт «Общественные ресурсы
образования»
4. http://www.ecosystema.ru — экологическое образование детей и изучение природы
России.
Литература для обучающихся (родителей):
1.
2.
3.
4.
5.
Роджерс К. Все о микроскопе. Энциклопедия. - М., 2001
Ролан Ж.-К., Селоши А., Селоши Д. Атлас по биологии клетки. - М., 1978
Биологический энциклопедический словарь / Гл. ред. М.С. Гиляров. - М., 1989
Жизнь животных. В 6 т. / Под ред. Л.А. Зенкевича. - М., 1965
Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель по природоведению и
экологии для учащихся начальных классов. - М., 2000
10