Учебный план для обучающихся по адаптированным программа для лиц с РАС на 2023-2024 учебный год

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Бисертская средняя школа№1»
Россия, 623050, Свердловская область, пгт Бисерть, ул. Октябрьская, 10
тел./факс 8(34398) 6-21-87

ПРИНЯТ
на заседании
педагогического совета
протокол № 9 от 30.08.2023

УТВЕРЖДАЮ
Директора МКОУ
«Бисертская средняя школа№1»
___________________ Боев А.А.
приказ № 80 от 01.09.2023

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
для обучающихся по адаптированным программа для лиц с РАС

Учебный план обучающихся с РАС МКОУ «Бисертская средняя школа
№1» разработан на основании примерного учебного плана образовательных
организаций, реализующих ФАООП для обучающихся с РАС.
Учебный план фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём
аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных
предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение
по классам и учебным предметам.
В учебном плане представлены шесть предметных областей и
коррекционно-развивающая область. Содержание всех учебных предметов,
входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную
коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся в учете
особых образовательных потребностей этой категории обучающихся. Кроме
этого, с целью коррекции недостатков психического и физического развития
обучающихся в структуру учебного плана входит и коррекционно-развивающая область.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных
предметов обязательных предметных областей, которые должны быть
реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию
образовательных организациях, реализующих АООП, и учебное время,
отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования,
которое обеспечивает достижение важнейших целей современного
образования обучающихся с РАС:
формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение
системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а
также его интеграцию в социальное окружение;
формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся,
приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным
ценностям;
формирование здорового образа жизни, элементарных правил
поведения в экстремальных ситуациях.
В обязательную часть учебного плана в младших классах входят
следующие предметы: Русский язык, Чтение, Речевая практика, Математика,
Мир природы и человека, Рисование, Музыка, Ручной труд, Физкультура.
Содержание обучения в дополнительном первом классе имеет
пропедевтическую направленность, позволяющую:

1. сформировать у обучающихся социально-личностную, коммуникативную, интеллектуальную и физическую готовность к освоению
АООП;
2. сформировать готовность к участию в систематических учебных
занятиях, в разных формах группового и индивидуального взаимодействия с
учителем и одноклассниками в урочное и внеурочное время;
3. обогатить знания обучающихся о социальном и природном мире, опыт
в доступных видах детской деятельности (рисование, лепка, аппликация,
ручной труд, игра и др.).
В дополнительных классах учебные предметы (письмо и чтение),
входящие в состав предметной области «Язык и речевая практика»,
направлены на формирование коммуникативной и личностной готовности
обучающихся с РАС к школьному обучению, подготовку обучающихся к
усвоению элементарных навыков чтения и письма. На уроках чтения у
обучающихся развивается слуховое восприятие на основе дифференциации
неречевых и речевых звуков, закладываются основы фонематического анализа
и синтеза, совершенствуется произносительная сторона речи и т.д. В
результате этой работы у обучающихся развивается речевой слух,
формируется умение выделять некоторые звуки, определять их место, наличие
или отсутствие на фоне полного слова. В свою очередь, это позволит их
познакомить с некоторыми буквами, например: А У О М Н С. Таким образом,
создаются условия, обеспечивающие освоение обучающимися позиционным
слоговым чтением, которое будет в дальнейшем развиваться на уроках
обучения грамоте в 1-м классе. На уроках письма в подготовительном классе
у обучающихся развивается и совершенствуется зрительное восприятие,
пространственная ориентировка, мелкая моторика пальцев руки. Для
преодоления низкой коммуникативной и речевой активности обучающихся с
РАС в структуру учебного плана введен предмет «Речевая практика»,
способствующий
формированию
коммуникативно-речевых
навыков.
Учитывая, что устная речь является основой для формирования письменной
речи, в частности таких ее видов, как чтение и письмо, недельная учебная
нагрузка, предусмотренная для этого предмета, больше, чем то количество
часов, которое отводится на другие учебные предметы, входящие в состав
предметной области «Язык и речевая практика».
Учебный предмет «Математика» направлен на формирование
элементарных математических представлений, основанных на выделении
свойств предметов, сравнении предметов по отдельным свойствам (например,
размеру, форме, цвету), сравнении предметных совокупностей, установлении
положения предмета в пространстве.

