Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности Юнармеец

1111

Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа «Юнармеец» и порядок ее
утверждения разработан в соответствии с Федеральным Законом от 29 декабря 2012 №
273 ФЗ « Об образовании в Российской Федерации», Концепцией развития
дополнительного образования детей от 04.09.2014 г. №1726-р, Постановлением
главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. №28 «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018г. № 196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Уставом МКОУ
«Бисертская средняя школа №1», Уставом Всероссийского детско-юношеского военнопатриотического общественного движения «ЮНАРМИЯ», Положением о
юнармейском отряде, Положением о ведении единого реестра участников ВВПОД
«ЮНАРМИЯ», Приказом Министра обороны РФ № 96, Минобразования РФ № 134 от
24.02.2010 г. "Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан
Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по
основам военной службы"(далее Инструкция).
Данная дополнительная общеобразовательная программа разработана в рамках
социально-гуманитарной направленности для обучающихся 8-17 лет. Основой
программы является военно-патриотическое воспитание обучающихся.
Актуальность программы
Актуальность программы обусловлена рядом факторов:
- нацеленностью на развитие чувства патриотизма;
- целевой ориентацией на подготовку обучающихся к службе в ВС РФ;
- формированием здорового образа жизни;
- необходимостью развития духовно-нравственных ценностей учащихся.
Актуальность данной программы определяется сегодня значением, предающимся
патриотическому воспитанию детей и подростков. Каждому ребенку подросткового
возраста, свойственен интерес к групповой деятельности (команде), проявлению себя в
сфере военно-патриотического направления, чтобы совершенствовать свое физическое
начало. Данная образовательная программа направлена на решение таких проблем, как
повышение занятости детей в свободное время, физическое развитие и оздоровление
детей, воспитание детей и подрастающего поколения в духе гражданственности и
патриотизма, любви к Родине.
К сожалению, за последние годы на территории Российской Федерации значительно
понизилось воспитательное воздействие организаций образования, культуры,
творческих союзов на формирование духа патриотизма среди граждан. В общественном
сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм,
цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и
социальным структурам. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной
и государственной службы. В связи с этим возникает необходимость создания единой
государственной политики в области патриотического воспитания граждан и
соответствующей государственной системы воспитания патриотизма как основу
консолидации общества и укрепления государства. Местный кружок МКОУ
1111

«Бисертская средняя школа №1» является неотъемлемой частью этой политики и
должна оказывать помощь в деятельности учреждений дополнительного образования,
направленной на воспитание молодёжи в духе преданности своему Отечеству, любви к
Родине, стремление служить интересам Государства.
Отличительные особенности программы
Данная образовательная программа способствует отвлечению подростков от вредного
влияния улицы, воспитывает у них чувство гражданского долга и патриотизма, изучая
российские традиции в военном деле, получая информацию об исторических событиях
времён Великой Отечественной войны. Подростки имеют возможность за время
посещения занятий улучшить свои ЗУН по данным дисциплинам, определиться в
выборе военной профессии, легко справляться с заданиями при их участии в
соревнованиях и военно-спортивных играх.
Адресат программы
Программа предназначена для обучающихся 8 - 17 лет. Наполняемость групп: 10-15
человек. Условия приема: принимаются все желающие (не имеющие ограничений по
состоянию здоровья).
Режим занятий:2 раза в неделю по 2 часа.
Объем программы: 136 часов в год
Программа рассчитана на 2 года обучения.
Формы обучения – очная, очно-заочная или заочная форма. Программа или её часть
может реализовываться с применением электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при проведении учебных занятий, практик, текущего
контроля успеваемости промежуточной и (или) итоговой аттестации обучающихся.
Программа рассчитана на обучающихся, имеющих различные интеллектуальные,
коммуникативные, учебные и творческие способности, на обучение детей с ОВЗ, детей
группы риска.
Виды занятий: лекции, семинары, экскурсии, соревнования.
Формы подведения итогов: опрос, тестирование, выступление с докладом,
контрольные упражнения и задания, зачёт, смотр, соревнования.
Цели и задачи общеобразовательной программы
Цель: создание образцово-показательного юнармейского отряда, способного к
социализации в условиях гражданского общества, уважающего права и обязанности
будущих защитников Отечества, умеющего применять знания и умения, полученные в
ходе отработки программы «ЮНАРМИЯ», на разноуровневых мероприятиях военнопатриотической направленности.
Задачи:
Обучающие:
Вырастить поколение, способное не только защищать Отечество с оружием в
руках, но и отстаивать интересы России в мирных сферах(геополитика);
Дать обучающимся системные знания по выживанию в экстремальных условиях
в соответствии с его возрастом и способностями;
закреплять приобретенные навыки в психологической и физической
устойчивости, в условиях, приближенных к боевым;
научиться применять на практике знания, полученные в ходе общефизической,
огневой и строевой подготовках, основ рукопашного боя (бокс, самбо).
Развивающие:
- развивать у обучающихся творческие способности, формирование навыков
1111

самообразования, самореализации личности;
повышать общий интеллектуальный уровень подростков;
- развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его
индивидуальности;
- развивать у подростков интереса к изучаемым предметам.
Воспитательные:
прививать чувство сохранения исторической преемственности поколений;
- воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к
людям;
поддерживать чувство ответственности за предоставленную возможность стать
сильным и смелым, выносливыми решительными т.п.;
способствовать формированию активности участии и организации соревнований,
экскурсий, ВСИ.
-прививать желание к здоровому образу жизни и способствовать укреплению здоровья
обучающихся.
Содержание программы 1 года обучения.
Учебный (тематический) план
Количество часов
Форма контроля/
Всего
Теория Практика аттестации

№

Разделы программы

1.

