РП по учебному предмету География 6-9

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Бисертская средняя школа№1»
Россия, 623050, Свердловская область, пгт Бисерть, ул. Октябрьская, 10
тел./факс 8(34398) 6-21-87 e-mail:bisert-schkola@yandex.ru, сайт: https://bisert1.uralschool.ru/

Утверждаю
Директор МКОУ «Бисертская средняя школа№1»
_______________________ А.А.Боев

Принята на заседании
педагогического совета

Приказ от ___1.09.2023________ №_____89__
Протокол №__9_ от __30.08.2023_______

Рабочая программа общего образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
вариант 1
«География»
(6-9 класс)

п. Бисерть, 2023г.

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «География» разработана в
соответствии с:
•

Федеральным Законом от 29.12.2012 №273ФЗ «Об образовании в

Российской Федерации»;
•

Программой под редакцией В.В. Воронковой («География» 6-9

классы), допущенной Министерством образования и науки Российской
Федерации (издательство «Владос» 2011г.);
•

учебным планом МКОУ «Бисертская средняя школа №1».

Основной целью рабочей программы является создание комплекса
условий для максимального развития личности каждого ребёнка с
нарушением интеллекта при изучении географии.
Реализовать данную цель помогут следующие задачи:
- дать элементарные, но научные и систематические сведения о
природе, населении, хозяйстве своего края, России и зарубежных стран;
-

показать особенности взаимодействия человека и природы;

-

познакомить с культурой и бытом разных народов;

-

помочь усвоить правила поведения в природе.
Данная рабочая программа составлена с учетом психофизических

особенностей

учащихся

с

интеллектуальной

недостаточностью.

Географический материал в силу своего содержания обладает значительными
возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности
детей

с

нарушениями

интеллектуального

развития:

они

учатся

анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать
причинно-следственные зависимости. Работа с символическими пособиями,
какими являются план и географическая карта, учит абстрагироваться,
развивает воображение учащихся. Систематическая словарная работа на
уроках географии расширяет лексический запас детей со сниженным
интеллектом, помогает им правильно употреблять новые слова в связной
речи. Познание мира предполагает изучение системы взаимосвязанных
3

дисциплин, обеспечивающих преемственность содержания. Курс географии
имеет много смежных тем с естествознанием, историей, русским языком,
чтением, математикой, изобразительным искусством, черчением, социальнобытовой ориентировкой и другими предметами, а также предусматривает
опору на знания, полученные в курсах «Развитие устной речи на основе
ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» и
«Природоведение».
Изучение географии нашей страны и материков в коррекционной школе
для детей с нарушением интеллекта расширяет их представления об
окружающем

мире.

География

дает

благодатный

материал

для

патриотического, интернационального, эстетического и экологического
воспитания обучающихся.
Географический

материал

в

силу

своего

содержания

обладает

значительными возможностями для развития и коррекции познавательной
деятельности умственно отсталых детей: они учатся анализировать,
сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные
зависимости. Работа с символическими пособиями, какими являются план и
географическая карта, учит абстрагироваться, развивает воображение
учащихся. Систематическая

словарная

работа на уроках

географии

расширяет лексический запас детей со сниженным интеллектом, помогает им
правильно употреблять новые слова в связной речи.
Программа составлена с учетом особенностей умственного развития
данной категории детей.
Характеристика учебного предмета с учетом особенностей его
освоения обучающимися
География, как учебный предмет, дает благодатный материал для
патриотического, интернационального, эстетического и экологического
воспитания учащихся. Географический материал в силу своего содержания
4

обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья:
они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления,
понимать причинно-следственные зависимости, наблюдать за изменениями в
природе.

Работа

с

символическими

пособиями,

каким

является

географическая карта, способствует развитию· абстрактного мышления.
Систематическая

словарная

работа на

уроках

географии

расширяет

словарный запас детей, помогает им правильно употреблять новые слова в
связной речи. Курс географии имеет много смежных тем с историей,
естествознанием, с рисованием и черчением, с русским языком, с математикой и другими школьными предметами. Программа преподавания географии
предусматривает повторяемость материала (в разных формах и объеме). Ряд
тем постепенно усложняется и расширяется от 6 к 9 классу, что способствует
более полноценному усвоению учащимися элементарных географических
знаний. В программе учебный материал расположен по годам обучения: 6
класс - «Начальный курс физической географии», 7 класс – «Природа нашей
Родины», 8 класс – «География материков и океан», 9 класс –География
материков и океанов 2 часть (Евразия)», «Наш край». В программе выделены
основные практические работы, которые необходимо выполнить ученикам,
указаны

