Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности ЮИД

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность и профиль дополнительной общеобразовательной программы и
направление деятельности: данная дополнительная образовательная программа имеет
социально-педагогическую направленность. Направление деятельности – изучение и
пропаганда правил дорожного движения. Кружок однопрофильный.
Вид программы и её уровень: модифицированная программа, общекультурный
(базовый) уровень.
Отличительные
особенности
программы;
новизна,
педагогическая
целесообразность программы:
Особенность программы заключается в создании условий для формирования
безопасного образовательного пространства при взаимодействии с сотрудниками ГИБДД.
Отличительными особенностями данной дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы являются конкурсы по агитации дорожно-транспортной
безопасности дают возможность детям проявить свои творческие способности.
Умение донести до других информацию, которую ты знаешь в творческой форме,
не такое уж лёгкое дело, а главное интересное. Реализация программы рассчитана на два
года. Отряд ЮИД состоит из учащихся 5-7 классов.
Работа проводится в форме теоретических и практических занятий. Содержание
занятий, объем и интенсивность нагрузок зависят от возраста и физического состояния
здоровья обучающихся. Программа обучения построена по принципу от «простого к
сложному» и углубления теоретических знаний и практических умений на каждом
последующем этапе обучения.
Новизна программы «Юные Инспектора Движения» заключается в возможности
учащихся общаться с сотрудниками ГИБДД, принимать участие в муниципальных
конкурсах, беседовать и играть на данную тему в непринужденной обстановке производит
на детей более сильное впечатление, чем традиционный урок. В атмосфере общего
творчества все усваивается намного легче, поэтому полезно устраивать конкурсы
рисунков, сочинений, проблемные ситуации.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что проблема
безопасности дорожного движения имеет разные аспекты. Главным из них всегда будет
сохранение человеческой жизни, особенно жизни детей и подростков. Поэтому школа
первой должна поддержать идею городского общественного движения «Юные
инспекторы движения», целью которого является объединение детей и взрослых,
заинтересованных в снижении дорожно-транспортного травматизма.
Актуальность: заключается в том, что она направлена на формирование у детей и
подростков культуры поведения на дорогах, гражданской ответственности и правового
самосознания, отношения к своей жизни и к жизни окружающих как к ценности, а также к
активной адаптации во всевозрастающем процессе автомобилизации страны. Программа
позволяет сформировать совокупность устойчивых форм поведения на дорогах, в
общественном транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций, а также умения и навыки
пропагандисткой работы.
Программа объединения «Юные инспектора движения» в 5-7 классах разработана
в рамках Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 года
№ 196-ФЗ, закона Российской Федерации «О безопасности» от 28.12.2010 года № 390-ФЗ.
Основным концептуальным положением этой программы является, прежде всего,
понимание того, что вопросы изучения правил дорожного движения и профилактики
детского дорожного транспортного травматизма рассматриваются как один из аспектов
личной безопасности ребенка.
2

Цель программы: создание условий для формирования у школьников устойчивых
навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Задачи программы:
Обучающие:
-Сформировать у обучающихся потребность в изучении правил дорожного
движения и осознанное к ним отношение;
-Сформировать устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного
движения;
-Обучить способам оказания самопомощи и первой медицинской помощи;
Развивающие:
-Повысить интерес школьников к велоспорту;
-Развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
Воспитательные:
-Воспитывать чувство ответственности, культуры безопасного поведения на
дорогах и улицах;
-Выработать у учащихся культуру поведения в транспорте и дорожную этику.
Адресат программы: программа расчитана на школьников 10 – 14 лет
(разновозрастная группа).
Объем программы - сроки реализации дополнительной общеобразовательной
программы:
Объем программы – 140 часов. Сроки реализации – 2 учебных года, занятия
проводятся по 2 часа в неделю.
Формы организации образовательного процесса, виды занятий, режим занятий:
Формы подведения итогов: итоги освоения обучающимися материалов
программы подводятся в форме:
- игр-состязаний;
-отчётного театрализованного представления по мотивам правил безопасного
поведения на дорогах и улицах;
- тестирование
- выставки
- праздники
- театрализованные представления
- соревнования
- конкурсы
- агитбригады
Формы проведения занятий: мелкогрупповые, групповые, крупногрупповые
(репетиция).
Методическое обеспечение программы кружка «ЮИД».
Деятельность кружка «ЮИД» строится по методике коллективной творческой
деятельности (КТД).
Конкретные методы, используемые при реализации программы:
в обучении - практический (практическая работа в библиотеках, практическая
работа при оказании первой медицинской помощи, вождение велосипеда); наглядный
(изучение правил ДД, демонстрация дорожных знаков, таблиц по оказанию первой
помощи, аптечки…); словесный (как ведущий-инструктаж, беседы, разъяснения); работа с

