Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности Мини-футбол

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность: физкультурно-спортивная.
Актуальность программы состоит в том, что в настоящее время
значительная часть школьников занимается физическими упражнениями лишь
на уроках физической культуры. Слабая физическая подготовка не позволяет
им сдавать учебные нормативы по физической культуре в школе. Поэтому
одной из важнейших задач является привлечение как можно большего числа
школьников к систематическим занятиям в различных секциях для повышения
уровня физической подготовленности.
Отличительные особенности программ, новизна. Данная программа
отличается от других тем, что основой подготовки занимающихся в секции
является не только технико-тактическая подготовка юных футболистов, но и
общефизическая подготовка, направленная на более высокий показатель
физического развития школьников. Расширяется кругозор и интерес
школьников к данному виду спорта.
Новизна данной образовательной программы заключается в том, что она
ориентирована на интерес и пожелания учащихся, учитывает их возрастные
потребности, расширено представлен раздел мини-футбол.
Отличительные особенности программы заключаются в том, что данная
программа позволяет в условиях дополнительного образования расширить
возможности учащихся в области изучения отдельных элементов минифутбола.
Адресат программы. Программа рассчитана для мальчиков в возрасте
от 8 до 12 лет, не имеющих медицинских противопоказаний к занятиям минифутболом.
Зачисление на обучение по общеразвивающей программе
дополнительного образования «Мини-футбол» осуществляется по личному
желанию ребенка и заявлению родителя (законного представителя), при этом
сдача контрольно-тестовых упражнений по ОФП и/или СФП не
предусмотрена.
Режим занятий: занятия проводятся согласно утвержденного
расписания образовательной организации, в которой реализуется данная
программа. Продолжительность одного академического часа – 45 мин.
Перерыв между учебными занятиями – 10 минут. Общее количество часов в
неделю – 6 часов. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа.
Объем и срок освоения программы: 2 года, 432 часа на весь период
обучения. Каждый год: 216 часов – 36 учебных недель.
Особенности организации образовательного процесса. Для
повышения интереса занимающихся к занятиям по мини-футболу и более
успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных
задач применяются разнообразные формы и методы проведения этих занятий.
Словесные методы: создают у обучающихся предварительные
представления об изучаемом движении. Для этой цели используются:
объяснение, рассказ, замечание, команды, указание.
2

Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа
упражнения, наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают
создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях.
Практические методы:
 методы упражнений;
 игровой;
 соревновательный;
 круговой тренировки.
Главным из них является метод упражнений, который предусматривает
многократное
повторение
упражнений.
Разучивание
упражнений
осуществляется двумя методами:
 в целом;
 по частям.
Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у
обучающихся образовались некоторые навыки игры.
Метод круговой тренировки предусматривает выполнение заданий на
специально подготовленных местах (станциях). Упражнения выполняются с
учётом технических и физических способностей занимающихся.
Перечень форм обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая,
поточная.
Перечень видов занятий: учебно-тренировочные занятия,

соревнования,

открытые занятия,

турниры,

учебные игры,

дидактические материалы.
Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной
общеразвивающей программы:
№
п/п

Тема

1

ОФП

2

СФП

Форма
организации
занятий
Беседа,
практическое,
контрольное
занятие,
диагностика

Инструктаж,
практическое,
контрольное
занятие, игровое
занятие, учебно-

Методы и приемы
Методы:
Словесный,
наглядный,
практический.
Приемы:
Объяснение,
повторение,
демонстрация,
выполнение
практических
упражнений,
выполнение
контрольных заданий.
Методы:
Словесный,
наглядный,
практический.
3

Использованные
материалы
Оборудование:
Шведские стенки,
скамейки
гимнастические,
эспандеры.
Методические
материалы:
Журналы,
картинки,
карточки

Оборудование:
Гимнастические
маты,
гимнастическая

Формы
подведения
итогов
Обсуждение,
обобщение
знаний,
контрольное
задание,
диагностика,
аттестация

Обсуждение,
обобщение
знаний,
контрольное
задание,

тренировочное
занятие

3

Технические
элементы

Рассказ,
практическое
занятие,
комбинированное
занятие,
контрольное
занятие.

4

Соревновательная
подготовка

Беседа,
инструктаж,
интегральная
подготовка,
соревнование

5

Подвижные игры

Инструктаж,
игровое занятие

7

Контрольные
занятия

Беседа,
инструктаж,
практическое
занятие,

Приемы:
Объяснение,
повторение,
демонстрация,
выполнение
практических
упражнений,
выполнение
контрольных заданий.
Методы:
Словесный,
наглядный,
практический, работа
по образцу
Приемы:
Объяснение,
повторение,
демонстрация,
выполнение
практических
упражнений,
выполнение
контрольных заданий.
Методы:
Словесный,
наглядный,
практический.
Приемы:
Объяснение,
демонстрация,
выполнение
практических
упражнений
Методы:
Соревновательно игровой, словесный
Приемы:
Объяснение,
демонстрация.

Методы:
соревновательноигровой,
практический.
Приемы:
Объяснение,
демонстрация,
моделирование
соревнований

4

стенка, скакалки,
гимнастическая
скамейка
Методические
материалы:
Журналы,
картинки,
видеозаписи.

диагностика,
аттестация

Оборудование:
Мячи, ворота,
стойки, фишки,
кубики др.
Методические
материалы:
Журналы,
картинки,
видеозаписи

Обсуждение,
обобщение
знаний,
контрольное
задание,
диагностика,
аттестация

Оборудование:
Ворота, мячи,
стойки.
Методические
материалы:
видеозаписи,
схемы, таблицы

Обсуждение,
обобщение
знаний,
анализ.

Оборудование:
Мячи, кегли,
кубики,
инвентарь для
подвижных игр.
Методические
материалы:
карточки.
Оборудование:
Стойки, конусы,
столы, рулетка,
ракетки.
Методические
материалы:
Видеозаписи
(учебные,
соревнования),
иллюстрации

Обсуждение.

обсуждение,
обобщение
знаний и
умений

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Цель программы – физическое развитие и приобщение обучающихся к
нравственным спортивным ценностям посредством обучения игре в минифутбол.
Задачи программы:
обучающие:

формировать основы знаний в области физической культуры и
спорта;

формировать элементарные знания в области анатомии,
физиологии и гигиены человека;

создать представления о методике организации самостоятельных
занятий физической культурой и спортом, в частности мини-футболом;

обучить техническим элементам и правилам игры;

обучить тактическим индивидуальным и командным действиям;

обучить приёмам и методам контроля физической нагрузки при
самостоятельных занятиях мини-футболом;
развивающие:

развить тактические навыки и умения игры;

развить физические и специальные качества;

укрепить здоровье;

расширить функциональные возможности организма;
воспитательные:

формировать организаторские навыки и умения действовать в
коллективе;

воспитать чувство ответственности, дисциплинированность;

воспитать привычку к самостоятельным занятиям избранным
видом спорта в свободное время;

формировать потребность к ведению здорового образа жизни.
СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

3

2
20

1
10

102

2
5

беседа
беседа

1
10
60

2

Форма аттестации
(контроля) по
разделам, темам

практика

Введение
Теоретическая
подготовка
Общая физическая
подготовка

Количество
часов второго
года обучения

теория

1
2

Количество
часов первого
года обучения

практика

Вид подготовки,
название раздела
программы, тема.