межпредметные связи, а также

сформулированы

основные

требования к знаниям и умениям учащихся (по годам обучения). Основной
материал посвящен изучению географии России.
В 6 классе учащиеся знакомятся с физической картой России, ее
географическим положением, границами, формами земной поверхности,
водоемами, планом, картой, учатся ориентироваться на местности. Материал
7 класса («Природа нашей Родины») посвящен изучению природы России и
природы своего края, условия жизни и хозяйственной деятельности людей,
культурные и этнографические особенности населения. Много внимания
уделено экологическим проблемам.
Курс «Географии материков и океанов» рассчитан на 2 года. (8 и 9
5

класс). Три четверти 8 класса отведено на изучение Мирового океана,
материков. Учащиеся знакомятся с природой континентов, населением,
особенностями хозяйственной деятельности, бытом, культурой людей. В 4
четверти начинают изучать материк Евразия. Подбор материала в 9 классе
посвящен изучению государств Евразии, повторению материала по России и
изучение родного края.
Изучение материала по странам Евразии дает учащимся представление
о

географическом

положение

государств,

экономике,

национальным

традициям, культуре. Для изучения своего края в программе дается
примерный план, опираясь на который учитель может разработать
конкретное программное содержание, отражающее особенности своей
местности. Поскольку миграция выпускников коррекционных школ мала, они остаются жить и работать в той местности, в которой учились - основное
внимание в курсе географии следует обратить на реализацию краеведческого
принципа («География своей местности»). Изучение своей местности
помогает сформировать более четкие представления о природных объектах и
явлениях,

облегчает

овладение

многими

географическими

знаниями,

позволяет теснее увязать преподавание географии с жизнью, включить
учащихся

в

решение

доступных

для

них

проблем

окружающей

действительности и тем самым воспитывать любовь к Отечеству.
Место учебного предмета в учебном плане
№ п\п
1.
2.
3.
4.

Класс
6
7
8
9

Наименование курса
«География»
«География »
«География»
«География », «Наш
край»

Часов в год
68
68
68
48 и 20

В неделю
2
2
2
2

Планируемые результаты освоения программы
Базовый уровень

Минимально – необходимый
уровень
6

6 класс
Обучающиеся должны знать:
- что изучает география
- горизонт, линию и стороны
горизонта
- основные формы земной
поверхности
- виды водоемов, их различия
- меры по охране воды от загрязнения
- правила поведения в природе
- отличие плана от рисунка и карты
- основные направления на плане,
карте
- условные цвета физической карты
- распределение суши и воды на
земле
- материки и океаны, их
расположение на глобусе и карте
- солнце, как ближайшую к земле
Звезду
- значение полетов в космос
- различия в нагревании и
освещенности земной поверхности
- географическое положение нашей
страны на физической карте и карте
полушарий
- названия географических объектов

Обучающиеся должны знать:
- что изучает география
- стороны горизонта
- элементарные представления о
горах и равнинах
- меры по охране воды от загрязнения
- правила поведения в природе
- понятия план и карта
- значение полетов в космос
- значение Солнца для жизни на
Земле
- положение нашей страны на
физической карте
Обучающиеся должны уметь:
- ориентироваться по компасу
- работать с контурной картой с
помощью учителя
- выполнять задания в «Рабочей
тетради»

Обучающиеся должны уметь:
- определять стороны горизонта,
ориентироваться по солнцу, компасу
и местным признакам природы
- выявлять на местности особенности
рельефа, водоемов
- делать схематические зарисовки
форм земной поверхности
- читать географическую карту
- составлять описание изученных
объектов с опорой на картинки
- работать с контурной картой с
помощью учителя
- выполнять задания в «Рабочей
тетради»
7 класс
7

Обучающиеся должны знать:
Положение России на карте, глобусе
- пояса освещенности нашей страны,
природные зоны
- природные условия и богатства
страны, возможности использования
их человеком
- типичных представителей
растительного и животного мира в
каждой природной зоне
- хозяйство, население и его занятия
каждой зоны
- экологические проблемы
природных зон
- правила поведения в лесу
- названия географических объектов
России
Обучающиеся должны уметь:
- показать границы России на
глобусе, физической карте и карте
полушарий, давать описание природы
различных зон
- показать географические объекты
на карте учебника
- установить взаимосвязь между
климатом, растительным и животным
миром, природными условиями и
занятиями населения
- принимать участие в мероприятиях
по охране природы
- выполнять задания в «Рабочей
тетради»
8 класс
Обучающиеся должны знать:
- Атлантический, Тихий, Северный
ледовитый, Индийский океаны.
Географическое положение и
хозяйственное значение
- особенности географического
положения, очертания берегов и
природные условия каждого
материка, население и особенности
размещения
названия
изученных

