РП по учебному предмету Музыка 6-8

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Бисертская средняя школа№1»
Россия, 623050, Свердловская область, пгт Бисерть, ул. Октябрьская, 10
тел./факс 8(34398) 6-21-87 e-mail:bisert-schkola@yandex.ru, сайт: https://bisert1.uralschool.ru/

Утверждаю
Директор МКОУ «Бисертская средняя школа№1»
_______________________ А.А.Боев

Принята на заседании
педагогического совета

Приказ от ___1.09.2023________ №_____89__
Протокол №__9_ от __30.08.2023_______

Рабочая программа общего образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
вариант 1
«Музыка»
(6-9 класс)

п. Бисерть, 2023г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Музыка формирует вкусы, воспитывает представление о прекрасном,
способствует эмоциональному познанию действительности, нормализует
многие психические процессы и является эффективным средством
преодоления
невротических расстройств,
свойственных учащимся
специальных учреждений.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Цель: формирование музыкальной культуры школьников, развитие
эмоционального, осознанного восприятия музыки как в процессе активного
участия в хоровом и сольном исполнении, так и во время слушания
музыкальных произведений.
Задачи обучения
Образовательные:
 формировать знания о музыке с помощью изучения произведений
различных жанров;
 формировать
музыкально-эстетический
словарь;
формировать
ориентировку в средствах музыкальной выразительности.
Развивающие:
 активизировать творческие способности; развивать чувство ритма,
речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную память,
способность реагировать на
музыку, музыкально-исполнительские
навыки.
Коррекционные:
 корригировать отклонения в интеллектуальном развитии;
 корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи:
Воспитательные:
 способствовать культурному воспитанию учащихся; способствовать
преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального
напряжения;
 содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и
свободного восприятия окружающего мира.
Занятия музыкой способствуют развитию нравственных качеств
школьника и адаптации его в обществе. В связи с этим, в основу обучения
заложены принципы:



воспитательная направленность обучения;
оптимистическая перспектива образования;
2



индивидуализация и дифференциация процесса обучения:
Занятия музыкой способствуют развитию нравственных качеств школьника,
адаптации его в обществе. В связи с этим в основе обучения музыке и пению
заложены следующие принципы:
—коррекционная направленность обучения;
—оптимистическая перспектива образования;
—индивидуализация и дифференциация процесса обучения;
—комплексное обучение на основе передовых психолого-медикопедагогических технологий.
Для осуществления этих принципов учителю музыки необходимо
разбираться в структуре аномального развития личности ребенка; оценивать
уровень развития музыкальных, творческих возможностей, характер
эмоциональных нарушений.
Программа состоит из трѐх разделов.
Раздел «Пение» включает произведения для формирования вокальнохоровых навыков и умений учащихся, в зависимости от уровня певческого
развития по годам обучения. Пение способствует выработке стройности и
чистоты интонации, красоты звука, воспитывает привычку к слуховому
самоконтролю.
В разделе «Слушание музыки» важным является создание
благоприятных условий для восприятия музыки: атмосфера концертного
зала, доверительное общение со сверстниками и учителем.
Раздел «Элементы музыкальной грамоты» содержит элементарный
минимум знаний о музыке и музыкальной деятельности.
В ходе планирования продумываются перспективные и ретроспективные
связи уроков музыки в течении одной четверти, учебного года, в начальных,
средних и старших классах. Наряду с изучением нового материала, проходит
повторение старого.
Продолжением работы по музыкальному воспитанию являются
внеклассные мероприятия: специальные музыкальные занятия, кружки,
массовые мероприятия, введение музыки в режимные моменты учащихся,
индивидуальные занятия. Из массовых форм проводятся следующие
мероприятия: программы к праздничным календарным датам, постановка
музыкальных представлений, конкурсы песен, смотры художественной
самодеятельности, вечера, дискотеки, посещение концертов, спектаклей.
Музыка вповседневной жизни является новой формой музыкального
воспитания детей.
3