теория

№п\п

Всего часов

Учебный план

58

диагностика

4

5
6
7

8

Специальная
физическая
подготовка
Технико-тактическая
подготовка
Соревновательная
деятельность
Контрольные занятия

103

2

60

2

58

диагностика

108

2

60

2

64

диагностика

20

1

12

1

12

соревнования

10

1

4

1

4

Итоговое занятие
итого

2
432

1
16

216

1
16

аттестация
промежуточная и
итоговая
Беседа

216

Содержание учебного плана
первый год обучения
1. Вводное занятие
Теоретическая часть. Знакомство с группой. Ознакомление
обучающихся с целями и задачами программы. Инструктаж по технике
безопасности. Тренировочный режим. Режим дня юного спортсмена.
Спортивная форма для занятий мини-футболом. Выбор капитана. История
развития мини-футбола.
Практическая часть. Ознакомление с местами проведения занятий.
2. Теоретическая подготовка (реализуется в рамках практических занятий)
Теоретическая часть. Гигиенические знания и навыки. Правила
закаливание. Режим дня и питание спортсмена. Правила игры в мини-футбол.
Организация и проведение соревнований. Роль капитана команды, его права и
обязанности. Площадка для игры в мини-футбол, её устройство, разметка.
Краткие сведения о строении и функциях организма человека. Ведущая роль
центральной нервной системы в деятельности организма. Влияние занятий
физическими упражнениями на организм. История развития мини-футбола в
России. Значение и место мини-футбола в системе физического воспитания.
Правила поведения в спортивном зале, на спортивной площадке.
3. Общая физическая подготовка
Теоретическая часть. Понятия «Упражнение и система упражнений
общей физической подготовки». Классификация упражнений по
направленности воздействия. Влияние физических упражнений на развитие
двигательных способностей.
Практическая часть. Выполнение общеразвивающих упражнений без
предметов: поднимание и опускание рук в стороны, сведение и разведение рук
вперёд - назад, круговые вращения, сгибание и разгибание рук в упоре лежа;
наклоны туловища вперёд, в стороны, то же, в сочетании с движениями рук;
круговые движения туловища с различным положением рук (на поясе, за
головой, вверху); поднимание и вращение ног в положении лёжа на спине;
приседания с различными положениями рук; выпады вперёд, в стороны с
наклонами туловища и движениями рук; переход из упора присев в упор лёжа
и снова в упор присев.
6

Выполнение
легкоатлетических упражнений: ходьба и ее
разновидности в различном темпе, с различной шириной шага; бег и его
разновидности, с изменением частоты шагов, ширины шагов, темпа и
дистанции, с изменением направления движения; с заданием педагога; с
ускорением, с переходом на ходьбу; бег с высокого старта с ускорением до 30
м, бег по пересечённой местности (кросс) до 1000 м, бег повторный до 3х10
м.; прыжки и их разновидности, с одной на две, с двух на две на месте и с
продвижением, в стороны , широкими шагами, тройные, пятерные, через
скакалку, через скамейку с подтягиванием колен к груди.; выпрыгивание из
приседа вверх, с доставанием предмета.
Выполнение акробатических упражнений: перекаты вперед и назад в
положение лежа, прогнувшись, перекаты в группировке с последующей
опорой руками за головой; стойка на лопатках; из упора лежа на
гимнастической скамейке сгибание и разгибание рук.
Участие в подвижных играх: «Рыбак и рыбы», «Перестрелка», «Гонка
мячей по кругу», «Лапта», «Футбол через сетку», «Защита укрепления», «Мяч
среднему», «Вызов номеров», «Круговая лапта».
Участие в эстафетах с бегом, прыжками, преодолением препятствий,
переноской мячей.
Участие в спортивных играх: ручной мяч, баскетбол по упрощённым
правилам.
4. Специальная физическая подготовка
Теоретическая часть. Влияние СФП на развитие двигательных
способностей. Основные средства специальной физической подготовки.
Основные физические качества: сила, быстрота, ловкость, выносливость,
гибкость. Значение специальных физических качеств в формировании
двигательных навыков и умений.
Практическая часть. Выполнение специальных упражнений для
развития быстроты: упражнения для развития стартовой скорости, по сигналу
(преимущественно зрительному) ускорения на 10 – 15 м из различных
исходных положений: стоя лицом, боком и спиной к стартовой линии, из
приседа, седа.
Выполнение упражнений для развития дистанционной скорости:
ускорения на 15, 30 м, бег «змейкой» между расставленными в различном
положении стойками для обводки, бег с быстрым изменением скорости: после
быстрого бега быстро резко замедлить бег или остановиться, затем выполнить
новый рывок ускорение в том же или другом направлении.
Выполнение специальных упражнений для развития ловкости: прыжки
с разбега толчком одной и двух ног, стараясь достать головой высоко
подвешенный мяч, держание мяча в воздухе (жонглирование), чередуя удары
различными частями стопы, бедром, головой.
Упражнения для развития силы: комплексы упражнений с гантелями, с
набивными мячами, в тренажерном зале.
Участие в подвижных играх: «Живая цель», «Салки мячом».
Эстафеты с бегом, прыжками, метанием, лазанием.
7