Введение.

2

2

Тест, анкетирование

1

1

Тест, анкетирование

1.1.

Вооруженные Силы РФ
на современном этапе

1

1

Тест, анкетирование

4

4

Контрольная точка

2.1.

Тесты по
теоретическому
материалу
История вооруженных
сил Российской
Федерации.
История родного края.

4

4

3.

Огневая подготовка.

20

6

14

3.1.

Назначение, принцип
действия и устройство
Ак, АК-47.

20

6

14

4.

Физическая
подготовка.
Комбинированные
занятия.
Тактическая
подготовка.
Основы ведения боя в
ближнем бою.

6

2

4

6

2

4

6

2

4

6

2

4

1.2.
2.

4.1.
5.
5.1.

1111

Соревнование,
тестирование

Тесты по ОФП

Соревнование

6.

Строевая подготовка.

30

6

24

6.1.

Строи и их элементы.

10

2

8

6.2.

Строевая стойка.

10

2

8

6.3.

Управление строями.

10

2

8

7.

Защита от оружия
массового поражения.
Ядерное, химическое и
биологическое
(бактериологическое)
оружие;
Индивидуальные
средства защиты от
ОМП;
Военная топография

18

6

12

4

2

2

14

4

10

6

4

2

6

4

2

12

6

6

12

6

6

10

4

6

10

4

6

10

4

6

10

4

6

8

2

6

8

2

6

7.1.

7.2.

8.

Основы обучения
военной топографии
9.
Инженерная
подготовка
9.1. Правила инженерной
подготовки
10. Противопожарная
подготовка
10.1. Правила пожарной
безопасности
11. Военно-медицинская
подготовка
11.1. Изучение основ военномедицинской
подготовки
12. Выживание в
экстремальных
условиях (в таёжных
условиях)
12.1. Основные навыки
выживания в
экстремальных
условиях
13. Итоговая аттестация
8.1.

Итого:

4

Промежуточная
аттестация

Тестовая работа

Контрольная точка

Тест

Контрольная точка

Контрольная точка

Практическое
занятие

Тесты по ОФП

136
Содержание учебного плана 1 года обучения

1. Введение.
1111

1.1 Вооруженные Силы РФ на современном этапе
Теория: Размещение военнослужащих. Военнослужащие Вооруженных Сил
Российской Федерации и взаимоотношения между ними. Истинно русские традиции
военных, их отношения к чести и достоинству своего мундира в мирной жизни.
Практика: Тесты по теоретическому материалу (огневая, строевая, военно-медицинская
подготовка, ВС РФ на современном этапе и история ВС РФ) и анкетированию с целью
выявления уровня воспитанности, эмоционального состояния и мотивации к занятиям.
2. История вооруженных сил России
2.1. Роль и место истории родного края.
Теория: Структура ВС РФ, участие соотечественников в военных компаниях, герои
родного края.
3. Огневая подготовка
3.1. Назначение, принцип действия и устройство Ак, АК-47
Теория: Общее понятие о внутренней и внешней баллистике. Назначение, принцип
действия и устройство ИЖ-38, уход и хранение. Правило поведения в тире и на линии
огня. Порядок обращения с оружием во время стрельбы и чистки оружия. Назначение,
принцип действия гранатометов РПГ-2, -7, -16 ПЗРК типа «Стрела2-3». Гранаты
оборонительные, принцип действия ПЗРК.
Практика: Разборка и сборка ПМ. Отработка практических действий на огневом рубеже.
Выполнение стрелковых упражнений из пневмовинтовки в противогазах, на скорость и
четкость стрельбы. Выполнение практических стрельб из АК. Неполная разборка,
сборка АК. Отработка навыков стрельбы из пневмовинтовки стоя, сидя, лежа с упором,
без упора.
4. Физическая подготовка
4.1. Комбинированные занятия
Теория: Изучение нормативов по физической подготовке
Практика: Комплексы физических упражнений, утренняя зарядка. Отработка
преодоления отдельных элементов. Преодоление полосы препятствий, без учета
времени. Лыжная подготовка.
5. Тактическая подготовка.
5.1. Повторение и закрепления изученного материала.
Теория: овладение рациональными формами ведения спортивной борьбы в процессе специфической
соревновательной деятельности. Основу спортивно-тактического мастерства составляют тактические
знания, умения, навыки и качество тактического мышления.
Практика: участвуют в обороне, удерживают занимаемые районы, рубежи и позиции, отражают
удары противника и наносят поражение. Отряд организованно строятся так, чтобы обеспечивались
высокая подвижность на поле боя и быстрота развертывания в боевой порядок, удобство управления,
способность вести упорный и длительный бой в любых условиях и обстановке.

