Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности Практическая биология

Основные характеристики
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Практическая
биология» имеет естественнонаучную направленность.
Дополнительная
общеразвивающая
программа
«Практическая
биология»
естественнонаучной направленности разработана на основе:
 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от
29.12.12);
 Концепции развития дополнительного образования детей в Российской Федерации
до 2020 года (№ 1726-р от 04.09.14);
 Приказа Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам» (№ 1008от 29.08.13);
 Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей (СанПиН 2.4.4.3172-14);
 Указа Президента РФ «О мерах по реализации государственной политики в области
образования и науки» (№ 599 от 07.05.2012 г.).
 Указа Президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей на
2012-2017 годы» (№ 761от 01.06.2012 г.);
 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации» (№ 124-ФЗ от 24.07.98);
 Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (№
996-р от 29.05.15);
 Федерального закона «Об охране окружающей среды» (№ 7-ФЗ от 10.01.02);
 Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (№ 1897 от 17.12.10);
 Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (от
03.07.12);
 Постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил выявления детей,
проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их
дальнейшего развития» (№ 1239 от 17.11.15);
 Федеральный проект «Успех каждого ребенка» (утв. 7 декабря 2018 г.)
Актуальность
Актуальность программы обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для
организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для
реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы.
Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный,
личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Новизна и программы заключается в методическом подходе. Программа «Практическая
биология» создана для учеников 5-6 классов. Программа учитывает возрастные
особенности ребят и способствует развитию детской любознательности и познавательного
интереса. Курс включает теоретические и практические занятия. Каждая тема начинается
теоретическим занятием и занимательным уроком.
На лабораторных работах ученики ищут ответ на поставленный вопрос с помощью
микроскопа и используя научно-популярную литературу. Ответ на вопрос фиксируют на
маршрутных листах с помощью биологических рисунков, опорных схем.
Адресат
Данная программа организована для обучающихся 5-6-х классов, которые уже знакомы по
2

урокам окружающего мира и биологии с миром живых организмов. Содержание занятий
строится для двух возрастных групп с учѐтом уровня их знаний и подготовки.
Обучающиеся принимались на основе добровольного выбора, разделены на две группы:
обучающиеся 5-х классов, обучающиеся 6-х классов. Состав группы- постоянный в течении
учебного года.
Продолжительность одного академического часа - 40 мин.
Общее количество часов в неделю – 2 часа.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа (1 час для 5-х классов, 1 час для 6-х классов).
Объем программы – 68 часов.
Программа рассчитана на 2 года обучения: 1 год обучения: 34 часа в год, 2 год обучения:
34 часа в год.
Особенности организации реализации образовательной программы: традиционная модель.
Уровень: базовый.
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, индивидуально-групповая, групповая.
Перечень видов занятий: беседа, лекция, практическое занятие, лабораторное занятие,
экскурсия.
Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей
программы: беседа, презентация, практическое занятие, беседа, защита проектов.
Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель программы:
развитие познавательных интересов, интеллектуальных учащихся через приобщение к
изучению и исследованию в познании многообразия мира живой природы.
Задачи программы:
Обучающие:
 Расширять кругозор, знания об окружающем мире;
 Развивать навыки работы с микроскопом, биологическими объектами;
 Способствовать популяризации у обучающихся биологических знаний.
 Подготовка учащихся к участию в олимпиадном движении;
 Знакомить с биологическими специальностями.
Развивающие:
 Развитие творческих способностей ребенка.
 Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и
исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности;
 Развитие умений и навыков проектно – исследовательской деятельности;
 Развитие исследовательских навыков и умения анализировать полученные
результаты.
Воспитательные:
 Воспитывать интерес к миру живых существ;
 Формирование основ экологической грамотности;
 Воспитывать ответственное отношение к порученному делу;
 Развитие навыков общения и коммуникации.
Содержание общеразвивающей программы
Тематический план в 5 классе
Количество часов
Форма контроля
Название раздела
Всего Теория Практика
Введение
1
1
Лаборатория Левенгука
5
1
4
Анализ работ, презентация.
3

Практическая ботаника
Практическая зоология
Биопрактикум
Итого

8
8
12
34

3
2
3
10

5
6
9
24

Анализ работ, каталог.
Анализ работ, презентация.
Защита мини-проектов.