Обучающиеся должны знать:
Положение России на карте, глобусе
- пояса освещенности нашей страны,
природные зоны
- природные условия и богатства
страны, возможности использования
их человеком
- типичных представителей
растительного и животного мира в
каждой природной зоне
- хозяйство, население и его занятия
каждой зоны
- экологические проблемы
природных зон
- правила поведения в лесу
- названия географических
объектов России
Обучающиеся должны уметь:
- показать границы России на
глобусе, физической карте
- показать основные географические
объекты на карте учебника
- принимать участие в мероприятиях
по охране природы
- выполнять задания в «Рабочей
тетради»

Обучающиеся должны знать:
- Атлантический, Тихий, Северный
ледовитый, Индийский океаны.
Положение и значение океанов.
- Положение на карте каждого
материка, особенности природы
материков
Обучающиеся должны уметь:
- показать на географической карте
океаны
- определять очертания каждого
8

географических объектов.
Обучающиеся должны уметь:
- показать на географической карте
океаны, давать им характеристику
- определять на карте полушарий
географическое положение и
очертания каждого материка
- давать элементарное описание
природных условий каждого
материка
- находить в периодической печати
информацию о материках и
государствах и показывать их на
географической карте
- выполнять задания в «Рабочей
тетради»
9 класс
Обучающиеся должны знать:
- Страны Европы,
- Страны Азии,
- Свой край («Нижегородская
область»).
Обучающиеся должны уметь:
- давать элементарное описание
государства,
- находить в периодической печати
информацию о государствах и
показывать их на географической
карте
- выполнять задания в «Рабочей
тетради»

материка
- выполнять задания в «Рабочей
тетради»

Обучающиеся должны знать:
- Крупнейшие государства Европы и
Азии;
- Свой край («Нижегородская
область»).
Обучающиеся должны уметь:
- показать на политической карте
крупнейшие государства Европы и
Азии;
- выполнять задания в «Рабочей
тетради»

Содержание учебного курса «География»
6 класс
Введение
География — наука о природе Земли, населении и его хозяйственной
деятельности.
Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды. Компоненты
погоды: температура, облачность, давление воздуха, ветер, атмосферные
осадки. Опасные природные явления в атмосфере, меры предосторожности.
9

Географические сведения о своей местности и труде населения. Экскурсия
для

выяснения

запаса

элементарных

географических

представлений,

проверки знаний, умений и навыков, полученных в 1-5 классах.
Ориентирование на местности
Горизонт. Линия горизонта.
Стороны горизонта.
Компас и правила пользования им.
Ориентирование. Определение основных

направлений по

Солнцу,

звездам, местным признакам и природным объектам.
Экскурсия для закрепления понятий о горизонте и об основных
направлениях.
Формы поверхности Земли
Экскурсия для ознакомления с формами рельефа своей местности.
Рельеф местности, его основные формы. Равнины (плоские и холмистые),
холмы.
Овраги, их образование.
Горы. Понятия о землетрясениях и извержениях вулканов.
Вода на Земле
Значение воды для жизни на Земле. Круговорот воды в природе.
Родник, его образование.
Колодец. Водопровод.
Река, ее части. Горные и равнинные реки.
Использование рек.
Озера, водохранилища, пруды. Разведение рыб, птиц.
Болота, их осушение.
Океаны и моря. Явления природы: ураганы, штормы, цунами.
Острова и полуострова.
Водоемы в нашей местности. Охрана вод от загрязнения.
План и карта
10

Рисунок и план предмета.
Масштаб. Измерение расстояний и их изображение на плане по масштабу.
Использование плана в практической деятельности человека.
План класса.
План школьного участка.
Условные знаки плана местности.
План и географическая карта. Основные направления на карте. Масштаб
карты.
Условные цвета физической карты.
Условные знаки физической карты (границы, города, моря, реки, каналы и
т.д.).
Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и
деятельности людей.
Земной шар
Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне.
Планеты.
Земля — планета. Доказательства шарообразности Земли.
Освоение космоса.
Глобус — модель Земного шара. Земная ось, экватор, полюса.
Особенности изображения суши и воды на глобусе.
Физическая карта полушарий. Распределение воды и суши на Земле.
Океаны на глобусе и карте полушарий.
Материки на глобусе и карте полушарий (Евразия, Африка, Северная
Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида).
Первые кругосветные путешествия (Магеллан, Крузенштерн, Лисянский).
Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании
Солнцем

земной

поверхности

(отвесные,

наклонные

и

скользящие

солнечные лучи).
Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата.
Пояса освещенности: жаркий, умеренные, холодные. Изображение их на
11