6. Строевая подготовка
6.1. Строи и их элементы.
Теория: Изучение строевых элементов
Практика: Выполнение команд: «Становись», «Смирно», «Вольно». Строевой и
походный шаг.
6.2. Строевая стойка.
Теория: Правила строевой подготовки
Практика: Повороты на месте и в движении (одиночная подготовка).
6.3. Управление строями.
Теория: Основы управления строями
1111

Практика: Выход из строя и возвращение в строй. Подход и отход от начальника.
Перестроение из одношеренажного в двухшеренажный строй и обратно.
7. Защита от оружия массового поражения
7.1. Ядерное, химическое и биологическое (бактериологическое) оружие;
Теория: Характеристика, поражающие факторы и защита от него.
Практика: Практическое занятие. Отработка навыков.
7.2. Индивидуальные средства защиты от ОМП;
Теория: Фильтрующие противогазы, правила поведения.
Практика: Практическое занятие. Тренировка
8.Военная топография
Теория: Ориентирование с помощью карты; составление маршрута движения по карте,
картографирование местности, целеуказание.
Практика: Ориентирование без карт, с помощью местных признаков. Ориентирование
расстояний, дистанций без измерительных инструментов. Составление маршрута,
следование по маршруту, обход препятствий и возвращение на маршрут.
9. Инженерная подготовка
9.1. Правила инженерной подготовки
Теория: Устройства окопов и других защитных сооружений в обороне; подготовка к
переправе через болота, реки, овраги, средства взрывания
Практика: Преодоление инженерных заграждений в наступлении. Оборудование мест
постоянного базирования в тылу противника.
10. Противопожарная подготовка
10.1 Правила пожарной безопасности.
Теория: Изучение правил пожарной безопасности.
Практика: Средства пожаротушения и правила пользования ими.
11.
Военно-медицинская подготовка
11.1. Изучение основ военно-медицинской подготовки
Теория: Правила личной гигиены в полевых (боевых условий).
Практика: Первая медицинская помощь при ранении и травмах.
12. Выживание в экстремальных условиях (в таёжных условиях)
12.1. Основные навыки выживания в экстремальных условиях
Теория: Изучение основных навыков выживания в экстремальных условиях
Практика: Ориентирование по местности. Добыча и приготовление пищи.
Обустройство укрытий. Порядок подачи сигналов, порядок проведения эвакуации,
уход от преследования.
13.Промежуточная и итоговая аттестация
Итоговая ведомость по всем темам
Планируемые результаты
Личностные:
- Осознанное ценностное отношение к национальным базовым ценностям,
России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому
наследию, государственной символике, законам РФ, русскому и родному языку,
народным традициям, старшему поколению; сформированная гражданская
компетенция.
- Понимание и осознание моральных норм и правил нравственного поведения,
в том числе этических норм взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями
1111

и иных убеждений, представителями различных социальных групп.
- Положительный опыт взаимодействия со сверстниками, старшим поколением
и младшими детьми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
сформированная коммуникативная компетенция.
- Способностьэмоциональнореагироватьнанегативныепроявлениявдетскомобщ
естве и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и
поступков других людей.
- Понимание
и осознаний взаимной обусловленности физического,
нравственного, психологического, психического и социально-психологического
здоровья человека.
- Осознание негативных факторов, пагубно влияющих на здоровье.
- Умение делать осознанный выбор поступков, поведения, образа жизни,
позволяющих сохранить и укрепить здоровье.
- Представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового
образа жизни.
- Потребность заниматься физической культурой и спортом.
Метапредметные:
Регулятивные:
Умение ставить цель своей деятельности на основе имеющихся
возможностей;
умение оценивать свою деятельность, аргументируя при этом причины
достиженияилиотсутствияпланируемогорезультата(участиевсоревнованияхисмотрах);
- формирование умения находить достаточные средства для решения своих
учебных задач;
демонстрация приёмов саморегуляции в процессе подготовки мероприятий
разного уровня, участие в них, в том числе и в качестве конкурсанта.
Познавательные:
умение осознавать свое место в военно-патриотических акциях; навык
делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи на основе полученной
информации о времени, эпохе при знакомстве с работами известных военных
конструкторов и действий полководцев;
анализ и принятие опыта разработки и реализации проекта исследования
разной сложности;
умение
самостоятельно
находить
требуемую
информацию,
ориентироваться в информации, устанавливать взаимосвязи между событиями и
явлениями;
критическое оценивание содержания и форм современных внутри
государственных и международных событий;
овладение культурой активного использования печатных изданий и
интернет-ресурсами.
Коммуникативные:
умение организовать сотрудничество и совместную деятельность с
педагогом и сверстниками в отряде;
приобретение навыков работы индивидуально и в коллективе для решения
поставленной задачи;
умение находить общее решение и разрешать конфликты;
соблюдение норм публичного поведения и речи в процессе выступления.
1111

Предметные:
Обучающиеся научатся:
использовать элементарные теоретические знания по истории техники и
вооружения;
применять основы строевой подготовки и дисциплины строя;
отличать истинные намерения своего государства и западных держав от
того, что предлагают современные СМИ;
- владеть приёмами исследовательской деятельности, навыками поиска
необходимой информации;
- использовать полученные знания и навыки по подготовке и проведению
мероприятий военно-патриотической направленности.
Обучающиеся получат возможность научиться:
правильно применять и использовать приемы владения стрелковым
оружием;
владеть навыками управления строя;
готовить и проводить военно-патриотические мероприятия для разных
целевых аудиторий;
участвовать в соревнованиях и смотрах-конкурсах по военнопатриотической тематике разного уровня;
готовить исследовательские работы по истории создания и применения
вооружения и военной технике для участия в конференциях и конкурсах.
Содержание программы 2 года обучения
Учебный (тематический) план
№
1.

1.1.
2.
2.1.

2.2.

2.3.

