I. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Робототехника, LEGO -конструирование» технической направленности. Программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Федеральный Закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»; 3. Федеральный закон № 124 - ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г. (в редакции от 17.12.2009 г); 4. Указ Президента РФ от 29.05.2017 № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства»; 5. Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»; 6. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.р. (ред. от 30.03.2020); 7. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р; 8. Основы государственной молодежной политики РФ на период до 2025 года» от 29 ноября 2014 года N 2403-р; 9. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями и дополнениями); 10. Федеральный закон от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»; 11. Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06–1844 «О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»; 12. Приказ Министерства просвещения РФ (Минпросвещения России) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» от 09.11.2018 г. № 196 (зарегистрирован Министерством юстиции РФ от 29.ноября 2018 года); 13. Приказ Министерства просвещения РФ «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденным приказом Министерства Просвещения Российской федерации от 09.11.2018 года» № 533 от 30.09.2020 года; 14. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; На сегодняшний день политика России сконцентрирована на технологическом развитии. Наиболее приоритетными его направлениями являются автоматизация, техническое оснащение промышленности, подготовка высококлассных инженерных кадров. Именно поэтому очень важно, начиная с дошкольного возраста формировать и развивать творческую активность, аналитический ум, техническое мышление, формировать интегративные качества личности, обозначенные федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования. В Федеральных государственных образовательных стандартах ФГОСНОО особое 2 внимание уделено материально-техническим условиям и информационно-коммуникационным технологиям, так как они являются универсальными средствами формирования представлений дошкольников по различным образовательным областям. В настоящее время для вовлечения школьников в процесс технического творчества большую популярность приобретают робототехника и лего-конструирование. Конструирование моделей позволяет школьникам опытным путем осваивать элементарные основы физики и механики, а программирование действий и поведения моделей объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью. Кроме этого, при объяснении работы модели происходит активное развитие словарного запаса и коммуникативных навыков ребенка. В итоге робототехника и лего- конструирование позволяют заложить на этапе начальной школы технические навыки и истоки профессионально - ориентированной работы, направленной на пропаганду профессий инженерно-технической направленности Новизна данной дополнительной образовательной программы заключается в том, что по форме организации образовательного процесса она является модульной. Дополнительная образовательная программа «Робототехника, LEGO-конструирование: от истоков технического творчества к технологическому мышлению» состоит из 3 модулей: «Lego Education WeDo 2.0: конструирование простых механизмов», «Lego Education WeDo 2.0: первые шаги в робототехнике», «Lego Education WeDo 2.0: первые проекты в робототехнике». Направленность программы по робототехнике техническая. В процессе реализации данной программы ребенок учится решать технические задачи, используя сконструированные и запрограммированные им машины и механизмы. Отличительной особенностью данной программы является ее ориентированность на всестороннее развитие и реализацию основ технического мышления и творческих способностей обучающихся. Актуальность данного направления заключается в том, что в современном мире активно развивается робототехника, являющаяся важнейшей технической основой развития производства. Робототехника широко используется в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, медицине, авиации, космонавтике