глобусе и карте полушарий.
Природа тропического пояса.
Природа умеренных и полярных поясов.
Карта России
Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте нашей
страны. Столица России — Москва.
Границы России. Сухопутные границы на западе и юге.
Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря
Северного Ледовитого океана.
Моря Тихого и Атлантического океанов.
Острова и полуострова России.
Работа с контурными картами.
Рельеф нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья.
Работа с контурными картами.
Горы: Урал, Северный Кавказ, Алтай, Саяны.
Крупнейшие месторождения полезных ископаемых (каменного угля,
нефти, железной и медной руд, природного газа).
Работа с контурными картами.
Река Волга.
Реки: Дон, Днепр, Урал.
Реки Сибири: Обь, Енисей.
Реки Лена и Амур.
Озера Ладожское, Онежское, Байкал, Каспийское море. Крупные
города России (по выбору учителя).
Работа с контурными картами.
Наш край на физической карте России.

12

7 класс
Особенности природы и хозяйства России
Географическое положение России на карте мира.
Европейская и азиатская части России.
Административное деление России.
Разнообразие рельефа.
Полезные ископаемые, их основные месторождения.
Климат России.
Водные ресурсы России, их использование.
Население России. Народы России.
Промышленность — основа хозяйства, ее отрасли.
Сельское хозяйство, его отрасли.
Транспорт. Экономическое развитие европейской и азиатской частей
России.
Природные зоны России
Размещение природных зон на территории России.
Карта природных зон России.
Зона арктических пустынь
Положение на карте.
Климат.
Растительный и животный мир.
Население и его основные занятия.
Северный морской путь.
Зона тундры
Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые.
Климат. Водоемы тундры.
Растительный мир.
Животный мир.
13

Хозяйство. Население и его основные занятия.
Города: Мурманск, Нарьян-Мар, Воркута, Норильск, Анадырь.
Экологические проблемы Севера. Охрана природы тундры.
Лесная зона
Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые.
Климат.
Реки, озера, каналы.
Растительный мир. Хвойные леса (тайга).
Смешанные и лиственные леса.
Животный мир.
Пушные звери.
Значение леса.
Промышленность и сельское хозяйство лесной зоны. Промышленность и
сельское хозяйство Центральной России.
Города Центральной России.
Особенности развития хозяйства Северо-Западной России. Города СевероЗападной России: Санкт-Петербург, Архангельск, Новгород, Псков,
Калининград.
Западная Сибирь.
Восточная Сибирь.
Дальний Восток.
Заповедники и заказники лесной зоны. Охрана леса. Обобщающий урок по
лесной зоне.
Зона степей
Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые. Реки. Растительный
мир.
Животный мир.
Хозяйство. Население и его основные занятия.
Города лесостепной и степной зон: Воронеж, Курск, Оренбург, Омск,
Города степной зоны: Самара, Саратов, Волгоград, Ростов-на- Дону,
14

Ставрополь, Краснодар.
Охрана природы зоны степей.
Зона полупустынь и пустынь
Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые.
Климат. Реки.
Растительный мир.
Животный мир.
Хозяйство. Население и его основные занятия .
Города зоны полупустынь и пустынь.

Зона субтропиков
Положение на карте.
Курортное хозяйство. Население и его основные занятия. Города- курорты
(Сочи, Туапсе, Анапа, Геленджик ). Город Новороссийск.
Высотная поясность в горах
Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Климат.
Особенности природы и хозяйства Северного Кавказа.
Города и экологические проблемы Урала.
Алтайские горы. Особенности природы. Хозяйство. Население и его
основные занятия. Города.
Горы Восточной Сибири. Хозяйство. Население и его основные занятия.
Города.

8 класс
Введение
15

Что изучают в курсе географии материков и океанов. Материки
и части света на глобусе и карте.
Мировой океан
Атлантический океан.
Северный Ледовитый океан.
Тихий океан.
Индийский океан.
Современное изучение Мирового океана.
Африка
Географическое положение.
Разнообразие рельефа, климат, реки и озера.
Природные зоны. Растительный мир тропических лесов. Животный мир
тропических лесов.
Растительный мир саванн.
Животный мир саванн.
Растительный и животный мир пустынь.
Население. Государства: Египет, Эфиопия, Танзания, Демократическая
республика Конго (ДР Конго), Нигерия, Южно-Африканская республика
(ЮАР) или другие по выбору учителя.
Австралия
Географическое положение.
Разнообразие рельефа, климат, реки и озера.
Растительный мир.
Животный мир.
Население.
Австралийский Союз.
Океания. Остров Новая Гвинея.
Антарктида
Географическое положение. Антарктика.
Открытие Антарктиды русскими мореплавателями. Разнообразие рельефа,
16

климат.
Растительный

и

животный

мир

Антарктиды.

Охрана

природы.