5. Тактико-техническая подготовка
Теоретическая часть. Классификация и терминология технических
приёмов игры в мини-футбол: прямой и резаный удар по мячу, точность удара,
траектория полёта мяча после удара, обманные движения (финты), отбор мяча,
передача мяча, остановка мяча, ведение мяча. Определение игровых амплуа.
Техника игры вратаря. Классические комбинации в стандартных ситуациях.
Практическая часть. Анализ выполнения технических приёмов и их
применения в конкретных игровых условиях: ударов по мячу внутренней и
внешней частью подъёма, внутренней стороной стопы, ударов серединой лба;
остановок мяча подошвой, внутренней стороной стопы и грудью; ведение
мяча внутренней и внешней частью подъёма, внутренней стороной стопы;
обманных движений (ложная и действительная фазы движения); отбор мяча –
перехватом, выбиванием мяча, толчком соперника.
Анализ выполнения технических приёмов игры вратаря: ловли, броска
мяча рукой; падения перекатом.
Бег: по прямой, изменяя скорость и направление; приставным и с
крестным шагом (влево и вправо). Выполнение прыжков вверх толчком двух
ног с места и толчком одной и двух ног с разбега; поворотов во время бега
налево и направо; остановок во время бега (выпадом и прыжками на ноги).
Выполнение ударов по мячу правой и левой ногой: внутренней стороной
стопы, внутренней и внешней частью подъёма по неподвижному и катящемуся
навстречу справа или слева мячу. Выполнение ударов после остановки,
ведения, посылая мяч низом на короткое и среднее расстояние. Выполнение
ударов по летящему мячу внутренней стороной стопы. Выполнение ударов на
точность: в ноги партнёру, в ворота, в цель, на ходу двигающемуся партнёру.
Выполнение остановки мяча подошвой и внутренней стороной стопы,
катящегося и опускающегося мяча на месте, в движении вперёд и назад,
подготавливая мяч для последующих действий. Выполнение остановки
внутренней стороной стопы и грудью летящего мяча на месте, в движении
вперёд и назад, опуская мяч в ноги для последующих действий. Ведение мяча
внешней, внутренней стороной стопы правой, левой ногой и поочерёдно; по
прямой, меняя направления, между стоек и движущихся партнёров; изменяя
скорость (выполняя ускорения и рывки), не теряя контроль над мячом.
Выполнение финтов после замедления бега или остановки – неожиданный
рывок с мячом (прямо или в сторону), во время ведения внезапная отдача мяча
назад откатывая его подошвой партнёру, находящемуся сзади, ложный замах
ногой для сильного удара по мячу. Перехват мяча – быстрый выход на мяч с
целью опередить соперника, которому адресована передача мяча. Отбор мяча
в единоборстве с соперником, владеющим мячом, - выбивая и останавливая
мяч ногой в выпаде. Выполнение ввода мяча: из-за боковой линии, под правую
и левую ногу партнёру, на ход партнёру. Выполнение основной стойки
вратаря; передвижение в воротах без мяча и в сторону приставным, с крестным
шагом и скачками на двух ногах; ловля летящего навстречу и несколько в
сторону от вратаря мяча: на высоте груди и живота без прыжка, в прыжке, без
падения. Выполнение быстрого подъёма с мячом на ноги после падения.
8

Отбивание мяча одним кулаком без прыжка и в прыжке (с места и с разбега).
Выполнение броска мяча одной рукой из-за плеча на точность.
Выполнение упражнений для развития умения «видеть поле».
Выполнение заданий по зрительному сигналу (поднятая вверх или в сторону
рука, шаг вправо или влево): во время передвижения шагом или бегом –
подпрыгнуть, имитировать удар ногой; во время ведения мяча – повернуться
кругом и продолжить ведение или сделать рывок вперёд на 5 м.
Тактическая подготовка
Теоретическая часть. Понятие о тактике и тактической комбинации.
Характеристика игровых действий: вратаря, защитников и нападающих.
Коллективная и индивидуальная игра. Индивидуальные и групповые
тактические действия. Индивидуальные действия без мяча. Правильное
расположение на мини-футбольном поле. Умение ориентироваться,
реагировать соответствующим образом на действие партнёров и соперника.
Выбор момента и способа передвижения для «открывания» на свободное
место с целью получения мяча. Индивидуальные действия с мячом.
Целесообразное использование изученных способов ударов по мячу.
Групповые действия. Взаимодействие двух и более игроков. Комбинация
«игра в стенку». Выведение позиции мяча и игроков в стандартное положение.
Практическая часть. Применение необходимого способа остановок в
зависимости от направления, траектории и скорости мяча. Определение
игровой ситуации, целесообразной для использования ведения мяча, выбор
способа и направления ведения. Применение различных способов обводки (с
изменением скорости и направления движения с мячом, изученные финты) в
зависимости от игровой ситуации. Выполнение передачи в ноги партнёру, на
свободное место, на удар; короткой или средней передачи, низом или верхом.
Выполнение комбинации «игру в стенку» при стандартных положениях:
начале игры, угловом, штрафном и свободном ударах, ввод мяча из - за
боковые линии (не менее одной по каждой группе).
Индивидуальные действия: выбор позиции по отношению опекаемого
игрока и противодействие получению им мяча, т. е. осуществление
«закрывания»; выбор момента и способа действия (удар или остановка) для
перехвата мяча. Противодействие комбинации «стенка». Взаимодействие
игроков при розыгрыше противником стандартных комбинаций.
Тактика вратаря: правильная позиция в воротах при различных ударах в
зависимости от «угла удара», удар от своих ворот, ввод мяча в игру (после
ловли) открывшемуся партнёру, правильная позиция при угловом, штрафном
и свободном ударах вблизи своих ворот. Определение игровой ситуации и
осуществление отбора мяча изученным способом. Участие в учебных и
тренировочных играх.
6. Соревновательная деятельность
Теоретическая часть. Инструктаж по технике безопасности во время
проведения и участия в соревнованиях по мини-футболу. Правила поведения
во время соревнований, отношения к соперникам и судьям соревнований.
9

Установка на игру. Анализ проведенных игр. Обсуждение результатов
соревновательной деятельности.
Практическая часть. Участие в соревнованиях различного уровня, в
образовательной организации, муниципалитете, городе, районе, области, крае,
республике.
7. Промежуточная аттестация
Теоретическая часть. Методика выполнения тестовых упражнений,
количество попыток, исходные положения. Техника безопасности во время
выполнения тестовых упражнений.
Практическая часть.
Разминка. Сдача контрольно-тестовых
упражнений по ОФП и СФП, ТТП.
8. Итоговое занятие.
Теоретическая часть. Подведение итогов учебного года, вручение
грамот, дипломов по результатам соревновательной деятельности первого
года обучения. Объявление итогов промежуточной аттестации. Задание для
самостоятельных заданий на летний период.
второй год обучения
1. Вводное занятие
Теоретическая часть. Ознакомление с целью и задачами программы
второго года обучения. Инструктаж по технике безопасности во время занятий
мини-футболом. Выбор капитана команды. Ознакомление с календарем
соревнований текущего года обучения. Организация медицинского контроля,
его значимость и сроки проведения.
Практическая часть. Ознакомление с местами проведения занятий.
Подвижные и спортивные игры.
2. Теоретическая подготовка
Физическая культура и спорт в России. Развитие мини-футбола в
регионе, лучшие представители данного вида спорта. Система соревнований
для обучающихся. Чемпионаты, первенства России. ШСЛ по футболу и минифутболу, цели и задачи ШСЛ. Строение и функции организма человека.
Гигиенические знания и навыки. Основы и методы закаливания. Режим и
питание спортсмена. Врачебный контроль и самоконтроль. Физиологические
основы спортивной тренировки.
Общая и специальная физическая
подготовка юного футболиста.
Техническая подготовка. Тактическая
подготовка.
Воспитание морально-волевых качеств спортсмена.
Психологическая подготовка. Правила игры в мини-футбол. Организация и
проведение соревнований. Системы проведения соревнований, их
особенности. Протокол соревнований. Судьи и их обязанности. Места
занятий, оборудование и инвентарь. Правила безопасности во время занятий
мини-футболом. Профилактика травматизма во время занятий минифутболом.
3. Общая физическая подготовка
10