Главными требованиями, предъявляемыми
к
музыкальным
произведениям,являются: художественность, доступность и коррекционноразвивающая направленность.
Структура урока:
Подготовительная часть урока. Основной еѐ задачей является
уравновешивание деструктивных нервно-психических процессов учащихся.
Для этого подбираются наиболее адекватные виды музыкальной
деятельности, обладающие либо активизирующим, либо успокаивающим
эффектом. Тонизирующее воздействие оказывает на детей прослушивание
бодрой, весѐлой музыки танцевального характера, выполнение танцевальноритмической разминки, совместное пение любимой песни, несложная игра на
простейших музыкальных инструментах. Успокаивающее, расслабляющее
воздействие на детей оказывает совместное пение или слушание спокойной,
любимой всеми музыки лирического содержания, близкой по характеру к
колыбельной. Дополнительно применяются методы прямого коррекционного
воздействия – убеждение и внушение;
Основная часть урока - состоит из вышеуказанных разделов, объѐм
которых может варьироваться в зависимости от темы и задач урока:
Этапы урока:
организация начала урока;
закрепление пройденного материала;
подготовка учащихся к новым знаниям (беседа по теме, постановка цели
урока);
элементы нотной грамоты;
слушание музыки;
упражнения на постановку голоса, дикции, дыхания;
пение;
обобщение и систематизация знаний;
подведение итогов урока.








Используемые технологии:
информационные;
объяснительно-иллюстративные;
здоровье-сберегающие;
модульные;
личностно-ориентированные;
игровые:

4

Используемые методы:
o рассказ;
o наглядный;
o объяснение;
o беседа;
o упражнение;
o метод эмоциональной драматургии;
o метод художественного контекста;
o слушание музыкальных произведений (фрагментов), анализ отдельных
выразительных средств, объяснение (аргументация) ребѐнком своей мысли
или ощущения музыки;
o сочинение стихов, рассказов, несюжетных рисунков по прослушанной
музыке;
o метод активизации зрительного и слухового восприятия;
o
метод контрастных сопоставлений музыкальных произведений;
o метод игровой мотивации (использование многочисленных игр,
творческих заданий).
Программа предполагает
связь со следующими
предметами:
ритмика,
изобразительное искусство, чтение, русский
язык,
математика,
литература,география, история:
Типы уроков:
●
вводный урок;
●
урок формирования новых знаний;
●
обобщающий;
●
контрольный урок;
●
урок формирования и закрепления умений и навыков;
●
комбинированные;
●
интегрированный урок (слушание музыки + сольфеджио; слушание
музыки + хор);
●
урок – сказка («сказка» – прослушивание, «сказка» - обсуждение,
ролевые задания);
●
комплексный урок (включает в себя материал из разных областей
искусства, не только музыкального);
●
открытыеуроки;
●
урок – путешествие в прошлое, настоящее и будущее;
5

●
урок – состязание;
●
урок – игра (конкурсы, викторины, познавательные игры по слушанию
музыки):
Механизм оценки:

фронтальный опрос;

беглый текущий опрос;

музыкальная викторина;

самостоятельная работа на закрепление музыкального материала по
индивидуальным карточкам;

музыкальные тесты, контрольные уроки.
Оценка по предмету «Пение и музыка» должна учитывать
индивидуальные особенности учащихся.
Особенности организации учебного процесса на уроках музыки:
Уроки музыки должны проводиться в специально оборудованных
музыкальных кабинетах.
В сферу исполнительской деятельности учащихся входят:
-хоровое и ансамблевое пение
- пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения;
- игра на музыкальных инструментах;
-инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных
пьес программного характера;
-освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации
музыкальной речи.