Современные исследования Антарктиды.
Северная Америка
Географическое положение.
Разнообразие рельефа, климат.
Реки и озера
Растительный и животный мир.
Население и государства.
Соединенные Штаты Америки.
Канада.
Мексика. Куба.
Южная Америка
Географическое положение.
Разнообразие рельефа, климат.
Реки и озера.
Растительный мир тропических лесов.
Животный мир тропических лесов.
Растительный мир саванн, степей, пустынь и горных районов.
Животный мир саванн, степей, полупустынь, гор.
Население. Государства: Бразилия, Аргентина, Перу или другие по выбору
учителя.
Евразия
Общая характеристика материка
Географическое положение
Очертания берегов Евразии. Моря Северного Ледовитого и Атлантического океанов. Острова и полуострова.
Очертания берегов. Моря Тихого и Индийского океанов.Острова и
полуострова.
Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые Европы.
17

Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые Азии.
Климат Евразии.
Реки и озера Европы.
Реки и озера Азии.
Растительный и животный мир Европы.
Растительный и животный мир Азии.
Население Евразии.
Культура и быт народов Европы и Азии.

9 класс
Государства Евразии
Политическая карта Евразии.
Европа
Западная Европа
Южная Европа
Северная Европа
Восточная Европа
Азия
Центральная Азия
Юго-Западная Азия
Южная Азия
Юго-Восточная Азия
Россия
Свой край
История возникновения нашего края.
Географическое положение. Границы. Рельеф.
Климат. Предсказание погоды по местным признакам. Народные приметы.
Полезные ископаемые и почвы.
18

Реки, пруды, озера, каналы. Водоснабжение питьевой водой. Охрана
водоемов.
Растительный мир (деревья, кустарники, травы, цветочно-декоративные
растения, грибы, орехи, ягоды, лекарственные растения). Красная книга.
Охрана растительного мира.
Животный мир нашей местности. (Хищные и травоядные, дикие и
сельскохозяйственные животные, птицы, рыбы, земноводные, насекомые.)
Вред природе, наносимый браконьерами. Красная книга. Охрана животных.
Помощь зимующим птицам. Заповедники, заказники.
Население нашего края (области). Национальный состав. Обычаи, традиции,
костюмы, фольклорные песни и танцы, национальная кухня.
Промышленность. Ближайшие промышленные предприятия, где могут
работать выпускники школы.
Сельское хозяйство (специализация: растениеводство, животноводство,
бахчеводство и т.п.).
Транспорт (наземный, железнодорожный, авиационный, речной).
Архитектурно-исторические и культурные памятники нашего края.
Форма промежуточной аттестации усвоения программного материала по
предмету предполагает решение тестовых заданий.
Тематическое планирование уроков по учебному курсу
«География»
6 класс
№
п\п
1
2
3
4
5

Тема урока
ВВЕДЕНИЕ
География-наука о Земле, населении, его
хозяйственной деятельности.
Наблюдения за изменением высоты Солнца и
изменениями погоды.
Явления природы.
Географические сведения о своей местности и о
труде населения.
Обобщение по теме «Введение».

Количество
часов
5
1
1
1
1
1
19

6
7
8
9
10
11
12
13
14

15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40

ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ
Горизонт. Линии горизонта.
Стороны горизонта.
Компас и правила пользования им.
Ориентирование.
Обобщение по теме «Ориентирование»
ФОРМЫ ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ
Экскурсия для ознакомления с формами рельефа.
Рельеф. Основные формы.
Овраги, их образование.
Горы. Понятия о землетрясениях и извержениях
вулканов.
ВОДЫ НА ЗЕМЛЕ
Вода на Земле.
Родник и его образование.
Колодец. Водопровод.
Река, её части. Горные и равнинные реки.
Как люди используют реки.
Озёра. Водохранилища.
Болота.
Океаны и моря. Явления природы: ураганы.
Острова и полуострова.
Водоёмы в нашей местности.
Обобщение по теме «Вода на Земле»
ПЛАН И КАРТА
Рисунок и план предмета.
План и масштаб.
План класса.
План школьного участка.
Условные знаки плана местности.
Условные знаки плана местности
План и географическая карта.
Условные цвета физической карты.
Физическая карта России.
Значение географической карты в жизни и
деятельности людей.
Обобщение по теме «План и карта»
ЗЕМНОЙ ШАР
Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне.
Планеты.
Земля – планеты. Освоение космоса.
Глобус – модель Земли.
Физическая карта полушарий.