1111

Разделы программы
Введение. Водное
занятие.
Инструктаж по технике
безопасности
Общефизическая
подготовка
Разучивание и
тренировка в
выполнении 1-го
комплекса армейских
вольных упражнений
Изучение общего
контрольного
упражнения на единой
полосе препятствий по
элементам
Изучение техники
метания гранат стоя с
места в движении, с

Количество часов
Всего Теория Практика

Форма контроля/
аттестации

2

2

Тест, анкетирование

2

2

Тест, анкетирование

20

6

14

Соревнование.

6

2

4

Соревнование.

8

2

6

Практическое
занятие.

4

1

3

Практическое
занятие.

2.4.

колена и лежа.
Тренировка в метании
гранат на точность и
дальность
Итоговое занятие

2

1

1

3.

Ориентирование.

8

4

4

3.1

Понятие «карты»

2

1

1

3.2.

Условные знаки

2

1

1

3.3.

Масштабы карт

2

1

1

3.4.

Устройство и правила
пользования компасом
Строевая подготовка

2

1

1

30

8

22

10

2

8

10

2

8

8

2

6

4.4.

Торжественное
прохождение в составе
отделения
Действия в составе
отделения на месте и в
движении
Одиночная строевая
подготовка
Зачет по разделу

2

2

5.

Гражданская оборона

8

4

4

5.1.

Пользование средств
индивидуальной
защиты (респираторы,
противогазы)
Преодоление участков
заражения и
препятствий в
средствах защиты
Зачет по разделу

4

1

3

2

1

1

2

2

Тактическая
подготовка
Краткий экскурс в
историю тактики
Тактическое
снаряжение бойца
Действие отделения в
обороне

8

4

1

1

1

1

2

1

4.
4.1.

4.2.

4.3.

5.2.

5.3.
6.
6.1.
6.2.
6.3.

1111

Промежуточная
аттестация.

Практическое
занятие.
Промежуточная
аттестация.

Тестирование.

Тестирование.
4

1

Практическое
занятие.
Практическое
занятие.

6.4.
6.5.
6.6.

7.
7.1.

7.2.

7.3.

7.4.
7.5.

7.6.
8.
8.1.
8.2.

8.3.
8.4.

8.5.

8.6.

1111

Действие отделения в
наступлении
Методы и способы
ведения разведки
Решение тактических
задач индивидуально и
в группе
Огневая подготовка

1
1

1

Практическое
занятие.

2

Практическое
занятие.

1

2

28

12

16

Боевые свойств,
назначения и
устройство
пневматической
винтовки
Подготовка к стрельбе,
правила поведения в
тире
Стрельба из
пневматической
винтовки лёжа с упора
Разборка, сборка
автомата Калашникова
Снаряжение и
разряжение магазина
автомата Калашникова
Зачет по разделу

4

2

2

4

2

2

6

2

4

6

2

4

4

2

2

4

2

2

Медико-санитарная
подготовка
Медицинские термины

10

6

4

1

1

Алгоритм оказания
первой доврачебной
помощи
Лекарственные
растения и грибы
Алгоритм оказания
первой доврачебной
помощи при
механических травмах
Алгоритм оказания
первой доврачебной
помощи при ранениях
и ожогах
Виды перевязок

2

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

Соревнование.

Практическое
занятие.

8.7.

Зачет по разделу

2

2

9.

Интеллектуальная
подготовка
Основы исторических
знаний
Краеведение и
география
Психологическая
подготовка
Страх, паника.
Способы преодоления
страха и паники
Конфликты, ссоры
взаимоотношения в
группе. Способы
предотвращения
Психологическая
саморегуляция
Участие и
организация
мероприятий
Месячник оборонномассовой и спортивной
работы
Весенняя неделя добра

8

6

4

4

4

2

4

4

2

2

1

1

1

1

8

2

1

1

1

1

11.3. Игры «Зарница»,
«Орленок»
11.4 Организация экскурсий

4

4

2

2

Заключительное
занятие
Итого:

2

9.1.
9.2.
10.
10.1.

10.2.

10.3.
11.

11.1

11.2.

12.

Тестирование.
2

2

6

Соревнование.

136

Содержание учебного плана 2 года обучения
1. Вводное занятие.
1.1 Инструктаж по технике безопасности.
Теория: Инструктаж по технике безопасности.
2. Общефизическая подготовка.
2.1. Разучивание и тренировка в выполнении 1-го комплекса армейских вольных
1111

упражнений.
Теория:
Практика:
2.2. Изучение общего контрольного упражнения на единой полосе препятствий по
элементам.
Теория:
Практика:
2.3. Изучение техники метания гранат стоя с места в движении, с колена и лежа.
Тренировка в метании гранат на точность и дальность.
Теория:
Практика:
2.4. Итоговые занятие
3. Ориентирование.
3.1. Понятие «карты».
Теория. Изучается понятие «карта», виды карт.
Практика. Просмотр мультимедийных презентаций, дидактического материала.
3.2. Условные знаки.
Теория. Изучаются условные знаки.
Практика. Просмотр дидактического материала.
3.3. Масштабы карт.
Теория. Изучаются масштабы карт.
Практика. Просмотр мультимедийных презентаций, дидактического материала.
3.4. Устройство и правила пользования компасом.
Теория. Изучается устройство и правила пользования компасом.
Практика. Ориентирование на местности.
3.5. Зачёт разделу.
Практика. Итоговое занятие проходит в форме практического занятия.
4.Строевая подготовка.
4.1. Торжественное прохождение в составе отделения.
Теория. Изучение строевых приёмов торжественного прохождения.
Практика. Применение полученных знаний на практике.
4.2. Действия в составе отделения на месте и в движении.
Теория. Изучение методики действия в составе отделения на месте и в движении.
Практика. Применение полученных знаний на практике.
4.3. Одиночная строевая подготовка.
Теория. Изучение методики одиночной строевой подготовки.
Практика. Применение полученных знаний на практике.
4.4. Зачёт по разделу.
Практика. Занятие пройдёт в форме «Смотра строя и песни».
5.Гражданская оборона.
5.1. Пользование средствами индивидуальной защиты (респираторы, противогазы).
Теория. Изучение и закрепление методики и правил пользования противогазом и
респиратором.
Практика. Применение полученных знаний на практике.
5.2. Преодоление участков заражения и препятствий в средствах защиты.
Теория. Изучение методики и правил пользования защитным костюмом ОЗК.
Практика. Применение полученных знаний на практике.
1111