В ходе изучения учебного предмета «Мир природы и человека»
(предметная область «Естествознание») у обучающихся не только
расширяются и систематизируются представления об окружающей
действительности, но и создается необходимая содержательная основа для
формирования навыков общения.
Уроки музыки, ручного труда и рисования, с одной стороны, обладают
высоким коррекционно-развивающим потенциалом, с другой ― оказывают
значительное влияние на формирование мотивационной сферы обучающихся,
положительное отношение не только к отдельным видам деятельности, но и
ко всей учебной деятельности в целом.
Учебные предметы, изучаемые в 1-х - 4-ом классах, в рамках таких
предметных областей, как «Язык и речевая практика», «Математика»,
«Естествознание» создают необходимую базу для овладения обучающимися
элементарными систематическими знаниями в старших классах.
Реализация АООП в части трудового обучения осуществляется с учетом
индивидуальных особенностей психофизического развития, здоровья,
возможностей, а также интересов учащихся.
Часть базисного учебного плана, формируемая участниками
образовательных
отношений,
обеспечивает
реализацию
особых
(специфических) образовательных потребностей, характерных для данной
группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого
обучающегося. Время, отводимое на данную часть внутри максимально
допустимой недельной нагрузки обучающихся (в дополнительном и 1 классе
в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями эта часть
отсутствует), может быть использовано на увеличение учебных часов,
отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; на
введение учебных курсов, обеспечивающих особые образовательные
потребности и различные интересы обучающихся, в том числе
этнокультурные.
Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками
образовательных отношений, предусматривает:
занятия, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных
потребностей обучающихся с РАС и необходимую коррекцию недостатков в
психическом и/или физическом, социальном развитии;
учебные занятия для факультативного или углубленного изучения
отдельных учебных предметов (например: элементарная компьютерная
грамотность, занимательная информатика, деловое и творческое письмо,
домоводство и др.);

учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в
том числе этнокультурные (например: история и культура родного края,
музыкально-ритмические занятия и др.)
Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана
представлено коррекционными занятиями (психокоррекционными)
и
ритмикой в младших классах. Всего на коррекционно-развивающую область
отводится 6 часов в неделю.
В ходе психокорреционных занятий применяются разные формы
взаимодействия с обучающимися, направленные на преодоление или
ослабление проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию
личности и межличностных отношений учащихся. Основные направления
работы связаны с развитием эмоционально-личностной и познавательной
сферы учащихся и направлены на:
гармонизацию психоэмоционального состояния;
формирование осознанного и позитивного отношения к своему «Я»;
повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности;
развитие коммуникативной сферы;
формирование навыков самоконтроля;
развитие способности к эмпатии, сопереживанию;
формирование продуктивных видов взаимодействия с окружающими (в
семье, классе),
повышение социального статуса ребенка в коллективе, формирование и
развитие навыков социального поведения).
формирование
учебной
мотивации,
активизация
сенсорноперцептивной, мнемической и мыслительной деятельности.
На занятиях ритмикой осуществляется коррекция недостатков
двигательной, эмоционально-волевой, познавательной сфер средствами
музыкально-ритмической деятельности. Занятия способствуют развитию
общей и речевой моторики, укреплению здоровья, формированию навыков
здорового образа жизни у обучающихся с РАС.
Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их
количественное соотношение осуществляется, исходя из психофизических
особенностей обучающихся с РАС на основании рекомендаций психологомедико-педагогической
комиссии
и
индивидуальной
программы
реабилитации и абилитации инвалида.
Время, отведенное на реализацию коррекционно-развивающей области,
не учитывается при определении максимально допустимой недельной
нагрузки, но учитывается при определении объемов финансирования.

Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при
определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но
учитывается при определении объёмов финансирования, направляемых на
реализацию АООП.
Для развития потенциала тех обучающихся с РАС, которые в силу
особенностей своего психофизического развития испытывают трудности в
усвоении отдельных учебных предметов, могут разрабатываться с участием их
родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы, в
рамках которых формируются индивидуальные учебные программы
(содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и формы образования).
Продолжительность учебных занятий не превышает 40 минут.
Продолжительность учебных занятий в дополнительном первом классе
составляет 35 минут. При определении продолжительности занятий в 1-м
классе используется «ступенчатый» режим обучения: в первом полугодии (в
сентябре, октябре − по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре
− по 4 урока по 35 минут каждый; январь-май − по 4 урока по 40 минут
каждый).
Продолжительность учебной недели в течение всех лет обучения – 5
дней. Пятидневная рабочая неделя устанавливается в целях сохранения и
укрепления здоровья обучающихся. Обучение проходит в одну смену.
Продолжительность учебного года на первой ступени общего
образования составляет 34 недели, в дополнительном первом и 1-м классе —
33 недели.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не
менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для обучающихся в
дополнительном первом и 1 классе устанавливаются в течение года
дополнительные недельные каникулы.

Учебный план недельный обучающихся МКОУ «Бисертская средняя
школа №1» с расстройствами аутистического спектра
(АООП НОО, вариант 8.3)

Предметные
области
Класс
Учебные
предметы
Обязательная часть
1. Язык и 1.1.Русский язык
речевая
1.2.Чтение
практика
1.3.Речевая
практика
2.
2.1.Математика
Математика
3.Естествозн 3.1.Мир природы
ание
и человека
4. Искусство 4.1. Музыка
4.2. Рисование
5.
5.1. Физическая
Физическая
культура
культура
6.
6.1. Ручной труд
Технологии
Итого
Часть,
формируемая
участниками образовательных
отношений
Максимально
допустимая
годовая нагрузка (при 5дневной учебной неделе)
Внеурочная
деятельность
(направления)
Общеинтеллектуальное
Общекультурное
Спортивно-оздоровительное
Духовно-нравственное
Социальное
Коррекционно-развивающая
область

1
доп

Количество часов
I
II
III

IV

2
2
3

3
3
2

3
4
2

3
4
2

3
4
2

3

3

4

4

4

2

2

1

1

1

2
2

2
1

3

3

1
1
3

1
1
3

1
1
3

2

2

1

1

1

21
-

21
-

20
3

20
3

20
3

21

21

23

23

23

5

5

5

5

5

1
1
1
1
1
5

1
1
1
1
1
5

1
1
1
1
1
5

1
1
1
1
1
5

1
1
1
1
1
5

Логопедические занятия

2

2

2

2

2

Психокоррекционные занятия

1

1

1

1

1

Ритмика

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Коррекционные
занятия
основным предметам

по

Учебный план недельный обучающихся МКОУ «Бисертская средняя
школа №1» с расстройствами аутистического спектра
(АООП НОО, вариант 8.3)

Предметные
области
Класс
Учебные
предметы
Обязательная часть
1. Язык и 1.1.Русский язык
речевая
1.2.Чтение
практика
1.3.Речевая
практика
2.
2.1.Математика
Математика
3.Естествозн 3.1.Мир природы
ание
и человека
4. Искусство 4.1. Музыка
4.2. Рисование
5.
5.1. Физическая
Физическая
культура
культура
6.
6.1. Ручной труд
Технологии
Итого
Часть,
формируемая
участниками образовательных
отношений
Максимально
допустимая
годовая нагрузка (при 5дневной учебной неделе)

1
доп

Количество часов
I
II
III

IV

66
66
99

99
99
66

102
102
68

102
136
68

102
136
68

99

99

136

136

136

66

66

34

34

34

66
66

66
33

99

99

34
34
102

34
34
102

34
34
102

66

66

34

34

34

693
-

693
-

680
102

680
102

680
102

693

693

782

782

782

Внеурочная
деятельность
(направления)
Общеинтеллектуальное
Общекультурное
Спортивно-оздоровительное
Духовно-нравственное
Социальное
Коррекционно-развивающая
область
Логопедические занятия

165

165

170

170

170

33
33
33
33
33
165

33
33
33
33
33
165

34
34
34
34
34
170

34
34
34
34
34
170

34
34
34
34
34
170

66

66

68

68

68

Психокоррекционные занятия

33

33

34

34

34

Ритмика

33

33

34

34

34

33

33

34

34

34

Коррекционные
занятия
основным предметам

по


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».