3

книгой (чтение, изучение, составление плана, поиск ответа на вопрос); видеометод
(просмотр, обучение).
в воспитании – методы формирования сознания личности, направленные на
формирование устойчивых убеждений (рассказ, дискуссия, этическая беседа, пример);
методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения
(воспитывающая ситуация, приучение, упражнения); методы стимулирования поведения и
деятельности (соревнования, поощрения).
Техническое оснащение:
 компьютер с экраном и проектором;
 плакаты по правилам дорожного движения;
Методическое оснащение:
 билеты по правилам дорожного движения, страхованию, медицине;
 макет магнитного перекрестка (настенного)
 макет настольного перекрестка,
 дорожные знаки на стойках,
 рисунки ребят с конкурсов по правилам дорожного движения;
 разработки проведения различных игр, конкурсов, викторин, театрализованных
представлений;
 методические рекомендации по организации профилактики детского дорожнотранспортного травматизма;
 методические пособия для изучения правил дорожного движения по программе
в классах;
 видеоматериалы для проведения пропаганды изучения правил дорожного
движения в начальных классах.
Работа кружка «ЮИД» основывается на различных видах деятельности:
- Создание уголка безопасности дорожного движения;
- Изучение правил дорожного движения и пропаганда их в классах;
- Встречи и беседы с инспектором ГИБДД;
- Встречи с медицинским работником, с целью изучения основ медицинских
знаний и применения знаний на практике;
- Проведение практических занятий по вождению велосипеда;
- Участие в различных конкурсах по профилактике дорожно-транспортной
безопасности;
- Проведение игр, конкурсов, соревнований в школе.
На каждом занятии органически сочетается изучение нового и повторение
пройденного материала. Программа рассчитана на занятия в оборудованном кабинете, где
имеются тематические стенды по изучению ПДД и профилактике ДДТТ.
В работе кружка участвуют учащиеся 5-7 класса. Создается актив детей для
оказания помощи изучения ПДД во всех классах начального и среднего звена через
агитацию, пропаганду, конкурсы, игры, соревнования.
В учебном плане кружка предусмотрено 140 занятий (2 года обучения), 70 часов- в
год.
Продолжительность одного академического часа - 45 мин.
Перерыв между учебными занятиями – 10 минут.
Общее количество часов в неделю – 2 часа.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.
Другие формы работы: участие в конкурсах, фестивалях, агитбригадах, смотрах.

4

Ожидаемые результаты по уровням, разделам и темам программы и способы
определения их результативность:
Учащиеся должны:
знать:
· правила дорожного движения, нормативные документы об ответственности за
нарушение ПДД;
· серии дорожных знаков и их представителей;
· способы оказания первой медицинской помощи;
· техническое устройство велосипеда.
уметь:
· работать с правилами дорожного движения, выделять нужную информацию;
· работать по билетам, предложенным газетой «Добрая дорога детства»;
· читать информацию по дорожным знакам; оценивать дорожную ситуацию;
· оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему;
· пользоваться общественным транспортом;
· управлять велосипедом.
иметь навыки:
· дисциплины, осторожности, безопасного движения как пешехода, пассажира,
велосипедиста;
· взаимной поддержки и выручки в совместной деятельности;
· участия в конкурсах, соревнованиях.
· активной жизненной позиции образцового участника дорожного движения.
Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной
программы: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических
линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, концертах;
участие в муниципальном, областном смотре ЮИД.
Система поощрений:
- благодарственные письма кружковцам и их родителям;
- дипломы;
- творческие поездки на смотры, праздники одаренных детей и под.
Программа включает следующие разделы:
Общие положения. Основные понятия и термины, принятые в Правилах дорожного
движения
Дорога. Элементы улиц и дорог
Средства агитации и пропаганды
Средства и методы регулирования дорожного движения
Правила дорожного движения для пешеходов и велосипедистов
Азбука на дороге: дорожные знаки и разметка
Нарушение ПДД
Устройство и вождение велосипеда
История служб ОГИБДД
Итоговое занятие

5

№
п\п
1
2

3
4
5
6
7
8
9
10
11

№
п\п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
I года обучения
Наименование темы
Количество часов
Всего
Теория
Практика
Вводное занятие
1
1
0
Общие положения. Основные понятия и
5
3
2
термины, принятые в Правилах дорожного
движения
Дорога. Элементы улиц и дорог
6
3
3
Средства агитации и пропаганды
11
4
7
Средства и методы регулирования дорожного
6
2
4
движения
Правила дорожного движения для пешеходов и
5
2
3
велосипедистов
Азбука на дороге: дорожные знаки и разметка
13
3
10
Нарушение ПДД
8
2
6
Устройство и вождение велосипеда
11
3
8
История служб ОГИБДД
3
1
2
Итоговое занятие
1
1
Итого:
70
24
46
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
II года обучения
Наименование темы
Количество часов
Всего
Теория
Практика
Вводное занятие
1
1
Правила дорожного движения
7
3
4
Средства агитации и пропаганды
12
1
11
Основные понятия и термины, употребляемые в
5
1
4
правилах дорожного движения
Средства и методы регулирования дорожного
6
2
3
движения
Безопасная дорога глазами детей
10
2
8
Чудо техники – автомобиль
6
2
4
Основы страхования
3
1
2
Основы оказания первой доврачебной помощи
5
2
3
Устройство и вождение велосипеда
8
2
6
Профориентация
6
2
4
Итоговое занятие
1
1
Итого:
70
19
51