5.3. Зачёт по разделу.
Практика. Итоговое занятие будет проходить в форме практической игры.
6. Тактическая подготовка.
6.1. Краткий экскурс в историю тактики.
6.2. Тактическое снаряжение бойца.
6.3. Действие отделения в обороне.
6.4. Действие отделения в наступлении.
6.5. Методы и способы ведения разведки.
6.6. Решение тактических задач индивидуально и в группе.
7. Огневая подготовка.
7.1. Боевые свойств, назначения и устройство пневматической винтовки.
Теория. Изучаются боевые возможности, структура и назначение пневматической
винтовки.
Практика. Применение полученных знаний на практике.
7.2. Подготовка к стрельбе, правила поведения в тире.
Теория. Изучаются основы подготовки к стрельбе. Проводится инструктаж.
Практика. Применение полученных знаний на практике.
7.3. Стрельба из пневматической винтовки, лёжа с упора.
Теория. Изучаются основы и правила стрельбы.
Практика. Применение полученных знаний на практике.
7.4. Разборка, сборка автомата Калашникова.
Теория. Изучаются материальная часть автомата, смазка и чистка его механизмов.
Практика. Применение полученных знаний на практике.
7.5. Снаряжение и разряжение магазина автомата Калашникова.
Теория. Изучается методика снаряжения и разряжение магазина автомата
Калашникова.
Практика. Применение полученных знаний на практике.
7.6. Зачет по разделу.
Практика. Итоговое занятие будет проходить в форме соревнований.
8. Медико-санитарная подготовка.
8.1. Медицинские термины.
Теория: Изучение медицинских терминов: виды травм, ранений, кровотечений,
утоплений, степени тяжести ожогов, отморожений. Знакомство с терминами: ранение,
травма, рана, кровотечение, ушиб, перелом, шок, ожог, обморок, отморожение,
охлаждение. Знакомство с понятиями: антисептик, асептик, давящая повязка,
иммобилизация, шина. Повторение основ строения человека: скелет, конечности,
кость, артерии, вена…
Практика: Сдача письменного теста название медицинских терминов.
8.2. Алгоритм оказания первой доврачебной помощи.
Теория: Знакомство с алгоритмом оказания первой доврачебной помощи при
механических травмах, ранениях, ожогах, тепловом и солнечном ударе, ударе
электрическим током.
Практика: Отработка алгоритма оказания доврачебной помощи. Оценка ситуации.
Обеспечение безопасности на месте происшествия. Оценка состояния пострадавшего.
Оказание неотложной помощи. Вызов скорой медицинской помощи. Фиксация
информации о времени и причинах случая.
Контроль за состоянием пострадавшего.
1111

8.3. Лекарственные растения и грибы.
Теория: Изучение лекарственных трав и грибов. Способы приготовления и
применения лекарственных растений и грибов.
Практика: Сдача письменного теста на знание лекарственных трав и грибов.
8.4. Алгоритм оказания первой доврачебной помощи при механических травмах.
Теория: Знакомство с приемами временной остановки артериального кровотечения с
использованием жгута и жгута-закрутки, накладки повязки «Уздечка», накладка
повязка «Восьмиобразная», накладка повязка «Спиральная» на конечности.
Практика: Отработка наложения повязок, шин, жгута и транспортировки
пострадавшего.
8.5. Алгоритм оказания первой доврачебной помощи при ранениях и ожогах.
Теория: Первая доврачебная помощь при ранениях и ожогах.
Практика: отработка навыков при оказании первой доврачебной помощи при ранениях
и ожогах.
8.6. Виды перевязок.
Теория: Виды перевязок и правила их наложения.
Практика: Наложение повязок на верхнюю конечность.
8.7. Зачет по разделу.
9.Интеллектуальная подготовка.
9.1. Основы исторических знаний.
Теория: Знакомство с понятием «история». Ход исторических событий. Основные
даты, известные люди и значимые события в Истории России.
9.2. Краеведение и география.
Теория: Знакомство с понятиями «краеведение», «география». Посещение местных
музеев и знакомство с родным краем. История родного края (события, известные
люди).
10. Психологическая подготовка.
10.1. Страх, паника. Способы преодоления страха и паники.
Практика: Метод самовнушения, аутотренинга. Важность воспитания в себе моральноволевых качеств.
10.2. Конфликты, ссоры взаимоотношения в группе. Способы предотвращения.
Теория: Способы предотвращения конфликтных ситуации.
Практика: Погашение отрицательных эмоции в себе и в других.
10.3. Психологическая саморегуляция.
Теория: Приемы психологической саморегуляции
Практика: Работа в паре, группе, коллективе. Решение сложных тактических задач.
11.Участие и организация мероприятий.
11.1. Месячник оборонно-массовой и спортивной работы.
Теория.
Правила
подготовки мероприятий
в
рамках
месячника
оборонно-массовой и спортивной работы.
Практика. Подготовка и проведение мероприятия.
11.2. Весенняя неделя добра.
Теория. Правила подготовки благотворительных акций, тимуровских мероприятий.
Практика. Подготовка и проведение мероприятий.
11.3. Игры «Зарница», «А ну ка парни».
Теория. Правила подготовки игр «Зарница», «А ну ка парни».
Практика. Подготовка и проведение мероприятия.
1111

