24.11.2022
01.09.2022
Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой
культуры и законопослушного поведения человека в обществе.
Воспитание правовой культуры и
законопослушного поведения школьников – это целенаправленная система мер,
формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права,
цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений.
Пребывание ребенка в школе целесообразно рассматривать как этап его жизни,
предполагающий создание условий не только для физического оздоровления, но и
для личностного роста молодого человека, для формирования законопослушного
гражданина.
Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников
необходимо рассматривать как фактор проявления правовой культуры личности. К
структурным элементам правовой культуры личности относится знание системы
основных правовых предписаний, понимание принципов права, глубокое внутреннее
уважение к праву, законам, законности и правопорядку, убежденность в
необходимости соблюдения их требованию, активная жизненная позиция в правовой
сфере и умение реализовывать правовые знания в процессе правомерного
социально-активного поведения.
Система правового воспитания должна быть ориентирована на формирование
привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям
юридических норм. Центральной задачей правового воспитания является
достижение такого положения, когда уважение к праву становится
непосредственным, личным убеждением школьника.
Важно, чтобы учащиеся хорошо ориентировались в вопросах законности и
правопорядка, знали правоохранительные органы, систему судов в РФ,
ориентировались в вопросах правомерного поведения, знали правонарушения и
юридическую ответственность, которая предусмотрена за них. Необходимо уделить
внимание понятиям «доброта», «порядочность», вопросам морали, морального
облика, кодекса чести. В этом состоит уникальность воспитания правовой культуры,
формирования законопослушного поведения школьников.
В Федеральном Законе «Об основах системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» №120
от 24.06.1999г.( с изменениями на 13.07.2015), ст.14.5
подчеркнута необходимость разработки и внедрения в практику работы
образовательных учреждений программы и методики, направленные на формирование
законопослушного поведения несовершеннолетних.
В последние годы проблема
безнадзорности, беспризорности детей школьного возраста стала одной из
главных. Рост правонарушений и преступности в обществе,
а следовательно и в среде школьников, рост неблагополучных семей, а также
семей находящихся в социально-опасном положении и не занимающихся
воспитанием, содержанием детей является основанием воспитания
правовой культуры, формирования законопослушного поведения как учащихся,
так и их родителей.
Практическая направленность правового воспитания,
формирования законопослушного гражданина предполагает, что недостаточно иметь
юридическую информацию, важно уметь грамотно ею пользоваться. Только тогда
право защищает человека. В процессе учёбы школьники должны освоить специальные
умения и навыки, научиться законным и нравственным способом защиты прав и
свобод. Гражданское общество начинается с воспитания гражданина.