5
1
1
1
1
1
4
1
1
1
1
11
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
11
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
15
1
1
1
1
1
20

41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

Распределение воды и суши.
Океаны на глобусе и на карте полушарий.
Материки на глобусе и карт полушарий.
Первые кругосветные путешествия.
Значение Солнца для жизни на Земле.
Понятие о климате. Основные типы климата.
Пояса освещенности: жаркий, умеренные,
полярные.
Природа тропического пояса.
Природа умеренных и полярных поясов.
Обобщение по теме «Земной шар».
КАРТА РОССИИ
Географическое положение России.
Границы России. Сухопутные границы.
Морские границы. Моря Северного Ледовитого
океана.
Моря Тихого и Атлантического океана.
Острова и полуострова России.
Поверхность нашей родины.
Горы: Кавказ, Алтай, Саяны.
Крупнейшие месторождения полезных
ископаемых.
Реки: Волга с Окой и Камой.
Реки: Дон, Днепр, Урал.
Реки Сибири: Обь, Енисей.
Реки: Лена, Амур.
Озёра России.
Нижегородская область на карте России.
Обобщение по теме «Карта России».
Обобщение по теме «Основные географические
понятия»
Обобщение по теме «Физическая география».
Обобщение по теме « Основные понятия
физической географии».

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
17
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

7 класс
№
п.п
1
2

Тема урока
Тема « Особенности природы и хозяйство России»
Географическое положение России на карте
мира.
Европейская и азиатская части России.

Количество
часов
11
1
1
21

3
4
5
6
7
8
9
10
11

12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27

28
29
30
31
32
33
34

Административное деление Российской
Федерации.
Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые.
Климат России.
Водные ресурсы России.
Население России. Народы России.
Промышленность – основа хозяйства.
Сельское хозяйство, его отрасли.
Транспорт. Экологическое развитие
европейской и азиатской частей России.
Обобщающее повторение «Особенности
природы и хозяйство России»
Тема «Природные зоны»
Размещение природных зон по территории
России.
Карта природных зон.
Тема «Зона арктических пустынь»
Положение на карте.
Климат. Водоёмы .
Растительный и животный мир.
Население и его основные занятия.
Северный морской путь.
Обобщающее повторение.
Тема «Зона тундры»
Положение на карте. Рельеф и полезные
ископаемые.
Климат.
Растительный мир тундры.
Животный мир тундры.
Хозяйство. Население , его занятия.
Города тундры: Мурманск, Нарьян-Мар.
Города тундры: Норильск, Анадырь.
Экологические проблемы севера. Охрана
природы тундры.
Тема «Лесная зона»
Положение на карте. Рельеф и полезные
ископаемые.
Климат.
Реки, озёра, каналы.
Растительный мир. Хвойные леса.
Смешанные и широколиственные леса.
Животный мир.
Пушные звери.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
6
1
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
18
1
1
1
1
1
1
1
22

35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58

59
60
61
62
63

Значение леса.
Промышленность и сельское хозяйство лесной
зоны.
Промышленность и сельское хозяйство
Центральной России.
Города Центральной России: Москва,
Н.Новгород, Владимир, Ярославль.
Особенности развития Северо-Западной
России.
Города: Санкт-Петербург, Новгород, Псков,
Смоленск, Калининград.
Западная Сибирь.
Восточная Сибирь.
Дальний Восток.
Заповедники и заказники лесной зоны.
Обобщение по теме «Лесная зона»
Тема «Зона степей»
Положение на карте. Рельеф и полезные
ископаемые.
Растительный и животный мир.
Хозяйство и население.
Города степной зоны: Самара, Саратов,
Волгоград, Ростов-на-Дону.
Охрана природы.
Обобщающее повторение.
Тема «Зона полупустынь и пустынь»
Положение на карте. Рельеф и полезные
ископаемые.
Климат. Реки.
Растительный мир.
Животный мир.
Хозяйство. Население и его основные занятия.
Города полупустынь и пустынь.
Обобщение по теме «Зона пустынь и
полупустынь»
Тема «Зона субтропиков»
Положение на карте.
Курортное хозяйство.
Тема «Высотная поясность»
Положение на карте. Рельеф и полезные
ископаемые.
Особенности природы Северного Кавказа.
Города и экологические проблемы Урала.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
6
1
1
1
1
1
1
7
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
6
1
1
1
23

Алтайские горы. Хозяйство. Население и его
основные занятия. Города.
Горы Восточной Сибири. Хозяйство. Население
и его основные занятия. Города.
Обобщающее повторение по теме «Высотная
поясность»
Обобщающее повторение по теме «Физическая
география России»
Обобщающее повторение по теме «Физическая
география России»

64
65
66
67
68

№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.