6

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
I года обучения
№
п\п
1

2

3

4

15

Наименование темы
Вводное занятие
Техника безопасности и противопожарной безопасности. Знакомство с
положением отряда ЮИД. Выбор командира отряда ЮИД. Разучивание
девиза и песни отряда. Игровая программа «А знаешь ли ты?»
Общие положения. Основные понятия и термины, принятые в
Правилах дорожного движения
Правила дорожного движения. История появления и развития правил
дорожного движения
Общие положения. Основные понятия и термины, принятые в Правилах
дорожного движения
Что должен знать пассажир
Сочинение законов «Правила дорожного движение для детей»
Выпуск плаката
Дорога. Элементы улиц и дорог
Основные элементы дорог
Перекресток. Регулируемый и нерегулируемый. Типы перекрестков.
Очередность проезда перекрестков
Изготовление макета перекрестка
Железнодорожный переезд. Правила проезда и перехода железной дороги
Выпуск плаката
Подготовка интеллектуальной игры для воспитанников детского сада
«Дорожная азбука»
Проведение интеллектуальной игры
Средства агитации и пропаганды
Пропаганда Правил дорожного движении. Виды агитации. Агитбригада,
ее роль в деле пропаганды
Придумывание сюжета агитбригады
Разработка сценария агитбригады: сочинение стихотворений
Разработка сценария агитбригады: сочинения текста песен
Распределение ролей в агитбригаде. Изготовление наглядности
Репетиция чтения стихов и пения песен
Костюмированная репетиция агитбригады
Репетиция агитбригады на сцене Дома культуры
Участие в окружном конкурсе театрализованных представлений по
профилактике ДДТТ (конкурс агитбригад)
Повторение агитбригады. Подготовка к участию в мероприятии
Выступление с агитбригадой на интеллектуальной игре «Красный,
желтый, зеленый» для мл. школьников. Просмотр фотофильма, анализ
выступлений
Средства и методы регулирования дорожного движения
Средства и методы регулирования дорожного движения. Светофор.
История создания светофора.
Просмотр мультфильмов «Смешарики о ПДД». Транспортные и
пешеходные светофоры
Изготовление макета светофора
Регулировщик на дороге. Положения регулировщика
Практическое задание «Проезд перекрестка, регулируемого

Кол-во
часов
1
1

5
1
1
1
1
1
6
0,5
0,5
1
1
1
1
1
11
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

6
0,5
0,5
1
1
1
7

6

7

8

9

регулировщиком»
Предупредительные сигналы. Аварийная световая сигнализация
Выпуск плаката
Правила дорожного движения для пешеходов и велосипедистов
История появления и развития правил дорожного движения
Общие правила движения пешеходов. Как перейти дорогу
Разработка безопасного пути ребенка от дома до школы
Правила движения для велосипедистов
Тестирование. Работа над ошибками
Азбука на дороге: дорожные знаки и разметка
Дорожные знаки – друзья водителей пешеходов. Откуда взялись
дорожные знаки
Подбор материала к конкурсу рисованных комиксов и рисунков
«Безопасная дорога глазами детей»
Изготовление творческих работ для участия в конкурсе рисованных
комиксов и рисунков «Безопасная дорога глазами детей»
Оформление творческих работ для участия в конкурсе рисованных
комиксов и рисунков «Безопасная дорога глазами детей»
Предупреждающие знаки
Знаки приоритета
Запрещающие знаки
Предписывающие знаки
Информационно-указательные
Знаки сервиса. Знаки дополнительной информации
Дорожная разметка
Выпуск плаката
Тестирование знаний ПДД. Работа над ошибками
Нарушение ПДД
Дорожно-транспортные происшествия. Причины. Мероприятия,
проводимые по их предупреждению
Ответственность за нарушение правил дорожного движения
Первая медицинская помощь при ДТП. Дорожная аптечка
Понятие «рана». Виды повязок. Способы наложения повязок
Понятие «ушиб», «перелом». Способы наложения шины
Тестирование знаний по оказанию первой доврачебной помощи. Работа
над ошибками
Разработка буклета по оказанию первой доврачебной помощи
Выпуск буклета по оказанию первой доврачебной помощи
Устройство и вождение велосипеда
История создания и устройство велосипеда. Дорожная азбука
велосипедиста. Сигналы, подаваемые рукой
Проверка знаний правил движения для велосипедистов. Работа над
ошибками
Вождение велосипеда по прямой, с поворотами, на скорость
Вождение велосипеда по «восьмерке»
Вождение велосипеда со скачком, с перестановкой предмета
Вождение велосипеда между кеглями
Вождение велосипеда «змейкой» между воротами
Вождение велосипеда по коридору из коротких и длинных досок
Самостоятельная работа по подготовке к соревнованиям
Соревнования «Мини Безопасное колесо»