11.4. Организация экскурсий.
Практика. Организация экскурсий в историко-краеведческом музее.
Обсуждение и подведение итогов.
12.Заключительное занятие.
Практика. Подведение итогов учебного года. Награждение лучших воспитанников.

























Планируемые результаты
В результате реализации программы юнармейцы должны:
знать
уметь
Историю ВС РФ;
историю военных реформ в России эпохи Петра-I;
источники и духовные основы массового героизма Российских воинов при защите
Отечества;
выдающихся полководцев России;
историю создания военной техники и оружия;
военно-политические итоги Великой
Отечественной войны 1941-1945 гг.;
этапы развития вооруженных сил Российской Федерации.
героические страницы Смоленской области;
военную историю города Вязьма.
Применять знания на практике
 Символы воинской славы, боевые знамя, историю и символику ВВПОД
«Юнармия»
Уважительно относиться к символам воинской славы и юнармейского движения.
различать звания в юнармейском
подразделении,
исполнять гимн Юнармии.
 Уставы Вооруженных сил РФ права,
обязанности и ответственность военнослужащих;
что такое воинская дисциплина и требования к ней;
обязанности дневального по роте;
основные положения Устава
Гарнизонной и караульной служб;
правила поведения в воинском коллективе;
воинские звания и правила вежливости.
 Грамотно применять требования общевоинских уставов в повседневной
деятельности;
практически выполнять обязанности дневального по роте;
практически выполнять обязанности часового.
Основные сведения по истории развития туризма в России, виды туризма, правила,
нормы поведения туристов;
основные сведения о климате, растительном и животном мире;

1111






























требования, предъявляемые к туристскому снаряжению, перечень личного и
группового туристского снаряжения;
виды топографических карт;
основные требования движения группы на маршруте;
способы преодоления препятствий;
технику вязки узлов;
основные требования к организации привалов и биваков;
основные типы костров и их назначение;
меры безопасности при обращении огнем
Составлять перечень личного и
группового снаряжения;
заполнять маршрутные документы;
определять масштаб и расстояние по карте;
определять и описывать основные географические объекты;
измерять и строить азимут;
двигаться по азимуту при помощи компаса;
соблюдать правила и режим движения.
Порядок неполной разборки и сборки автомата Калашникова и правила поведения во
время стрельб
меры безопасности при обращении с оружием;
инструкцию по мерам безопасности в тире и на стрельбище;
устройство малокалиберной и пневматической винтовок, автомата
Калашникова;
взаимодействие частей, подготовку к стрельбе, возможные неисправности и
способы их устранения;
основы техники стрельбы и методики тренировки;
правила соревнований;
устройство ручных осколочных гранат.
Осуществить неполную сборку разборку автомата Калашникова в связи с
установленными нормативами и порядками проведения сборки разборки автомата;
готовить оружие к стрельбе;
вести стрельбу из него по неподвижным и подвижным целям в соответствии с
приемами и правилами;
анализировать результаты стрельбы;
корректировать стрельбу и вносить поправки в установку прицела;
выполнять упражнения по метанию ручных осколочных гранат.









Общие положения строевого Устава;
свои обязанности перед построением и в строю;
команды и приказы военнослужащему, находящемуся в строю, при осуществлении
доклада командиру, при передвижении в строю.
Образцово выполнять одиночные строевые приемы, без оружия и с оружием;
умело действовать в составе отделения, взвода.
Четко и последовательно осуществлять команды, выполнять приказы командира и
осуществлять доклад о
1111
































выполнении поставленной задачи.
Медицинские термины; лекарственные травы, растения и грибы.
основные понятия анатомии и физиологии человека;
понятия об органах и системах органов, организме человека;
основы медицинской помощи при различных повреждениях организма человека;
способы переноски и транспортировки пострадавшего.
Применять на практике правильный алгоритм оказания доврачебной помощи и
транспортировки пострадавшего.
оказывать первую медицинскую помощь при различных повреждениях организма;
накладывать стерильные повязки, при ранениях различной тяжести.
Обязанности личного состава отделения;
основы организации и ведения боя отделением;
организацию и боевые возможности отделения и взвода;
организацию, вооружение отделения, вода вероятного противника;
основы организации боевого обеспечения подразделения;
номенклатуру и условные знаки на топографических картах.
Ориентироваться на местности без карты и движение по заданному маршруту;
передвигаться различными
способами на поле боя;
умело преодолевать различные заграждения и зараженные участки местности;
ориентироваться на местности
различными способами днем и ночью;
оборудовать окопы, устанавливать различные заграждения,
преодолевать заграждения, установленные противником.
Роль и место физической культуры в общей системе воспитания;
влияние физических упражнений на организм человека;
значение физической подготовки для повышения боеспособности армии;
содержание физических упражнений по программе;
нормативные требования по физической подготовке;
требования личной и общественной гигиены;
меры предупреждения травматизма.
преодолевать препятствия единой полосы препятствий;
выполнять нормативы по физической подготовке;
 Основы безопасности личности, общества и государства.
 Действовать при ЧС природного и техногенного характера и защищать населения от
них.
 Распознавать терроризм, экстремизм – сущность и угрозы безопасности личности и
общества.