Содержание программы в 5 классе
Введение. План работы и техника безопасности при выполнении лабораторных работ.
Раздел 1. Лаборатория Левенгука (5 часов)
Методы научного исследования. Лабораторное оборудование и приборы для научных
исследований. История изобретения микроскопа, его устройство и правила работы.
Техника приготовления временного микропрепарата. Рисуем по правилам: правила
биологического рисунка.
Практические и лабораторные работы:
Устройство микроскопа. Приготовление и рассматривание микропрепаратов. Зарисовка
биологических объектов.
Проектно-исследовательская деятельность:
Мини - исследование «Микромир» (работа в группах с последующей презентацией).
Раздел 2. Практическая ботаника (8 часов)
Фенологические наблюдения. Ведение дневника наблюдений. Гербарий: оборудование,
техника сбора, высушивания и монтировки. Правила работа с определителями.
Морфологическое описание растений по плану. Редкие и исчезающие растения
Свердловской области.
Практические и лабораторные работы:
Морфологическое описание растений. Определение растений по гербарным образцам и в
безлиственном состоянии. Монтировка гербария.
Проектно-исследовательская деятельность:
Создание каталога «Видовое разнообразие растений пришкольной территории».
Проект «Редкие растения Свердловской области».
Раздел 3. Практическая зоология (8 часов)
Знакомство с системой живой природы, царствами живых организмов. Отличительные
признаки животных разных царств и систематических групп. Жизнь животных:
определение животных по следам, продуктам жизнедеятельности. Описание внешнего вида
животных по плану. О чем рассказывают скелеты животных (палеонтология). Пищевые
цепочки. Жизнь животных зимой. Подкормка птиц.
Практические и лабораторные работы:
Работа по определению животных. Составление пищевых цепочек. Определение
экологической группы животных по внешнему виду. Фенологические наблюдения «Зима в
жизни растений и животных».
Проектно-исследовательская деятельность:
Мини - исследование «Птицы на кормушке».
Проект «Красная книга животных Свердловской области».
Раздел 4. Биопрактикум (12 часов)
Учебно-исследовательская деятельность. Как правильно выбрать тему, определить цель и
задачи исследования. Какие существуют методы исследований. Правила оформления
результатов. Источники информации (библиотека, интернет-ресурсы). Как оформить
письменное сообщение и презентацию. Освоение и отработка методик выращивания
биокультур. Выполнение самостоятельного исследования по выбранному модулю.
Представление результатов на конференции.
Практические и лабораторные работы: Работа с информацией (посещение библиотеки).
Оформление доклада и презентации по определенной теме.
Проектно-исследовательская деятельность:
Модуль «Физиология растений»
4

Движение растений.
Влияние стимуляторов роста на рост и развитие растений. Прорастание семян.
Влияние прищипки на рост корня.
Модуль «Микробиология»
Выращивание культуры бактерий и простейших.
Влияние фитонцидов растений на жизнедеятельность бактерий.
Модуль «Микология»
Изучение дрожжей.
Модуль «Экологический практикум»
Определение степени загрязнения воздуха методом биоиндикации.
Определение запыленности воздуха в помещениях.
Тематический план в 6 классе
Количество часов
Всего Теория Практика
Введение
1
1
6
8
Особенности строения цветковых
14
растений
7
6
Жизнедеятельность растительного
13
организма
4
2
Классификация цветковых растений 6
18
16
Итого
34
Название раздела

Форма контроля

Анализ работ.
Анализ работ,
таблица.
Анализ работ.

Содержание программы в 6 классе
Введение. План работы и техника безопасности при выполнении лабораторных работ.
Раздел 1. Особенности строения Цветковых растений (14 часов)
Семя как орган размножения растений. Значение семян в природе и жизни человека.
Значение воды и воздуха для прорастания семян. Запасные питательные вещества семени.
Температурные условия прорастания семян. Роль света. Сроки посева семян. Типы
корневых систем растений. Строение корня — зоны корня: конус нарастания, всасывания,
проведения, деления, роста. Рост корня, геотропизм. Видоизменения корней. Значение
корней в природе. Лист, его строение и значение Внешнее строение листа. Внутреннее
строение листа. Типы жилкования листьев. Строение и функции устьиц. Значение листа для
растения: фотосинтез, испарение, газообмен. Листопад, его роль в жизни растения.
Видоизменения листьев. Стебель, его строение и значение.
Практические и лабораторные работы:
Строение семени фасоли. Прорастание семян. Определение всхожести семян растений.
Строение корня проростка. Стержневые и мочковатые корневые системы. Строение
кожицы листа герани. Классификация листьев. Внешнее строение корневища, клубня,
луковицы.
Раздел 2. Жизнедеятельность растительного организма (13 часов)
Минеральное питание растений и значение воды. Вода как необходимое условие
минерального (почвенного) питания. Извлечение растением из почвы растворённых в воде
минеральных солей. Функция корневых волосков. Перемещение воды и минеральных
веществ по растению. Значение минерального (почвенного) питания. Типы удобрений и их
роль в жизни растения. Экологические группы растений по отношению к воде. Воздушное
питание растений – фотосинтез. Условия образования органических веществ в растении.
Зелёные растения – автотрофы. Гетеротрофы как потребители готовых органических
веществ. Значение фотосинтеза в природе. Дыхание и обмен веществ у растений. Роль
дыхания в жизни растений. Сравнительная характеристика процессов дыхания и
фотосинтеза. Обмен веществ в организме как важнейший признак жизни. Взаимосвязь
5