1
1
5
1
1
1
1
1
13
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
11
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
8

10

11

Выпуск плаката
История служб ГИБДД
История милиции. История служб ОГИБДД. Текущая работа
Встреча с инспектором по безопасности дорожного движения ОГИБДД
Патрулирование по улицам и дорогам п. Бисерть
Итоговое занятие
Подведение итогов отряда ЮИД. Анкетирование
Итого:

1
3
1
1
1
1
1
70

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
II года обучения
№
п\п
1

2

3

4

Наименование темы
Вводное занятие
Техника безопасности и противопожарной безопасности. Перспективный
план работы второго года обучения. Анкетирование. Игровая программа
«Дорогу осилит идущий»
Правила дорожного движения
Азбука на дороге. Чертежи на дороге. Законы дорожного движения. Этика
дороги
Правила движения пешеходов и велосипедистов. И пассажиром быть не
просто
Интеллектуальная игра «Дорожная азбука»
Передвижение групп детей. Правила перевозки детей на транспорте.
Требования, предъявляемые к прогону животных и гужевых повозок
Игра на компьютере «Игры по правилам – 2»
Тестирование знаний Правил дорожного движения. Работа над ошибками
Выпуск плаката
Средства агитации и пропаганды
Пропаганда Правил дорожного движении. Виды агитации. Агитбригада, ее
роль в деле пропаганды. Разработка сюжета агитбригады
Разработка сценария агитбригады: придумывание стихотворений
Разработка сценария агитбригады: придумывание текста песен
Распределение ролей. Разучивание текста сценария агитбригады.
Репетиция чтения стихов и пения песен. Изготовление наглядности
Костюмированная репетиция агитбригады
Репетиция сценария агитбригады
Костюмированная репетиция на сцене Дома культуры
Участие в окружном конкурсе театрализованных представлений по
профилактике ДДТТ (конкурс агитбригад)
Проведение конкурсной программы для воспитанников старшей группы
детского сада (выступление с агитбригадой)
Проведение конкурсной программы для мл. школьников (выступление с
агитбригадой)
Подведение итогов агитационной программы
Основные понятия и термины, употребляемые в правилах дорожного
движения
Основные понятия и термины, принятые в Правилах дорожного движения.
Основные элементы дорог. Перекресток. Железнодорожный переезд
Стоянка и остановка. Спуск и подъем

Кол-во
часов
1
1

7
1
1
1
1
1
1
1
12
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
5
1
1
9

5

6

7

8

С какой скоростью едет автомобиль. Тормозной и остановочный путь
автомобиля. Факторы, влияющие на их величину
Интеллектуальная игра «Помни правила движения, как таблицу
умножения»
Выпуск плаката
Средства и методы регулирования дорожного движения
Светофор, сигналы светофора. Регулировщик, положения регулировщика
Рисование схемы движения детей от дома до школы. Составление памятки
поведения пешеходов и водителей на дорогах. Оформление памятки
Подготовка конкурсной программы для детей мл. школьного возраста «В
свете фар»
Оформление наглядности к конкурсной программы для детей мл.
школьного возраста «В свете фар»
Проведение конкурсной программы для детей мл. школьного возраста «В
свете фар»
Выпуск плаката
Безопасная дорога глазами детей
Ознакомление с Положением конкурсов рисованных комиксов и рисунков
«Безопасная дорога глазами детей», фоторабот «Внимание, дорога!»,
сочинений «Дорога, улица, транспорт». Перспективный план участия в
конкурсах
Подбор материала к конкурсам. Планирование своей работы по
подготовке конкурсных работ
Разработка сюжета фоторабот по профилактике ДДТТ. Фотографирование
придуманного сюжета. Подбор фоторабот
Фотомонтаж. Распечатка фоторабот
Разработка сюжета рисованных комиксов и рисунков по профилактике
ДДТТ. Изготовление эскизов
Рисование комиксов и рисунков. Оформительская работа комиксов и
рисунков
Написание сочинения по профилактике ДДТТ
Редактирование текста сочинения
Набор текста сочинения. Оформительская работа. Распечатка конкурсной
работы
Участие в конкурсе рисованных комиксов и рисунков, фоторабот,
сочинений. Итоги проделанной работы
Чудо техники – автомобиль
История создания автомобиля. Как появились первые водительские права.
Отечественные и импортные марки автомобилей. А что внутри
автомобиля
Экскурсия в автошколу
Специальные машины
Расположение транспорта на проезжей части. Движение в населенных и
ненаселенных пунктах
Выпуск плаката
Основы страхования
Основы страхования. ОСАГО, КАСКО, их условия
Дорожно-транспортные происшествия, ответственность за нарушения
правил дорожного движения
Тестирование знаний основ страхования. Работа над ошибками

1
1
1
6
1
1
1
1
1
1
10
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
6
1
1
1
1
1