Место учебного предмета в учебном плане
N
п/п

Класс

Наименование курса

1
2
3

6 класс
7 класс
8 класс

Музыка
Музыка
Музыка

Количество
часов в
неделю
1 час
1 час
1 час

Количество
часов в год

Содержание предмета и ожидаемые результаты

6

34 часа
34 часа
34часа

6 класс
Рабочая программа по музыке и пению в 6 классе разработана на основе
программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII
вида, 5-9 классы сборник № 1 под редакцией В.В. Воронковой. М.: ВЛАДОС,
2000.
Цели обучения:

формирование музыкальной культуры школьников;

развитие эмоционального, осознанного восприятия музыки как в
процессе активного участия в хоровом и сольном исполнении, так и во время
слушания музыкальных произведений.
Для достижения данных целей выполняются следующие задачи:
Пение:

закрепление певческих навыков и умений на материале, пройденном в 5
классе, а
так же на новом материале, передавая разнообразный характер содержания
(бодрый,
весѐлый, напевный);

в случае дикционной трудности необходимо проведение специальной
работы, включающей анализ слов и использование выразительного чтения
текста в ритме музыки.
Слушание музыки и музыкальная грамота:

способность
музыки
изображать
слышимую
реальность
и
пространственные соотношения;

формирование представления состава и звучания симфонического
оркестра.

особенности творчества композиторов: В. Моцарт, Л. Бетховен, Шопен;

музыка, как эмоциональный подтекст, всего происходящего на сцене и
на экране, еѐ самостоятельное значение;

элементарные сведения о музыкальных профессиях: композитор,
дирижѐр, музыкант, пианист, скрипач, гитарист, трубач, солист, артист,
певец.
Требования к уровню подготовки обучающихся 6 класса.
Обучающиеся должны знать:
 какой бывает музыка;
 роль музыки в жизни человека;
 знать несколько песен и самостоятельно исполнять их;
 музыкальные профессии, специальности;
 музыкальные термины: аккомпанемент, аранжировка;
 состав и звучание симфонического оркестра: духовые деревянные
7

(гобой, кларнет, фагот), духовые медные (туба, валторна, тромбон), ударные
(литавры, треугольник, тарелки, бубен, ксилофон, кастаньеты), струнные
инструменты.
Обучающиеся должны уметь:
 Петь хором, выполняя требования художественного исполнения;
 Эмоционально исполнять песни ровным, свободным звуком.

8

7 класс
Рабочая программа по музыке и пению в 7 классе разработана на
основе программы специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида, 5-9 классы сборник № 1 под редакцией В.В.
Воронковой. М.: ВЛАДОС, 2000.
Изучение музыки и пения в 7 классе направлено на достижение
следующих целей:

развитие творческих способностей;

развитие коммуникативных и индивидуальных черт характера
ребѐнка;

формирование музыкальной культуры школьников.
Для достижения данных целей выполняются следующие задачи:
Пение:
закрепление певческих навыков и умений на материале, пройденном
в 6 классе, а так же на новом материале;
продолжение работы над формированием певческого звучания в
условиях мутации, щадящий голосовой режим, предоставление удобного
для исполнения диапазона, контроль учителя за индивидуальными
изменениями голоса каждого ученика (особенно мальчиков);
развитие умения исполнять песни одновременно с фонограммой,
инструментальной и вокальной.
Слушание музыки:
особенности творчества композиторов: М.Глинка, Н Римский –
Корсаков;
элементарные сведения о жанрах музыкальных произведений: опера,
кантата, балет:
Требования к уровню подготовки обучающихся 7 класса.
Обучающиеся должны знать:
 основные жанры музыкальных произведений: кантата, опера, балет;
 современные электронные музыкальные инструменты;
 особенности творчества композиторов (М. Глинка, Н Римский –
Корсаков):
Обучающиеся должны уметь:
 исполнять вокально – хоровые упражнения;
 контролировать правильность самостоятельного исполнения в
сопровождении фонограммы.

