Основные характеристики Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Практическая биология» имеет естественнонаучную направленность. Дополнительная общеразвивающая программа «Практическая биология» естественнонаучной направленности разработана на основе: Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.12); Концепции развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года (№ 1726-р от 04.09.14); Приказа Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (№ 1008от 29.08.13); Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (СанПиН 2.4.4.3172-14); Указа Президента РФ «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» (№ 599 от 07.05.2012 г.). Указа Президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» (№ 761от 01.06.2012 г.); Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (№ 124-ФЗ от 24.07.98); Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (№ 996-р от 29.05.15); Федерального закона «Об охране окружающей среды» (№ 7-ФЗ от 10.01.02); Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (№ 1897 от 17.12.10); Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (от 03.07.12); Постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития» (№ 1239 от 17.11.15); Федеральный проект «Успех каждого ребенка» (утв. 7 декабря 2018 г.) Актуальность Актуальность программы обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы. Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы. Новизна и программы заключается в методическом подходе. Программа «Практическая биология» создана для учеников 5-6 классов. Программа учитывает возрастные особенности ребят и способствует развитию детской любознательности и познавательного интереса. Курс включает теоретические и практические занятия. Каждая тема начинается теоретическим занятием и занимательным уроком. На лабораторных работах ученики ищут ответ на поставленный вопрос с помощью микроскопа и используя научно-популярную литературу. Ответ на вопрос фиксируют на маршрутных листах с помощью биологических рисунков, опорных схем. Адресат Данная программа организована для обучающихся 5-6-х классов, которые уже знакомы по 2 урокам окружающего мира и биологии с миром живых организмов. Содержание занятий строится для двух возрастных групп с учѐтом уровня их знаний и подготовки. Обучающиеся принимались на основе добровольного выбора, разделены на две группы: обучающиеся 5-х классов, обучающиеся 6-х классов. Состав группы- постоянный в течении учебного года. Продолжительность одного академического часа - 40 мин. Общее количество часов в неделю – 2 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа (1 час для 5-х классов, 1 час для 6-х классов). Объем программы – 68 часов. Программа рассчитана на 2 года обучения: 1 год обучения: 34 часа в год, 2 год обучения: 34 часа в год. Особенности организации реализации образовательной программы: традиционная модель. Уровень: базовый. Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, индивидуально-групповая, групповая. Перечень видов занятий: беседа, лекция, практическое занятие, лабораторное занятие, экскурсия. Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы: беседа, презентация, практическое занятие, беседа, защита проектов. Цель и задачи общеразвивающей программы Цель программы: развитие познавательных интересов, интеллектуальных учащихся через приобщение к изучению и исследованию в познании многообразия мира живой природы. Задачи программы: Обучающие: Расширять кругозор, знания об окружающем мире; Развивать навыки работы с микроскопом, биологическими объектами; Способствовать популяризации у обучающихся биологических знаний. Подготовка учащихся к участию в олимпиадном движении; Знакомить с биологическими специальностями. Развивающие: Развитие творческих способностей ребенка. Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности; Развитие умений и навыков проектно – исследовательской деятельности; Развитие исследовательских навыков и умения анализировать полученные результаты. Воспитательные: Воспитывать интерес к миру живых существ; Формирование основ экологической грамотности; Воспитывать ответственное отношение к порученному делу; Развитие навыков общения и коммуникации. Содержание общеразвивающей программы Тематический план в 5 классе Количество часов Форма контроля Название раздела Всего Теория Практика Введение 1 1 Лаборатория Левенгука 5 1 4 Анализ работ, презентация. 