1
3
1
1
1
10

9

10

11

12

Основы оказания первой доврачебной помощи
Первая медицинская помощь: способы наложения повязок и шин,
остановка кровотечения
Транспортировка больных и пострадавших. Тестирование знаний оказания
первой доврачебной помощи. Работа над ошибками
Разработка брошюры «Уроки оказания первой медицинской помощи»
Подбор материала для брошюры «Уроки оказания первой медицинской
помощи»
Выпуск брошюры «Уроки оказания первой медицинской помощи»
Устройство и вождения велосипеда
Правила движения для велосипедистов. Сигналы, подаваемые рукой.
Основные узлы велосипеда. Мелкий ремонт велосипеда
Подготовка познавательной игры «Перекресток» для учащихся среднего
звена
Проведение познавательной игры на соревнованиях среди юных
велосипедистов «Безопасное колесо» для учащихся среднего звена
Вождение велосипеда в велогородке. Зачет по вождению велосипеда на
скорость и в велогородке
Ознакомление с Положением окружных соревнований среди юных
велосипедистов «Безопасное колесо». Подготовка к судейству на
соревнованиях
Подготовка к судейству на соревнованиях
Судейство на окружных соревнованиях среди юных велосипедистов
«Безопасное колесо»
Выпуск плаката
Профориентация
Госавтоинспекция. Сотрудник ОГИБДД, его работа. Разработка ролевой
игры для мл. школьников «Дорожный патруль»
Подготовка ролевой игры для мл. школьников «Дорожный патруль»
Проведение ролевой игры «Дорожный патруль»
Текущая работа службы ОГИБДД. Встреча с инспектором по
безопасности дорожного движения ОГИБДД
Подготовка к патрулированию по улицам п. Бисерть
Патрулирование по улицам п. Бисерть
Итоговое занятие
Подведение итогов работы отряда ЮИД. Анкетирование
Итого:

5
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1

1
1
1
6
1
1
1
1
1
1
1
1
70

11

Содержание программы I года обучения
1. Вводное занятие
Знакомство с положением отряда ЮИД. Выбор командира отряда ЮИД. Разучивание
девиза и песни отряда. Игровая программа
2. Общие положения. Основные понятия и термины, принятые в Правилах
дорожного движения
Правила дорожного движения. История появления и развития правил дорожного
движения. Общие положения. Основные понятия и термины, принятые в Правилах
дорожного движения. Выпуск плаката
3. Дорога. Элементы улиц и дорог
Основные элементы дорог. Перекресток. Железнодорожный переезд. Выпуск плаката.
Проведение интеллектуальной игры для воспитанников ГПД «Дорожная азбука»
4. Средства агитации и пропаганды
Пропаганда Правил дорожного движении. Виды агитации. Агитбригада, ее роль в деле
пропаганды. Разработка сценария агитбригады. Изготовление наглядности. Участие в
окружном конкурсе театрализованных представлений по профилактике ДДТТ (конкурс
агитбригад). Выступление с агитбригадой на интеллектуальной игре «Красный, желтый,
зеленый» для мл. школьников.
5. Средства и методы регулирования дорожного движения
Средства и методы регулирования дорожного движения. Светофор. История создания
светофора. Регулировщик на дороге. Положения регулировщика
Предупредительные сигналы. Аварийная световая сигнализация. Выпуск плаката
6. Правила дорожного движения для пешеходов и велосипедистов
История появления и развития правил дорожного движения. Общие правила движения
пешеходов. Правила движения для велосипедистов. Тестирование. Работа над ошибками
7. Азбука на дороге: дорожные знаки и разметка
Дорожные знаки – друзья водителей пешеходов. Откуда взялись дорожные знаки.
Оформление творческих работ для участия в конкурсе рисованных комиксов и рисунков
«Безопасная дорога глазами детей». Дорожная разметка
Выпуск плаката. Тестирование знаний ПДД. Работа над ошибками
8. Нарушение ПДД
Дорожно-транспортные происшествия. Ответственность за нарушение правил дорожного
движения. Первая медицинская помощь при ДТП. Дорожная аптечка. Тестирование
знаний по оказанию первой доврачебной помощи. Работа над ошибками. Разработка
буклета по оказанию первой доврачебной помощи. Выпуск буклета
9. Устройство и вождение велосипеда
История создания и устройство велосипеда. Дорожная азбука велосипедиста. Сигналы,
подаваемые рукой. Вождение велосипеда по прямой, с поворотами, на скорость, по
«восьмерке», со скачком, с перестановкой предмета, между кеглями, «змейкой» между
воротами, по коридору из коротких и длинных досок. Соревнования «Мини Безопасное
колесо». Выпуск плаката
10.История служб ГИБДД
История милиции. История служб ОГИБДД. Текущая работа. Встреча с инспектором.
11.Итоговое занятие
Подведение итогов отряда ЮИД