и многих других отраслях. В ближайшие годы области использования робототехнических автоматизированных систем будут стремительно расширяться. Именно поэтому, нужно уже сейчас задуматься о подготовке высококвалифицированных кадров, способных развивать эту отрасль прикладных наук. Педагогическая целесообразность этой программы заключается в том, что она позволяет детям учиться решать реальные технические задачи на базе учебно-методического комплекса LEGO® Education WeDo 2.0 в форме познавательной игры. Преподавание курса предполагает использование компьютеров с установленным на них учебно-методическим комплексом LEGO® Education WeDo 2.0, представляющим собой комплект учебно- методических материалов, информационной среды, среды программирования и моделирования, при помощи которого происходят: исследование (учащиеся изучают задачу), создание (учащиеся конструируют и программируют) и обмен результатами (учащиеся документируют проект и устраивают его презентацию). Таким образом, обучающиеся осваивают базовые проектные и исследовательские умения и формируют универсальные учебные действия. Цель: создание условий для формирования познавательной мотивации у детей к Lego– конструированию, развития научно-технического и творческого потенциала детей через обучениеэлементарным основам инженерно-технического конструирования и робототехники, обучение основам программирования. 3 Задачи: Воспитательные: воспитание самостоятельности, ответственности, дисциплины, высокой культуры; воспитание коммуникативных способностей и навыков коллективной работы. Развивающие: развитие творческой инициативы и самостоятельности в принятии оптимальных решений в различных ситуациях; развитие творческих способностей, образного и технического мышления ребенка; развитие психофизиологических качеств обучающихся: памяти, внимания, способности логически мыслить, анализировать, концентрировать внимание на главном; развитие речи, умений излагать мысли в четкой логической последовательности, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений; развитие мелкой моторики рук Образовательные: ознакомление с элементами робототехники, технологическими процессами; формирование умений и навыков конструирования, приобретения первого опыта при решении конструкторских задач по механике; формирование умения работать по предложенным наглядным и словесным инструкциям, рисункам, схемам; обучение работе в программной среде LEGO Education WeDo 2.0; формирование навыков проектной деятельности и универсальных учебных действий. Планируемые результаты К концу освоения образовательной программы, учащиеся будут: Предметные знать основы робототехники, конструирования, программирования,основные принципы механики, методы и этапы моделирования; уметь применять знания основ конструирования для создания моделей реальных объектов и процессов; уметь работать по предложенным инструкциям и технологическим картам, уметь собирать модели по видео; уметь работать с компьютером и познакомить основами программирования в компьютерной среде SCKRETCH; знать особенности проведения соревнований по робототехнике, принимать участие в соревнованиях и состязаниях по LEGO-конструированию и робототехнике. Учащиеся будут: Метапредметные уметь собирать, анализировать, обрабатывать информацию, проводитьисследования, делать выводы по готовому проекту; 4 разовьют интеллектуальные и творческие способности, образное и техническое мышление, мелкую моторику рук и речь в процессе создания моделей, проектов и в процессе анализа проделанной работы; смогут творчески решать технические задачи; разовьют умение доводить решение задачи до работающей модели; научатся логически мыслить, отстаивать свою точку зрения; интересоваться предметами естественно-научного цикла: физикой,технологией, информатикой и математикой. стремиться к самообразованию, самореализации. Учащиеся будут: Личностные стараться бережно относиться к материалам и оборудованию; уметь правильно распределять обязанности, слаженно работать в команде и в коллективе; уважительно относится к окружающим, уметь разрешать конфликты,сотрудничать со взрослыми и сверстниками; интересоваться достижениями в области конструирования и робототехники,основами профессии инженера; стремиться к участию в социально-значимых мероприятиях внутриколлектива, а также на районном и городском уровнях. Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы от 8до 11 лет. Сроки реализации программы 1 год. Часовая нагрузка– 33 часа. Форма обучения: групповая. Наполняемость группы – 10 человек (обусловлена материально-технической базой). Программа предусматривает как индивидуальную работу обучающихся, так и командную, что способствует развитию у них навыков общения и эффективного взаимодействия внутри коллектива. При подготовке к соревнованиям - индивидуальная и индивидуально-групповая Режим работы: 1 раз в неделю 40 минут с перерывом 10 минут. Критерии и способы определения результативности: В практике работы определены три вида контроля: предварительный, текущий, итоговый. Предварительный контроль проводится перед началом освоения программы с целью определения уровня подготовленности обучающегося к занятиям. Текущий и итоговый контроль успеваемости предполагает качественную характеристику (оценку) сформированности у обучающихся соответствующих компетенций. Мониторинг результативности программы ведется по следующим направлениям: мониторинг уровня сформированности теоретических знаний и практических компетенций; мониторинг личностного развития. Для диагностики теоретических знаний используется опросы и викторины, которые проводятся с учетом возрастных особенностей обучающихся. 5 Для диагностики практических соревнования внутри объединения. умений и навыков (компетенций) проводятся Формы подведения итогов реализации дополнительной программы: мониторинг знаний и навыков обучающихся в виде опросов, викторин, тестов, технических задач; участие в соревнованиях и конкурсах; защита проектов. № п\п 1. 2. 3. Тема занятий II. Учебно-тематический план программы. Содержание изучаемого курса программы. Количество часов Lego Education WeDo 2.0: конструирование простых механизмов Lego Education WeDo 2.0: первые шаги в робототехнике Lego Education WeDo 2.0: первые проекты в робототехнике Итого Всего Теория Практика 10 3 7 10 3 7 13 3 10 33 9 24 Содержание изучаемого курса Модуль 1. Lego Education WeDo 2.0: конструирование простых механизмов. Знакомство с набором конструктора Lego Education WeDo 2.0. Изучение деталей, способов их соединения и применения. Основы конструирования. Изучение простых механизмов: рычаг, колесо и ось, шкивы, зубчатые колеса и передачи. Практические занятия. Сборка моделей по инструкциям, тестирование моделей. Модуль 2. Lego Education WeDo 2.0: первые шаги в робототехнике Робототехника и области ее применения. Знакомство с УМК Lego Education WeDo 2.0. Изучение среды программирования, функций блоков- операторов. Выполнение заданий с пошаговыми инструкциями. Практические занятия. Сборка механизмов по инструкциям. Программирование моделей. Тестирование моделей. Модуль 3. Lego Education WeDo 2.0: первые проекты в робототехнике Конструирование и программирование роботов с различными механизмами движения и вращения. Конструирование моделей по инструкции, по образцу, по замыслу. Техническое творчество. Практические занятия Сборка движущихся механизмов по инструкциям. Программирование моделей. Тестирование моделей. 6 Модуль «Lego Education WeDo 2.0: конструирование простых механизмов» Цель: формирование системы знаний и умений в области конструирования, изучение простых механизмов на базе конструктора LEGO. Задачи: - сформировать систему знаний о простых механизмах: рычаг, колесо и ось, шкивы, зубчатое колесо и передача; - способствовать развитию у учащихся познавательного интереса к исследовательской и проектной деятельности в области лего-конструирования. Учебно-тематический план модуля «Lego Education WeDo 2.0: конструирование простых механизмов» № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Название темы Профессия инженерконструктор. Знакомство с набором конструктора Lego Education WeDo 2.0. Инструктаж по технике безопасности. Изучение деталей конструктора Lego Education WeDo 2.0: название, применение. Изучение способов соединения деталей. Конструкции. Создание элементов конструкций. Рычаг: определение и применение. Создание моделей рычагов 1,2,3 рода. Колесо и оси. Создание моделей с разделенными и закрепленными осями. Блоки (шкивы): определение и применение. Создание моделей с различными видами ременной передачи. Зубчатое колесо и зубчатая передача: определение, виды и области применения. Создание моделей с повышающей и понижающей передачей. Количество часов Всего Теория Практика 1 1 Формы аттестации/ контроля Входящая диагностиканаблюдение, опрос, беседа Наблюдение, беседа 1 1 1 1 1 1 Наблюдение, беседа Наблюдение, беседа 1 Наблюдение, беседа 2 Наблюдение, беседа 1 2 Наблюдение, беседа 2 2 7 10. Подведение итогов 1 1 Итого: 10 3 Тестирование, опрос, викторина. 