3 Практическая ботаника Практическая зоология Биопрактикум Итого 8 8 12 34 3 2 3 10 5 6 9 24 Анализ работ, каталог. Анализ работ, презентация. Защита мини-проектов. Содержание программы в 5 классе Введение. План работы и техника безопасности при выполнении лабораторных работ. Раздел 1. Лаборатория Левенгука (5 часов) Методы научного исследования. Лабораторное оборудование и приборы для научных исследований. История изобретения микроскопа, его устройство и правила работы. Техника приготовления временного микропрепарата. Рисуем по правилам: правила биологического рисунка. Практические и лабораторные работы: Устройство микроскопа. Приготовление и рассматривание микропрепаратов. Зарисовка биологических объектов. Проектно-исследовательская деятельность: Мини - исследование «Микромир» (работа в группах с последующей презентацией). Раздел 2. Практическая ботаника (8 часов) Фенологические наблюдения. Ведение дневника наблюдений. Гербарий: оборудование, техника сбора, высушивания и монтировки. Правила работа с определителями. Морфологическое описание растений по плану. Редкие и исчезающие растения Свердловской области. Практические и лабораторные работы: Морфологическое описание растений. Определение растений по гербарным образцам и в безлиственном состоянии. Монтировка гербария. Проектно-исследовательская деятельность: Создание каталога «Видовое разнообразие растений пришкольной территории». Проект «Редкие растения Свердловской области». Раздел 3. Практическая зоология (8 часов) Знакомство с системой живой природы, царствами живых организмов. Отличительные признаки животных разных царств и систематических групп. Жизнь животных: определение животных по следам, продуктам жизнедеятельности. Описание внешнего вида животных по плану. О чем рассказывают скелеты животных (палеонтология). Пищевые цепочки. Жизнь животных зимой. Подкормка птиц. Практические и лабораторные работы: Работа по определению животных. Составление пищевых цепочек. Определение экологической группы животных по внешнему виду. Фенологические наблюдения «Зима в жизни растений и животных». Проектно-исследовательская деятельность: Мини - исследование «Птицы на кормушке». Проект «Красная книга животных Свердловской области». Раздел 4. Биопрактикум (12 часов) Учебно-исследовательская деятельность. Как правильно выбрать тему, определить цель и задачи исследования. Какие существуют методы исследований. Правила оформления результатов. Источники информации (библиотека, интернет-ресурсы). Как оформить письменное сообщение и презентацию. Освоение и отработка методик выращивания биокультур. Выполнение самостоятельного исследования по выбранному модулю. Представление результатов на конференции. Практические и лабораторные работы: Работа с информацией (посещение библиотеки). Оформление доклада и презентации по определенной теме. Проектно-исследовательская деятельность: Модуль «Физиология растений» 4 Движение растений. Влияние стимуляторов роста на рост и развитие растений. Прорастание семян. Влияние прищипки на рост корня. Модуль «Микробиология» Выращивание культуры бактерий и простейших. Влияние фитонцидов растений на жизнедеятельность бактерий. Модуль «Микология» Изучение дрожжей. Модуль «Экологический практикум» Определение степени загрязнения воздуха методом биоиндикации. Определение запыленности воздуха в помещениях. Тематический план в 6 классе Количество часов Всего Теория Практика Введение 1 1 6 8 Особенности строения цветковых 14 растений 7 6 Жизнедеятельность растительного 13 организма 4 2 Классификация цветковых растений 6 18 16 Итого 34 Название раздела Форма контроля Анализ работ. Анализ работ, таблица. Анализ работ. Содержание программы в 6 классе Введение. План работы и техника безопасности при выполнении лабораторных работ. Раздел 1. Особенности строения Цветковых растений (14 часов) Семя как орган размножения растений. Значение семян в природе и жизни человека. Значение воды и воздуха для прорастания семян. Запасные питательные вещества семени. Температурные условия прорастания семян. Роль света. Сроки посева семян. Типы корневых систем растений. Строение корня — зоны корня: конус нарастания, всасывания, проведения, деления, роста. Рост корня, геотропизм. Видоизменения корней. Значение корней в природе. Лист, его строение и значение Внешнее строение листа. Внутреннее строение листа. Типы жилкования листьев. Строение и функции устьиц. Значение листа для растения: фотосинтез, испарение, газообмен. Листопад, его роль в жизни растения. Видоизменения листьев. Стебель, его строение и значение. Практические и лабораторные работы: Строение семени фасоли. Прорастание семян. Определение всхожести семян растений. Строение корня проростка. Стержневые и мочковатые корневые системы. Строение кожицы листа герани. Классификация листьев. Внешнее строение корневища, клубня, луковицы. Раздел 2. Жизнедеятельность растительного организма (13 часов) Минеральное питание растений и значение воды. Вода как необходимое условие минерального (почвенного) питания. Извлечение растением из почвы растворённых в воде минеральных солей. Функция корневых волосков. Перемещение воды и минеральных веществ по растению. Значение минерального (почвенного) питания. Типы удобрений и их роль в жизни растения. Экологические группы растений по отношению к воде. Воздушное питание растений – фотосинтез. Условия образования органических веществ в растении. Зелёные растения – автотрофы. Гетеротрофы как потребители готовых органических веществ. Значение фотосинтеза в природе. Дыхание и обмен веществ у растений. Роль дыхания в жизни растений. Сравнительная характеристика процессов дыхания и фотосинтеза. Обмен веществ в организме как важнейший признак жизни. Взаимосвязь 5 процессов дыхания и фотосинтеза. Транспорт веществ. Испарение воды листьями. Тургорное состояние клеток. Ростовые движения растений. Практические и лабораторные работы: Условия протекания фотосинтеза. Дыхание растений. Испарение воды листьями до и после полива. Тургорное состояние клеток. Значение кутикулы и пробки в защите растений от испарения. Раздел 3. Классификация цветковых растений (6 часов) Общая характеристика двудольных растений. Семейства: Розоцветные, Мотыльковые, Крестоцветные, Паслёновые, Сложноцветные. Отличительные признаки семейств. Значение в природе и жизни человека. Сельскохозяйственные культуры. Общая характеристика однодольных растений. Семейства: Лилейные, Луковые, Злаки. Отличительные признаки. Значение в природе. Практические и лабораторные работы: Определение семейств класса двудольных растений. Определение семейств класса однодольных растений. Планируемые результаты. В результате изучения курса «Практическая биология» у обучающихся формируются следующие результаты: Предметные результаты: получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, приобретут целостный взгляд на мир; получат возможность осознать свое место в мире; познакомятся с некоторыми способами изучения природы, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире; получат возможность приобрести базовые умения работы с современными ИКТ средствами поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации; получат возможность научиться использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о природе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний. Личностные результаты: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи; способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности; чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природными объектами. Метапредметные результаты: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; 6 оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области; различать способ и результат действия; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета; осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; строить сообщения, проекты в устной и письменной форме; проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; построить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; формулировать собственное мнение и позицию. Организационно-педагогические условия Календарный учебный график на 2021-2022 учебный год № п/п Основные характеристики образовательного процесса 1 Количество учебных недель 2 Количество учебных дней 3 Количество часов в неделю 4 Количество часов 5 Недель в I полугодии 6 Недель во II полугодии 7 Начало занятий 8 Каникулы 9 Выходные дни 10 Окончание учебного года 34 34 2 68 15 19 8 сентября 25 октября – 31 октября 27 декабря – 11 января 21 марта – 27 марта 31 декабря – 9 января, 23 февраля 28 мая Условия реализации программы Учебно-методическое обеспечение программы Методика обучения по программе состоит из сочетания лекционного изложения теоретического материала с наглядным показом иллюстрирующего материала и приемов решения практических задач. Обучающиеся закрепляют полученные знания путем самостоятельного выполнения лабораторных и практических работ. Для развития творческого мышления и навыков аналитической деятельности педагог проводит занятия 7 по презентации творческих и практических работ, мозговые штурмы, интеллектуальные игры. Материально-техническое обеспечение программы Организационные условия, позволяющие реализовать содержание дополнительной образовательной программы «Практическая биология» предполагают наличие оборудования центра «Точка роста»: - цифровая лаборатория по биологии; - помещения, укомплектованного стандартным учебным оборудованием и мебелью (доска, парты, стулья, шкафы, электрообеспечение, раковина с холодной водопроводной водой); - микроскоп цифровой; - комплект посуды и оборудования для ученических опытов; - комплект гербариев демонстрационный; - комплект коллекции демонстрационный (по разным темам); - мультимедийного оборудования (компьютер, ноутбук, проектор, флэш- карты, экран, средства телекоммуникации (локальные школьные сети, выход в интернет). Дидактическое обеспечение предполагает наличие текстов разноуровневых заданий, тематических тестов по каждому разделу темы, инструкций для выполнения практических работ. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Непременным методическим условием при выборе форм является возможность проверить тот результат, который хочет получить педагог. Форма аттестации также должна учитывать возраст ребенка, уровень его подготовки и его индивидуальные особенности. Содержание программы предполагает формы контроля: собеседование, тестирование, наблюдение, творческие и самостоятельные исследовательские работы, контрольные уроки, практические работы, зачеты, интеллектуальные состязания, конкурсы, олимпиады, конференции, итоговые занятия. Виды контроля: Входящая (предварительная) аттестация– это оценка исходного уровня знаний учащихся перед началом образовательного процесса. Текущая аттестация – это оценка качества усвоения учащимися содержания конкретной образовательной программы в период обучения после начальной аттестации до промежуточной (итоговой) аттестации. Промежуточная аттестация – это оценка качества усвоения учащимися содержания конкретной образовательной программы по итогам учебного периода (этапа, года обучения). Итоговая аттестация – это оценка качества усвоения учащимися уровня достижений, заявленных в образовательных программах по завершении всего образовательного курса программы. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов - журнал посещаемости, - материалы анкетирования и тестирования, - готовые творческие работы, - аналитическая справка, - результаты участия в конкурсах, олимпиадах, фестивалях. Критерии оценки результативности. Критерии оценки уровня теоретической подготовки: 8 - высокий уровень – учащийся освоил практически весь объем предусмотренных программой за конкретный период; специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием; - средний уровень – у учащегося объем усвоенных знаний составляет 70-50%; сочетает специальную терминологию с бытовой; - низкий уровень – учащийся овладел менее чем 50% объема знаний, предусмотренных программой; ребенок, как правило, избегает употреблять специальные термины. Критерии оценки уровня практической подготовки: - высокий уровень – учащийся овладел на 100-80% умениями предусмотренными программой за конкретный период; выполняет практические задания с элементами творчества; - средний уровень – у учащегося объем усвоенных умений и навыков составляет 70-50%; в основном, выполняет задания на основе образца; - низкий уровень - ребенок овладел менее чем 50%, предусмотренных умений и навыков; ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога. Способы выявления результатов обучения - тестирование - защита рефератов и индивидуальных проектов. В конце каждого курса проводится контроль знаний, обычно в устной, иногда - в письменной форме. В это время от школьника требуется продемонстрировать не только успешное воспроизведение материала во всех подробностях, но и свободное использование этого материала при решении творческих задач, способность свободно рассуждать на предложенную тему с использованием материала данного курса, а также всех ранее изученных учебных курсов, высказывать разумные гипотезы о ходе и особенностях биологических явлений, не обсуждавшихся в рамках изученной программы, но как-то с ней связанных. Список литературы 9 Литература для педагога: 1. Дольник В.Р. Вышли мы все из природы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей. — М.: БШКАРКЕ88, 1996. 2. Лесные травянистые растения. Биология и охрана: справочник. - М.: Агропромиздат, 1988. 3. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины: кн. для учителя. -2-е изд., доп.— М.: Просвещение, 1991. 4. Самкова В.А. Мы изучаем лес. Задания для учащихся 3— 5 классов //Биология в школе. - 2003. - № 7; 2004. - № 1, 3, 5, 7. 5. Чернова Н.М. Лабораторный практикум по экологии. — М.: Просвещение, 1986. 6. Бинас А.В., Маш Р.Д. Никишов А.И.и др. Биологический эксперимент в школе. Просвещение .190-с. 3 Де Крюи П. Охотники за микробами. - М., 1987. 7. Кузнецов С.Л., Мушкамбаров Н.Н., Горячкина В.Л. Атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии. - М., 2002 8. Лашкина Т.Н. Простой способ приготовления микропрепаратов // Биология. - 2002 №8 9. Гордеева Т.Н. и др. Практический курс систематики растений. - М., 1971 Интернет-ресурсы 1. http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm — биологическое разнообразие России. 2. http://www.wwf.ru — Всемирный фонд дикой природы (WWF). 3. http://edu.seu.ru/metodiques/samkova.htm — интернет-сайт «Общественные ресурсы образования» 4. http://www.ecosystema.ru — экологическое образование детей и изучение природы России. Литература для обучающихся (родителей): 1. 2. 3. 4. 5. Роджерс К. Все о микроскопе. Энциклопедия. - М., 2001 Ролан Ж.-К., Селоши А., Селоши Д. Атлас по биологии клетки. - М., 1978 Биологический энциклопедический словарь / Гл. ред. М.С. Гиляров. - М., 1989 Жизнь животных. В 6 т. / Под ред. Л.А. Зенкевича. - М., 1965 Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель по природоведению и экологии для учащихся начальных классов. - М., 2000 10