9

8 класс
Рабочая программа по музыке и пению в 8 классе разработана на
основе программы специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида, 5-9 классы сборник № 1 под редакцией В.В.
Воронковой. М.: ВЛАДОС, 2000.
Изучение музыки и пения в 8 классе направлено на достижение
следующих целей:
● развитие творческих способностей;
● коррекция эмоциональных и психических функций ребѐнка;
● формирование музыкальной культуры школьников:
Для достижения данных целей выполняются следующие задачи.
Пение:
совершенствование певческих навыков при пении в смешанном хоре
(дыхание, звукообразование, дикция, строй, ансамбль);
эмоционально-осознанное
восприятие
и
воспроизведение
разучиваемых произведений;
пение упражнений на совершенствование качеств певческого звука:
округлости, лѐгкости, подвижности.
Слушание музыки и музыкальная грамота:
основные жанры и направления в музыке;
лѐгкая, серьѐзная музыка, их взаимосвязь;
средства музыкальной выразительности.
Требования к уровню подготовки обучающихся 8 класса:
Обучающиеся должны знать:
 основные жанры музыки;
 особенности творчества изученных композиторов;
 средства музыкальной выразительности;
 электронные музыкальные инструменты:
Учащиеся должны уметь:
 самостоятельно исполнять выученные песни;
 отвечать на вопросы о прослушанных музыкальных произведениях;
 различать звучание отдельных музыкальных инструментов;
 эмоционально - образно воспринимать и характеризовать
музыкальные произведения:
Форма промежуточной аттестации усвоения программного материала
по предмету предполагает решение тестовых заданий.
10

Тематическое планирование

№

6 класс
Разделы

Количество
часов
1
4
3

1. Культура поведения на уроках музыки.
2. Средства музыкальной выразительности
3. Особенности творчества советских
композиторов.
4. Пение.
5. Слушание музыки.
6. Симфонический оркестр
7. Нотная запись.
Всего

№

3
12
6
7
34

7 класс
Разделы

Количество
часов
5
5

1. Средства музыкальной выразительности
2. Особенности творчества советских
композиторов.
3. Пение.
4. Слушание музыки.
5. Музыкальные жанры.
6. Какая бывает музыка?
Всего

3
6
7
8
34

8 класс
№

Разделы

Количество
часов
7

1. Средства музыкальной
выразительности
2. Особенности творчества
советских композиторов.

4

11

3. Пение.
4. Слушание музыки.
5. Музыкальные жанры.
6. Какая бывает музыка?
Всего

5
7
4
7
34

Материально-техническое обеспечение.
- фортепьяно,

баян,

(электромузыкальный

аккордеон,

инструмент);

клавишный
детские

синтезатор
музыкальные

инструменты (бубен, барабан, треугольник, маракасы, румба,
металлофон, ксилофон, блок-флейта, колокольчики);
- народные

инструменты

свистульки,

трещотки);

(деревянные

ложки,

звукозаписывающее,

звукоусиливающее и звуковоспроизводящее оборудование;
- оборудование

для

видеозаписи

и

видеовоспроизведения, проекционное оборудование с экраном;
- персональный компьютер (с необходимыми текстовыми, в

том

числе

музыкальными,

редакторами,

программным

обеспечением для подготовки презентаций, видеоматериалами,
аудиозаписями;
- нотный

материал,

учебно-методическая

литература,

научно-популярная литература по музыкальному искусству;
- дирижерская палочка;
- дидактический материал (репродукции картин, портреты

композиторов

и

исполнителей,

плакаты

с

изображением

музыкальных инструментов различных составов оркестров, хоров,
ансамблей; комплект знаков нотного письма на магнитной основе,
пособие «музыкальная лесенка», демонстрационные материалы,
подготовленные

учителем:

таблицы с
12

признаками

средств

музыкальной

выразительности,

картинки,

рисунки,

фигурки,

макеты; элементы театрального реквизита: маски, шапочки,
костюмы сказочных персонажей).

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».