Теоретическая часть. Понятия «Упражнение и система упражнений».
Классификация упражнений. Влияние физических упражнений на развитие
двигательных способностей. Значение всесторонней физической подготовки
для укрепления здоровья, повышения функциональных возможностей органов
и систем, и воспитания двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости,
гибкости, ловкости) спортсмена. Характеристика средств общей и
специальной физической подготовки, применяемых в тренировочных
занятиях с юными футболистами. Утренняя зарядка, разминка перед
тренировкой и игрой, индивидуальные занятия.
Практическая часть. Строевые упражнения. Понятие о строе, шеренге,
колонне, флангах, интервале, дистанции, направляющем, замыкающем, о
предварительной и исполнительной командах. Повороты на месте,
размыкание уступами. Перестроения в шеренге, в колонне. Перемена
направления движения строя. Обозначение шага на месте. Изменение
скорости движения. Переход с шага на бег, с бега на шаг. Повороты в
движении.
Общеразвивающие упражнения без предметов. Упражнения для рук и
плечевого пояса. Сгибания и разгибания, вращения, махи, отведения и
приведения, рывки. Выполнение упражнений на месте и в движении.
Упражнения для мышц шеи: наклоны, вращения и повороты головы.
Упражнения для формирования правильной осанки. В различных исходных
положениях – наклоны, повороты, вращения. В положении лёжа – поднимание
и опускание ног, круговые движения одной и обеими ногами, поднимание и
опускание туловища. Упражнения для ног: различные маховые движения,
приседания на обеих и на одной ноге, выпады, выпады с дополнительными
пружинящими движениями. Упражнения с сопротивлением в парах: повороты
и наклоны туловища, сгибание и разгибание рук, перетаскивание, приседания,
переноска партнёра на спине и на плечах, элементы борьбы в стойке, игры с
элементами сопротивления.
Общеразвивающие упражнения с предметами. Упражнения с
набивными мячами: поднимание, опускание, наклоны, повороты,
перебрасывания с одной руки на другую перед собой, над головой, за спиной,
броски и ловля мяча. Упражнения на месте (стоя, сидя, лёжа) и в движении.
Упражнения в парах, в группах с передачами, бросками и ловлей мяча
Упражнения с гантелями, штангой, мешками с песком: сгибание и разгибание
рук, повороты и наклоны туловища, поднимание на носки, приседания.
Упражнения с короткой и длинной скакалкой: прыжки на одной и обеих ногах,
с вращением скакалки вперёд и назад, прыжки с поворотами, прыжки в
приседе и полуприседе. Упражнения с малыми мячами: броски и ловля мяча
после подбрасывания вверх, удара о землю, в стену, на месте, в прыжке, после
кувырка в движении.
Акробатические упражнения. Кувырки вперёд в группировке из упора
присев, основной стойки, с разбега. Длинный кувырок вперёд. Кувырки назад.
Соединение нескольких кувырков. Перекаты и перевороты.
11

Подвижные игры и эстафеты. Игры с мячом, бегом, прыжками,
метанием, с сопротивлением, на внимание, координацию движений. Эстафеты
встречные и круговые, с преодолением полосы препятствий из
гимнастических снарядов, переноской, расстановкой и собиранием предметов,
переноской груза, метанием в цель, бросками и ловлей мяча, прыжками и
бегом, в различных сочетаниях перечисленных элементов.
Легкоатлетические упражнения. Бег на 30, 60, 100, 400, 500, 800 м.
Кросс от 1000 до 3000 м, 6- и 12-минутный бег. Прыжки в длину и в высоту с
места и с разбега. Тройной прыжок с места и с разбега. Многоскоки.
Пятикратный прыжок с места. Метание малого мяча на дальность и в цель.
Участие в спортивных играх: ручной мяч, баскетбол по упрощённым
правилам.
4. Специальная физическая подготовка
Теоретическая часть. Влияние СФП на развитие двигательных
способностей. Основные средства специальной физической подготовки.
Основные физические качества: сила, быстрота, ловкость, выносливость,
гибкость. Значение специальных физических качеств в формировании
двигательных навыков и умений.
Практическая часть. Упражнения для развития быстроты.
Упражнения для развития стартовой скорости. Неспецифические. Рывки по
сигналу на 5 – 10 м из различных исходных положений: стоя лицом, боком,
спиной к стартовой линии, из приседа, широкого выпада, из положения сидя,
лёжа, из медленного бега, подпрыгивания, бега на месте. Эстафеты с
элементами старта. Подвижные игры типа «День и ночь», «Вызов», «Вызов
номеров», «Рывок за мячом» и т. п. Специфические. Стартовые рывки к мячу
с последующим ударом по воротам, в соревнованиях с партнёром за владение
мячом.
Упражнения для развития дистанционной скорости. Неспецифические.
Ускорение под уклон 3 – 5о. Бег змейкой между расставленными в разных
положениях стойками, неподвижными или медленно передвигающимися
партнёрами. Бег прыжками. Эстафетный бег. Обводка препятствий на
скорость. Переменный бег на дистанции 100 – 150 м (15 – 20 м с максимальной
скоростью, 10 – 15 м медленно). Подвижные игры типа «Салки по кругу»,
«Бегуны», «Сумей догнать» и т. п. Специфические. Обводка препятствий на
скорость с мячом. Переменный бег с ведением мяча на дистанции 100 – 150 м
(15 – 20 м с максимальной скоростью, 10 – 15 м медленно).
Упражнения для развития скорости переключения с одного действия на
другое. Неспецифические. Бег с быстрым изменением способа передвижения
(с обычного – на бег спиной вперёд, боком приставным шагом, прыжками и т.
д.). Бег с изменением направления (до 180о). Бег с изменением скорости
(резкое замедление или остановка после быстрого бега, далее новый рывок в
заданном направлении и т. п.). «Челночный» бег: 2х10, 4х5, 4х10, 2х15 м и т.
п. «Челночный» бег с изменением способа передвижения. Бег с «тенью»
(повторение движений партнёра, выполняющего бег с максимальной
скоростью с изменением направления). Специфические. Бег с мячом (ведение
12