12

Содержание программы II года обучения
1. Вводное занятие
Техника безопасности и противопожарной безопасности. Перспективный план работы
второго года обучения. Анкетирование. Игровая программа «Дорогу осилит идущий»
2. Правила дорожного движения
Азбука на дороге. Чертежи на дороге. Законы дорожного движения. Правила движения
пешеходов и велосипедистов. Интеллектуальная игра «Дорожная азбука». Передвижение
групп детей. Правила перевозки детей на транспорте.
Выпуск плаката. Тестирование знаний Правил дорожного движения.
3. Средства агитации и пропаганды
Пропаганда Правил дорожного движении. Виды агитации. Агитбригада, ее роль в деле
пропаганды. Разработка сюжета агитбригады. Участие в окружном конкурсе
театрализованных представлений по профилактике ДДТТ
4. Основные понятия и термины, употребляемые в правилах дорожного
движения
Основные понятия и термины, принятые в Правилах дорожного движения.
Интеллектуальная игра «Помни правила движения, как таблицу умножения»
5. Средства и методы регулирования дорожного движения
Светофор, сигналы светофора. Регулировщик, положения регулировщика
Рисование схемы движения детей от дома до школы. Составление памятки поведения
пешеходов и водителей на дорогах. Проведение конкурсной программы для детей мл.
школьного возраста «В свете фар»
6. Безопасная дорога глазами детей
Ознакомление с Положением конкурсов рисованных комиксов и рисунков «Безопасная
дорога глазами детей», фоторабот «Внимание, дорога!», сочинений «Дорога, улица,
транспорт». Перспективный план участия в конкурсах. Участие в конкурсе рисованных
комиксов и рисунков, фоторабот, сочинений. Итоги проделанной работы
7. Чудо техники – автомобиль
История создания автомобиля. Как появились первые водительские права.
Отечественные и импортные марки автомобилей. Экскурсия в автошколу.
Специальные машины. Расположение транспорта на проезжей части. Выпуск плаката
8. Основы страхования
Основы страхования. ОСАГО, КАСКО, их условия. Дорожно-транспортные
происшествия, ответственность за нарушения правил дорожного движения.
Тестирование знаний основ страхования
9. Основы оказания первой доврачебной помощи
Первая медицинская помощь: способы наложения повязок и шин, остановка
кровотечения. Транспортировка больных и пострадавших. Выпуск брошюры «Уроки
оказания первой медицинской помощи»
10.Устройство и вождения велосипеда
Правила движения для велосипедистов. Сигналы, подаваемые рукой. Основные узлы
велосипеда. Мелкий ремонт велосипеда. Проведение познавательной игры на
соревнованиях среди юных велосипедистов «Безопасное колесо» для учащихся среднего
звена. Вождение велосипеда. Выпуск плаката
11.Профориентация
Госавтоинспекция. Сотрудник ОГИБДД, его работа. Проведение ролевой игры
«Дорожный патруль». Текущая работа службы ОГИБДД. Встреча с инспектором.
12.Итоговое занятие
Подведение итогов работы отряда ЮИД. Анкетирование

13

Методическое обеспечение программы I года обучения
1. Вводное занятие
Формы и методы работы: вступительная беседа, рассказ
Диагностика усвоения материала: опрос
Учебно-методический материал: инструкции по ТБ и ПБ, текст девиза и песни отряда
ЮИД
2. Общие положения. Основные понятия и термины, принятые в Правилах
дорожного движения
Формы и методы работы: рассказ, беседа, практическая работа
Диагностика усвоения материала: сочинение законов «Правила дорожного движения для
детей»
Учебно-методический материал: литература
3. Дорога. Элементы улиц и дорог
Формы и методы работы: беседа, рассказ, КТД
Диагностика усвоения материала: выпуск плаката, проведение интеллектуальной игры
Учебно-методический материал: плакаты, литература
4. Средства агитации и пропаганды
Формы и методы работы: рассказ, беседа
Диагностика усвоения материала: участие в конкурсе агитбригад, проведение
мероприятия
Учебно-методический материал: литература, плакаты
5. Средства и методы регулирования дорожного движения
Формы и методы работы: рассказ, практическая работа, беседа, просмотр мультфильмов
Диагностика усвоения материала: выпуск плаката, опрос, изготовление макета светофора
Учебно-методический материал: плакаты, диск с мультфильмом
6. Правила дорожного движения для пешеходов и велосипедистов
Формы и методы работы: беседа, рассказ, практическая работа, КТД
Диагностика усвоения материала: тестирование, схема безопасного пути ребенка от дома
до школы
Учебно-методический материал: литература, плакаты, тексты тестов
7. Азбука на дороге: дорожные знаки и разметка
Формы и методы работы: рассказ, беседа, практическая работа, КТД
Диагностика усвоения материала: участие в конкурсе рисованных комиксов и рисунков,
тестирование, выпуск плаката
Учебно-методический материал: литература, плакаты, дорожные знаки
8. Нарушение Правил дорожного движения
Формы и методы работы: рассказ, беседа, практическая работа
Диагностика усвоения материала: выпуск буклета, тестирование, опрос
Учебно-методический материал: фотографии, литература, плакат
9. Устройство и вождение велосипеда
Формы и методы работы: рассказ, беседа, практическая работа
Диагностика усвоения материала: участие в соревнованиях, выпуск плаката
Учебно-методический материал: плакаты, литература
10. История служб ГИБДД
Формы и методы работы: рассказ, встреча с инспектором по пропаганде
Диагностика усвоения материала: опрос
Учебно-методический материал: литература
11. Итоговое занятие
Формы и методы работы: беседа, анкетирование
Учебно-методический материал: анкеты