1
1
1
1
1

8 класс
Тема урока

Количество
часов
Что изучает география материков и океанов.
1
Мировой океан.
1
Атлантический океан.
1
Северный Ледовитый океан.
1
Тихий океан.
1
Индийский океан.
1
Современные исследования Мирового океана.
1
9
АФРИКА
Географическое положение. Очертания
1
материков. Острова и полуострова Африки.
Разнообразие рельефа, климата и природных
1
условий Африки.
Растительность тропических лесов.
1
Животный мир тропических лесов.
1
Растительный мир саванн.
1
Животный мир саванн.
1
Растительность и животный мир пустынь.
1
Население и государства Африки.
1
Обобщающее повторение Африка».
1
7
АВСТРАЛИЯ
Географическое положение. Очертание
1
берегов.
Разнообразие рельефа и климата.
1
Реки и озёра.
1
Растительность Австралии.
1
Животный мир Австралии.
1
Население Австралии. Австралийский Союз.
1
Обобщающее повторение «Австралия».
1
24

24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.

АНТАРКТИДА
Географическое положение. Очертание
берегов. Открытие Антарктиды.
Разнообразие рельефа. Особенности природы.
Растительный и животный мир Антарктиды.
Современные исследования Антарктиды.
Охрана природы.
Обобщающее повторение «Антарктида».
СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА
Открытие Америки Колумбом.
Географическое положение Северной
Америки.
Разнообразие рельефа. Климат.
Реки и озёра Северной Америки.
Растительный и животный мир Северной
Америки.
Население и государства.
США.
Канада, Мексика, Куба.
Обобщающее повторение «Северная
Америка».

5
1
1
1
1
1
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
10

38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.

48.
49.

ЮЖНАЯ АМЕРИКА
Географическое положение Южной Америки.
Рельеф. Климат Южной Америки.
Реки и озёра Южной Америки.
Растительность тропических лесов Южной
Америки.
Животный мир тропических лесов Южной
Америки.
Растительность саванн, пустынь и горных
районов.
Животный мир саванн, пустынь и горных
районов.
Население и государства. Бразилия.
Аргентина. Перу.
Обобщающее повторение «Южная Америка».
ЕВРАЗИЯ
Географическое положение. Условные
границы между Европой и Азией.
Очертания берегов. Моря Северного
Ледовитого и Атлантического океанов.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
17
1
1
25

50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.

Острова и полуострова.
Очертания берегов. Моря Тихого и
Индийского океанов. Острова и полуострова.
Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые
Европы.
Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые
Азии.
Климат Евразии.
Реки и озёра Европы.
Реки и озёра Азии.
Растительный и животный мир Европы.
Растительный и животный мир Азии.
Природа Евразии.
Особенности природы Евразии.
Население Евразии.
Государства Евразии.
Государства Евразии.
Культура и быт народов Евразии.
Обобщающее повторение «Евразия»
Обобщающее повторение по теме
«Материки»
Обобщающее повторение по теме «Материки
и океаны».
Обобщающее повторение курса «Материки и
океаны».
Экскурсия в природу.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

9 класс
№ п\п Тема урока

Количество
часов
1

1.

Политическая карта Евразии.

2.

Великобритания

1

3.

Франция.

1

4.

Германия.

1

5.

Австрия. Швейцария.

1

6.

Испания.

1

7.

Италия.

1

8.

Греция.

1
26

9.

Норвегия.

1

10.

Швеция.

1

11.

Финляндия.

1

12.

Польша. Чехия. Словакия.

1

13.

Венгрия.

1

14.

Румыния.

1

15.

Сербия. Черногория. Албания.

1

16.

Эстония.

1

17.

Латвия.

1

18.

Литва.

1

19.

Белоруссия.

1

20.

Украина.

1

21.

Молдавия.

1

22.

Казахстан.

1

23.

Узбекистан.

1

24.

Туркмения.

1

25.

Киргизия.

1

26.

Таджикистан.

1

27.

Грузия.

1

28.

Азербайджан.

1

29.

Армения.

1

30.

Турция.

1

31.

Ирак.

1

32.

Иран.

1

33.

Афганистан.

1

34.

Индия.

1

35.

Китай.

1

36.

Монголия.

1

37.

Корея.

1
27

38.

Япония.

1

39.

Япония.

1

40.

Вьетнам. Лаос. Таиланд.

1

41. Границы России.

1

42.

Россия – крупнейшее государство Евразии.

1

43.

Административное деление России.

1

44.

Столица. Крупные города России.

1

45.

Обобщающий урок «Государства Евразии».

1

46.

Обобщающий урок «Евразия».

1

Нижегородская область

21

47.

Географическое положение Нижегородской

1

области.
48.

Основные черты рельефа. Поверхность

1

Нижегородской области.
49. Полезные ископаемые и их использование.

1

50.

Климат Нижегородской области.

1

51.

Реки Нижегородской области. Экологические

1

проблемы.
52.

Озера и болота. Экологические проблемы.

1

53.

Природные зоны Нижегородской области.

1

54.

Почвы Нижегородской области. Охрана и

1

использование.
55.