мяча): с изменением скорости (резкое замедление или остановка после
быстрого бега, после чего новый рывок в заданном направлении и т. п.);
«челночный» бег: 2х10, 4х5, 4х10, 2х15 м и т. п.; «челночный» бег с
изменением способа передвижения; бег с «тенью» (повторение движений
партнёра, выполняющего бег с максимальной скоростью с изменением
направления). Выполнение различных элементов техники владения мячом в
быстром темпе.
Для вратарей. Неспецифические. Упражнения в ловле теннисного мяча.
Игра в баскетбол по упрощённым правилам. Специфические. Рывки на 5 – 15
м из стойки вратаря из ворот на перехват или отбивание высоко летящего
мяча, на прострел мяча. Из положения приседа, широкого выпада, сидя, лёжа
– рывки на 2 – 3 м с последующей ловлей или отбиванием мяча. Упражнения
в ловле мячей, пробитых по воротам.
Упражнения
для
развития
скоростно-силовых
качеств.
Неспецифические. Приседания с отягощением (гантели, набивные мячи,
мешки с песком, диск от штанги, штанга для подростков, или юношеская,
весом от 40 до 70% веса спортсмена) с последующим быстрым выпрямлением.
Подскоки и прыжки после приседа с отягощением и без. Прыжки на одной и
двух ногах с продвижением вперед, с преодолением препятствий. То же с
отягощением. Прыжки по ступенькам с максимальной скоростью. Прыжки в
глубину. Спрыгивание с высоты 40 – 80 см с последующим выпрыгиванием
вверх или рывком ускорением на 7 – 10 м. Беговые и прыжковые упражнения,
выполняемые в гору, по песку, опилкам, эстафеты с элементами бега,
прыжков, переносом тяжестей. Броски набивного мяча на дальность за счёт
энергичного маха ногой вперёд. Подвижные игры типа «Волк во рву»,
«Челнок», «Скакуны», «прыжковая эстафета» и т. п. Вбрасывание набивного
мяча на дальность. Специфические. Вбрасывание футбольного мяча на
дальность. Удар по мячу ногой и головой на силу в тренировочную стенку,
батут, ворота, удары на дальность. Толчки плечом партнёра. Борьба за мяч.
Для вратарей. Неспецифические. Из упора стоя у стены одновременное
и попеременное сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах, то же с
отталкиванием от стены ладонями и пальцами. В упоре лёжа передвижение на
руках вправо, влево, по кругу (носки ног на месте), хлопки ладонями из упора
лёжа. Упражнения для кистей рук с гантелями и кистевыми амортизаторами,
сжимание теннисного мяча. Многократное повторение упражнение в ловле и
бросках набивного мяча от груди двумя руками (с акцентом на движение
кистей и пальцев). Броски набивного мяча одной рукой на дальность.
Упражнения в ловле и бросках набивных мячей, бросаемых партнёрами с
разных сторон. Серии прыжков (по 4 – 8) из стойки вратаря в стороны толчком
обеими ногами. То же с приставными шагами, с отягощением. Специфические.
Броски футбольного мяча на дальность.
Упражнения
для
развития
специальной
выносливости.
Неспецифические. Повторное выполнение беговых и прыжковых упражнений.
Переменный бег с несколькими повторениями в серии. Кроссы с переменной
скоростью. Специфические. Повторное выполнение беговых и прыжковых
13

упражнений с мячом. Многократное повторение специальных техникотактических упражнений (например, повторные рывки с мячом с
последующей обводкой нескольких стоек и ударом по воротам, с увеличением
длины рывка, количества повторений и сокращением интервалов отдыха
между рывками). Игровые упражнения с мячом большой интенсивности,
тренировочные игры увеличенной продолжительности. Игры с уменьшенным
по численности составом. Игровые упражнения с мячом (трое против трех,
трое против двух и т. п.) Большой интенсивности.
Для вратарей. Специфические. Повторное непрерывное выполнение в
течение 5 – 12 мин ловли мяча с отбиванием, ловли мяча с падением при
выполнении ударов по воротам с минимальными интервалами тремя-пятью
игроками.
Упражнения для развития ловкости. Неспецифические. Прыжки с
разбега толчком одной и обеими ногами, доставая высоко подвешенный мяч
руками, головой, ногой. То же с поворотом в прыжке на 90 – 180о. Прыжки
вверх с поворотом и имитацией удара головой или ногой. Кувырки вперёд и
назад, в сторону через правое и левое плечо. Эстафеты с элементами
акробатики. Подвижные игры: «Живая мишень», «Салки мячом», «Ловля
парами» и т. п. Специфические. Прыжки с места и с разбега с ударом головой
по мячам, подвешенным на разной высоте. Держание мяча в воздухе
(жонглирование), чередуя удары различными частями стопы, бедром, головой.
Ведение мяча головой. Парные и групповые упражнения с ведением мяча,
обводкой стоек, обманными движениями.
Для вратарей. Неспецифические. Упражнения в различных прыжках с
короткой скакалкой. Прыжки с поворотами с использованием подкидного
трамплина. Переворот в сторону с места и с разбега. Стойка на руках. Из
стойки на руках кувырок вперёд. Кувырок назад через стойку на руках.
Переворот вперёд с разбега. Упражнения на батуте: прыжки на обеих ногах,
сальто вперёд и назад согнувшись, сальто назад прогнувшись. Специфические.
Прыжки с короткого разбега, доставая высоко подвешенный мяч руками,
кулаком. То же с поворотом до 180о. Прыжки с разбега толчком одной и
двумя ногами, стараясь достать высоко подвешенный мяч рукой.
Упражнения, способствующие формированию правильных движений
футболиста без мяча. Неспецифические. Бег: обычный, спиной вперед;
скрестным и приставным шагом (вправо и влево), изменяя ритм за счет
различной длины шагов и скорости движения. Ацикличный бег (с повторным
скачком на одной ноге). Прыжки: с места и разбега толчком одной и двумя
ногами; вверх, вверх-вперед, вверх-назад, вверх-вправо, вверх-влево.
Повороты: вправо и влево (переступая и на одной ноге) – на месте и в
движении вперед и назад. Остановки: с опорой на одну и две ноги, выпадом,
прыжком и переступанием. Для вратарей. Неспецифические. Прыжки в
сторону с падением перекатом.
5. Тактико-техническая подготовка
Техническая. Теоретическая часть. Классификация и терминология
технических приёмов игры в мини-футбол: прямой и резаный удар по мячу,
14

точность удара, траектория полёта мяча после удара, обманные движения
(финты), отбор мяча, передача мяча, остановка мяча, ведение мяча.
Определение игровых амплуа. Техника игры вратаря.
Классические
комбинации в стандартных ситуациях. Анализ выполнения различных
технических приемов и эффективности их применения: ударов по мячу
ногами и головой, остановок, ведения, обводки и обманных движений
(финтов), передачи, отбора, вбрасывания мяча, основных технических
приемов игры вратаря
Практическая часть. Бег: по прямой, изменяя скорость и направление;
приставным и с крестным шагом (влево и вправо). Выполнение прыжков вверх
толчком двух ног с места и толчком одной и двух ног с разбега; поворотов во
время бега налево и направо; остановок во время бега (выпадом и прыжками
на ноги). Выполнение ударов по мячу правой и левой ногой: внутренней
стороной стопы, внутренней и внешней частью подъёма по неподвижному и
катящемуся навстречу справа или слева мячу. Выполнение ударов после
остановки, ведения, посылая мяч низом на короткое и среднее расстояние.
Выполнение ударов по летящему мячу внутренней стороной стопы.
Выполнение ударов на точность: в ноги партнёру, в ворота, в цель, на ходу
двигающемуся партнёру. Выполнение остановки мяча подошвой и внутренней
стороной стопы, катящегося и опускающегося мяча на месте, в движении
вперёд и назад, подготавливая мяч для последующих действий. Выполнение
остановки внутренней стороной стопы и грудью летящего мяча на месте, в
движении вперёд и назад, опуская мяч в ноги для последующих действий.
Ведение мяча внешней, внутренней стороной стопы правой, левой ногой и
поочерёдно; по прямой, меняя направления, между стоек и движущихся
партнёров; изменяя скорость (выполняя ускорения и рывки), не теряя
контроль над мячом. Выполнение финтов после замедления бега или
остановки – неожиданный рывок с мячом (прямо или в сторону), во время
ведения внезапная отдача мяча назад откатывая его подошвой партнёру,
находящемуся сзади, ложный замах ногой для сильного удара по мячу.
Перехват мяча – быстрый выход на мяч с целью опередить соперника,
которому адресована передача мяча. Отбор мяча в единоборстве с соперником,
владеющим мячом, - выбивая и останавливая мяч ногой в выпаде. Выполнение
ввода мяча: из-за боковой линии, под правую и левую ногу партнёру, на ход
партнёру. Выполнение основной стойки вратаря; передвижение в воротах без
мяча и в сторону приставным, с крестным шагом и скачками на двух ногах;
ловля летящего навстречу и несколько в сторону от вратаря мяча: на высоте
груди и живота без прыжка, в прыжке, без падения. Выполнение быстрого
подъёма с мячом на ноги после падения. Отбивание мяча одним кулаком без
прыжка и в прыжке (с места и с разбега). Выполнение броска мяча одной рукой
из-за плеча на точность.
Выполнение упражнений для развития умения «видеть поле».
Выполнение заданий по зрительному сигналу (поднятая вверх или в сторону
рука, шаг вправо или влево): во время передвижения шагом или бегом –
15