14

Методическое обеспечение программы II года обучения
1. Вводное занятие
Формы и методы работы: вступительная беседа, рассказ
Диагностика усвоения материала: опрос
Учебно-методический материал: инструкции по ТБ и ПБ
2. Правила дорожного движения
Формы и методы работы: беседа, рассказ, практическая работа, КТД
Диагностика усвоения материала: тестирование, выпуск плаката
Учебно-методический материал: литература, плакаты, тексты тестов, компьютерная игра
«Игры по правилам – 2»
3. Средства агитации и пропаганды
Формы и методы работы: рассказ, беседа
Диагностика усвоения материала: участие в конкурсе агитбригад, проведение
мероприятия
Учебно-методический материал: литература, плакаты
4. Основные понятия и термины, употребляемые в Правилах дорожного
движения
Формы и методы работы: рассказ, беседа, практическая работа
Диагностика усвоения материала: интеллектуальная игра, выпуск плаката
Учебно-методический материал: литература, плакаты
5. Средства и методы регулирования дорожного движения
Формы и методы работы: рассказ, практическая работа, беседа
Диагностика усвоения материала: выпуск плаката, проведение мероприятия, составление
памятки поведения водителей и пешеходов, составление схемы следования детей от дома
до школы
Учебно-методический материал: плакаты, литература
6. Безопасная дорога глазами детей
Формы и методы работы: беседа, КТД
Диагностика усвоения материала: участие в конкурсе рисованных комиксов и рисунков,
фоторабот, сочинений
Учебно-методический материал: Положения конкурсов
7. Чудо техники – автомобиль
Формы и методы работы: рассказ, беседа, экскурсия, практическая работа, КТД
Диагностика усвоения материала: опрос, выпуск плаката
Учебно-методический материал: компьютерная игра «Игры по правилам – 2», литература
8. Основы страхования
Формы и методы работы: рассказ, беседа
Диагностика усвоения материала: тестирование, опрос
Учебно-методический материал: литература, тексты тестов
9. Основы оказания первой медицинской помощи
Формы и методы работы: рассказ, практическая работа
Диагностика усвоения материала: тестирование, выпуск брошюры
Учебно-методический материал: литература, плакаты
10. Устройство и вождение велосипеда
Формы и методы работы: рассказ, беседа, практическая работа
Диагностика усвоения материала: выпуск плаката
Учебно-методический материал: плакаты, литература, Положение соревнований
11. Профориентация
Формы и методы работы: рассказ, беседа, встреча с инспектором по пропаганде
Диагностика усвоения материала: опрос, проведение мероприятия
Учебно-методический материал: литература
12. Итоговое занятие
15

Формы и методы работы: беседа, анкетирование
Учебно-методический материал: анкеты
Планируемые результаты программы «Юный инспектор движения»
Личностные, метапредметные и предметные результаты, получаемые обучающимися в
результате освоения программы:
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих
умений:
 оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения,
соблюдения правил дорожного движения;
 объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных
ценностей;
 в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения,
делать
выбор, как поступить;
 осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной
безопасности и безопасности окружающих.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих
универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
 обучающиеся научаться понимать и принимать учебную задачу,
сформулированную учителем;
 обучающиеся научаться осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов
своей деятельности
Познавательная УУД:
 обучающиеся научаться проводить сравнение и классификацию объектов;
 обучающиеся научаться понимать и применять полученную информацию при
выполнении заданий;
 обучающиеся научаться проявлять индивидуальные творческие способности.
Коммуникативные УУД:
 обучающиеся научаться работать в группе, учитывать мнение партнёров, отличные
от собственных;
 обучающиеся научаться обращаться за помощью;
 обучающиеся научаться предлагать помощь и сотрудничество;
 обучающиеся научаться слушать собеседника;
 обучающиеся научаться формулировать свои затруднения;
 обучающиеся научаться формулировать собственное мнение и позицию;
 обучающиеся научаться договариваться и приходить к общему решению;
 обучающиеся научаться осуществлять взаимный контроль;
Предметные результаты:
 формирование первоначальных представлений о значении правил безопасности
дорожного движения;
 овладение умениями оказания первой медицинской помощи, безопасного
дорожного движения.
Выполнение задач, стоящих перед программой позволит:

Сокращение количества дорожно-транспортных происшествий с участием
обучающихся;

Повышение уровня теоретических знаний по правилам дорожного движения;
16

Расширить знания обучающихся об истории правил дорожного движения;

Повысить дорожную грамотность обучающихся;

Сформировать мотивационно - поведенческую культуру ребенка в условиях
общения с дорогой;

Повысить ответственность детей за своё поведение на дороге.
Способы определения результативности усвоения программы обучающимися:
Результат освоения программы определяется соблюдением обучающимися правил
дорожного движения, участием в конкурсах, викторинах, соревнованиях, работой над
творческими заданиями, активностью в пропаганде безопасного поведения на улице среди
сверстников, результатами учебного тестирования.