Комплекс организационно-педагогических условий
Материально-техническое обеспечение

1111

учебный класс;
мультимедиапроектор;
маркерная доска;
компьютер и ноутбук с выходом в Интернет, принтер, сканер;
макеты автомата Калашникова, снаряжение магазина;
тренажер «МаксимII-01»;
ПНвинтовки;
Уставы РФ;
видеотека;
набор учебных плакатов по ОБЖ и ОВС;
набор плакатов по викторианским дням РФ;
методическоеобеспечениепопрограммамвоенно-патриотическойнаправленности.
Обучение детей и подростков ведется по принципу «от простого к сложному» от
теории к практике. Теоретические знания должны закрепляться практическими
действиями (занятиями, ВСИ, тренировками, учениями, комплексными выходамиобучения в полевых условиях).
Информационное обеспечение
Видеофильмы, плакаты, электронные пособия. Учебно-методическая литература и
пособия.
Методические материалы
 Методические указания по Тактической подготовке.
 Методические указания по Огневой подготовке.
 Методические указания по Общевоинским уставам.
 Методический материал для проведения теоретических занятий по огневой
подготовке).
 Методический материал по теме занятий: «5,45 мм автомат Калашникова АК– 74
(РПК - 74)».
 Методическое пособие для проведения занятий по ОВС и внеурочной работе.













–– Учебник: Тактическая подготовка курсантов учебных военных центров /Ю. Б. Торгованов
и др; ред. Ю. Б. Торгованов. – Красноярск : Сиб.федер. ун-т. – 2014. – 552 с Формы

аттестации/контроля и оценочные материалы.
Результаты выполнения учебной программы отслеживаются путем проведения
аттестации, которая включает в себя: сдачу контрольных нормативов по физической
подготовке; анкетирование с целью выявления уровня воспитанности, эмоционального
и физического состояния, мотивации к занятиям.
Аттестации проводятся не реже 2-х раз в течении учебного года (на начало и
окончание первого полугодия учебного года). В конце года обучения проводится
итоговая аттестация. По итогам ее может корректироваться нагрузка, режим занятий (в
индивидуальном порядке). Формам и подведения итогов также являются: участие в
мероприятиях патриотической направленности различного уровня, участие в
соревнованиях, ВСИ, слетах и т.п.

Должен знать/понимать

1111

Должен уметь

-

-

-

-

-

основные составляющие здорового
образа жизни и их влияние на
безопасность жизнедеятельности
личности;
основные виды военнопрофессиональной деятельности
(понятия военной топографии и
инженерной подготовки);
особенности прохождения военной
службы по призыву и контракту;
назначение и тактико-технические
характеристики стрелкового
оружия;
основные события ВОВ, военных
действий в Афганистане и
Чеченской республике;
основы строевой подготовки;

- требования сдачи ГТО;
- приемы рукопашного боя (самбо,
бокс);
- основы защиты от оружия
массового поражения;
- общие требования по оказанию
первой медицинской помощи.

1111

- выполнять неполную разборку и

сборку автомата Калашникова;
- владеть
навыками безопасного
обращения с оружием;
- стрелять из оружия лазерного
стрелкового комплекса «Рубин»;
- стрелять из ПНиМК оружия;
- выполнять элементы строевой и
тактической подготовки;
- выполнять нормы ГТО по отдельным
видам;
- владеть основами рукопашного боя
(самбо, бокс);

- использовать приобретенные знания
иумениявпрактическойдеятельностиип
овседневнойжизниприоказаниипервойм
едицинскойпомощи.

1.
2.

3.
4.
5.
6.

7.

8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.