7 Модуль «Lego Education WeDo 2.0: первые шаги в робототехнике » Цель: формирование начальных знаний и умений в области робототехники, изучение учебно- методического комплекса Lego Education WeDo 2.0. Задачи: - сформировать систему начальных знаний о робототехнике и областях ее применения; - изучить основы конструирования и программирования моделей, созданных на базе набора Lego Education WeDo 2.0 - способствовать развитию у учащихся познавательного интереса к исследовательской и проектной деятельности в области конструирования и программирования на базе набора Lego Education WeDo 2.0. Учебно-тематический план модуля «Lego Education WeDo 2.0: первые шаги в робототехнике» № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Название темы Робототехника: определение и области применения. Знакомство с УМК Lego Education WeDo 2.0. Изучение программного обеспечения Lego Education WeDo 2.0. Изучение блоковоператоров. Подключение смарт-хаба. Задание с пошаговыми инструкциями «Улиткафонарик» Задание с пошаговыми инструкциями «Вентилятор» Задание с пошаговыми инструкциями «Движущийся спутник» Задание с пошаговыми инструкциями «Робот шпион» Задание с пошаговыми инструкциями «А. Майло, научный вездеход». Задание с пошаговыми инструкциями «В. Датчик перемещения Майло» Количество часов Всего Теория Практика 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Формы аттестации/ контроля Входящая диагностиканаблюдение, опрос, беседа Наблюдение, беседа Наблюдение, беседа Наблюдение, беседа Наблюдение, беседа 1 1 1 1 Наблюдение, беседа Наблюдение, беседа 0,5 Наблюдение, беседа 1 0,5 8 9. 10. Задание с пошаговыми инструкциями «С. Датчик наклона Майло» Задание с пошаговыми инструкциями «D. Совместная работа» Итого: 1 0,5 1 10 3 0,5 Наблюдение, беседа 1 Наблюдение, беседа 7 Модуль «Lego Education WeDo 2.0: первые проекты в робототехнике» Цель: формирование системы знаний и умений в области конструирования и программирования моделей на базе набора конструктора Lego Education WeDo 2.0. Задачи: - изучить основы конструирования и программирования моделей, созданных на базе набора Lego Education WeDo 2.0 - способствовать развитию у учащихся познавательного интереса к исследовательской и проектной деятельности в области конструирования и программирования на базе набора Lego Education WeDo 2.0. Учебно-тематический план модуля «Lego Education WeDo 2.0: первые проекты в робототехнике» № п/п Название темы Количество часов Всего Теория Практика 1. Проект «Робот-тягач» 1 0,5 0,5 2. 1 0,5 0,5 3. Проект «Гоночный автомобиль» Проект «Робот-Рыба» 1 1 4. Проект «Робот-Лягушка» 1 1 5. Проект «Робот-Гусеница» 1 1 6. Проект «Пчела и цветок» 1 1 7. Проект «Робот-Змея» 1 1 8. Проект «Вертолет» 1 1 9. Проект «Вилочный подъемник» Проект «Подметальноуборочная машина» Проект «Луноход» 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 10. 11. 1 1 Формы аттестации/ контроля Наблюдение, беседа Наблюдение, беседа Наблюдение, беседа Наблюдение, беседа Наблюдение, беседа Наблюдение, беседа Наблюдение, беседа Наблюдение, беседа Наблюдение, беседа Наблюдение, беседа Наблюдение, 9 беседа 12. Создание собственного проекта Итого: 2 13 III. 1 3 1 Наблюдение, беседа 10 Методическое обеспечение Учебно-воспитательный процесс направлен на развитие природных задатков детей, на реализацию их интересов и способностей. При планировании и проведении занятий применяется личностно-ориентированная технология обучения, а также системно-деятельностный метод обучения. Руководствуясь данной программой, педагог имеет возможность увеличить или уменьшить объем и степень технической