подпрыгнуть, имитировать удар ногой; во время ведения мяча – повернуться
кругом и продолжить ведение или сделать рывок вперёд на 5 м.
Техника полевого игрока
Удары по мячу ногой. Резаные удары по неподвижному и катящемуся
мячу. Удар с полулета правой и левой ногой. Удары правой и левой ногой
различными способами по катящемуся и летящему мячу с различными
направлениями, траекторией, скоростью. Удар внутренней стороной стопы,
правой и левой ногой: по неподвижному, катящемуся, прыгающему и
летящему мячу. Удар внутренней частью подъема, правой и левой ногой,
по: неподвижному, катящемуся, прыгающему и летящему мячу. Удар
носком, правой и левой ногой, по: неподвижному, катящемуся,
прыгающему и летящему мячу.
Удары по мячу головой. Удар боковой частью лба по летящему с
различной скоростью и траекторией мячу без прыжка и в прыжке. Удар
серединой и боковой частью лба без прыжка и в прыжке с поворотом. Удар
головой в падении, на точность, силу, дальность с оценкой тактической
обстановки перед выполнением удара. Удар серединой лба по летящему с
различной скоростью и траекторией мячу без прыжка и в прыжке.
Остановка мяча. Остановка мяча с переводом в стороны и назад (в
зависимости от расположения игроков противника и создавшейся игровой
обстановки): подошвой; внутренней стороной стопы; серединой подъема;
внешней стороной стопы. Остановки мяча изученными способами на
высокой скорости движения, применения необходимого способа остановок
в зависимости от направления, траектории и скорости мяча, выводя мяч на
удобную позицию для последующих действий. Углубленное разучивание.
Остановка опускающегося мяча подошвой. Остановка опускающегося мяча
внутренней стороной стопы. Остановка опускающегося мяча серединой
подъема. Остановка опускающегося мяча внешней стороной стопы.
Остановка опускающегося мяча бедром. Остановка опускающегося мяча
грудью. Остановка животом. Остановка головой.
Ведение мяча. Различные сочетания приемов техники передвижения
с техникой владения мячом. Ведение мяча всеми изученными способами,
увеличивая скорость движения, с обводкой движущихся и
противоборствующих соперников, затрудняя для них подступы к мячу,
закрывая мяч телом.
Обманные движения. Обманные движения (финты): «уходом»,
«ударом», «остановкой» в условиях игровых упражнений с активным
единоборством и учебных игр. Ведение мяча с выполнением быстрого
отведения мяча подошвой под себя с дальнейшим уходом с мячом вперед за
счет рывка ускорения. Ведение мяча с выполнением неожиданной остановки
мяча для партнера, который двигается за спиной, с дальнейшим уходом без
мяча вперед, увлекая соперника за собой. Выполнение обманных движений
в единоборстве.
Отбор мяча. Отбор мяча с использованием толчка плечом. Отбор мяча
при единоборстве с соперником: ударом и остановкой ногой в широком
16

выпаде (полушпагат и шпагат); в подкате при атаке соперника спереди,
сбоку, сзади.
Вбрасывание мяча из-за боковой линии. Вбрасывание мяча из различных
исходных положений с места и после разбега. Вбрасывание мяча
изученными способами на дальность и точность.
Техника вратаря. Основная стойка вратаря. Передвижение в
воротах без мяча в сторону приставным, скрестным шагом и скачками на
двух ногах. Ловля летящего навстречу и несколько в сторону от вратаря мяча
на высоте груди и живота без прыжка и в прыжке. Ловля катящегося и
низколетящего навстречу и несколько в сторону мяча без падения.
Выбивание мяча от ворот с места. Ловля высоко летящего навстречу и в
сторону мяча без прыжка и в прыжке (с места и с разбега). Отбивание мяча
одним кулаком без прыжка и в прыжке (с места и с разбега). Бросок мяча
одной рукой с боковым замахом и снизу. Выбивание мяча ногой: по
катящемуся мячу на встречу и с рук (с воздуха по выпущенному из рук и
подброшенному перед собой мячу) на точность.
Тактическая. Теоретическая часть. Понятие о тактике и тактической
комбинации. Характеристика игровых действий: вратаря, защитников и
нападающих. Коллективная и индивидуальная игра. Индивидуальные и
групповые тактические действия. Индивидуальные действия без мяча.
Правильное
расположение
на
мини-футбольном
поле.
Умение
ориентироваться, реагировать соответствующим образом на действие
партнёров и соперника. Выбор момента и способа передвижения для
«открывания» на свободное место с целью получения мяча. Индивидуальные
действия с мячом. Целесообразное использование изученных способов ударов
по мячу. Групповые действия. Взаимодействие двух и более игроков.
Комбинация «игра в стенку». Выведение позиции мяча и игроков в
стандартное положение.
Практическая часть. Применение необходимого способа остановок в
зависимости от направления, траектории и скорости мяча. Определение
игровой ситуации, целесообразной для использования ведения мяча, выбор
способа и направления ведения. Применение различных способов обводки (с
изменением скорости и направления движения с мячом, изученные финты) в
зависимости от игровой ситуации. Выполнение передачи в ноги партнёру, на
свободное место, на удар; короткой или средней передачи, низом или верхом.
Выполнение комбинации «игру в стенку» при стандартных положениях:
начале игры, угловом, штрафном и свободном ударах, ввод мяча из-за боковой
линии (не менее одной по каждой группе).
Индивидуальные действия: выбор позиции по отношению опекаемого
игрока и противодействие получению им мяча, т. е. осуществление
«закрывания»; выбор момента и способа действия (удар или остановка) для
перехвата мяча. Противодействие комбинации «стенка». Взаимодействие
игроков при розыгрыше противником стандартных комбинаций. Тактика
вратаря: правильная позиция в воротах при различных ударах в зависимости
от «угла удара», удар от своих ворот, ввод мяча в игру (после ловли)
17

