Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Бисертская средняя школа№1» Россия, 623050, Свердловская область, пгт Бисерть, ул. Октябрьская, 10 тел./факс 8(34398) 6-21-87 e-mail:bisert-schkola@yandex.ru, сайт: https://bisert1.uralschool.ru/ Принята на заседании педагогического совета Утверждаю Директор МКОУ «Бисертская средняя школа№1» _______________________ А.А.Боев Приказ от ___1.09.2023________ №_____89__ Протокол №__9_ от __30.08.2023_______ Рабочая программа общего образования обучающихся с НОДА и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 6.3 «ИЗО» (домашнее обучение) (5 класс) п. Бисерть, 2023г. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение литературы в 5 классе направлено на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовнонравственными ценностями, отражёнными в произведениях русской литературы, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности. Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части: Гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, в том числе с опорой на примеры из литературы; представление о способах противодействия коррупции; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с опорой на примеры из литературы; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство; помощь людям, нуждающимся в ней). Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России в контексте изучения произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур народов РФ; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, обращая внимание на их воплощение в литературе. Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства. Эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе изучаемых литературных произведений; осознание важности художественной литературы и культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного литературного образования; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из литературных произведений; уметь управлять собственным эмоциональным состоянием; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека с оценкой поступков литературных героев. Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и знакомства с деятельностью героев на страницах литературных произведений; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; готовность адаптироваться в профессиональной среде; уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении произведений русского фольклора и литературы; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей. Экологического воспитания: ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности. Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой с опорой на изученные и самостоятельно прочитанные литературные произведения; овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного литературного образования; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия. Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; изучение и оценка социальных ролей персонажей литературных произведений; потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других; в действии в условиях неопределенности, повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; в выявлении и связывании образов, необходимость в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие; умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития; анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий; способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный и читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым действовать в отсутствии гарантий успеха. Содержание учебного предмета, коррекционного курса Рисование с натуры (4 часов) Рисование с натуры: листья дуба. Рисование с натуры дорожных знаков треугольной формы («Крутой спуск», «Дорожные работы»). Рисование с натуры фигуры человека. Рисование с натуры цветочного горшка с растением. Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета (телевизор). Рисование с натуры весенних цветов несложной формы. Совершенствование умения обучающихся анализировать объекты изображения (определять форму, цвет, сравнивать величину составных частей), сравнивать свой рисунок с объектом изображения и части рисунка между собой, установление последовательности выполнения рисунка, передача в рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов; при рисовании предметов симметричной формы использование средней (осевой) линии; передача объема предметов доступными детям средствами, ослабление интенсивности цвета путем добавления воды в краску. Декоративное рисование (8 часов) Рисование узора в полосе из повторяющихся (или чередующихся) элементов (стилизованные ягоды, ветки, листья). Оформление новогоднего пригласительного билета. Рисование в квадрате узора из растительных форм с применением осевых линий. Декоративное рисование плаката «8 Марта». Декоративное рисование узора из растительных декоративно переработанных элементов в геометрической форме (по выбору учащихся). Составление узора в круге с применением осевых линий и использованием декоративно переработанных природных форм (например: стрекозы и цветка тюльпана). Составление узоров из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате, круге, применяя осевые линии; совершенствование умения соблюдать последовательность при рисовании узоров; нахождение гармонически сочетающихся цветов в работе акварельными и гуашевыми красками (ровная закраска элементов орнамента с соблюдением конкура изображения). Рисование на темы (3часов) Волшебный мир красок. Форма и цвет предметов. Рисование Лес зимой. Зимние развлечения. Иллюстрирование отрывка из литературного произведения (2 часа). Рисование симметричных форм (насекомые). Развитие у учащихся умения отражать свои наблюдения в рисунке, передавать сравнительные размеры изображаемых предметов, правильно располагая их относительно друг друга (ближе – дальше); передавать в рисунке зрительные представления, возникающие на основе прочитанного; выбирать в прочитанном наиболее существенное, то, что можно показать в рисунке; работать акварельными и гуашевыми красками. Беседы по изобразительному искусству (2 часов) Беседа «Народно-декоративное искусство (Богородская деревянная игрушка)». Беседа «Картины художников о школе, товарищах и семье». Развитие у учащихся активного и целенаправленного восприятия произведений изобразительного искусства; формирование общего понятия о художественных средствах, развитие чувства формы и цвета; обучение детей высказываться о содержании рассматриваемых произведений изобразительного искусства; воспитание умения определять эмоциональное состояние изображенных на картинах лиц, чувствовать красоту и своеобразие декоративно-прикладного искусства. Тематическое планирование 5 класс (1час в неделю) № п/п Тема урока 1 Рисование по памяти и по представлению. «И снова осень к нам пришла». Беседа. 