процессов дыхания и фотосинтеза. Транспорт веществ. Испарение воды листьями.
Тургорное состояние клеток. Ростовые движения растений.
Практические и лабораторные работы:
Условия протекания фотосинтеза. Дыхание растений. Испарение воды листьями до и
после полива. Тургорное состояние клеток. Значение кутикулы и пробки в защите
растений от испарения.
Раздел 3. Классификация цветковых растений (6 часов)
Общая характеристика двудольных растений. Семейства: Розоцветные, Мотыльковые,
Крестоцветные, Паслёновые, Сложноцветные. Отличительные признаки семейств.
Значение в природе и жизни человека. Сельскохозяйственные культуры. Общая
характеристика однодольных растений. Семейства: Лилейные, Луковые, Злаки.
Отличительные признаки. Значение в природе.
Практические и лабораторные работы:
Определение семейств класса двудольных растений. Определение семейств класса
однодольных растений.
Планируемые результаты.
В результате изучения курса «Практическая биология» у обучающихся формируются
следующие результаты:
Предметные результаты:
 получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные
представления о природных объектах и явлениях как компонентах единого мира,
овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, приобретут
целостный взгляд на мир;
 получат возможность осознать свое место в мире;
 познакомятся с некоторыми способами изучения природы, начнут осваивать умения
проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать
некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;
 получат возможность приобрести базовые умения работы с современными ИКТ
средствами поиска информации в электронных источниках и контролируемом
Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить
небольшие презентации;
 получат возможность научиться использовать различные справочные издания
(словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о природе
с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для
создания собственных устных или письменных высказываний.
Личностные результаты:
 учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения
новой задачи;
 ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе
на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов
требованиям конкретной задачи;
 способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной
деятельности;
 чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природными
объектами.
Метапредметные результаты:
 планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации, в том числе во внутреннем плане;
 учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
 осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
6

 оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной
ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и
задачной области;
 различать способ и результат действия;
 в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
 самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце
действия;
 осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий
с использованием учебной литературы и в открытом информационном
пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые),
контролируемом пространстве Интернета;
 осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и
о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
 строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
 проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
 устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
 построить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,
свойствах и связях;
 допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе
не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в
общении и взаимодействии;
 формулировать собственное мнение и позицию.
Организационно-педагогические условия
Календарный учебный график на 2021-2022 учебный год
№ п/п Основные характеристики образовательного
процесса
1
Количество учебных недель
2
Количество учебных дней
3
Количество часов в неделю
4
Количество часов
5
Недель в I полугодии
6
Недель во II полугодии
7
Начало занятий
8
Каникулы

9

Выходные дни

10

Окончание учебного года

34
34
2
68
15
19
8 сентября
25 октября – 31 октября
27 декабря – 11 января
21 марта – 27 марта
31 декабря – 9 января, 23
февраля
28 мая

Условия реализации программы

Учебно-методическое обеспечение программы
Методика обучения по программе состоит из сочетания лекционного изложения
теоретического материала с наглядным показом иллюстрирующего материала и приемов
решения практических задач. Обучающиеся закрепляют полученные знания путем
самостоятельного выполнения лабораторных и практических работ. Для развития
творческого мышления и навыков аналитической деятельности педагог проводит занятия
7

по презентации творческих и практических работ, мозговые штурмы, интеллектуальные
игры.
Материально-техническое обеспечение программы
Организационные условия, позволяющие реализовать содержание дополнительной
образовательной программы «Практическая биология» предполагают наличие
оборудования центра «Точка роста»:
- цифровая лаборатория по биологии;
- помещения, укомплектованного стандартным учебным оборудованием и мебелью
(доска, парты, стулья, шкафы, электрообеспечение, раковина с холодной водопроводной
водой);
- микроскоп цифровой;
- комплект посуды и оборудования для ученических опытов;
- комплект гербариев демонстрационный;
- комплект коллекции демонстрационный (по разным темам);
- мультимедийного оборудования (компьютер, ноутбук, проектор, флэш- карты, экран,
средства телекоммуникации (локальные школьные сети, выход в интернет).
Дидактическое обеспечение предполагает наличие текстов разноуровневых заданий,
тематических тестов по каждому разделу темы, инструкций для выполнения практических
работ.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы

Непременным методическим условием при выборе форм является возможность проверить
тот результат, который хочет получить педагог. Форма аттестации также должна учитывать
возраст ребенка, уровень его подготовки и его индивидуальные особенности.
Содержание программы предполагает формы контроля: собеседование, тестирование,
наблюдение, творческие и самостоятельные исследовательские работы, контрольные
уроки, практические работы, зачеты, интеллектуальные состязания, конкурсы, олимпиады,
конференции, итоговые занятия.
Виды контроля:
Входящая (предварительная) аттестация– это оценка исходного уровня знаний учащихся
перед началом образовательного процесса.
Текущая аттестация – это оценка качества усвоения учащимися содержания конкретной
образовательной программы в период обучения после начальной аттестации до
промежуточной (итоговой) аттестации.
Промежуточная аттестация – это оценка качества усвоения учащимися содержания
конкретной образовательной программы по итогам учебного периода (этапа, года
обучения).
Итоговая аттестация – это оценка качества усвоения учащимися уровня достижений,
заявленных в образовательных программах по завершении всего образовательного курса
программы.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов
- журнал посещаемости,
- материалы анкетирования и тестирования,
- готовые творческие работы,
- аналитическая справка,
- результаты участия в конкурсах, олимпиадах, фестивалях.
Критерии оценки результативности.
Критерии оценки уровня теоретической подготовки:
8

- высокий уровень – учащийся освоил практически весь объем предусмотренных
программой за конкретный период; специальные термины употребляет осознанно и в
полном соответствии с их содержанием;
- средний уровень – у учащегося объем усвоенных знаний составляет 70-50%; сочетает
специальную терминологию с бытовой;
- низкий уровень – учащийся овладел менее чем 50% объема знаний, предусмотренных
программой; ребенок, как правило, избегает употреблять специальные термины.
Критерии оценки уровня практической подготовки:
- высокий уровень – учащийся овладел на 100-80% умениями предусмотренными
программой за конкретный период; выполняет практические задания с элементами
творчества;
- средний уровень – у учащегося объем усвоенных умений и навыков составляет 70-50%; в
основном, выполняет задания на основе образца;
- низкий уровень - ребенок овладел менее чем 50%, предусмотренных умений и навыков;
ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога.
Способы выявления результатов обучения
- тестирование
- защита рефератов и индивидуальных проектов.
В конце каждого курса проводится контроль знаний, обычно в устной, иногда - в письменной
форме. В это время от школьника требуется продемонстрировать не только успешное
воспроизведение материала во всех подробностях, но и свободное использование этого
материала при решении творческих задач, способность свободно рассуждать на предложенную
тему с использованием материала данного курса, а также всех ранее изученных учебных
курсов, высказывать разумные гипотезы о ходе и особенностях биологических явлений, не
обсуждавшихся в рамках изученной программы, но как-то с ней связанных.

Список литературы
9

Литература для педагога:
1. Дольник В.Р. Вышли мы все из природы. Беседы о поведении человека в компании
птиц, зверей и детей. — М.: БШКАРКЕ88, 1996.
2. Лесные травянистые растения. Биология и охрана: справочник. - М.: Агропромиздат,
1988.
3. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины: кн. для учителя. -2-е изд., доп.— М.:
Просвещение, 1991.
4. Самкова В.А. Мы изучаем лес. Задания для учащихся 3— 5 классов //Биология в
школе. - 2003. - № 7; 2004. - № 1, 3, 5, 7.
5. Чернова Н.М. Лабораторный практикум по экологии. — М.: Просвещение, 1986.
6. Бинас А.В., Маш Р.Д. Никишов А.И.и др. Биологический эксперимент в школе.
Просвещение .190-с. 3 Де Крюи П. Охотники за микробами. - М., 1987.
7. Кузнецов С.Л., Мушкамбаров Н.Н., Горячкина В.Л. Атлас по гистологии, цитологии
и эмбриологии. - М., 2002
8. Лашкина Т.Н. Простой способ приготовления микропрепаратов // Биология. - 2002 №8
9. Гордеева Т.Н. и др. Практический курс систематики растений. - М., 1971
Интернет-ресурсы
1. http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm — биологическое разнообразие России.
2. http://www.wwf.ru — Всемирный фонд дикой природы (WWF).
3. http://edu.seu.ru/metodiques/samkova.htm — интернет-сайт «Общественные ресурсы
образования»
4. http://www.ecosystema.ru — экологическое образование детей и изучение природы
России.
Литература для обучающихся (родителей):
1.
2.
3.
4.
5.

Роджерс К. Все о микроскопе. Энциклопедия. - М., 2001
Ролан Ж.-К., Селоши А., Селоши Д. Атлас по биологии клетки. - М., 1978
Биологический энциклопедический словарь / Гл. ред. М.С. Гиляров. - М., 1989
Жизнь животных. В 6 т. / Под ред. Л.А. Зенкевича. - М., 1965
Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель по природоведению и
экологии для учащихся начальных классов. - М., 2000

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».