сложности материала в зависимости от состава группы и конкретных условий работы. Приемы и методы организации занятий. Программой предусмотрено использование следующих методов обучения: словесные методы (учебная лекция, объяснение, рассказ, беседа, инструктаж); наглядные методы (демонстрация видеоматериалов, картинок, плакатов); практические методы (игровой метод, творческие задания, учебно-производительный труд, самостоятельная работа). По дидактическим задачам используются следующие методы обучения: приобретение знаний; формирование умений и навыков; применение знаний; творческая деятельность; контроль. По характеру познавательной деятельности учащихся в процессе обучения используются следующие методы: объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; эвристический (частично-поисковый); проблемное изложение; исследовательский. Методы стимулирования и мотивации деятельности методы стимулирования мотива интереса к занятиям: познавательные задачи, учебные 10 дискуссии, опора на неожиданность, создание ситуации новизны, ситуации гарантированного успеха и т.д. методы стимулирования мотивов долга, сознательности, ответственности, настойчивости: убеждение, требование, приучение, упражнение, поощрение. 11 Основные принципы обучения. 1. Доступность. Предусматривает соответствие объема и глубины учебного материала уровню общего развития обучающихся в данный период, благодаря чему, знания и навыки могут быть сознательно и прочно усвоены. 2. Связь теории с практикой. Обязывает вести обучение так, чтобы обучаемые могли сознательно применять приобретенные ими знания на практике. 3. Воспитательный характер обучения. Процесс обучения является воспитывающим, ученик не только приобретает знания и нарабатывает навыки, но и развивает свои способности, умственные и моральные качества. 4. Систематичность и последовательность. Учебный материал дается по определенной системе и в логической последовательности с целью лучшего его освоения. Как правило, этот принцип предусматривает изучение предмета от простого к сложному, от частного к общему. 5. Наглядность. Для наглядности применяются существующие инструкции, схемы, видеоматериалы учебно-методического комплекса LEGO® Education WeDo 2.0 и собственного изготовления. 6. Прочность закрепления знаний, умений и навыков. Качество обучения зависит от того, насколько прочно закрепляются знания, умения и навыки учащихся. Поэтому закрепление умений и навыков должно достигаться неоднократным целенаправленным повторением и тренировкой. 7. Индивидуальный подход в обучении. В процессе обучения педагог исходит из индивидуальных особенностей детей (уравновешенный, неуравновешенный, с хорошей памятью или не очень, с устойчивым вниманием или рассеянный, с хорошей или замедленной реакцией, и т.д.) и опираясь на сильные стороны ребенка, доводит его подготовленность до уровня общих требований. Материально-техническое оснащение занятий 1. Кабинет, оборудованный необходимой мебелью (столы, стулья, доска, шкафы) 2. Наборы обучающих конструкторов Lego Education WeDo 2.0 арт. 45300- 6 шт. 3. 4. Планшетные компьютеры с поддержкой протокола беспроводной связи Bluetooth 4.0 и выше- 6 шт. Набор с запасными частями Lego Education WeDo 2.0 арт. 2000715 – 6 шт. 5. Учебно- методический комплекс LEGO® Education WeDo 2.0 – 6 шт. 6. Ноутбук – 1 шт. 7. Проектор, сканер, принтер 8. Батарейки АА IV. Список использованной литературы 1. LEGO® Education WeDo 2.0 Комплект учебных проектов 2. Лифанова О.А. Конструируем роботов на LEGO® Education WeDo 2.0. Рободинопарк (ЭИ) 3. В.А. Козлова, Робототехника в образовании [издание в электронном виде] 4. Дистанционный курс «Конструирование и робототехника» [издание в электронном виде] 5. Ньютон С. Брага. Создание роботов в домашних условиях. – М.: NTPress, 2007, 345 стр.; 6. Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей. С-Пб, «Наука», 2011г. Интернет ресурсы https://education.lego.com сайт LEGO® Education http://www.roboclub.ru РобоКлуб. Практическая робототехника. http://www.robot.ru Портал Robot.Ru Робототехника и Образование. Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации/Федеральные государственные образовательные стандарты: http://mon.gov.ru/pro/fgos/ 13