2 Составление в полосе узора из растительных элементов 3 Рисование с натуры. «Осенние листья». 4 Беседа «Произведения мастеров народных художественных промыслов.» Декоративное рисование. «Матрешка». 5 6 7 8 9 11 12 13 10 Рисование с натуры. «Дары осеннего сада и огорода». Беседа «Народное декоративно-прикладное искусство». Рисование на тему «Тундра осенью» Рисование с натуры. «Игрушка». Рисование по памяти и по представлению. «Дорожные знаки». Декоративное рисование «Готовим наряд для сказочной елки». Декоративное рисование. «Новогодние карнавальные очки». Беседа «Виды транспорта». Вид учебной деятельности I четверть 9 час Уметь соотносить размеры изображаемых объектов, композиционно размещать рисунок на плоскости с учетом расположения предметов по отношению друг к другу, передавать характерные особенности осеннего пейзажа. Уметь рисовать узоры из растительных форм в полосе. Определять структуру узора (чередование элементов), форму, цвет составных частей; Уметь передавать в рисунке характерные особенности листа, соблюдать определенную последовательность работы. Самостоятельно размещать изображение посередине листа бумаги. Рассматривание произведений художника, восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского мирового искусства. Уметь рисовать узоры из растительных форм на фартуке матрешки Определять структуру узора (чередование элементов), форму, цвет составных частей; Развитие творческого воображения, использование полученных навыков для передачи своего замысла. Рассматривание произведений декоративно-прикладного искусства, восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского искусства. Развитие творческого воображения, использование полученных навыков для передачи своего замысла. Уметь передавать в рисунке характерные особенности предмета, соблюдать определенную последовательность работы. Самостоятельно размещать изображение посередине листа бумаги II четверть 7 час Передача формы, строения и цвета частей предмета; соблюдать определенную последовательность работы. Уметь рисовать новогодние игрушки; развитие творческого воображения, использование полученных навыков для передачи своего замысла. Уметь составлять узор с простым чередованием элементов (по краю и в середине карнавальных очков). Развитие творческого воображения, использование полученных навыков для передачи своего замысла. 14 15 Декоративное рисование. «Снежинка». Беседа «Виды изобразительного искусства» 16 Рисование по памяти и по представлению. «Лес зимой» 17 Рисование с натуры. «Цветочный горшок с растением». Рисование по памяти и по представлению. «Узор из растительных форм». 18 Уметь рисовать симметричный узор, применяя осевую линию; Уметь чередовать отдельные элементы узора; Рассматривание произведений изобразительного искусства, восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского искусства. Ознакомление с видами и жанрами искусства Уметь рисовать после наблюдения; учиться располагать изображения в определенном порядке (ближе, дальше, используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка III четверть 10 час Передача формы, строения и цвета растения. Передача в рисунке объемной формы цветочного горшка. Уметь составлять растительный узор с простым чередованием элементов в круге (по краю и в середине), правильно выделять и располагать элементы узора (цветы, ветки, листья, завитки) 19 Беседа. «Пейзаж». Рассматривание произведений художников –пейзажистов, восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского мирового искусства. 20 Декоративное рисование. «8 Марта». 21 Рисование по памяти и по представлению. «Пришла весна». 22 Рисование по памяти и по представлению. «Домашние животные». Беседа. «Натюрморт». Уметь рисовать после наблюдения; учиться располагать изображения в определенном порядке (ближе, дальше, используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка) Уметь соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединять их общим содержанием; располагать изображения в определенном порядке (ближе, дальше), использовать весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка. Уметь рисовать с помощью геометрических форм домашнее животное. Передавать отличительные особенности, повадки животного. Уметь рисовать по представлению после наблюдения; создавать по словесному описанию представления о ранее увиденных предметах (ёлочных игрушках). Учить располагать изображения в определенном порядке (ближе, дальше, используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка) Уметь компоновать рисунок; уметь передавать характерные особенности изображаемого предмета, локальный цвет и форму. Уметь рисовать по памяти и по представлению на заданную тему; передача в рисунке основных форм знакомых предметов, объединение этих предметов в единый сюжет. Изображение по памяти, представлению и воображению. Применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. IV четверть 8 час Беседа по картинам на тему «День Победы» Ориентироваться на плоскости листа бумаги; создавать элементарную композицию на заданную тему на плоскости; передавать в рисунке отличительную особенность насекомого. Уметь передавать в рисунке характерные особенности 23 24 Рисование с натуры. «Ветка вербы». 25 Рисование по памяти и по представлению. «Мое село» 26 Рисование с натуры. «Весенние цветы». 27 28 Беседа. «День Победы». Рисование по памяти и по представлению. «Рисование симметричных форм: насекомые». Рисование с натуры. 29 «Рисование объемного предмета». 30 Рисование узора в круге 31 Иллюстрирование отрывка из литературного произведения (по выбору учителя) Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукции картин на тему о ВОВ против немецкофашистских захватчиков Рисование с натуры объемного предмета, расположенного выше уровня зрения Рисование узора в полосе из повторяющихся (или чередующихся) элементов 32 33 34 35 Резервный урок формы предмета, сравнительные размеры его частей и их взаимное расположение; соблюдать определенную последовательность работы. Составление узора в круге с применением осевых линий и использование декоративно переработанных природных форм Рисование по памяти. Составление иллюстрации к рассказу; (композиция). Передача в рисунке основных форм знакомых предметов, объединение этих предметов в единый сюжет. Рассматривание произведений художника, восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского искусства. (А. Пластов «Фашист пролетел»; С.Герасимов «Мать партизана»; А. Дейнека «Оборона Севастополя»). Уметь рисовать с натуры предмет объемной формы с точной передачей пропорций, строения, очертаний. Самостоятельно размещать изображение отдельно взятого предмета посередине листа бумаги. Уметь рисовать узор из геометрических элементов с учетом структуры узора (повторение или чередование элементов), использовать осевые линии при рисовании орнамента;