Растительный мир Нижегородского края.

1

56.

Животный мир Нижегородской области.

1

57.

Охрана природы. Красная книга Нижегородской

1

области. Памятники природы Нижегородской
области.
58.

Население Нижегородской области.

1
28

59.

Народное хозяйство Нижегородской области.

1

60. Промышленность. Важнейшие отрасли.

1

61. Машиностроение. Химическая промышленность.

1

Лесной комплекс.
62.

Специализация сельского хозяйства Нижегородской

1

области.
63.

Транспорт Нижегородской области.

1

64.

Нижний Новгород.

1

65.

Города нашей области.

1

66.

Экологические проблемы Нижегородской области.

1

67.

Обобщающее повторение по теме "Нижегородская

1

область".
68.

Общение курса «География материков и океанов

1

Описание учебно-методического и материально-технического
обеспечения
Класс
6

Название учебника

Авторы

География

Т.М.Лифанова

Год издания
2016

Е.Н.Соломина
7

География

Т.М.Лифанова

2016

Е.Н.Соломина
8

География

Т.М.Лифанова

2016

Е.Н.Соломина
9

География

Т.М.Лифанова

2016

Е.Н.Соломина

29

1. Т.А. Бороздина Уроки географии в 6 классе специальных

(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Планирование и конспекты уроков, Владос, 2014.
2. Т.А. Бороздина Уроки географии в 7 классе специальных

(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Планирование и конспекты уроков, Владос, 2014.
3. Т.А. Бороздина Уроки географии в 8 классе специальных

(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Планирование и конспекты уроков, Владос, 2014.
4. Т.А. Бороздина Уроки географии в 9 классе специальных

(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Планирование и конспекты уроков, Владос, 2014.
5. Т. М. Лифанова География. Рабочая тетрадь. 6 класс, Учебное пособие

для ОО, реализующих АООП, Москва, «Просвещение», 2018.
6. Т. М. Лифанова География. Рабочая тетрадь. 7 класс, Учебное пособие

для ОО, реализующих АООП, Москва, «Просвещение», 2018.
7. Т. М. Лифанова География. Рабочая тетрадь. 8 класс, Учебное пособие

для ОО, реализующих АООП, Москва, «Просвещение», 2018.
8. Т. М. Лифанова География. Рабочая тетрадь. 9 класс, Учебное пособие

для ОО, реализующих АООП, Москва, «Просвещение», 2017.
9. А.В.

Шульга

Методическое

обеспечение

к

изучению

темы

«Нижегородская область», 2009.
10. Шульга А.В. Рабочая тетрадь по географии Нижегородской области,

9 класс, 2015.
11. Игра «Географическое лото»
12. Географические диктанты
13. Тесты по географии
14. Дидактический и иллюстрационный и материал по начальному курсу

физической географии
30

15. Дидактический и иллюстрационный и материал по курсу географии

России
16. Дидактический и иллюстрационный материал по географии материков

и океанов
17. Минералы. Сокровища Земли
18. Твои любимые друзья – зверята

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
1.

Гербарий растений

2. Коллекция «Полезные ископаемые»
3. Коллекция «Минеральные породы»
4. Компас
5. Глобус
6. Коллекция «Минералы»
7. Контуры материков
Комплект настенных карт
1.

Карта полушарий (начальная школа)

2.

Карта полушарий

3.

Физическая карта России (начальная школа)

4.

Физическая карта России

5.

Российская Федерация, Федеративное устройство

6.

Природные зоны России

7.

Восточная Сибирь и Дальний Восток. Физическая карта.

8.

Политическая карта мира

9.

Карта океанов

10. Великие географические открытия
31

11. Африка. Физическая карта
12. Австралия. Физическая карта
13. Антарктида. Физическая карта
14. Северная Америка. Физическая карта
15. Южная Америка. Физическая карта
16. Евразия. Физическая карта
17. Евразия. Политическая карта
18. Европа. Политическая карта
19. Евразия. Политическая карта
20. Азия. Политическая карта.
21. Планеты Солнечной системы (плакат)

МЕДИАТЕКА
Комплект DVD для изучения различных тем в 6-9 классах.
Технические средства обучения
1.

Компьютер

2.

Мультимедийный проектор

3.

Интерактивная доска
Интернет-ресурсы:

1.

http://tana.ucoz.ru- современные уроки.

2.

http://pedsovet.su- методические материалы для уроков географии

3.

http://fcior.edu.ru. – коллекция электронных образовательных

ресурсов нового поколения.
4.

http://school-collection.edu.ru.- документы,

презентации,

электронные таблицы, видеоролики.
5.

http://obi.img.ras.ru.- база знаний по географии

6.

https://infourok.ru

7.

https://nsportal.ru
32

33


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».