открывшемуся партнёру, правильная позиция при угловом, штрафном и
свободном ударах вблизи своих ворот. Определение игровой ситуации и
осуществление отбора мяча изученным способом. Участие в учебных и
тренировочных играх.
Тактика нападения
Индивидуальные действия без мяча.
Оценка ситуации и
своевременного занятия наиболее выгодной позиции для получения мяча.
Индивидуальные действия с мячом. Эффективное использование
изученных технических приемов, способов и разновидностей для решения
тактических задач в зависимости от игровой ситуации.
Групповые действия. Взаимодействие с партнерами при численном
превосходстве соперника, используя короткие и средние передачи.
Взаимодействия трех игроков в атакующих действиях. Комбинации в
тройках. Комбинации «пропуск мяча». Комбинации «пас на третьего».
Стандартные положения.
Командные действия. Расположение и взаимодействие игроков при
в ведении мяча от своих ворот.
Тактика защиты
Индивидуальные действия. Оценка целесообразности той или иной
позиции.
Групповые действия. Взаимодействие в обороне при численном
преимуществе соперника, осуществляя правильный выбор позиции и
страховку партнеров. Взаимодействия в обороне при выполнении
противником стандартных комбинаций.
Командные действия. Организация обороны по принципу
персональной защиты. Расположение и взаимодействие игроков при
введении мяча от ворот противника. Быстрое перестроение от обороны к
началу и развитию атаки.
Тактика вратаря. Правильный выбор позиции в воротах при ударах по
воротам. Введение мяча в игру, после ловли мяча, ногой ударом от ворот.
Выбор правильной позиции при выполнении командой соперника
стандартных положений вблизи своих ворот.
6. Соревновательная подготовка
Теоретическая часть. Инструктаж по технике безопасности во время
проведения и участия в соревнованиях по мини-футболу. Правила поведения
во время соревнований, отношения к соперникам и судьям соревнований.
Установка на игру. Анализ проведенных игр. Обсуждение результатов
соревнований.
Практическая часть. Участие в соревнованиях.
7. Контрольные занятия
Теоретическая часть. Методика выполнения тестовых упражнений.
Техника безопасности во время выполнения тестовых упражнений.
Практическая часть. Сдача контрольно- тестовых упражнений по ОФП
и СФП, ТТП. Итоговая аттестация.
8.
Итоговое занятие
18

Теоретическая часть. Подведение итогов обучения, итоговой
аттестации, вручение документов установленного образца, по окончании
обучения по программе «Мини-футбол». Рекомендации о поступлении на
дельнейшее обучение для обучающихся показавших выдающиеся успехи в
спортивной деятельности. Рекомендации по самостоятельным занятиям на
летний период.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Планируемые результаты освоения программы включают интегративные
качества обучающегося, которые он может приобрести в результате освоения
программы и подготовит его к реальности взрослой жизни: чувство дружбы,
товарищества, взаимопомощи; чувство ответственности, уважения,
дисциплинированности, активности, самостоятельности, инициативности и
творчества; подчинения личных стремлений интересам коллектива; развить
основные физические качества и повысить функциональные возможности
организма; повысит сопротивляемость организма к заболеваниям;
преодолевать усталость, боль; выработает устойчивость к неблагоприятным
условиям внешней среды; сумеет проявлять смелость, стойкость, решительность, выдержку, мужество; воспитать привычки к постоянному
соблюдению бытового, трудового, учебного и спортивного режимов;
сформирует культуру здорового и безопасного образа жизни; воспитывают
культуру поведения болельщика во время просмотра игр по мини-футболу
различного ранга и уровня, а также межчеловеческие отношения и нормы, ему
присущие.
Метапредметные результаты:
1.
способность принимать и сохранять цели и задачи внеурочной
деятельности, поиск средств ее осуществления;
2.
планировать, контролировать и оценивать свои действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять
наиболее эффективные способы достижения результата;
3.
понимать причины успеха/неуспеха внеурочной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
4.
определять общую цель и пути ее достижения; уметь
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно
оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
5.
конструктивно разрешать конфликты посредством учета
интересов сторон и сотрудничества;
6.
систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и
интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных
объектах.
Личностные результаты:
1.
Уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему
многонационального народа России; осознанное, уважительное и
19

доброжелательное отношение к истории, культуре, традициям и ценностям
Российского народа на примере истории национальных видов спорта и
народных игр.
2.
Сформированность патриотического сознания и гражданской
позиции личности, чувство ответственности и долга перед Родиной на
примере геройских подвигов спортсменов – участников Великой
Отечественной Войны и результатов упорного труда выдающихся
спортсменов СССР и России.
3.
Знание основных норм морали, нравственных, духовных
идеалов, хранимых в культурных традициях народов России.
4.
Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах.
5.
Сформированность положительной мотивации и устойчивого
учебно-познавательного интереса к учебному предмету «Физическая
культура».
6.
Развитость эстетического и этического сознания через освоение
культуры движения и культуры тела.
7.
Сформированность ценности здорового и безопасного образа
жизни.
8.
Сформированность духовно-нравственной культуры, чувства
толерантности и ценностного отношения к физической культуре, как
составной и неотъемлемой части общечеловеческой культуры.
Предметные результаты:
1.
Дети овладеют техническими приемами и тактическими
взаимодействиями, научатся играть в мини-футбол;
2.
Узнают об особенностях зарождения, истории мини-футбола;
3.
Узнают о физических качествах и правилах их тестирования;
4.
Узнают основы личной гигиены, причины травматизма при
занятии мини-футболом и правила его предупреждения;
5.
Сумеют организовать самостоятельные занятия минифутболом, а также, с группой товарищей;
6.
Сумеют организовывать и проводить соревнования по минифутболу в классе, во дворе, в оздоровительном лагере.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
№
п/п
1
2
3
4
5

Основные характеристики образовательного
процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов за год
Начало занятий
20

36
108
6
216
1 сентября

6

Каникулы

7

Окончание учебного года

29.12.202112.01.2022
27 мая

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение является одним из условий
успешной организации занятий по мини-футболу.
Для реализации данной программы необходимы:

мини-футбольная площадка и/или спортивный зал, площадь
которых должна быть не менее 4 м2 на одного занимающегося, высота потолка
должна составлять не менее 6 метров,

комната для переодевания;

стойки для обводки – 12 штук,

ворота для мини футбола;

скакалки, 20 штук,

мячи мини-футбольные № 4, 5 - 20 штук,

мячи баскетбольные - 4 штуки;

мячи волейбольные - 4 штуки;