Список литературы для педагога
Электронные ресурсы – https://nezovibatko.ru/lubov_k_rodine,
Растим патриотов России. Программы и методические разработки победителей
конкурса среди воспитателей и преподавателей образовательных учреждений
образования г. Москвы. М.,2007.
Брандт М.Ю., ЛяшенкоЛ.М.Введениевисторию.М.,1994.
Электронные ресурсы – https://www.piter.com katalog-1-3 product voenn. Военная
история. Учебник для военных вузов.
Данилов А.А., Косулина Л.Г. История государств и народов России. XVI-XVIII в.в.
М.,2003.
Якеменко Б.Г. История Отечества. Часть I: с древнейших времён до
концаXVвека.М.,2003;
ЧастьII:ХУ1-ХУШвека.М„
2003;
ЧастьI:18001939годы.М.,2003.
Исторический
опыт
организации
воспитательной
работы,
моральнопсихологическогообеспеченияслужебнобоевойдеятельностиоргановивойскПограничнойслужбы
России
(1990-2003).
М.,2005.
Терещенко В.В. На охране рубежей Отечества. М.,2008.
Электронные
ресурсы
–
«Организация
физкультуры
и
спорта»
–
https://www.minsport.gov.ru/sport/physical-culture/
Л.А. Потапов, «Приемы стрельбы из пистолета» Москва2002г.
«Учебное и методическое пособие по НВП» Электронные ресурсы –
http://militera.lib.ru/manuals/up_nvp01/index.html.
«Полиатлон. Методика подготовки спортсмена» Выпуск№12Тюмень,2001 г.
В.В. Шоган. Технология личностно-ориентированного урока. Издательство
«Учитель».2003.
С.В. Кульневич., В.Н. Иванченко. Дополнительное образование детей. Методическая
служба. М.: Издательство «Учитель».2005.
А.А. Доманевский Авторская образовательная программа «Комплексная программа
военно-патриотического воспитания».2002.
Г.К. Селевко. Руководство по организации самовоспитания школьников. Школьные
технологии. Научно-практический журнал «Народное образование».1999.
Список литературы для обучающихся
-В.Н. Шунков, «Оружие Красной Армии» Минск, «Харвест»,1999г.
-А.Тепльин «Школа выживания в природных условиях» Москва, «ЭКСМОПРЕСС.»2001
-Ю.А.Науменко «Начальная военная подготовка» Москва, «Просвещение»,1985г.
-А.Т.Смирнов, Б.И.Мишин, В.А.Васнев «Основы безопасности и
жизнедеятельности» ч.1.10класс.
-История государства Российского, Н.М.Карамзин 2009г.в.
-Военная история
России. Учебное пособие
для общеобразовательных
организаций. РВИО–школьнику. Москва,Издательство«Просвещение»,2016.

1111

ПРИЛОЖЕНИЕ№1
Контрольные испытания
ФИО, дата Рост Пресс Подтяги Жим Присед Прыжки Становая Динамоме Динамоме Отжи
рождения ,вес за
вание леж ание в
динамом трия
трия левой м за30
а
руки
сек
30
Длину с етрия
правой
руки
сек.
места

Итоговая (индивидуальная) участников ВСИ
№/№ФИ

Стрельба Строевой смотр Военизирова Силовая
Разборкаиз ПН
нная
подготовка сборка
оружия
эстафета
автомата

Входное анкетирование
Анкета№1
Ваша первая мысль-самая важная!
ФИО
ОО
Класс_
возраст
1. Почему Вы решили посещать занятия? 1. По необходимости;
Подчеркните правильный для Вас ответ2. пожеланию;
3. от скуки или интереса;
4. другое(напишите)
2. Хотите ли Вы служить в армии РФ?
1. да;
Подчеркните правильный для Вас ответ2. нет;
3. не знаю;
4. другое(напишите)
3. Какую подготовку Вам необходимо
пройти перед службой в Армии РФ?
(перечислите)
4. В каких войсках Вы хотели бы служить?1. сухопутные;
Подчеркните выбранный Вами ответ 2. десантные;
3. инженерные;
4. танковые;
5. войска связи;
6. ракетно-артиллеристские;
7. другие (напишите)
5 Какую помощь Вы можете оказать
1.моральную (сочувствие, соучастие, советы
человеку, попавшему в трудную
и т.д.);2. медицинскую (первую медицинскую
Жизненную ситуацию?
помощь);3. Иную (напишите)
6 Что для Вас означает выражение:
Я–патриот России–это значит, что …….
«Я–Патриот России»? Допишите фразу
7 Каким видом спорта Вы занимаетесь, или Занимаюсь–
Занимался (ась) –Хочу заниматься –
занимались, или хотите заниматься?

1111

Входное тестирование. Итоговое тестирование
Тест№2
Ваша первая мысль-самая важная!
ФИО
ОО
1.

Класс_
возраст
Каково основное
обеспечение военной безопасности РФ; обеспечение
предназначение вооруженных целостности границ РФ; развитие новых средств
сил Российской Федерации?
вооружения РФ;
занимать лидирующее положение в гонке вооружения
в мировом масштабе
Ответ:
2. С какой целью проводится Для чистки, смазки и осмотра автомата; для чистки
неполная разборка и сборка
ствола;
автомата Калашникова (АК)?
для проверки заряжен или не заряжен АК; для
проверки ствольной коробки.
Ответ:
3. Основные составляющие
Выработка твердой мотивации; Режим
здорового образа жизни?
жизнедеятельности; Правильное питание;
Труд, отдых, сон и питание Ответ:

4. Для чего существует манекен
Для отработки сердечно-легочной и мозговой
«Максим II-01»
реанимации; Наложение шин на места повреждения;
Для остановки кровотечения с наложением жгута
Ответ:
5
«Отделение,
в
одну
шеренгу– становись!»
По какой команде
«Отделение–стройся!»
производится построение
«Отделение справа от меня становись!»
отделения в одну шеренгу?
«Отделение слева стройся!» Ответ:
6

7

1111

Соотнесите даты и события:
А.Великая Отечественная
война
Б.Первая Чеченская война
В. Афганская война
Г.Вторая Чеченская война
Как Вы считаете,
Электронный тир – это
наглядное пособие, на
котором можно

22июня1941 г.-9мая 1945г.
25декабря1979г.-15февраля1989г.
27декабря1994г-31августа1996 г.
30сентября1999г. -15апреля 2009 г.
Ответ:
Научиться стрелять виртуально; Получить навыки
меткости;
Умение стрелять из пистолета ПМ Макарова и
автомата Калашникова;
Получение первоначальных навыков по стрельбе.
Ответ:

Итоговая аттестация
обучающихся 1 года обучения
по программе " Юнармеец"
2021/2022 уч.год
№/
№

1111

Фамилия, имя

Зачет


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».