Планируемые результаты 1 года обучения
Личностные, метапредметные и предметные результаты, получаемые учащимися в
результате освоения программы:
У обучающихся будут сформированы личностные результаты:
 Самостоятельность в принятии правильного решения;
 Убеждённость и активность в пропаганде добросовестного выполнения правил
дорожного движения, как необходимого элемента сохранения своей жизни;
 Внимательность и вежливость во взаимоотношениях участников дорожного
движения;
 Здоровый образ жизни и навыка самостоятельного физического
совершенствования;
 Основная часть работы кружка полагается на подготовку детей к соревнованиям
«Безопасное колесо».
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих
универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
 определять цель деятельности;
 учиться обнаруживать и формулировать проблемы;
 устанавливать причинно-следственные связи;
 вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
 навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том
числе творческого характера.
Познавательные УУД:
 добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники
 информации, свой жизненный опыт;
 перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
деятельности.
Коммуникативные УУД:
 оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учѐтом речевой ситуации;
 высказывать и обосновывать свою точку зрения;
 слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым
 корректировать свою точку зрения;
 договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
 задавать вопросы.
Предметные результаты:
 знание основных частей дорог, общие правила ориентации, правила перехода
дорог;

17





знание названий, назначений и возможные места установки изучаемых дорожных
знаков; знание значений сигналов светофора и регулировщика.
определение наиболее опасных участков дорог; определение безопасного
маршрута «Дом-школа-дом»;
знание правил безопасного поведения обучающихся при движении группой и
колонной по дороге.

Планируемые результаты 2 года обучения
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы:
Личностные результаты
Обучающиеся научаться:
 выделять различные дорожные знаки, узнавать их и соотносить с
особенностями своего поведения как участника движения;
 объяснять значение и функции конкретного знака;
 находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожных
ситуаций;
 разыгрывать различные роли участников движения, передавать особенности
их поведения в зависимости от ситуации.
 уметь анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждения;
 планировать и оценивать результаты своего поведения.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование
следующих универсальных учебных действий:
Формируемые УУД:
 ориентирование и поведение в окружающей среде (определять
пространственное положение и взаимоотношения объектов окружающего
мира, сравнивать предметы, объяснять свой путь от дома до школы);
 умение определять безопасное поведение в условиях дорожного движения
(выделять из многообразия объектов транспортное средство, выделять знаки
дорожного движения, различать цвет и форму знаков, объяснять сигналы
светофора, находить места переходов по дорожным знакам, группировать
транспортные средства по видам).
Предметные результаты:
 развитие и совершенствование навыков поведения на дороге, оказания первой
доврачебной помощи;
 формирование интереса к регулярным занятиям велоспортом, повышение
спортивного мастерства;
 формирование совокупности устойчивых форм поведения на дорогах, в
общественном транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций;
 формирование глубоких теоретических знаний правил дорожного движения;
 формирование у детей желание вести работу по профилактике дорожнотранспортных происшествий и навыков пропагандисткой работы.
Источники
1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г.

№ 273-ФЗ;
2. Федеральный закон от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного
движения»;

18

3. Правила дорожного движения Российской Федерации (утверждены

Постановлением Совета Министров- Правительства РФ от 23.10.1993г. № 1090 (с
изменениями и дополнениями);
4. Уроки по правилам дорожного движения в 5-9 кл. Учебное пособие. Екатеринбург.
Калан, 2000
5. Всероссийская газета. «Добрая дорога детства» Издатель: ООО «Стоп газетабезопасность на дорогах»
6. Правила дорожного движения РФ. Учебное пособие. 2014г.
Интернет ресурсы
1. Примерные программы и учебно-методический комплект для обучения участников

отрядов юных инспекторов движения (http://минобрнауки.рф/документы/4960).
2. Электронные образовательные ресурсы по основным вопросам безопасности

дорожного движения (http://минобрнауки.рф/документы/4962).
3. Разработка концепции, методических рекомендаций и проектов нормативных

документов по внедрению в деятельность образовательных организаций системы
непрерывного обучения детей безопасному участию в дорожном движении и
профилактики детского дорожно-транспортного травматизма
(http://минобрнауки.рф/документы/4965).
4. Комплексный проект профилактики детского дорожно-транспортного травматизма
на период 2013-2020 г.г.(http://минобрнауки.рф/документы/5372).

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».