сетка для мячей -1 штука,

комплект фишек - 30 штук (трех разных контрастных цветов),

тренировочные манишки -20 штук,

секундомер,

свисток,

карточки для судейства,

планшет магнитный;

доска мини с разметкой поля.
Кадровое обеспечение: учитель, педагог дополнительного образования,
имеющий соответствующую квалификацию.
Методические материалы. Программа предусматривает применение
различных приемов и методов организации образовательной деятельности:
обучение проходит в очной форме на русском языке, используется метод:

словесный: объяснение, беседа, рассказ;

наглядный: показ педагогом, обучающимся, работа по образцу,
показ
видеоматериалов;

практический: тренировочные упражнения, контрольно-тестовые
упражнения, учебные игры.
Учебный материал программы распределён в соответствии с
возрастным принципом комплектования учебных групп по мини-футболу и
рассчитан на последовательное и постепенное расширение теоретических
знаний, формирование практических умений и навыков.
При реализации программы используются следующие формы
организации занятий:
21








учебно-тренировочные занятия,
соревнования,
открытые занятия,
турниры,
учебные игры,
дидактические материалы.
Подготовка к занятию и его проведение
Готовясь к занятию, педагог должен, прежде всего, определить его
задачи, содержание, необходимый инвентарь. Рекомендуется составлять
подробный конспект с указанием дозировки выполнения упражнений,
размещения занимающихся, предопределяя возможные ошибки и пути их
исправления. Важным условием правильной организации урока является
четко продуманное размещение учеников и расположение мини-игровых
площадок с учетом размеров спортивного зала. Во время проведения занятия
педагог должен разумно сочетать показ упражнений с объяснением, особенно
при освоении новых движений.
Обучение и техническая подготовка
Этапы обучения.
Процесс обучения может быть условно разделен на 3 этапа.
1-й этап – создание предварительного представления о разучиваемом
движении.
2-й этап – углубленное разучивание.
3-й этап – совершенствование.
Создание предварительного представления опирается на следующие
методы:
1. Показ упражнения, с помощью которого создается в первую очередь
зрительный образ движения.
2. Предварительное ознакомление с движением – его первичное,
пробное исполнение.
Из числа перечисленных методов и приемов наиболее важную роль
играют показ и объяснение. Показ осуществляется педагогом
дополнительного образования. К показу предъявляются следующие
требования: точность и соответствие данному этапу освоения двигательного
действия. Разучивание. Создание предварительного представления о
движении постепенно переходит в этап разучивания. По мере формирования
в целом представления о разучиваемом движении переходят к процессу
совершенствования.
Совершенствование движения – наиболее трудоемкий этап.
Совершенствование продолжается на протяжении всего периода обучения.

22

ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Контроль осуществляется по таблице нормативов, разработанной на
основе Примерной программы спортивной подготовки для детско-юношеских
спортивных школ. Мини-футбол (Футзал).
Примерные нормативные требования по общей физической подготовке
Контрольные упражнения
Бег 30 м с высокого старта, с
Бег 300 м, с
Челночный бег, 3*10 м, с
6-минутный бег, м
Прыжок в высоту с места, см
Прыжок в длину с места, см
Метание набивного мяча (1 кг), м
Отжимания из упора лежа на полу, раз

пол
м
д
м
д
м
д
м
д
м
д
м
д
м
д
м
д

Возраст, лет
9
10
6,2
6,0
6,4
6,2
64,0
62,0
66,2
64,2
9,3
9,0
9,7
9,5
32
36
29
32
160
170
135
140
5,3
5,8
3,8
4,2
6
8
4
5

8
6,4
6,5
66,0
68,4
9,5
10,1
28
25
150
130
5,0
3,4
4
3

11
5,8
6,0
60,0
62,0
8,8
9,3
40
34
178
145
6,2
4,6
10
7

12
5,6
5,9
58,0
61,0
8,6
9,1
1150
950
48
36
185
150
6,8
4,8
15
9

Примерные нормативные требования по специальной подготовке
Контрольные упражнения

пол

м
д
м
Жонглирование мяча головой, раз
д
м
Бег 30 м с ведением мяча, с
д
м
Ведение мяча по «восьмерке»
д
м
Комплексный тест
д
м
Удар ногой по неподвижному мячу в
цель, число попаданий
д
Для вратарей
м
Вбрасывание
1 упражнение
д
мяча в цель,
количество
м
2 упражнение
попаданий
д
м
Удар ногой с полулета в цель, число
попаданий
д
Жонглирование
мяча
ногами
(поочередно правой и левой ногой), раз

23

8
+
+
+
+
-

Возраст, лет
9
10
6
8
4
6
5
8
4
6
6,9
6,5
7,2
6,8
+
+
+
+
+
+
+
+
2
3
2
3
-

-

11
12
10
12
8
6,3
6,6
+
+
+
+
3
3

12
16
12
16
10
6,2
6,5
+
+
+
+
3
3

3
3
3
3
2
2

4
3
4
3
3
3

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Андреев С. Н. Мини-футбол. – М.: «Физкультура и спорт», 1978.
1.
Андреев С. Н., Левин В. С. Мини-футбол. Подготовка
футболистов в спортивных школах и любительских командах. Методическое
пособие. – Липецк: «ГУ «РОГ», 2004.
2.
Варюшин В. В. Тренировка юных футболистов. – М.:
«Физкультура и спорт», 1980.
3.
Грибачева М.А., Круглыхин В.А. Программа интегративного
курса физического воспитания для учащихся начальной школы на основе
футбола. М., 2012.
4.
Качани Л., Горский Л. Тренировка футболистов. – М.:
«Физкультура и спорт», 1984.
5.
Сучилин А. А. Футбол во дворе. – М.: «Физкультура и спорт»,
1978.
6.
Цирин Б. Я., Лукашин Ю. С. Футбол. – М.: «Физкультура и
Спорт», 1982.
Список литературы для педагога
1.
Андреев С. Н. Мини – футбол «Физкультура и спорт». 2008 г.
2.
Сучилин А. А. Футбол во дворе - «Физкультура и спорт», 1994 г.
3.
Цирин Б. Я., Лукашин Ю. С. Футбол. – «Физкультура и Спорт».
2002 г., 2-ое исправленное и дополненное издание – (Азбука спорта).
4.
Швыков И.А., Футбол в школе. – М.: Тера-Спорт, Олимпия Пресс,
2002.
5.
М.А.Грибачева,
В.А.Круглыхин
«Интегративный
курс
физического воспитания для обучающихся начальной школы на основе
футбола»
6.
Сто одно упражнение для юных футболистов. Малькольм Кук,
А.С.Т. Астрель. Москва 2003 г.
7.
Л.Качании, Л.Горский - Тренировка футболистов 1994 г. 1-е
издание
Список литературы для обучающихся
1.

Футбол – твоя игра - С.Н. Андреев. – М.: Просвещение, 1989. – 144

стр.
2.
Играйте в мини-футбол. - Андреев С.Н. М.: Советский спорт,
1989. – 47 стр.

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».